"Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: Изучение нового материала Форма урока: Урок-открытие Цели урока: 1. Образовательная: Объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных. 2. Развивающая: Развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, логическое мышление, интерес к уроку через нестандартные формы работы. 3. Воспитывающая: Воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.
Иконка файла материала Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.doc

Разработка открытого урока по русскому языку

Учитель  Адамовская Марина Иннокентьевна

Класс:    6 «Б»

Дата проведения урока:  20.10.15.

Тема урока:  Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных

Тип урока:  Изучение нового материала

Форма урока: Урок-открытие

Цели урока:

1.     Образовательная: Объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.

2.     Развивающая: Развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, логическое мышление, интерес к уроку через нестандартные формы работы.

3.     Воспитывающая: Воспитывать  трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.

Оборудование:   «Дневник учёного», сводная таблица по теме, бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока – ноутбук.

Ход урока

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Принимать гостей всегда очень приятно. Давайте поприветствуем их. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам успешной работы. Садитесь, пожалуйста.

      I.            Организационный момент

(Учитель поёт песенку на мотив «Учат в школе»)

Книжки разные читать, вечно что-то сочинять

Любят дети, любят дети, эти дети.

За природой наблюдать, очень много-много знать

Обо всём, что совершается на свете.

Про глагол и про тире мы узнали в сентябре,

Очень многое мы вместе изучили.

А сегодня я хочу, и я, ребята, не шучу,

Чтоб открытие вы сами совершили.

 

Как вы уже, наверное, поняли, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок… открытие.

   II.            Подготовка к изучению нового материала

Словарная работа

 - Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?  (Установить наличие чего – то ранее неизвестного)

У.: Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели.  Ваши  ожидания  от урока? А какие у вас опасения? Я уверена, что всё у нас получится.

Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число.

1.     Повторение темы « Способы образования прилагательных»

У.: Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные. (Презентация - слайд №2)

ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)

КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)

ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)

ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)

КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА    (-ЕНН-)

КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ   (-Н-)

ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)

У.: Итак, каким способом образованы все эти слова?

Д.: Суффиксальным.

У.: От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?

Д.: От существительных.

У.: Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?

Д.: Есть Н-НН.

У.: Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №3)

Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

У.: Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №4)

Д.: Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

 

III.            Объяснение нового материала

 

1.     Решение проблемной ситуации

У.: Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация - слайд №5) Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН? Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.

Д.: В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе – НН,  если одна Н в корне, а другая в суффиксе – пишется в слове НН.

Проверьте себя по учебнику. Подтвердились ли ваши предположения?

У.: А сейчас посмотрите на следующую группу слов. Что в них особенного?

Д.: В суффиксе –ЯН- написано НН.

У.: Как можно назвать эту группу слов? 

Д.: Исключения

- Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

2.     Знакомство с таблицей

У.: Посмотрите на опорную таблицу.) В ней есть слова,  о которых мы пока ничего не сказали.

Д.: Павлиний, зелёный, синий и другие.

У.: Сделайте новое открытие.

Д.: В них пишется Н.

У.: Почему в этих словах пишется Н?

Д.: Н входит в корень.

IV.            Закрепление нового материала

 

1)    Индивидуальные карточки-перфокарты  - 11 карточек, парная работа

          (Приложение №2). Самопроверка, выставление отметки.

Один ум хорошо, а два лучше.

Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь алгоритмом.

Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд,  стекля___ая ваза, глиня___ый горшок,  мужестве___ый человек,  ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.

Проверьте себя по карточке.

Встаньте те, кто сделал без ошибок. А кто допустил 1 – 2 ошибки?

Физминутка (Слайд).

- Вспомните, что вы видели в физминутке. Составьте прилагательные с – Н -; - НН -. (безветренный, ветреный, деревянный, осенний, земляной…)

1.      «Цветной» диктант  - индивидуальная работа.

У.: Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)

Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.

1)    Ледяная фигура                      

2)    Былинный герой

3)    Деревянный дом

4)    Ржаной хлеб

5)    Румяное лицо

6)    Авиационный перелёт

7)    Мужественный человек

8)    Кожаная куртка

 

2.     Самопроверка «цветного» диктанта  (Презентация - слайд №9)

 

3.     Песенка – закрепление

У.: А сейчас мы вместе прочитаем стихотворение, которое поможет нам запомнить новую орфограмму. Я говорю  первую строчку, а вы повторяете её. Готовы?

-ИН-, -АН-, -ЯН- запомним – 2 р.

Суффиксы простые – 2р.

В них всегда напишем – 2р.

Букву Н одну – 2р.

Ну а две заветных – 2р.

Буквы НН поставим – 2р.

В суффикс –ОНН- - 2р.

И, конечно, -ЕНН-

Если Н в основе – 2р.

А другая – в суффикс – 2р.

Их, конечно, сложим – 2р.

И напишем две – 2р.

А потом проверим – 2р.

Нет ли исключений – 2р.

И ошибок – 2р.

Не допустим?

Нет!

Работа с фразеологизмами  - групповая работа (5 карточек)

1)                                Глупый человек

                      

                             ?                                       ?

 

    

2)                    Болтливый человек

   

             ?                                                       ?

                                                 

Справка: длин...ый язык, курин…ые мозги, соломен…ая душа, бесструн...ая ба­лалайка, ветрен…ая голова

- Внимательно прочитайте и рассмотрите записи под цифрами один, два. Проанализируйте их. Что в них написано и чем каждую надо дополнить? Обратите внимание на справку. Сформулируйте задание к этому упражнению.

   V.            Домашнее задание

У.: Дома я предлагаю вам самостоятельно сделать открытие таблицы, сказки, песенки, стихотворения для быстрого запоминания изученного правила.

 

VI.            Подведение итогов урока

У.: Повторите еще раз, какое правило мы открыли сегодня?

Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

У.: Достигли мы цели нашего открытия? Ваши ожидания оправдались?

Д.: Да, мы узнали, когда в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется Н-НН.

Молодцы, ребята!

Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию» (Презентация - слайд №11,12,13)

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек.

Красная – сосредоточен, внимателен, активен.

Зеленая –не хватает внимательности, усидчивости, недостаточно активен.

 

 

 

 

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, туманный, костяной, ветреный, деревянный, песчаный, дивизионный, песчаный, глиняный, карманный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Посмотрите также