Тема. Однородные члены предложения.
Форма урока: путешествие в сказочное королевство «Однородные члены предложения»
Цель урока: усвоение и закрепление грамматико-орфографического материала на уроке
Задачи урока. Посредством игры познакомить и закрепить полученные знания по теме. Развивать и корректировать познавательные процессы учащихся: зрительное и слуховое внимание, память; развивать навыки самостоятельной работы; формировать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, грамотность письма. Воспитание мотивации к учению, усидчивости, активности, доброжелательности, аккуратности.
Оборудование: презентация к теме урока, слова на каждого ученика, индивидуальные карточки с предложениями для каждого ряда.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения». Страна сказок – это удивительная волшебная страна. Кто побывает в этой стране, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным но, прежде чем отправиться в путешествие, я думаю, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять.
-Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю часть мизинца, слегка надавливая на него.
-Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга.
-Теплыми, разогретыми руками быстро потрите щеки.
-Кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке.
-Сожмите руки в кулак и энергично, быстро поглаживайте внешнюю и внутреннюю сторону предплечья.
Оказывается, ребята, успех нашего путешествия зависит от нашего настроения. Волшебная страна сказок не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся друг другу. Ребята, вы чувствуете, как от наших улыбок стало хорошо, тепло и уютно. Итак, ребята, закройте глаза, мы отправляемся в сказочное королевство.
–
Прочтите пословицу: Любишь кататься – люби и саночки возить.
Как вы понимаете
её?
Вспомните ещё пословицы на заданную
тему.
Словарная работа
–
Посмотрите, а это кто к нам в гости пожаловал? (Словарик). Как
вы думаете, что он нам с Вами приготовил? (Словарную работу).
– Прочитайте слова по стрелкам и объясните правописание данных слов.
-Какую орфограмму вы встретили в этих словах?
-Давайте прочитаем по слогам слова, запомним их написание.
-Составьте словосочетания. Запишите одно и разберите его.
-Объедините четыре словарных слова, составьте одно предложение. Ребята собрали богатый урожай апельсинов, абрикосов, мандаринов.
-Ребята, посмотрите, мы сами не заметили, как прибыли в сказочное королевство «Однородные члены предложения». В этом королевстве есть два графства. В первом живут графиня «Перечислительная интонация» и ее ближайшие помощницы «Запятые». В этом графстве все однородные члены связаны перечислительной интонацией, отвечают на один и тот же вопрос и отделяются друг от друга запятой.
-Вернемся к нашему предложению. Найдите однородные члены предложения. Запишите это предложение в тетрадях.
-Вторым графством правят три брата: Союз А, Союз НО, Союз И. Вы уже, наверное, догадались, что однородные члены в этом графстве связаны между собой союзами А, НО, И. А теперь Слушайте дальше: Союз А и Союз НО имели каждый ближайшую помощницу – Запятую. Она всегда вставала перед Союзами А и НО, соединяющими однородные члены.
На экране предложения:
– Найдите однородные члены предложения. Запишите данные предложения в тетрадях, выделите союзы А, НО.
-Третий
из братьев, граф Союз И – самый старший и самый сердитый. Однажды он прогнал
свою помощницу Запятую и с тех пор, Союз И называют одиноким, если соединяет
два однородных члена, те перед Союзом И запятая никогда не ставится.
Появляется предложение:
Найдите однородные члены предложения. Запишите данное предложение в тетрадях, выделите союз И.
-Заинтересовала ли вас жизнь однородных членов в сказочном королевстве? Что вы узнали из сказки? (Дети воспроизводят события сказки).
-А
чтобы вы не забыли, по каким законам живут однородные члены, правители
сказочного королевства прислали вам правило-закон:
Однородные члены предложения – это слова, которые
– А авторы учебника поместили это правило на странице _____ учебника. Давайте посмотрим и сравним теоретический материал в учебнике с посланием правителей сказочного королевства.
-Предлагаю выполнить устно упражнение _______
Физминутка
-Однородные
члены предложения могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Коллективный разбор записанных предложений. Составления схем на доске.
-Сделайте вывод, какими членами предложения могут быть однородные члены?
Закрепление нового материала (самостоятельная работа по индивидуальным карточкам)
– Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Составьте схемы.
1 ряд.
Уже
улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли.
Заря бывает не только утренняя но и вечерняя.
2 ряд.
От
сада веяло свежестью и тишиной.
Хозяйка принялась жарить варить тушить и печь
3 ряд.
В
свободное время я читаю газеты и журналы.
Дружба крепка не лестью а правдой и честью.
Домашняя работа (по выбору учителя)
Выставление оценок
– Вот и закончилось наше путешествие в сказочное королевство «Однородные члены предложения».
Появляется запись (слайд 18).
– Прочитайте предложения:
У нашей сказки счастливая развязка.
–
Как вы понимаете это выражение? (Сказка хорошо заканчивается)
– Можно так сказать о нашем путешествии? (Да)
– Почему? (Мы многое узнали)
– Какой вывод можно сделать после нашего путешествия?
– А какое настроение у Вас после путешествия?
Утверждаю
Председатель НМС
_______/А.З.Чеченова/
Урок-путешествие в сказочное королевство «Однородные члены предложения»
5класс
Подготовила и провела учитель
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ г.п.Кашхатау
Кульбаева Лариса Абуллаевна
Октябрь 2015 год
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.