Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи
Цель: обобщить знания по указанной теме, совершенствовать пунктуационное и речеведческое умение по теме.
Ход урока
Объявление темы урока, постановка цели.
проверяем домашнюю работу.
Словарная работа
I Запишите в тетради слова, значения которых вам не понятны или незнакомы.
– ИНАУГУРАЦИЯ – торжественное вступление в должность главы государства. На инаугурации президента России присутствовали первые лица государств, представители общественных организаций, журналисты.
– БРЕНД – фабричная марка, торговый знак. На выставке были представлены товары не только западных, но и отечественных брендов.
– ДИВИДЕНД – прибыль В ходе переговоров необходимо подписать важные контракты и заключить выгодные сделки, которые принесут фирме приличные дивиденды. ИНСТАЛЛЯЦИЯ – 1) (в изо) художественное произведение, представляющее собой композицию из реальных предметов; 2) (в информатике) установка на ЭВМ. Особое впечатление на москвичей и петербуржцев инсталляция скандально известного молодого художника.
– ПОСТЕР – красочный плакат, представляющий собой большую фотографию артистов какой-либо музыкальной группы и рекламирующий её выступление.
– ПАНОПТИКУМ – собрание уникальных предметов, редкостей. В дар столичному музею были переданы не только уникальные полотна голландских и итальянских художников, но и паноптикум, главная гордость коллекционера.
– ДИСПЛЕЙ – экран На дисплее появилась информация о факультетах университета и об условиях поступления в 2009 году.
Итак, сегодня мы пополнили свой словарный запас на 6 слов.
Вопросы об однородных членах предложения:
1) С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
2) Зависят ли они друг от друга?
3) На какой вопрос отвечают?
4) Как связаны между собой? (перечислительной интонацией или сочинительными союзами).
5) Как ставятся знаки препинания?
6) Какую роль играют в речи? (Играют роль действительно изобразительного средства: при их помощи рисуются детали общей картины, показывается динамика действия, они создают ряды эпитетов, обладающих большой выразительностью).
II Задания на пунктуационные нормы языка содержатся в части А ЕГЭ. Предложения с однородными членами часто предлагаются в А22 .
Задание
Записать предложения и объяснить постановку знаков препинания в них (2 задание в раздаточном материале) (А22)
1) Рассматривая старинную картину, учёный пользовался лупой или надевал очки.
2) Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.(повторяющийся союз)
3) Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал,
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно (попарное соединение)
4) Мерцающее небо не то чтобы стоит над головой, а как будто обнимает тебя со всех сторон.(запятая перед второй частью двойного союза)
Индивидуальное задание
В русской пунктуации существуют особые случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. О некоторых из них нам расскажет …
Она должна была сделать вывод об особых случаях, проанализировав предложения задания 3.
1) И днём и ночью кот учёный ходит всё ходит по цепи кругом.(не разделяются два однородных члена с повторяющимся союзом, если они образуют тесное смысловое единство и при нет зависимых слов)
2) А мужик всё гребёт да гребёт и кормит генералов селёдками.(не разделяются запятой три однородных члена, соединённых союзами И, ДА = И, если два из них образуют тесное смысловое единство).
3) Я сегодня поднялся ни свет ни заря.(не являются однородными членами, а потому не разделяются запятой устойчивые выражения).
Дополнение учителя
В предложениях с однородными членами возможна постановка тире, если:
1) и = но, то есть выражает противопоставление или указывает на быструю смену действий, на следствие: Хотел объехать целый свет – И не объехал сотой доли (Гр.)
2) при пропуске союзов А, НО: Не небесам чужой отчизны – я песни родине слагал.
III Однако с употреблением однородных членов предложения связаны не только пунктуационные, но и грамматические и речевые ошибки. Умение находить подобные ошибки проверяется в А5 ЕГЭ.
Задание
Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Объясните, какая норма нарушена.(4 задание в раздаточном материале).
IV На использовании однородных членов предложения основаны некоторые средства художественной выразительности, работа с которыми вам предлагается в задании В8. Какие?
(Стилистические фигуры речи – градация, бессоюзие, многосоюзие).
Задание
Определить, какие стилистические фигуры использованы в предложениях, данных в 5 задании и с какой целью; предложения не записывать, а записать только название используемого приёма и его роль в предложении (5 задание в раздаточном материале) – работа в парах
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах,
И стаи галок на крестах.(Пушкин)
Бессоюзие – 1) помогает создать яркий, живой образ города; 2) создаёт имитацию быстрой езды, 3) придаёт речи быстроту, энергичность, создаёт впечатление стремительности происходящего.
3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков) – восходящая градация, каждая последующая часть высказывания заключает в себе усиливающее смысловое или эмоционально-экспрессивное значение).
Вывод по уроку
Таким образом, работа с синтаксическими конструкциями, включающими в себя однородные члены предложения, должна убедить нас в необходимости вдумчивого, внимательного подхода к их анализу, для того чтобы избежать как пунктуационных, так и грамматических и речевых ошибок; чтобы суметь в экзаменационной работе определить приём, в основу которого положено использование однородных членов, а также для точности и выразительности собственной речи, как того требует критерий проверки и оценки выполнения задания части С – К6.
Контрольный тест
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
• 1. 1. Было светло но по-осеннему скучно и серо.
• 2. Пьер обнял его и поцеловал его в щеки и близко посмотрел на него.
• 3. Они были голодны и раздеты и не могли уйти и не имели средств выехать.
• 4. За всю свою жизнь ей пришлось выдержать и холод и голод и одиночество.
• 2. 1. Он одинаково старался избегал мыслей о своей жене и о Наташе и о князе Андрее.
• 2. Слышны были из его саней покрикивания и хохот и голоса ряженых.
• 3. Князь Андрей держал ее руку смотрел ей в глаза и не находил в своей душе прежней любви к ней.
• 4. Смотритель пошел домой ни жив ни мертв.
• 3. 1. В вашем сердце есть гордость и прямая честь.
• 2. Базаров вспомнил другую сцену и совестно стало ему и презрительно и досадно.
• 3. У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
• 4. Под Лукашкой не то споткнулась не то дернулась не то зацепилась лошадь.
• 4. 1. Я имею поручение как от судьи так и от всех ваших знакомых.
• 2. Был я очень веселый бойкий богатый.
• 3. Румяное и мокрое лицо Кити было обращено к нему и робко улыбалось из-под шляпы.
• 4. Напрасно упрашивал его Азамат согласиться и плакал и льстил ему и клялся.
• 1-1
• 2-3
• 3-3
• 4-1
Домашнее задание
Написать миниатюру с использованием однородных членов предложения на тему:
1 ряд – «Я помню чудное мгновенье…»
2 ряд – «Я не люблю…»
3 ряд – «Зимы ждала, ждала природа…»
• п. 79,
• - составить текст на тему «Осенняя пора»,употребляя в нем предложения с однородными членами
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.