"Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Оценка 4.8

"Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
25.03.2017
"Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Тип урока: Изучение нового материала Форма урока: Урок-открытие Цели урока: 1. Образовательная: Объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных. 2. Развивающая: Развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, логическое мышление, интерес к уроку через нестандартные формы работы. 3. Воспитывающая: Воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.doc

Разработка открытого урока по русскому языку

Учитель  Адамовская Марина Иннокентьевна

Класс:    6 «Б»

Дата проведения урока:  20.10.15.

Тема урока:  Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных

Тип урока:  Изучение нового материала

Форма урока: Урок-открытие

Цели урока:

1.     Образовательная: Объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.

2.     Развивающая: Развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, логическое мышление, интерес к уроку через нестандартные формы работы.

3.     Воспитывающая: Воспитывать  трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.

Оборудование:   «Дневник учёного», сводная таблица по теме, бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока – ноутбук.

Ход урока

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Принимать гостей всегда очень приятно. Давайте поприветствуем их. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам успешной работы. Садитесь, пожалуйста.

      I.            Организационный момент

(Учитель поёт песенку на мотив «Учат в школе»)

Книжки разные читать, вечно что-то сочинять

Любят дети, любят дети, эти дети.

За природой наблюдать, очень много-много знать

Обо всём, что совершается на свете.

Про глагол и про тире мы узнали в сентябре,

Очень многое мы вместе изучили.

А сегодня я хочу, и я, ребята, не шучу,

Чтоб открытие вы сами совершили.

 

Как вы уже, наверное, поняли, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок… открытие.

   II.            Подготовка к изучению нового материала

Словарная работа

 - Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?  (Установить наличие чего – то ранее неизвестного)

У.: Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели.  Ваши  ожидания  от урока? А какие у вас опасения? Я уверена, что всё у нас получится.

Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число.

1.     Повторение темы « Способы образования прилагательных»

У.: Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные. (Презентация - слайд №2)

ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)

КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)

ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)

ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)

КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА    (-ЕНН-)

КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ   (-Н-)

ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)

У.: Итак, каким способом образованы все эти слова?

Д.: Суффиксальным.

У.: От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?

Д.: От существительных.

У.: Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?

Д.: Есть Н-НН.

У.: Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №3)

Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

У.: Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №4)

Д.: Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

 

III.            Объяснение нового материала

 

1.     Решение проблемной ситуации

У.: Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация - слайд №5) Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН? Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.

Д.: В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе – НН,  если одна Н в корне, а другая в суффиксе – пишется в слове НН.

Проверьте себя по учебнику. Подтвердились ли ваши предположения?

У.: А сейчас посмотрите на следующую группу слов. Что в них особенного?

Д.: В суффиксе –ЯН- написано НН.

У.: Как можно назвать эту группу слов? 

Д.: Исключения

- Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

2.     Знакомство с таблицей

У.: Посмотрите на опорную таблицу.) В ней есть слова,  о которых мы пока ничего не сказали.

Д.: Павлиний, зелёный, синий и другие.

У.: Сделайте новое открытие.

Д.: В них пишется Н.

У.: Почему в этих словах пишется Н?

Д.: Н входит в корень.

IV.            Закрепление нового материала

 

1)    Индивидуальные карточки-перфокарты  - 11 карточек, парная работа

          (Приложение №2). Самопроверка, выставление отметки.

Один ум хорошо, а два лучше.

Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь алгоритмом.

Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд,  стекля___ая ваза, глиня___ый горшок,  мужестве___ый человек,  ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.

Проверьте себя по карточке.

Встаньте те, кто сделал без ошибок. А кто допустил 1 – 2 ошибки?

Физминутка (Слайд).

- Вспомните, что вы видели в физминутке. Составьте прилагательные с – Н -; - НН -. (безветренный, ветреный, деревянный, осенний, земляной…)

1.      «Цветной» диктант  - индивидуальная работа.

У.: Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)

Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.

1)    Ледяная фигура                      

2)    Былинный герой

3)    Деревянный дом

4)    Ржаной хлеб

5)    Румяное лицо

6)    Авиационный перелёт

7)    Мужественный человек

8)    Кожаная куртка

 

2.     Самопроверка «цветного» диктанта  (Презентация - слайд №9)

 

3.     Песенка – закрепление

У.: А сейчас мы вместе прочитаем стихотворение, которое поможет нам запомнить новую орфограмму. Я говорю  первую строчку, а вы повторяете её. Готовы?

-ИН-, -АН-, -ЯН- запомним – 2 р.

Суффиксы простые – 2р.

В них всегда напишем – 2р.

Букву Н одну – 2р.

Ну а две заветных – 2р.

Буквы НН поставим – 2р.

В суффикс –ОНН- - 2р.

И, конечно, -ЕНН-

Если Н в основе – 2р.

А другая – в суффикс – 2р.

Их, конечно, сложим – 2р.

И напишем две – 2р.

А потом проверим – 2р.

Нет ли исключений – 2р.

И ошибок – 2р.

Не допустим?

Нет!

Работа с фразеологизмами  - групповая работа (5 карточек)

1)                                Глупый человек

                      

                             ?                                       ?

 

    

2)                    Болтливый человек

   

             ?                                                       ?

                                                 

Справка: длин...ый язык, курин…ые мозги, соломен…ая душа, бесструн...ая ба­лалайка, ветрен…ая голова

- Внимательно прочитайте и рассмотрите записи под цифрами один, два. Проанализируйте их. Что в них написано и чем каждую надо дополнить? Обратите внимание на справку. Сформулируйте задание к этому упражнению.

   V.            Домашнее задание

У.: Дома я предлагаю вам самостоятельно сделать открытие таблицы, сказки, песенки, стихотворения для быстрого запоминания изученного правила.

 

VI.            Подведение итогов урока

У.: Повторите еще раз, какое правило мы открыли сегодня?

Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

У.: Достигли мы цели нашего открытия? Ваши ожидания оправдались?

Д.: Да, мы узнали, когда в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется Н-НН.

Молодцы, ребята!

Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию» (Презентация - слайд №11,12,13)

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек.

Красная – сосредоточен, внимателен, активен.

Зеленая –не хватает внимательности, усидчивости, недостаточно активен.

 

 

 

 

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, туманный, костяной, ветреный, деревянный, песчаный, дивизионный, песчаный, глиняный, карманный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Разработка открытого урока по русскому языку

Разработка открытого урока по русскому языку

Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ? (Установить наличие чего – то ранее неизвестного)

Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ? (Установить наличие чего – то ранее неизвестного)

У. : А сейчас посмотрите на следующую группу слов

У. : А сейчас посмотрите на следующую группу слов

Самопроверка «цветного» диктанта (Презентация - слайд №9) 2

Самопроверка «цветного» диктанта (Презентация - слайд №9) 2

I. Домашнее задание

I. Домашнее задание

"Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

"Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017