Обучение школьников с ТНР диафрагмальному дыханию с помощью комплексной образовательно – профилактической программы «Волна»
Оценка 5

Обучение школьников с ТНР диафрагмальному дыханию с помощью комплексной образовательно – профилактической программы «Волна»

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
дефектология +1
Взрослым
11.12.2018
Обучение школьников с ТНР диафрагмальному дыханию с помощью комплексной  образовательно – профилактической программы «Волна»
Обучение школьников с ТНР диафрагмальному дыханию с помощью комплексной.docx
Бюджетное  общеобразовательное учреждение «Чебоксарская общеобразовательная школа  для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья № 2»  Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики Обучение школьников с ТНР диафрагмальному дыханию с помощью комплексной  образовательно – профилактической программы «Волна» Чебоксары, 2018 Комплексная образовательно – профилактическая программа «Волна» Комплексная   образовательно   –   профилактическая   программа   «Волна» предназначена для обучения диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции на основе технологии функционального биоуправления.  Основной   целью  программы   является   ­   обучение   ребенка   навыку   правильного, оптимального   типа   дыхания.   Использование   программы   «Волна»   в   школьных   условиях обеспечивает   создание   здоровьесберегающей   среды,   помогает   решать   проблемы психофизиологических и психоэмоциональных нарушений. Принцип  обучения   диафрагмально­релаксационному   дыханию   и   навыкам психофизиологической   саморегуляции   что   эффективное функционирование любой биологической системы зависит от возврата информации в виде обратной связи о работе этой системы.   основан   на   том, Показания. В системе коррекционной работы программа «Волна» может применяться в случаях: Показания, противопоказания. ­ ­ ­ ­ ­ ­ наличия психосоматических нарушений; наличия   у   ребенка   неорганических   нарушений   внимания,   работоспособности, произвольного контроля поведения; наличия невротических нарушений; наличия логоневроза; снижения адаптационных возможностей, иммунитета; наличия психоэмоциональных проблем. Общими показаниями к работе с программой являются: ­ ­ ­ ­ ­ ­ наличие высокой стрессовой нагрузки, этапы возрастных кризисов, хроническая неуспеваемость, проблемы личностного развития, периоды адаптации к новым требованиям (поступление в школу, экзамены и т.д.), наличие факторов риска вовлечения в потребление психоактивных веществ.  Противопоказания. Абсолютные: ­ ­ запрет на работу с монитором компьютера; грубые   нарушения   интеллекта,   не   позволяющие   понимать   инструкции   учителя   ­ логопеда. Относительные: ­ ­ обострения хронических заболеваний кардио­респираторной системы, значительные   нарушения   сердечного   ритма,   не   позволяющие   получать   адекватные сигналы обратной связи, что существенно усложняет работу учителя ­ логопеда. Ограничения. Работа по программе с детьми, имеющими заболевание  бронхиальной астмы (а также при   некоторых   психических  заболеваниях,   характеризующихся   резкими   перепадами состояний),   может   спровоцировать   приступ.   Специалист,   работающий   с   такими   детьми, должен   обладать   определенными   знаниями   поведения   в   подобных   ситуациях   или осуществлять  работу   в   присутствии   медицинского   работника.   Несмотря   на  некоторые сложности в работе с такими детьми, эти заболевания не являются противопоказаниями к работе. Напротив, работа с ними приведет к улучшению состояния ребенка, тем не менее, это накладывает определенные ограничения на работу и предъявляет особые требования к уровню компетенции специалиста. Сеансы   тренировок   по   методу   «Волна»   строго   индивидуальны,   дозированы   и контролируются в ходе каждого сеанса на протяжении всего коррекционного курса. В   ходе   сеанса   специальные   приборы   и   компьютерные   комплексы   «Волна» регистрируют   у   ребенка   физиологические   показатели   (параметры)   работы   какой   ­либо функциональной системы организма и отображают полученную информацию в доступной форме,   в   виде   зрительных   и   слуховых   сигналов   обратной   связи   с   использованием следующих сюжетов: «Столбик», «Полоса», «Слайды», «Прозрачность», «Игра­Бабочка», «Видео». Структура курса и продолжительность работы. При   работе   по   программе   «Волна»   рекомендуется   придерживаться   следующей структуры курса: 1. Вводное ознакомительное занятие (1 занятие).  Знакомство с программой и целью ее применения. 2. Первичный этап (1 занятие). Основной   целью   этого   этапа   является   выявление   особенностей психофизиологического   и   психоэмоционального   состояния   ребенка,   определение индивидуальной   тактики   обучения   дыханию.   Проводится   первичный   сеанс,   в   ходе которого   оцениваются   параметры   дыхания   и   показатели   деятельности   сердечно­ сосудистой системы. Длительность 5 – 10 минут. 3. Информационно ­ практический этап (2 ­ 3 занятия).  Целью   данного   этапа   работы   является   формирование   мотивации   на   работу   по программе,   ознакомление   обучающихся   с   возможностями   саморегуляции.   На   этом этапе   работы   обучающимся   рассказывают   о   стрессовых   нагрузках,   об   основах саморегуляции,   о   дыхании   и   возможностях   произвольного   управления   дыханием. Ребята знакомятся с биокомпьютерным тренажером, объясняется методика дыхания. Проводится ряд упражнений на диафрагмальное дыхание. Длительность занятия 15­20 минут. 4.1. 4.2. 4. Практический этап (9 занятий). Целью  этого  основного  этапа  работы  является  выработка  навыка  диафрагмального дыхания. На этом этапе проводится психофизиологический тренинг с использованием компьютерного тренажёра «Волна». Этап состоит из трех рабочих фаз: Постановка навыка дыхания. (2 ­ 3 занятия). В ходе этих занятий обучающийся осваивает технику диафрагмального дыхания. Обучение диафрагмальному дыханию (3 – 4 занятия). В   ходе   этих   занятий   вырабатывается   устойчивый   навык   диафрагмального дыхания и формируется новое оптимальное функциональное состояние. 4.3. Закрепление навыка диафрагмального дыхания (3 – 5 занятий). В ходе этих занятий проводится закрепление навыка дыхания. При необходимости коррекционной   работы   проводятся   занятия   по   формированию   тактики эффективного поведения в проблемных ситуациях. Заключительный этап (1 занятие). Целью этого этапа является оценка эффективности работы по программе. Проводится   заключительный   сеанс,   аналогичный   первичному,   результаты   которого позволяют отследить прогресс тренировок и успешность проведенного тренинга.  На   базе   нашей   школы   была   проведена   первичная   диагностика   с   использованием комплексной образовательно – профилактической программы «Волна». Основной целью которой   является     выявление   особенностей   психофизиологического   и психоэмоционального состояния ребенка, определение индивидуальной тактики обучения дыханию.  ­ В   экспериментальном   исследовании   приняли   участие   29   обучающихся   разного возраста. В ходе диагностического сеанса оценивались параметры дыхания и показатели деятельности   сердечно­сосудистой   системы.   Длительность   сеанса   ­   5   минут.   Оценка результатов   показала,   что   14   обучающихся   вошли   в   группу   риска.   В   дальнейшем   в комплекс развивающей и коррекционной работы будут включены индивидуальные занятия по программе «Волна». Основными показаниями для занятий являются:  заикание, нарушение речевого дыхания;  высокая тревожность, ситуативные фобии, депрессия, страхи; Работа по программе № Этапы работы 1. Постановка дыхания     – работа – отдых 2. Обучение дыханию     – работа – отдых Врем я   2 мин. 1 мин.   3 мин. 1 мин. 3. Закрепление навыка  игра «Бабочка»       – работа – отдых 3 мин. 1 мин. Обучение  любым  навыкам  базируется  на знании  конечных  результатов исполнения. Результат   действия   достигается   только   тогда,   когда   ребенок   знает,   как   хорошо выполняется   это   действие.   При   использовании   программы   «Волна»   реакция   организма может   быть   скорректирована   путём   постановки   определённой   задачи   и   наличии положительного   подкрепления   при   успешном   выполнении   задачи.   Программа предусматривает активное участие ребёнка в процессе коррекции своих физиологических функций и навыков.

Обучение школьников с ТНР диафрагмальному дыханию с помощью комплексной образовательно – профилактической программы «Волна»

Обучение школьников с ТНР диафрагмальному дыханию с помощью комплексной  образовательно – профилактической программы «Волна»

Обучение школьников с ТНР диафрагмальному дыханию с помощью комплексной образовательно – профилактической программы «Волна»

Обучение школьников с ТНР диафрагмальному дыханию с помощью комплексной  образовательно – профилактической программы «Волна»

Обучение школьников с ТНР диафрагмальному дыханию с помощью комплексной образовательно – профилактической программы «Волна»

Обучение школьников с ТНР диафрагмальному дыханию с помощью комплексной  образовательно – профилактической программы «Волна»

Обучение школьников с ТНР диафрагмальному дыханию с помощью комплексной образовательно – профилактической программы «Волна»

Обучение школьников с ТНР диафрагмальному дыханию с помощью комплексной  образовательно – профилактической программы «Волна»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2018