Одноканальная СМО с отказами

  • pdf
  • 06.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 26. Одноканальная СМО с отказами.pdf

Еще больше бесплатных решений задач на сайте www.MatBuro.ru

©МатБюро: Качественное выполнение задач по математике, экономике

 

 

Тема: Одноканальная СМО с отказами

 

ЗАДАНИЕ.  Интенсивность потока телефонных звонков в агентство по заказу железнодорожных билетов, имеющему один телефон, составляет 2N=16 вызовов в час. Продолжительность оформления заказа на билет равна 0,3N = 2,4 минуты. Определить относительную и абсолютную  пропускную способность этой СМО и вероятность отказа (занятости телефона). Сколько телефонов должно быть в агентстве, чтобы относительная пропускная способность была не менее 0,75. 

 

РЕШЕНИЕ. Имеем систему массового обслуживания (СМО) с одним каналом

(один телефонный номер) с отказами. Получаем параметры λ=16/60 = 4/15

(интенсивность входящего потока, 4/15 заявок в минуту), µ=1/t =1/2,4 = 5/12

(интенсивность потока обслуживания, 5/12 заявок за минуту). Определим характеристики работы данной СМО в предельном режиме

 

                µ           5/12           25

p0 = = = ≈ 0,61 - вероятность того, что система свободна λµ+ 4/15+5/12 41

(телефонная линия свободна, заявок нет). 

                λ           4/15          16

p1 = = = ≈ 0,39 - вероятность того, что в системе заявка λµ+ 4/15+5/12 41

(телефонная линия занята).  Она жевероятность отказа в обслуживании

 

Относительная пропускная способность Q p= =0      0,61.

Абсолютная пропускная способность A     Q (среднее число

заявок, обслуживаемых в минуту).

 

Еще больше бесплатных решений задач на сайте www.MatBuro.ru

©МатБюро: Качественное выполнение задач по математике, экономике

 

1

Среднее время обслуживания заявки Ts =          = 2,4  минуты, среднее время

µ 1 15 простоя канала (телефонной линии) Tst =          =         = 3,75 минуты

λ 4

 

                                                                                                                                              1                 1             60

Среднее время пребывания заявки в системе Tsys =  = =         ≈1,46 λµ+     4/15+5/12       41

минуты

 

Найдем, сколько телефонов должно быть в агентстве, чтобы относительная пропускная способность была не менее 0,75. 

 

Рассмотрим случай с двумя телефонамиИмеем многоканальную (число каналов k = 2) систему массового обслуживания (СМО) с отказами.

Интенсивность входящего потока λ= , интенсивность потока

5        λ обслуживания µ=         Введем величину ρ=          = 0,64  - приведенную

                                                 12                                                µ

интенсивность входящего потока. Тогда 

                k ρi 1 0,640                0,641         0,642 1

p0 = = + + 0,542. i=0 i!   0! 1! 2!

ρi                0,642 pi = p0          , поэтому p2 = 0,542           0,111. i!       2!

Относительная пропускная способность Q = −1 p2 = −1 0,111= 0,889

 

Так как 0,889 > 0,75, двух телефонов достаточно, чтобы обеспечить нужную пропускную способность системы