НОД по речевому развитию в средней группе на тему «В гости в лес мы идем»
Актуальность: Словообразование представляет собой сложный многообразный процесс. Пятый год жизни является периодом активного освоения ребенком способов словообразования. Безусловно, в практике дошкольного образования используются словесные игры, которые позволяют объяснить ребенку в доступной форме способы образования новых слов, а дошкольнику, в свою очередь, легко и быстро усвоить сложную систему грамматических закономерностей.
Цель: Способствовать развитию словообразования у детей пятого года жизни.
Задачи:
1. Закреплять знания детей об осенних изменениях в природе.
2. Формировать представление о разных видах деревьев, ягод.
3. Активизировать словарь по теме: листопад, Лесовичок, дремучий.
4. Закреплять умение преобразовывать существительные И.п ед.числа и мн.числа в Р.п.
5. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
6. Учить детей образовывать относительные прилагательные: дубовый, кленовый, березовый , рябиновый; малиновое, калиновое, рябиновое, земляничное.
7. Учить подбирать определение к слову лес (большой, осенний, дремучий…)
8. Продолжать работать над общими речевыми навыками, темпом, ритмом речи, артикуляцией.
9. Развивать зрительное внимание, общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, память.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Предварительная работа: чтение рассказов и стихов о лесе, осени; рассматривание иллюстраций о лесе, осени; беседы «Лес - наше богатство», «Здравствуй ,осень», «Золотая осень»; загадывание загадок о деревьях, ягодах; рисование «Осень в лесу», аппликация «Листопад».
Предметно - развивающая среда: осенние листья из картона (березовые, кленовые, дубовые, рябиновые); искусственные осенние деревья, шапочка Лесовичка, приглашение в виде оранжевого кленового листа, картинки с изображением лесных ягод ( малина, калина, рябина, земляника), палочки, корзинка с банками варенья , лужи из материала, аудиозаписи: пьеса «Октябрь» из альбома «Времена года» П.И.Чайковского, вальс «Осенний сон» А. Джойса, шум дождя и ветра, веселая мелодия.
Мотивация: подготовка к осеннему празднику.
Ход занятия:
(Звучит пьеса «Октябрь» П.И.Чайковского )
Воспитатель:
Посмотри, как день прекрасен
И как ясен небосклон,
Как горит под солнцем ясень,
Без огня пылает клен.
Вос-ль: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Ответы детей)
Вос-ль: Какие приметы осени вы знаете? (Ответы детей)
Вос-ль: Объясните, что такое листопад? (Ответы детей)
Вос-ль: Ребята, какого цвета листья на деревьях осенью? (Ответы детей)
(Звучит аудиозапись шума ветра)
Вос-ль: Налетел ветерок, зашелестели листочки и начали опадать. Давайте представим, что мы листочки, и полетим на землю.
Дыхательное упражнение «Ветер и листья»
(После вдоха дети задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук ф. Затем, делая ступенчатый выдох, несколько раз произносят этот звук и медленно опускают руки вниз - листья опадают.)
Двигательные упражнения «Прогулка в лес»
Вос-ль:
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать.
(Дети маршируют.)
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом.
(Дети идут змейкой между воображаемыми кочками.)
На носочки встали
И к лесу побежали.
(Дети бегут на носочках.)
Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем.
(Дети идут, высоко поднимая колени и перешагивая через воображаемые кочки.)
И снова по дорожке
Мы весело шагаем.
(Дети маршируют.)
Вос-ль: (показывает оранжевый кленовый лист)
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что стучится к нам в окно?
Вос-ль: Ребята, на этом кленовом осеннем листочке Лесовичок прислал нам приглашение: «Дорогие ребята группы «Почемучки». Приглашаю вас в гости на прогулку по осеннему лесу. Буду очень рад встрече с вами! Лесовичок.»
Вос-ль: Ребята, вы хотите отправиться в гости к старичку-лесовичку? (Ответы детей)
Вос-ль: А вы знаете, кто такой лесовичок?
Дети: Это добрый старичок, который живет в лесу. Он следит за лесом, охраняет его.
Вос-ль: Ребята, прежде чем пойти в лес мы должны вспомнить правила, как нужно вести себя в лесу. (Ответы детей)
(Читаю стихотворение Н.Рыжовой «Лесные правила» )
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.
Вос-ль: Вспомнили правила, теперь можно отправляться в гости в лес.
Вос-ль:
В добрый лес, старый лес,
Полный сказочных чудес.
По тропинке мы пойдем,
Тихо мы в него войдем.
Вос-ль: Вот мы и оказались в лесу.
(Звучит музыка. Дети идут среди искусственных деревьев. Воспитатель в это время быстро за деревом надевает шапочку Лесовичка и выходит)
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я Лесовичок. Я живу в лесу, в котором знаю каждое деревце, каждый листик и ягодку. Приглашаю вас на прогулку по осеннему лесу. Деревьев здесь видимо-невидимо. (Указывает на искусственные деревья.)
Лес-к: Ребята, какие деревья вы видите у меня в лесу, назовите. (Ответы детей)
(Звучит аудиозапись шум ветра)
Лес-к: Ой, ребята, подул сильный ветер и нападало много листьев.
(Воспитатель в это время разбрасывает листья по полу)
Лес-к: Какие красивые листочки! Берите их в руки и давайте с ними поиграем.
Физкультминутка
Мы листочки в руки взяли
Танцевать мы с ними стали
(Бегают стайкой с листочками в руках)
Все листочки у ребят
По лесу летать хотят
(Останавливаются и машут листьями)
Мы листочки все поднимем
И попляшем вместе с ними
(Дети поднимают руки с листочками вверх и
вертят ими из стороны в сторону)
Лес-к: Ребята, посмотрите, а листья- то все разные! (Показывает дубовый лист)
Лес-к: С какого дерева этот лист? (Ответы детей)
Лес-к: Значит, какой это лист? (Дубовый)
(Лесовичок поочередно показывает березовый, рябиновый и кленовый листья и задает детям аналогичные вопросы.)
Лес-к: Ребята, скажите в лесу деревья одинаковые по высоте или разные? (Ответы детей)
Лес-к: Почему? (Ответы детей)
Лес-к: Правильно, одни деревья старые, а другие- молодые. Давайте назовем маленькие деревья ласково.
Игра «Назови ласково»
Дерево - …деревцо
береза - …березка, березонька
дуб - …дубок
елка - …елочка
тополь - …тополек
Лес-к: А сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Лес и полянка».
В лесу растут деревья, а на поляне нет (чего?) …деревьев
В лесу растут березы, а на поляне нет (чего?)…берез
В лесу растут елки, а на поляне нет (чего?) …
В лесу растут дубы, а на поляне нет (чего?)…
Лес-к: Молодцы! Все верно ответили. Пойдемте, ребята, дальше.
Лес- к: В моем лесу и ягод видимо- невидимо. Какие лесные ягоды вы знаете? (Ответы детей: малину, землянику…)
(Лесовичок показывает картинки с изображением перечисленных детьми ягод.)
Лес-к: Из ягод я варю варенье на зиму. Например, из малины какое варенье получается? (Малиновое)
(Лесовичок поочередно называет остальные ягоды и задает аналогичный вопрос)
Лес-к: Ребята, вы правильно назвали все виды варенья. А вы любите варенье? (Ответы детей)
Лес-к: Почему? (Ответы детей)
Лес-к: Увидел я , какие вы умные, дружные. А лес вы любите? (Да)
Лес-к: А лес какой?
Игра «Подбери определение к слову лес»
Дети: Большой, дремучий, красивый, осенний, огромный…
Лес-к: Какие вы молодцы! Давайте поприветствуем природу.
Пальчиковая игра
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
(Поочередно похлопывают кончиками пальцев правой руки по кончикам пальцев левой руки, начиная с больших пальцев.)
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!
(Переплетают пальцы в замок и поднимают руки над головой.)
Лес-к: Осенью мне кто-то часто мешает спать. Кто этот безобразник, отгадайте?
Кто там топает по крыше?
Топ-топ-топ.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли!
Топ-топ-топ.
Может, кошек подковали?
Топ-топ-топ.
Дети: Это дождь.
(Звучит аудиозапись шума дождя. Лесовичок раздает детям палочки и предлагает поиграть: пропеть текст и отстучать ритм на слова «кап-кап-кап».)
Дождик, дождик, что ты льешь?
- Кап-кап-кап, кап-кап-кап!
Погулять нам не даешь?
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!
Очень мы хотим гулять.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!
Через лужицы скакать.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!
Лес-к: Вот и дождь закончился. Пора вам возвращаться домой. А на прощание я дарю вам осенний букет и корзинку с банками варенья из лесных ягод.
Дети: Спасибо большое!
Лес-к: Только идите аккуратно, не промочите ноги. Я вам в этом помогу, провожу вас. Но если на пути будут встречаться лужи, то перепрыгивайте их, договорились?
Дети: Хорошо.
( Звучит музыка. Дети идут за Лесовичком, перепрыгивают через лужи.)
Лес-к: Вот вы, ребята и пришли. А мне пора, к себе в лес. До свидания. Жду вас еще в гости. (Машет детям)
Дети: До свидания!
(Лесовичок уходит за дерево и быстро снимает шапку)
Рефлексия
Вос-ль: Ребята, где вы были, куда ходили? (Ответы детей)
Вос-ль: Что вы там видели? (Ответы детей)
Вос-ль: Что принесли из леса? (Ответы детей)
Вос-ль: Какое в корзинке варенье? (Ответы детей)
Вос-ль: А какие в букете листья? (Ответы детей)
Вос-ль: Ребята, вам понравилось путешествие? (Ответы детей)
Вос-ль: Что больше всего понравилось? (Ответы детей)
Вос-ль: Вы много ходили, устали, а теперь немного отдохните.
Релаксация
(Дети ложатся на спину на ковер, закрывают глаза. Звучит аудиозапись вальса А.Джойса «Осенний сон».)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.