Опыт работы наставничества по модели " учитель - учитель".

  • Лекции
  • docx
  • 22.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Краткое описание моей работы с молодым специалистом.
Иконка файла материала Опыт работы наставничества.docx

Опыт работы наставничества по модели «учитель – учитель»

Русева Наталья Владимировна, учитель начальных классов

ГБУ ОО ЗО « СОШ № 4» г Мелитополь Запорожской области

      Молодые педагоги, придя на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя. В этот период хорошо, если рядом будет коллега - наставник, готовый поддержать, помочь молодому педагогу.

      В 2019 году после окончания Мелитопольского государственного педагогического университета  к нам в школу пришла молодая учительница начальных классов Анна Константиновна Польченко. Наше сотрудничество с ней началось буквально с первого дня ее прихода в школу. Ее кабинет был рядом с моим. Поэтому она именно ко мне пришла с вопросом: « Где лучше подбирать материал для проведения первого урока в учебном году?»  По нашему обоюдному согласию, мы начали совместную деятельность наставника и наставляемого. Для меня это стало началом формирования опыта в роли учителя – наставника, новой страницей в моей педагогической деятельности.

     Я понимала, что для качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя необходим план мероприятий и конкретных шагов.

       Мной был разработан алгоритм, который включал:  

- подборку комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;

- проведение диагностики путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям: планирование работы; организация деятельности учителя; контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).

- выявление профессиональных проблем на основе анализа проведенной диагностики, собеседование с молодым педагогом, посещение уроков;

-составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год с учетом выявленных профессиональных проблем;

 -разработка карты индивидуального образовательного маршрута молодого специалиста;

- составление методических рекомендаций для организации работы;

-осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;

 - анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству .

    Своевременное выявление образовательных дефицитов, обучение и поддержка своих коллег повышает их конкурентоспособность.

При организации деятельности наставнических пар в учреждении образования наставничество рассматривается как важнейшее условие повышения педагогического мастерства. Полноценную консультацию и методическую помощь наставляемый получает и от методистов, и администрации школы, но следует отметить, что присутствие наставника создает дополнительную обстановку психологического комфорта и уверенности в возможности получения «быстрого совета», что позволяет легче и быстрее адаптироваться в коллективе. В рамках такого сотрудничества всегда есть возможность посетить уроки учителей, имеющих необходимый опыт работы.

Цели и задачи  работы наставника  с молодым специалистом

Цель работы с молодым педагогом  – оказание помощи в его профессиональном становлении,  тесное  вовлечение  молодого  педагога  в  трудовой  процесс  и общественную  жизнь  с  учетом  его  индивидуальных  наклонностей  и способностей.

Деятельность наставника  призвана решать следующие задачи:

  оказывать практическую помощь молодым специалистам в адаптации их к

работе в общеобразовательном учреждении, в вопросах совершенствования

теоретических знаний и методики преподавания учебной дисциплины;

  выявлять  базовые  профессиональные  потребности  молодых  педагогов  и содействовать их решению;

  создать  условия  для  совершенствования    и  развития    профессионально

значимых личностных качеств;

  формировать индивидуальный  стиль педагогической деятельности;

  содействовать  формированию  и  развитию  мотивации  профессиональной

деятельности начинающего педагога;

  пропагандировать  опыт  молодых  специалистов  и  стимулировать  их

личностно-профессиональное развитие.

Для  осуществления  системной    работы  с  молодым  специалистом

целесообразно выделить основные взаимосвязанные этапы деятельности:

  повышение  теоретической,  методической  и  психолого-педагогической

подготовки молодого специалиста;

  глубокое  изучение  и  освоение  молодым  специалистом  учебно-

методического комплекса, требований к современному уроку и внеурочной

работе по предметам;

  овладение молодым специалистом комплексного подхода к воспитательной

работе и методикой воспитывающего обучения;

  организация его творческой деятельности

               Для  осуществления  системной    работы  с  молодым  специалистом

целесообразно выделить основные взаимосвязанные этапы деятельности:

  повышение  теоретической,  методической  и  психолого-педагогической

подготовки молодого специалиста;

  глубокое  изучение  и  освоение  молодым  специалистом  учебно-

методического комплекса, требований к современному уроку и внеурочной

работе по предметам;

  овладение молодым специалистом комплексного подхода к воспитательной

работе и методикой воспитывающего обучения;

  организация его творческой деятельности.

              Наставник должен быть позитивно настроен по отношению к администрации школы, к педагогическому коллективу, так как он становится посредником между школой и молодым специалистом. Необходимым фактором успешной адаптации молодого  коллеги должны стать доверительные отношения с опытными   учителями, желание и возможность проявить свои творческие способности, делиться секретами  педагогического мастерства в неформальной атмосфере.  В числе деятельность учителя-наставника должна быть направлена на совершенствование знаний, умений и навыков, полученных в ВУЗе,  на формирование профессионально значимых, коммуникативных и управленческих качеств, на развитие и формирование способности и стремления к рефлексии собственной деятельности, потребности в проектировании своего дальнейшего профессионального роста.

 Осуществляя руководство молодым специалистом, наставник выполняет следующие функции:

-       знакомит с нормативными документами по организации образовательно- воспитательной деятельности;

-       знакомит с требованиями к ведению школьной документации, с системой школьной отчетности (форма, периодичность, содержание);

-       учит составлению рабочих программ, календарно-тематических планов и других учебно-методических материалов по предметам и курсам внеурочной деятельности;

-       привлекает молодого специалиста к разработке планов уроков, занятий, различного рода учебно-методической документации;

-       определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с молодым специалистом составляет план его профессионального становления, контролирует его выполнение, рекомендует необходимую методическую  литературу;

-       наставник с наставляемым посещают занятия творчески работающих учителей, анализируют их;

-       учитель – наставник посещает уроки, занятия, внеклассные мероприятия по предмету, родительские собрания у своего наставляемого  и проводит их анализ.

Программа наставничества включает следующие модули:

1.     Моделирование процесса обучения.

2.     Моделирование воспитательного процесса.

3.     Образовательные технологии.

4.     Конкурсное движение.

5.     Оформление методических материалов, разработок, продуктов, УМК.

Данные модули позволяют изначально формировать индивидуальный стиль деятельности, а также педагог быстрее может найти свою «зону» самореализации и развития.

Продолжительность модуля у каждого наставляемого своя. Модули не являются обязательными для всех. Все зависит от конкретного запроса.

Данные модули позволяют изначально формировать индивидуальный стиль деятельности, а также педагог быстрее может найти свою «зону» самореализации и развития.

Продолжительность модуля у каждого наставляемого своя. Модули не являются обязательными для всех. Все зависит от конкретного запроса.

Занятия строятся на следующих принципах:

принцип добровольности;

принцип научности (предполагает достоверность информации);

принцип взаимоуважения (всё общение должно строиться на основе взаимоуважения);

принцип личностного подхода (личность каждого молодого учителя является непреложной ценностью);

принцип ориентации на достижение успеха (создание ситуации успеха);        

принцип интерактивного обучения (методы, приёмы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых педагоги занимают активную позицию в процессе получения знаний);

принцип системности;

принцип сотрудничества.

         Свою работу с молодым специалистом я выстраиваю в три этапа:

§          На первом этапе – адаптационном определяю круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляю недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. Практика организации  помощи молодым специалистам показывает, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности. Диагностический подход позволяет:

§  точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства;

§  объективно оценить промежуточные и конечные результаты;

§  определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности;

§  наметить программу роста педагогического мастерства молодого специалиста;

§  учесть при организации методической работы не только проблему взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и аспекты психологической совместимости;

§  обеспечить тесную взаимосвязь методической работы с повышением общего культурного уровня молодых педагогов;

§  обеспечить оптимальное планирование методической работы.

Диагностирование выявляет возможности молодого специалиста и позволяет оценить результаты обучения, которое он получил в сравнении с требованиями, предъявляемыми к современному педагогу. Молодым специалистам предлагаю различные анкеты: «Анкета для молодых учителей», «Анкета молодого специалиста», «Анкета для изучения спроса и потребностей учителя», «Анкета для выявления способности учителя к саморазвитию».

         На втором этап – основном (проектировочном) разрабатываю и реализую программу адаптации, осуществляю корректировку профессиональных умений молодого учителя, разрабатываю индивидуальный план его профессионального становления и развития,  помогаю выстроить ему собственную программу самосовершенствования. В качестве рекомендации предлагаю два варианта плана работы  с молодым специалистом: «План работы наставника и молодого специалиста» и «План профессионального становления молодого специалиста.

          На третьем этапе – контрольно-оценочном, проверяю уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяю степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Наиболее эффективными формами работы с молодым специалистом для меня стали:

§  консультации с привлечением учителей высшей и первой категорий;

§  вовлечение в работу школьного методического объединения 

§  ознакомление с опытом других учителей, внедрение передового педагогического опыта;

§  накопление базовой информации и разработок в соответствии с темой работы школы;

§  подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок;

§  посещение уроков;

§  мониторинг адаптации молодых специалистов;

§  знакомство с новинками методической литературы;

§  организация творческих отчётов молодых специалистов.

 

           Таким образом, каждая форма работы с молодыми специалистами оказывает   влияние на достижение тех или иных целей. Качественно организованная система работы с молодыми кадрами, приоритет добрых традиций, опирающихся на созидательную деятельность педагогов, проекты самообразовательной деятельности, стремление повысить свои общекультурные знания способствуют мобильному росту педагога. Система непрерывного профессионального развития помогает достижению молодым педагогом желаемого профессионально статуса и признания в коллективе, среди обучающихся и их родителей, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру, позволяет достичь максимального удовлетворения в педагогической профессии. 

           Наставничество – это шаг вперёд к развитию профессиональных компетентностей не только молодого специалиста, но и педагога – наставника. Оно заставляет его соответствовать современным требованиям, ориентироваться в новых педагогических технологиях, владеть нормативно-правовой базой. Чтобы научить молодого специалиста быть настоящим учителем педагог-наставник должен сам им быть. И действительно, как говорил Сенека, – «Уча других – учись сам!»

Список литературы:

1.          Алямовская, В.Г. Социально-психологический аудит – инструмент управления. Основы педагогического менеджмента, 2003. №4.

2.          Ананьев, П. Диагностика и рейтинговая оценка в сельской школе/П.Ананьев// Школьные технологии. – 2004. –С. 184-185.

3.          Анистратенко, Л.И., Анистратенко, Е.А. Авторский проект «Школа 

     молодого учителя «Наша надежда».     festival.1september.ru/articles/578152/

4.          Аширов, Д.А. Трудовая мотивация. - М.: Т.К. Велби, Проспект, 2008.

5.          Борисова, Л.Г. Организационный дизайн: современные концепции 

     управления. - М.: Дело, 2010.

6.          Варламова, Е.П.,  Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе 

     образования.// «Вопросы психологии», 1997. №5.

7.          Глинский, А.А. Управление профессиональным становлением молодого педагога / А.А. Глинский //  - 2008. - № 10. - С. 3-8.

8.          Горбач, А.К. Молодые специалисты - это не только ценные кадры, но и дополнительная головная боль нанимателя / А.К. Горбач // Кадровик. - 2007. -№9.-С. 79-85.

9.          Дворядкина, Д.А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной  школе. Ростов-на-Дону, 2012

10.     Завало, Е.Н. Методические рекомендации по организации работы с    молодыми специалистами в учреждении образования. Лида, 2011.

11.     Коновалова, А.В. Процесс адаптации молодых специалистов в школе. nsportal.ru/shkola/.../process-adaptacii-molodyh-specialistov-v-shkole

12.     Круглова, И. В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя / И. Круглова // Народное образование. - 2007. - № 9. -С. 109-116.