Разработка открытого урока по русскому языку
Учитель Адамовская Марина Иннокентьевна
Класс: 6 «Б»
Дата проведения урока: 20.10.15.
Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: Урок-открытие
Цели урока:
1. Образовательная: Объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.
2. Развивающая: Развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, логическое мышление, интерес к уроку через нестандартные формы работы.
3. Воспитывающая: Воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.
Оборудование: «Дневник учёного», сводная таблица по теме, бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока – ноутбук.
Ход урока
- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Принимать гостей всегда очень приятно. Давайте поприветствуем их. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам успешной работы. Садитесь, пожалуйста.
I. Организационный момент
(Учитель поёт песенку на мотив «Учат в школе»)
Книжки разные читать, вечно что-то сочинять
Любят дети, любят дети, эти дети.
За природой наблюдать, очень много-много знать
Обо всём, что совершается на свете.
Про глагол и про тире мы узнали в сентябре,
Очень многое мы вместе изучили.
А сегодня я хочу, и я, ребята, не шучу,
Чтоб открытие вы сами совершили.
Как вы уже, наверное, поняли, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок… открытие.
II. Подготовка к изучению нового материала
Словарная работа
- Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ? (Установить наличие чего – то ранее неизвестного)
У.: Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. Ваши ожидания от урока? А какие у вас опасения? Я уверена, что всё у нас получится.
Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число.
1. Повторение темы « Способы образования прилагательных»
У.: Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные. (Презентация - слайд №2)
ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)
КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)
ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)
ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)
КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА (-ЕНН-)
КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-)
ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)
У.: Итак, каким способом образованы все эти слова?
Д.: Суффиксальным.
У.: От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?
Д.: От существительных.
У.: Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?
Д.: Есть Н-НН.
У.: Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №3)
Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.
У.: Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №4)
Д.: Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.
III. Объяснение нового материала
1. Решение проблемной ситуации
У.: Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация - слайд №5) Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН? Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.
Д.: В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе – НН, если одна Н в корне, а другая в суффиксе – пишется в слове НН.
Проверьте себя по учебнику. Подтвердились ли ваши предположения?
У.: А сейчас посмотрите на следующую группу слов. Что в них особенного?
Д.: В суффиксе –ЯН- написано НН.
У.: Как можно назвать эту группу слов?
Д.: Исключения
- Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.
2. Знакомство с таблицей
У.: Посмотрите на опорную таблицу.) В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.
Д.: Павлиний, зелёный, синий и другие.
У.: Сделайте новое открытие.
Д.: В них пишется Н.
У.: Почему в этих словах пишется Н?
Д.: Н входит в корень.
IV. Закрепление нового материала
1) Индивидуальные карточки-перфокарты - 11 карточек, парная работа
(Приложение №2). Самопроверка, выставление отметки.
Один ум хорошо, а два лучше.
Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь алгоритмом.
Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.
Проверьте себя по карточке.
Встаньте те, кто сделал без ошибок. А кто допустил 1 – 2 ошибки?
Физминутка (Слайд).
- Вспомните, что вы видели в физминутке. Составьте прилагательные с – Н -; - НН -. (безветренный, ветреный, деревянный, осенний, земляной…)
1. «Цветной» диктант - индивидуальная работа.
У.: Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)
Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.
1) Ледяная фигура
2) Былинный герой
3) Деревянный дом
4) Ржаной хлеб
5) Румяное лицо
6) Авиационный перелёт
7) Мужественный человек
8) Кожаная куртка
2. Самопроверка «цветного» диктанта (Презентация - слайд №9)
3. Песенка – закрепление
У.: А сейчас мы вместе прочитаем стихотворение, которое поможет нам запомнить новую орфограмму. Я говорю первую строчку, а вы повторяете её. Готовы?
-ИН-, -АН-, -ЯН- запомним – 2 р.
Суффиксы простые – 2р.
В них всегда напишем – 2р.
Букву Н одну – 2р.
Ну а две заветных – 2р.
Буквы НН поставим – 2р.
В суффикс –ОНН- - 2р.
И, конечно, -ЕНН-
Если Н в основе – 2р.
А другая – в суффикс – 2р.
Их, конечно, сложим – 2р.
И напишем две – 2р.
А потом проверим – 2р.
Нет ли исключений – 2р.
И ошибок – 2р.
Не допустим?
Нет!
Работа с фразеологизмами - групповая работа (5 карточек)
1) Глупый человек
? ?
2) Болтливый человек
? ?
Справка: длин...ый язык, курин…ые мозги, соломен…ая душа, бесструн...ая балалайка, ветрен…ая голова
- Внимательно прочитайте и рассмотрите записи под цифрами один, два. Проанализируйте их. Что в них написано и чем каждую надо дополнить? Обратите внимание на справку. Сформулируйте задание к этому упражнению.
V. Домашнее задание
У.: Дома я предлагаю вам самостоятельно сделать открытие таблицы, сказки, песенки, стихотворения для быстрого запоминания изученного правила.
VI. Подведение итогов урока
У.: Повторите еще раз, какое правило мы открыли сегодня?
Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.
У.: Достигли мы цели нашего открытия? Ваши ожидания оправдались?
Д.: Да, мы узнали, когда в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется Н-НН.
Молодцы, ребята!
Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию» (Презентация - слайд №11,12,13)
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек.
Красная – сосредоточен, внимателен, активен.
Зеленая –не хватает внимательности, усидчивости, недостаточно активен.
Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, туманный, костяной, ветреный, деревянный, песчаный, дивизионный, песчаный, глиняный, карманный.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.