ОБУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЯМ НАПИСАНИЯ ЭССЕ-МНЕНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
английский язык
11 кл
03.03.2018
В современном открытом обществе широкого диалога культур письменная форма общения выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому и в Федеральном государственном образовательном стандарте отношение к письму и обучению учащихся выражать свои мысли в письменной форме изменилось. Из средства обучения другим видам речевой деятельности или средства контроля речевых навыков и умений, письмо стало целью обучения в программах всех типов образовательных учреждений. Кроме того, участие в иноязычных конкурсах и сдача ЕГЭ по иностранным языкам требуют от учащихся умения заполнять анкеты, писать резюме и разнообразные эссе.
Развернутое эссе-мнение как форма итогового контроля на едином государственном экзамене традиционно представляет для выпускников особую сложность. Это задание повышенного уровня проверяет сформированность ряда умений: строить развернутое письменное высказывание на иностранном языке, выражать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, приводить примеры в поддержку суждений, логически правильно строить высказывание, использовать соответствующие языковые средства для оформления мыслей и средства логической связи, стилистически правильно оформлять высказывание, соблюдать требуемый объем. В связи с этим обучение написанию аргументированного высказывания требует комплексного подхода, системного обучения эффективным стратегиям выполнения задания.
статья_эссе.docx
ОБУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЯМ НАПИСАНИЯ ЭССЕМНЕНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
(Кузьмин Сергей Александрович, учитель английского языка высшей категории МБОУ
«Елизаветинская СОШ» Адамовского района Оренбургской области)
Любой экзамен — это испытание
не только для учеников,
но и для их учителей.
Древняя мудрость
В современном открытом обществе широкого диалога культур письменная форма
общения выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому и в Федеральном
государственном образовательном стандарте отношение к письму и обучению учащихся
выражать свои мысли в письменной форме изменилось. Из средства обучения другим
видам речевой деятельности или средства контроля речевых навыков и умений, письмо
стало целью обучения в программах всех типов образовательных учреждений. Кроме того,
участие в иноязычных конкурсах и сдача ЕГЭ по иностранным языкам требуют
от учащихся умения заполнять анкеты, писать резюме и разнообразные эссе.
Развернутое эссемнение как форма итогового контроля на едином государственном
экзамене традиционно представляет для выпускников особую сложность. Это задание
повышенного уровня проверяет сформированность ряда умений: строить развернутое
письменное высказывание на иностранном языке, выражать собственное мнение,
аргументировать свою точку зрения, приводить примеры в поддержку суждений, логически
правильно строить высказывание, использовать соответствующие языковые средства для
оформления мыслей и средства логической связи, стилистически правильно оформлять
высказывание, соблюдать требуемый объем. В связи с этим обучение написанию
аргументированного высказывания требует комплексного подхода, системного обучения
эффективным стратегиям выполнения задания.
Написанием эссемнения целесообразно завершать изучение лексической темы, когда
учащиеся имеют возможность обобщить и систематизировать фактические знания по теме
и достаточно свободно владеют активной лексикой для того, чтобы обсуждать проблемные
вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Любой ученик, успешно сдавший ЕГЭ по иностранному языку, подтвердит, что
процедура написания эссе должна быть настолько отработана и доведена до такой степени
автоматизма, чтобы на самом экзамене основная энергия пишущего была направлена
на стройное изложение мыслей, а не на строгое соблюдение экзаменационного
формата. Ознакомились с темой, набрасываем шаблон (об этом чуть позже)
и выстраиваем логическое рассуждение на заданную тему, не забывая про лексико
грамматическое оформление высказывания. Чтобы добиться такого умения, нужно
настроиться на серьёзную, кропотливую, а иногда и рутинную работу, написав в результате,
по крайней мере, несколько десятков тренировочных сочинений.
высказыванию включает в себя несколько этапов.
Мотивационный этап, цель которого — погружение в тему, создание атмосферы,
побуждающей учащихся думать и рассуждать. На данном этапе учитель может
использовать в своей работе следующие приемы: просмотр видеоролика по теме,
обсуждение цитаты, комментирование предложенных картинок или диаграмм. Хорошим
подспорьем для учителя является тематическая подборка видеороликов к каждому
разделу учебника. Этот материал является стимулом к обсуждению проблем, вызывает
эмоциональный отклик у учащихся и, как следствие, желание размышлять над проблемой
сначала в устной, а потом и в письменной форме.
Этап анализа формулировки темы направлен на развитие умения учащихся
выделять ключевые слова в теме сочинения, которые помогают определить границы
рассмотрения темы, не позволяющие учащимся отклоняться от нее в своих рассуждениях и
Эффективная модель обучения аргументированному письменному выходить за ее рамки. Например, анализируя тему эссемнения, предложенную в учебнике
«Английский в фокусе» 10 класс, мы выделяем следующие ключевые слова:
Most countries consider tourism essential. On the other hand, some people believe that it can
have serious negative effects. What is your opinion?
Семантический анализ темы позволяет четко определиться с ее границами:
положительное и отрицательное влияние туризма на жизнь страны. Далее переходим к
обсуждению этого влияния в разных сферах. На этом этапе важно выявить проблемный
характер темы, неоднозначность существующих мнений. При обсуждении этого вопроса
нужно развивать умение учащихся перефразировать тему, используя синонимичные слова и
выражения.
Несомненно, на этапе подготовки к написанию эссемнения важная роль отводится
принципу взаимосвязи устной и письменной речи. Письменному оформлению высказывания
должен предшествовать этап сбора материала, аргументов, подтверждающих ту или иную
точку зрения по теме в определенных нами рамках, их систематизации, структурирования
согласно предлагаемому плану.
Этап обсуждения темы эффективно проводить, используя технологию мини
дебатов, когда учащиеся самостоятельно разбиваются на группы для обсуждения:
1 группа — учащиеся, которые согласны с данным утверждением;
2 группа — учащиеся, которые не согласны с данным утверждением;
3 группа — учащиеся, которые на данном этапе еще не уверены в своей точке зрения.
Предварительное обсуждение в группах с использованием приема мозгового штурма
позволяет учащимся определиться с аргументами в поддержку своей точки зрения. При
проведении минидебатов представитель каждой команды формулирует аргумент и
подтверждает его примерами, разъяснениями. Команда соперников имеет возможность
опровергнуть точку зрения своих оппонентов, выдвинув контраргументы. Задача каждой из
команд — доказать и отстоять свою точку зрения, убедить в правильности своей позиции.
Роль судей исполняют учащиеся третьей группы, которые, выслушав обе команды, делают
вывод, какая из них была более убедительна. Важно развивать умение учащихся
формулировать вывод по итогам обсуждения, в котором они отражают неоднозначность
рассматриваемой проблемы, но делают выбор в пользу своего мнения. По мере
проведения минидебатов все учащиеся делают пометки в картах, представляющих
структуру эссемнения, фиксируя наиболее убедительные аргументы и примеры. Можно
завести словари, куда учащиеся записывают фразыклише для каждой части сочинения,
а в специально заведенных тетрадях выполняют упражнения,
способствующие
и стимулирующие освоение написания абзаца, примеры чужих эссе, их анализ и оценивание
согласно критериям, свои собственные абзацы, написанные на разные темы и проблемы.
На этапе структурирования материала, по сути, разрабатывается развернутый
план эссемнения. Opinion Essay
200250 words
Introduction
State the problem: attention grabber + background (2–3 sentences, a rhetorical question)
State your opinion
I think… I believe… In my opinion… In my view… I doubt whether…
Argument 1 + reason with explanation and proof
In the first place… First of all… To start/begin with…
The reason why… is that… This would mean… By doing this… As a result … Thus… For
example…,
such as, like, especially, in particular
Argument 2 + reason with explanation and proof
Secondly…, In addition, What is more…
Argument 3 + reason with explanation
Thirdly…, Finally.., Moreover
and evidence
Give an opposing view
On the other hand… Yet, it is argued that… People argue that… There are people who
oppose… Opponents of this way say… Many people think… It is often assumed that…
Nevertheless…
Argument(s) for the other view 1–2
They argue that…They doubt the…They are afraid that…
Your counter argument(s) 1–2
I am afraid, however, that… Contrary to what most people believe…, I disagree…, I am sure…
Conclusion. Restate your opinion
In conclusion… On the whole… To sum up… All in all… All things considered… Taking
everything into account…
Схема структуры эссемнения ориентирует учащихся на построение сочинения в
соответствии с планом, логичное деление на соразмерные по величине абзацы, грамотное
использование средств логической связи в соответствии со стилем высказывания,
соблюдение требования к объему.
Составление и обсуждение развернутого плана эссемнения является эффективной
подготовкой для следующего этапа — этапа самостоятельной работы учащихся над
окончательным оформлением аргументированного письменного высказывания, которое
может проводиться в классе или дома. Существенную помощь при этом могут оказать
карты самопроверки, представленные в учебнике «Английский в фокусе», акцентирующие
внимание учащихся на критериях, которые должны быть соблюдены при написании эссе
как в отношении его организации и содержания, так и языкового оформления. Особое внимание здесь должно уделяться формированию умения подбирать синонимы
и антонимы, навыка перефразирования (restate your opinion), использования разнообразной
лексики, соответствующей поставленной коммуникативной задаче, умения избегать
повторения лексических единиц,
соблюдения правил словообразования
и словосочетаемости, использования имён прилагательных и наречий, которые придадут
письменной речи ясность и богатство.
Данный этап работы содержит упражнения типа:
Read the following essay. Complete it with appropriate adjectives and adverbs to enrich
the text.
Read the second essay and use a variety of alternative expressions to avoid the
repetitions.
Read the essay and change grammatical structure of some sentences to avoid
grammatical repetition.
Read the third criterion of evaluation, analyze the following essay and state if it satisfies
the requirements.
Мы считаем, что во время подготовки к письменной части ЕГЭ очень важно учить ребят
не бездумно заучивать готовые образцы (практика показывает, что на экзамене это плохо
работает: либо пишут не на тему, либо путаются в заученных аргументах), а учить
правильно составлять и развивать аргументы, анализировать написанное, проверять свои
ошибки.
Можно рекомендовать учащимся держать перед собой памятку при написании работ:
Внимательно читай задание!
Обращай внимание на время написания! Отбирай материал, необходимый для эссе в соответствии с поставленными
коммуникативными задачами
Используй необходимые словасвязки, фразы!
Помни о формате (схеме) эссе!
Не используй лексику, данную в задании, подбирай синонимы!
Большую ценность имеет и этап взаимопроверки, когда учитель предлагает
учащимся обменяться своими работами и, выступив в роли экспертов, проверить и оценить
эссе одноклассников по критериям, используемым на ЕГЭ: содержание — 3 балла,
организация — 3 балла, лексика — 3 балла, грамматика — 3 балла и орфография,
пунктуация — 2 балла. Им предлагается традиционная схема оценивания задания 40 из
сборников по подготовке к ЕГЭ. Практика показывает, что поначалу учащимся непросто
справляться с этим заданием, им приходится неоднократно перечитывать работы, они не
всегда уверены в правильности исправлений, которые они вносят в работу карандашом.
Тем не менее, этот вид деятельности вызывает у них большой интерес, особенно когда
позже они могут сравнить свою оценку работы с оценкой учителя, представленной в той же
схеме. Более того, обучаясь анализировать чужую работу, учащиеся прочно усваивают
критерии, которым должно соответствовать эссе в формате ЕГЭ, и более осознанно
начинают анализировать и редактировать свои собственные работы.
Использование представленной модели обучения аргументированному письменному
высказыванию позволяет совершенствовать навыки продуктивной письменной речи,
развивать познавательный интерес через проблемное обучение, вовлекать учащихся в
самостоятельную практическую деятельность. Наконец, эта поэтапная модель задает
алгоритм самостоятельной деятельности учащихся при написании эссе в условиях
контрольных срезов, олимпиад или экзамена и обеспечивает успешное выполнение задания.
ОБУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЯМ НАПИСАНИЯ ЭССЕ-МНЕНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
ОБУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЯМ НАПИСАНИЯ ЭССЕ-МНЕНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
ОБУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЯМ НАПИСАНИЯ ЭССЕ-МНЕНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
ОБУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЯМ НАПИСАНИЯ ЭССЕ-МНЕНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
ОБУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЯМ НАПИСАНИЯ ЭССЕ-МНЕНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.