Цель: формирование толерантных отношений друг к другу, развитие способности адекватно и более полно познавать себя и других людей
Ход занятия
Посмотрите, как об общении говорили великие люди:
«Умение вести разговор - это талант». Стендаль
Разговор - это, прежде всего, умение слушать своего собеседника. Ещё Цицерон говорил: «Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого».
«Тот, кто думает, что можно обойтись без других, – заблуждается; но ещё сильнее заблуждается тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него»?
Франсуа де Ларошфуко
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого». Л.Н.
Толстой
«Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент Экзюпери Выберите одно из высказываний эпиграфом нашего занятия.
На протяжении жизни нам приходится общаться с разными людьми, но большую радость нам дарит общение с друзьями. Понятие дружбы неразрывно связано с общением. Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чем её особая сила, непреходящая ценность.
Я хотела бы предложить вам небольшое задание, возьмите цветные фломастеры и нарисуйте столько смайликов-мордашек, сколько вы хотели бы иметь друзей.
Посмотрите на результаты нашей игры, каждый из вас хотел бы дружить с одним, двумя, а большинство хотело бы иметь много друзей. Мы можем сделать вывод, что потребность в общении испытывает каждый человек.
С давних времен люди придавали огромное значение слову и тому, как оно сказано. Давайте посмотрим, что об этом говорит народная мудрость.
Конкурс "Пословицы"
Каждому из вас раздаю набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.
1). В добрый час молвить, а в худой - промолчать. (Нужно знать, когда говорить, а когда молчать)
2). Слово не воробей - вылетит, не поймаешь. (Прежде, чем что-либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном. Что сказано, того не воротишь, от того не откажешься.)
3). Доброе слово железные ворота отопрет. (Если к людям по доброму, то и они тебе помогут всегда, особенно в трудную минуту)
4). Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (Краткость - сестра таланта. Чем проще выражена ваша мысль - тем ближе и вернее ваш путь к уму и сердцу слушателей)
5). Красно поле пшеном, а беседа умом. (Приятно разговаривать с умным человеком, а не с глупцом).
Молодцы. Итак, можно сделать вывод, что от того, как мы общаемся - зависят наши взаимоотношения друг с другом, насколько хорошо мы понимаем себя и окружающих.
У каждого из нас за день происходит много контактов с самыми разными людьми. Минутный разговор в коридоре. Взгляд, которым обменялись в столовой и
т.д. И всякий раз настроение и самочувствие людей во многом зависят от того, приветливы ли были они сами и окружающие их люди.
Ребята, как вы думаете, воспитанные ли вы люди? Легко ли окружающим рядом с вами? Давайте проверим! Класс делится на две команды.
Конкурс « Знаешь ли ты этикет?»
Каждый участник получает карточку с ситуацией. Нужно выбрать правильный ответ и объяснить свой выбор.
Например:
Карточка 1.
Как поступить, если вы увидели знакомого слишком поздно и не успели поздороваться?
А) догнать и поздороваться
Б) сделать вид, что все в порядке
В) при следующей встрече все объяснить и извиниться.
Карточка 2.
Можно ли одалживать расческу?
А) Можно. Не ходить же лохматым.
Б) Нельзя. Расческа – предмет личного пользования.
В) Можно. Но только близким людям.
Карточка 3.
Вы проходите мимо группы учителей, среди которых ваш классный руководитель. Как поступить?
А) Поздороваться с классным руководителем, вежливо назвав его по имени и отчеству.
Б) Не называя имени и отчества, поздороваться, глядя на классного руководителя, подчеркивая этим уважение к нему.
В) Поздороваться со всеми учителями, даже если они не работают в вашем классе.
Итак, вежливость и воспитанность ценится с давних пор. Еще во времена Петра 1 существовала книга о культуре поведения «Юности честное зерцало», в которой были слова: «Вежливу быть не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый, т.е. гордый, высокомерный, болван»
Мы все люди очень разные. И чтобы умело общаться, надо с детства учиться вести себя так, чтобы всем с вами было хорошо, приятно, удобно. Тогда и вам будет легко с окружающими. Ведь не зря говорят: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.
Между людьми, которые друг с другом общаются, иногда возникают противоречия, что может явиться причиной ссор и размолвок. Повторюсь, поскольку мы все совершенно разные, то и отношение к конфликтам тоже разное:
есть люди совершенно бесконфликтные, которые сделаю все, чтобы избежать столкновения, а некоторые без конфликтов не представляют свою жизнь.
Бывают такие случаи в общении, когда собеседник неправильно интерпретирует интонацию, и возникает конфликт. Например, шел какой-то диалог, а потом… - А что ты голос на меня повышаешь?
- Да я не повышаю.
- Нет повышаешь!
- Нет, не повышаю! (С раздражением) - Ты чего орешь?!!! - Да не ору я!!! (Крича)
Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Интонация».
Инструкция: обучающимся предлагаются карточки с названием эмоции или чувства: удивление, восторг, сожаление, радость, (злоба, грубость).
За основу упражнения берется фраза: Привет! Как неожиданно мы с тобой встретились! Очень рада тебя видеть! Как дела? Что нового произошло, пока мы с тобой не виделись?
После этого учащиеся по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, которое записано на карточке. Остальные – пытаются отгадать, какая эмоция вложена в заданную фразу.
Итак, можно сказать, что мы теперь понимаем друг друга с полуслова по интонации? Общая цель достигнута. Мы прислушивались друг к другу, ловили интонационный настрой.
Беседа с детьми «Современные средства связи».
Воспитатель задает наводящие вопросы.
Но иногда бывает так, что какое-то сообщение надо срочно передать. Какие средства связи и общения придумали люди? (Телефон, телеграф.) Какие еще средства связи и общения существуют в наше время? (Письмо, радио, телефакс, телетайп, телевидение, сотовая связь и т.д., газеты, журналы...)
Правильно, все это - средства связи и общения между людьми. Благодаря связи людям стало легче общаться, передавать необходимую информацию.
- Представьте себе, что было бы без связи на железнодорожном вокзале или в аэропорту, как могли бы работать, общаться с другими людьми, а как люди могут общаться друг с другом, мы узнаем на занятии.
Сегодня на внеклассном занятии вы хорошо поработали, и я думаю, приятно пообщались. А сейчас вы попробуйте сформулировать вывод этого занятия, к чему вы пришли, что решили для себя. Что нужно сделать, чтобы дружеское общение было приятным, интересным? Какими качествами мы должны обладать?
Закончить же я хочу словами великого французского писателя Антуана де Сент Экзюпери, автора книги «Маленький принц»: «Зорко одно лишь сердце, главного глазами не увидишь»
Давайте сформулируем правила хорошего общения.
Улыбайтесь, т.к. чувство юмора укрепляет общение.
Будьте доброжелательными. Доброжелательность делает мир добрее.
Проявляйте искренний интерес к другим.
Чаше обращайтесь к собеседнику.
Поощряйте собеседника рассказать о себе.
«Поступай по отношению к другим так же, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе» (Д. Карнеги).
Помните эти правила, отправляясь завоевывать новых друзей в незнакомой компании, и удача всегда будет с вами. Спасибо за внимание.
Конкурс "Пословицы"
1). В добрый час молвить, а в худой - промолчать. (Нужно знать, когда говорить, а когда молчать)
2). Слово не воробей - вылетит, не поймаешь. (Прежде, чем что-либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном. Что сказано, того не воротишь, от того не откажешься.)
3). Доброе слово железные ворота отопрет. (Если к людям по доброму, то и они тебе помогут всегда, особенно в трудную минуту)
4). Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (Краткость - сестра таланта. Чем проще выражена ваша мысль - тем ближе и вернее ваш путь к уму и сердцу слушателей)
5). Красно поле пшеном, а беседа умом. (Приятно разговаривать с умным человеком, а не с глупцом).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.