Обзор ведущих образовательных концепций
Оценка 5

Обзор ведущих образовательных концепций

Оценка 5
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
27.11.2018
Обзор ведущих образовательных концепций
В статье представлен обзор ведущих образовательных концепций, в том числе: 1. Таксономия результатов обучения Джона Биггса. 2. Таксономия результатов обучения Кевина Коллива. 3. Поэтапное формирование умственных действий Девида Кольба. 4. "Смена парадигм" Кена Робинсона. Представленные идеи будут полезны педагогам, работающим в ВУЗах и ТиПО.
Таксономия SOLO Джона Биггса.docx
Таксономия SOLO Джона Биггса. обучения. результатов  SOLO   (Structure   of   the   Observed   Learning   Outcome)   ­  Структура наблюдаемых   Данная   таксономия   помогает классифицировать   результаты   обучения  с   точки   зрения   их  сложности, помогает оценить результаты обучения студентов с учетом их комплексности. Эта   теория   впервые   была   построена   Джоном   Биггсом   и   Кевином Коллисом   в   1982 г.   и   в   дальнейшем   (2003 г.)   основательно   описана   Дж. Биггсом. Согласно данной теории, существуют 5 стадий (уровней) повышения комплексности   (сложности)   понимания   студентами   предмета.   Не   все студенты проходят все 5 стадий, можно пройти их частично в зависимости от обучения (рис. 7). , Описыв ать, Иде перечи нти слять, фиц комбин иров ировать ать, дела делать ть алгорит прос тые Моност Мульт проц руктур едур иструк ы а тура Количествен ная фаза I I I I I мы ь, ы, ь Теоретиз ировать, обобщат строить гипотез отражат Сравни вать, против опостав лять, объясн ять причин ы, анализ ировать устанав ливать Взаим Распре связь, деленн одейс примен твие ять Качественная абстрак I I I I I I I I , ая ция фаза Рис. 7.  Уровни SOLO (Биггс Дж., 2003) Повышение   сложности   идет   от  моноструктурирования   знаний  к мультиструктурированию,   затем   к   пониманию  взаимосвязей  и,   наконец, умению абстрагировать. То есть сначала мы понимаем и выполняем одну или несколько аспектов когнитивной задачи (без взаимосвязей). Затем мы узнаем, как их интегрировать в единое целое, и наконец, обобщаем, абстрагируем и можем переносить на другие явления, процессы, предметы.  В теории Джона Биггса также используется понятие  конструктивного выравнивания  или  конструктивного   согласования  (Constructive   Alignment, 1999).   Примером   служит   ситуация:   с   одной   стороны,   высказывания учащимися, слушателями их  желаемых результатов обучения, и, с другой стороны,   педагогом   ­  целей   обучения   в   начале  занятия   или   программы образования.   Затем   педагог   и   учащиеся   конструктивно   выравнивают ожидаемые результаты для лучшей мотивации учащихся. Педагог определяет также методы оценивания и методику учебной деятельности, ориентируясь на уже  выровненные  поставленные   задачи.   Конструктивное   выравнивание пример   результато­ориентированного   обучения   (outcomes­based   education (OBE). Такой прием можно использовать при обучении студентов, повышении квалификации учителей и других специалистов. Выравнивание и согласование ожидаемых результатов педагога с обучающимися помогает студентам взять на себя ответственность за свое обучение, а также способствует установлению доверительных   отношений   между   студентом   и   преподавателем.   Задача педагога ­ создать среду, которая внушает оптимизм и поддержку студентам участия   в соответствующей и необходимой когнитивной интеллектуальной деятельности.  Шаги конструктивного выравнивания:  ­ согласованное определение результатов обучения; ­ выбор стратегий обучения и преподавания, которые могут позволить студентам достигнуть результатов; ­ оценка результатов студентов и качества обучения.  Цикл Колба — одна из моделей обучения, основанная на поэтапном формировании умственных действий. Ее автором является специалист по психологии обучения взрослых Дэвид Колб (David A. Kolb). По его мнению, процесс обучения представляет собой цикл или своеобразную спираль. Это своего рода цикл накопления личного опыта, в дальнейшем — обдумывания и размышления, и в итоге — действия. Основные 4 этапа модели Колба таковы: 1)   Непосредственный,   конкретный   опыт   (concrete   experience)   —   любой человек должен уже иметь некоторый опыт в той области или сфере, которой хочет обучиться. 2) Наблюдение и рефлексия или мыслительные наблюдения (observation and reflection) — данный этап предполагает обдумывание и анализирование человеком имеющегося у него опыта, знаний. 3)   Формирование   абстрактных   концепций   и   моделей   или   абстрактная концептуализация  (forming abstract  concepts)  —  на  этом   этапе   происходит выстраивание некой модели, описывающей  полученную информацию, опыт. Генерируются   идеи,   выстраиваются   взаимосвязи,   добавляется   новая информация относительного того, как все работает, устроено. 4) Активное экспериментирование (testing in new situations) — последний этап   предполагает   экспериментирование   и   проверку   на   применимость созданной   модели,   концепции.   Результатом   этого   этапа   является непосредственный новый опыт. Далее круг замыкается. Успешность   модели   Колба   основана   на   том,   что   она   удобна,   подходит практически   для   любого   человека.   Также   модель   Колба   основывается   на имеющемся   у   человека   опыте,   а   значит,   обучение   будет   максимально результативным. Цикл   Колба   учитывает,   что   обучение   взрослых   людей   имеет   свои особенности:  «Взрослый   обучаемый»   является   самостоятельным   человеком,   уже имеющим некий опыт, который будет полезен не только ему самому при обучении, но и тем, кто будет учиться вместе с ним.   Зачастую у него есть сильная мотивация к  обучению, обусловленная желанием решить какие­то вопросы, проблемы. Развитием модели Колба явился цикл шведского специалиста в области обучения Класа Мелландера. Он представил его следующим образом:  Мотивация — восприимчивость и психологическая готовность.  Информация   —   имеющиеся   данные   и   факты   преобразуются   в информацию.  Обработка  —  полученная   информация   преобразуется   в   понимание   и опыт.  Выводы — своеобразное превращение понимания и опыта в знания.  Применение — получение навыков и подходов из знаний.  Обратная   связь   —   усовершенствование,   а   также   дальнейшие размышления. Ниже   представлена   одна   из   самых   распространенных   схем   обучения, основанная на модели Колба и используемая при составлении тренинга: 1. Мотивация участников, актуализация новой темы (10% от всего времени обучения). Этот этап необходим для заинтересовывания участников тренинга, концентрации   их   внимания   на   изучаемой   теме,   представления   пользы   или необходимости   в   данном   материале.   Этот   этап   напрямую   влияет   на эффективность усвоения нового материала обучаемыми.   упражнения­вызовы, На   тренингах   для   мотивации   могут   использоваться   кейсы   на проблематизацию,   показывающие   отсутствие   у участников опыта или навыков, необходимых для решения актуальных для них задач. Например, на тренинге по продажам это может быть упражнение по продаже   чего­либо   тренеру,   во   время   выполнения   которого   тренер   явно может показать отсутствие какого­либо необходимого навыка у обучаемого. 2. Закрепление и повторение уже пройденного (20% от времени обучения). Этот   этап   тренинга   необходим,   прежде   всего,   для   формирования   у   его участников из разрозненных знаний последовательной логической структуры методов и навыков. 3. Изучение нового материала (50% времени) — основной этап тренинга, на котором происходит получение участниками новых навыков, знаний, методик, необходимых   для   решения   задач,   представленных   на   начальном   этапе тренинга. 4. Оценивание (10% времени) — данный этап позволяет оценить то, как усвоили новый материал участники тренинга. Оценивание обязательно должно быть наглядным, справедливым и непредвзятым, чтобы стать стимулом для продолжения обучения. Оценка может выставляться командой, тренером, а также самостоятельно каждым участником. 5. Подведение итогов, дебрифинг (10% от всего времени обучения) — этот этап включает в себя обратную связь с тренером: участники отмечают, что понравилось,   что   нет   на   тренинге,   оставляют   замечания.   Тренер,   в   свою очередь,   должен   замотивировать   на   самостоятельное   дальнейшее   изучение материала участниками. Часто при формировании программы обучения может быть использован принцип   вложенности,   когда   на   этапе   «Изучение   нового   материала» присутствует несколько дополнительных вложенных моделей Колба.

Обзор ведущих образовательных концепций

Обзор ведущих образовательных концепций

Обзор ведущих образовательных концепций

Обзор ведущих образовательных концепций

Обзор ведущих образовательных концепций

Обзор ведущих образовательных концепций

Обзор ведущих образовательных концепций

Обзор ведущих образовательных концепций

Обзор ведущих образовательных концепций

Обзор ведущих образовательных концепций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018