Одаренные дети в системе дополнительного образования
Оценка 4.8

Одаренные дети в системе дополнительного образования

Оценка 4.8
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
14.02.2017
Одаренные дети в системе дополнительного образования
В материале освещаются вопросы одарённости, которые в настоящее время волнует многих учёных и педагогов, психологов и родителей. Рассказывается о том, что такое одарённость, в чём особенности работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования. Рассматриваются виды одаренности по разным классификациям.
Одаренные дети.doc
Одаренные дети в системе дополнительного образования.                   Вопросы одарённости в настоящее время волнует многих учёных, педагогов, психологов, родителей.                 Что такое одарённость, в чём особенности работы с одарёнными детьми? Одаренность  — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности  по  сравнению  с другими людьми.      Одаренный   ребенок  —   это   ребенок,   который   выделяется   яркими,   иногда выдающимися   достижениями   (или   имеет   внутренние   предпосылки   для   таких достижений) в том или ином виде деятельности.     На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие   и   характер   развития   одаренности   —   это   всегда   результат   сложного взаимодействия   наследственности   и   социокультурной   среды,   опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).     Существуют   две   крайние   точки   зрения:   «все   дети   являются   одаренными»   — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до   уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии   создания   благоприятных   условий.   Для   других   одаренность  —  уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.        Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего   подросткового   возраста   характерными   являются   различные   формы поэтического   и   литературного   творчества   и   т.п.   Под   влиянием   смены   возраста, образования,   типа   семейного   воспитания   и   т.д.   может   происходить   «угасание» признаков детской одаренности.  Проявления детской одаренности зачастую  трудно  отличить  от  обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально­экономическим статусом   (в   тех   случаях,   когда   семья   прилагает   усилия   по   его   развитию)   будет показывать   более   высокие   достижения   в   определенных   видах   деятельности   по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.            В качестве одной из причин отсутствия проявлений одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий   жизни)   предметной   области   деятельности,   соответствующей   дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.    Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам,   но   по   инициированным   им   самим   формам   деятельности.   Увлеченный техническим   конструированием   ребенок   может   дома   с   энтузиазмом   строить   свои модели,   но   при   этом   не   проявлять   аналогичной   активности   ни   в   школьной,   ни   в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции). Одаренные дети   далеко   не   всегда   стремятся   демонстрировать   свои   достижения   перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.                      Своеобразие   динамики   формирования   детской   одаренности   нередко проявляется   в   виде   неравномерности   (рассогласованности)   психического   развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание   в   развитии   письменной   и   устной   речи;   высокий   уровень   специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.      Оценка   конкретного   ребенка   как   одаренного   условна.   Самые   замечательные способности   ребенка   не   являются   прямым   и   достаточным   показателем   его достижений   в  будущем.  Надо   помнить,  что   признаки   одаренности,  проявляемые   в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане   констатации   статуса   определенного   ребенка,   т.к.   очевиден   психологический драматизм   ситуации,   когда   ребенок,   привыкший   к   тому,   что   он   «одаренный»,   на следующих этапах развития вдруг теряет признаки своей исключительности.     Исходя   из   этого,   в   практической   работе   с   детьми   вместо   понятия   «одаренный ребенок»   следует   использовать   понятие   «признаки   одаренности   ребенка»   (или «ребенок с признаками одаренности»).  Признаки одаренности     Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают   два   аспекта   поведения   одаренного   ребенка:   инструментальный   и мотивационный.   Инструментальный   характеризует   способы   его   деятельности,   а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Инструментальный   аспект  поведения   одаренного   ребенка   характеризуется наличием специфических стратегий деятельности. Выделяются три основных уровня успешности   деятельности,   с   каждым   из   которых   связана   своя   специфическая стратегия ее осуществления:   быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;  использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;   выдвижение   новых   целей   деятельности   за   счет   более   глубокого   овладения предметом,   ведущее   к   новому   видению   ситуации   и   объясняющее   появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.      Мотивационный   аспект   поведения  одаренного   ребенка   может   быть   описан следующими признаками:   Повышенная   избирательная   чувствительность   к   определенным   сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям   и   т.д.)   либо   определенным   формам   собственной   активности (физической,   художественно­выразительной   и   т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.    познавательной,  Повышенная познавательная потребность.   Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, увлеченность каким­либо предметом, погруженность в то или иное дело.    Высокая   требовательность   к   результатам   собственного   труда,   склонность ставить   сверхтрудные   цели   и   настойчивость   в   их   достижении,  стремление   к совершенству.  Виды одаренности     Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.   В   одаренности   можно   выделить   как   качественный,   так   и количественный аспекты.      Качественные   характеристики   одаренности   выражают   специфику   психических возможностей   человека   и   особенности   их   проявления   в   тех   или   иных   видах деятельности.   Количественные   характеристики   одаренности   позволяют   описать степень их выраженности.     Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:  1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики. 2. Степень сформированности. 3. Форма проявлений. 4. Широта проявлений в различных видах деятельности.  5. Особенности возрастного развития.       К   основным   видам   деятельности   относятся:   практическая,   теоретическая (познавательная),   художественно­эстетическая,   коммуникативная   и   духовно­ ценностная.   Сферы   психики   представлены   интеллектуальной,   эмоциональной   и мотивационно­волевой.  Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:   В   практической   деятельности,   в   частности,   можно   выделить   одаренность   в ремеслах, спортивную и организационную.   В  познавательной   деятельности  —  интеллектуальную   одаренность   различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).   В   художественно­эстетической   деятельности   —   хореографическую, сценическую,   литературно­поэтическую,   изобразительную   и   музыкальную одаренность.   В коммуникативной деятельности — лидерскую одаренность.   И,   наконец,   в   духовно­ценностной   деятельности   —   одаренность,   которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.      По   критерию   «степень   сформированности   одаренности»   можно дифференцировать:  актуальную одаренность;    потенциальную одаренность.     Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными   (уже   достигнутыми)   показателями   психического   развития,   которые проявляются   в   более   высоком   уровне   выполнения   деятельности   в   конкретной предметной   области   по   сравнению   с   возрастной   и   социальной   нормами.  В   данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.     Потенциальная   одаренность   —   это   психологическая   характеристика   ребенка, который   имеет   лишь   определенные   психические   возможности   (потенциал)   для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие   этого   потенциала   может   сдерживаться   рядом   неблагоприятных   причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).  По критерию «форма  проявления» можно говорить о:   явной одаренности;   скрытой одаренности.      Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения   ребенка   столь   очевидны,   что   его   одаренность   не   вызывает   сомнения. Поэтому   специалисту   в   области   детской   одаренности   с   большой   степенью вероятности   удается   сделать   заключение   о   наличии   одаренности   или   высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно   наметить   программу   дальнейшей   работы   с   таким   «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.      Скрытая одаренность  проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими.   В   результате   возрастает   опасность   ошибочных   заключений   об отсутствии   одаренности   такого   ребенка.   Его   могут   отнести   к   числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке»   никто   не   видит   будущего   «прекрасного   лебедя»,   хотя   известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.  По   критерию   «широта   проявлений   в   различных   видах   деятельности»   можно выделить:  общую одаренность;  специальную одаренность.     Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.    Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.). По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:  раннюю одаренность;  позднюю одаренность.    Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также   те   возрастные   этапы,   на   которых   одаренность   проявляется   в   явном   виде. Необходимо   учитывать,   что   ускоренное   психическое   развитие   и   соответственно раннее обнаружение дарований  далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском   возрасте   не   означает   отрицательного   вывода   относительно   перспектив дальнейшего психического развития личности.      Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность,   и   областью   деятельности.   Наиболее   рано   дарования   проявляются   в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся   открытий,   создания   новых   областей   и   методов   исследования   и   т.п. происходит   обычно   позднее,   чем   в   искусстве.   Это   связано,   в   частности,   с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования. Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.   Взаимоотношения с педагогами          Внешнее окружение или, как говорят специалисты, «среда» и воспитание либо подавляют одаренных детей, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как   квалифицированный   ювелир   может   превратить   природный   алмаз   в  роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.         Всеобщее   массовое   образование   обязано   заботиться   в   первую   очередь   о   большинстве учеников. Школа, ориентированная на средний уровень, оказывается не приспособленной   для   тех,   кто   сильно   отличается   по   своему   уровню   развития. Поэтому  в  условиях   современной  школы   пока   ещё  сложно  говорить   о  реализации системы работы с одарёнными детьми. Большие   возможности   по   развитию   творческого   потенциала   одарённых   детей существуют в сфере дополнительного образования.             Отличительной чертой таких учреждений является многообразие направлений их деятельности, что даёт возможность для проявления различных видов творческой одарённости.               Личностно­деятельностный  характер образовательного процесса позволяет решать   одну   из   основных   задач   дополнительного   образования   –   выявления   и поддержку одарённых детей.                       Дополнительное   образование   –   процесс   непрерывный.   Он   не   имеет фиксированных сроков завершения   и последовательно переходит из одной стадии в другую, что позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.             Сфера дополнительного образования принципиально отличается от общего и по способам работы с одарёнными детьми. В средней школе, специализирующейся в той   или   иной   области,   предлагается   определённая   образовательная   программа, которую ребёнок и его родители должны выбрать.                         Дополнительное   образование   в   данном   случае   выступает   как   более «свободная», не накладывающая ограничений область учебной деятельности. Главная задача дополнительного образования  в работе с одарёнными детьми – создать условия для   развития   творческого   потенциала   одарённых   детей   в   различных   предметно­ тематических областях.                Главным принципом работы с одарёнными детьми в сфере дополнительного образования   является   принцип   предоставления   возможностей   для   предметной творческой деятельности и диагностики собственно одарённости по продуктивности этой   деятельности   за   определённый   период.   Предоставление   таких   возможностей реализуется   через   конструирование   разнообразных   форм   образовательной деятельности. В дополнительном образовании представлены формы обучения одарённых детей:  Индивидуальное обучение;   Обучение   в   малых   группах   по   программам   творческого   развития   в определённой области;   Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;   Очно­заочные школы;   Каникулярные сборы, лагеря, мастер классы, творческие лаборатории;   Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;   Детские научно­практические конференции, семинары.

Одаренные дети в системе дополнительного образования

Одаренные дети в системе дополнительного образования

Одаренные дети в системе дополнительного образования

Одаренные дети в системе дополнительного образования

Одаренные дети в системе дополнительного образования

Одаренные дети в системе дополнительного образования

Одаренные дети в системе дополнительного образования

Одаренные дети в системе дополнительного образования

Одаренные дети в системе дополнительного образования

Одаренные дети в системе дополнительного образования

Одаренные дети в системе дополнительного образования

Одаренные дети в системе дополнительного образования

Одаренные дети в системе дополнительного образования

Одаренные дети в системе дополнительного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017