Тема урока: «Однородные члены предложения, связанные сочинительными
союзами.»
Методическая цель: представление элементов личностноориентированной
технологии, позволяющей раскрыть и использовать субъективный опыт
каждой воспитанницы.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Форма урока: урокпрезентация своих знаний и умений
Цель урока:
1.Образовательные: закрепить знания по изученной теме, развить умение
употребления однородных членов предложения, связанных сочинительными
союзами, и правила постановки знаков препинания при них.
2.Практические: обучить умению уместно использовать синтаксические
конструкции с ОЧП, отработать пунктуационные навыки.
3.Воспитательные: воспитание интереса к культуре русского народа.
4.Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению,
умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать
творческие способности учащихся; через метапредметный подход и
междисциплинарные связи формировать целостное видение мира,
закономерностей его развития, формировать
культурологическую,
коммуникативную компетенции.
Задачи: организовать на уроке образовательное пространство, работающее
на результаты.
технологии: проектного обучения, критического мышления и
Используемые
сотрудничества, личностноориентированная
технология, технология
уровневой дифференциации, технология формирования учебных задач,
элементы технологии развивающего, информационно – коммуникативного,
проблемного обучения.
Используемые методы: словесный; наглядноиллюстративный; частично
поисковый; диалог, побуждающий к гипотезам и подводящий к открытию
знания, организация самостоятельной исследовательской деятельности;
выведение алгоритма.
Используемые формы организации познавательной деятельности
самостоятельная работа, работа в парах.
Ожидаемый результат:
1. Личностный:
сформированность потребности сохранения чистоты русского языка как
явления национальной культуры,
к речевому
самосовершенствованию;
формирование и развитие учебнопознавательного интереса учащихся к
новому учебному материалу;
стремление
: беседа,2. Метапредметный:
планирование учащимися путей достижения целей урока на основе
самостоятельного анализа условий и средств их достижения;
адекватное и критическое оценивание учащимися самих себя и
одноклассников в учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач;
3. Предметный:
знание структурносемантических особенностей предложения при
обособлении определений и приложений;
конструирование предложений с обособленными определениями и
приложениями;
уместное использование учащимися предложений с обособленными
определениями и приложениями в письменной речи и устной речи.
Оборудование
: учебник русского языка для 8 класса, авторы Л.А.
Тростенцова, Т.А.Ладыженская, мультимедийная презентация, раздаточный
материал, таблицы, карточки.
Мобилизующий этап.
I.
1.Возьмите листочки с утверждениями. (Работа с ними необходима нам для
лучшего восприятия и осознания материала для повторения.) В течение 1,5
минут изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в
колонке «ДО» (поставьте + или – или ? ). (СЛАЙД 3 )
ДО
УТВЕРЖДЕНИЯ
ПОСЛЕ
1. Являются ли однородными членами повторяющиеся
слова .
2. Являются ли однородными членами повторяющиеся
одинаковые формы слов , соединенные частицей не,
так.
3. В предложении может быть только один ряд
однородных членов.
4. Являются ли однородными членами сочетания двух
5.
6.
глаголов, первый из которых лексически неполный
Ставится ли запятая при отсутствии союза и между
всеми однородными членами.
Возможна ли парцелляция при употреблении
однородных членов предложения.
2.Возьмите листочки «Теория». Прочитайте материал, в течение 1 минуты
поставьте + или – в колонке «ПОСЛЕ». Начинайте.
Если у вас колонки «ДО» и «ПОСЛЕ» совпадают, то ответьте на вопрос
«Какое из утверждений вызвало вопросы ?» Если ваше мнение изменилось, то
укажите, что вас заставило думать подругому.II. «Вызов». Определение темы и целей урока. (СЛАЙД 4 )
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Какой раздела русского языка мы изучаем? (Синтаксис, однородные члены
предложения)
Сегодня на уроке мы затронем две темы.
1 тема: «Однородные члены предложения, связанные сочинительными
союзами ».
2 тема не заявлена. Она касается проблем нашей жизни. Почему? (Нужно
самим сформулировать)
Посмотрите слайдшоу, подумайте о 2 теме… (Слайд 5)
Какова 2 тема? (Проблемы большого города) (Слайд 6 )
Какие проблемы большого города вам известны?
Равнодушие друг к другу
Разобщенность людей
Экология
Социальные болезни (наркомания, игромания, алкоголизм)
Проблемы транспорта
Нехватка времени …
Формулируя темы урока, мы использовали…….. ОЧП
(Слайд 6 )Составьте предложение, используя ОЧП, отражающие проблемы
большого города. Н: Сегодня проблемами больших городов являются
разобщенность людей и экология, социальные болезни (наркомания,
игромания, алкоголизм) и проблемы транспорта, нехватка времени и
….????
Что же еще ?
Чуть позже мы вернемся к этому предложению.
III. Постановка проблемы
Проверка домашнего задания. (Слайд 7)
Дома вы работали с небольшим текстом, в котором нужно было объяснить
орфограммы и построить схему предложения с однородными членами (ОЧП)
№3
Обменяйтесь тетрадями, осуществите проверку по контрольной карте на
слайде , оцените работу друг друга.
(1) Жизнь в мег..полисе…
(2)(Не)которые люди живущие в (не)больших городах о ней мечтают.
(3)Бл..стящие огни неб..скрёбов в..зможность устроит..ся на высок…
плачиваемую работу разн…бразный досуг всё это (не) может ( не)нравит..ся молодому поколению. (4) Но за мног..этажными домами
крупных городов скрываются серьёзные проблемы…
Сформулируйте цель нашего урока.
(Углубить представление об однородных членах предложения и знаках
препинания при них, осветить проблемы большого города)
IV.Закрепление изученного материала, организация лингвистического
исследования текста. (Слайд 8)
1. Упр. 271, стр 134 (устно).
Составляются схемы 1го и 5го предложений. Делается вывод о том,
что союз — средство синтаксической связи членов предложения и частей
сложного предложения
2. На какие группы по значению делятся сочинительные союзы
Сочинительные союзы
Соединительные разделительные противительные
………………. ……………. …………………
………………. ……………. …………………
3. Вывод: союз — средство …………………………
1. Работа с текстом. (Слайды 913)
Среди проблем больших городов вы не назвали ещё одну, очень важную.
Поможет вам её сформулировать работа с текстом. Определите тему текста,
ответьте на предложенные вопросы. Сконструировать схемы предложений
вам помогут модели.
1 группа.
Определите тему текста.
Выпишите номера предложений с однородными членами.
Постройте схему 2 предложения.
Выпишите неоднородные определения.
Определите роль однородных членов в тексте.
(1) Одна из главных проблем большого города – одиночество человека.(2) Несмотря на огромное количество людей вокруг, часто человек чувствует
себя непонятым и ненужным, забытым и заброшенным. [0 и 0, 0 и 0].
(3) Кажется, что все против тебя.(4) Ты один на огромном белом свете, и весь
мир кажется чужим и холодным. (?) (5) Есть семья и друзья, и коллеги. [0 и 0,
и 0].(6) Но в большом городе тебе одиноко.
2 группа.
Определите тему текста.
Выпишите номера предложений с однородными членами.
Постройте схему 4 предложения.
Выпишите неоднородные определения.
Определите роль однородных членов в тексте.
(1) Люди буквально растворяются в суете, в движении, в потоках машин и в
толпах прохожих. [0, 0, 0 и 0](2) Хватает времени на короткие встречи, но не
хватает на душевное общение. [0,но 0 ](3) И лишь изредка ты делаешь
вынужденную остановку под хмурым зимним небом мегаполиса, и к сердцу
подкатывает щемящее чувство тоски.(?)(4) Ты вспоминаешь о многом: и о
маминых пирожках, и о прогулках по парку, и о встречах со школьными
друзьями. [и 0, и 0 ,и 0].(5) А потом задаёшь себе вопрос: для чего вся эта
беготня?
3 группа.
Определите тему текста.
Выпишите номера предложений с однородными членами.
Постройте схему 6 предложения.
Выпишите неоднородные определения.
Определите роль однородных членов в тексте.
(1) Общение необходимо человеку, где бы он ни жил.(2) Ему нужно ощущать
родственную душу рядом.(3) Когото спасает от одиночества электронное
общение, а ктото заводит домашних животных.(4) Но даже самые красочные
анимированные смайлы не смогут передать энергию горящих глаз
собеседника.(5) Иногда нам просто необходимо остановиться, подумать.(6)
Нужно просто встретиться с родителями или друзьями, поговорить с
соседями. [0 0 или 0 , 0](7) И ты будешь уже не одинок.
Какова ещё одна проблема современного города?
(Одиночество человека в большом городе)
Дополним наше предложение?СЛАЙД14
Сегодня проблемами больших городов являются разобщенность людей и
экология, социальные болезни (наркомания, игромания, алкоголизм) и
проблемы транспорта, нехватка времени и одиночество.
Вывод: что же делать людям , живущим в мегаполисе? Эта
проблема современная или она существует много лет.
Могли бы вы вспомнить пример из художественной литературы в
котором рассказывается об одиночестве человека в городе?
А.П. Чехов — рассказ «Тоска». У извозчика Ионы Потапова умер сын. И ему
не к кому пойти со своим горем. Люди не желают слушать его. Тогда он рас
сказывает обо всем лошади. И только так рассеивается его тоска.
СЛАЙД 15.Гимнастика для глаз
2. Минипроект Мельниковой Н. Существует ли положительная сторона
развития городов? (Слайд 16)
Урбанизация
(от лат. urbanus городской) — процесс повышения роли городов в развитии
общества.
3. Творческая работа. (Слайд 18)
Выполите небольшую творческую работу: порассуждайте о проблемах
большого города
Задание: продолжить предложения так, чтобы союз и соединял
однородные сказуемые и части сложного предложения, составить схемы
полученных предложений.
1) Солнце встает изза многоэтажных домов и ... . 2) Миллионы людей
спешат на работу и … . 3). В Москве много древних соборов и… .
ВЫВОД: делается вывод о том, что союз — средство синтаксической
связи членов предложения и частей сложного предложения
V.Подведение итогов урока.
VI. Рефлексия.(СЛАЙД 17)
Предупреждение грамматических ошибок.
Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных
членов в предложении. Изучите типичные ошибки и исправьте их – 1 минута.
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в
качестве однородных членов. Наша столица красива и гостеприимная).2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В Москве
много красивых соборов, церквей, особняков, памятников архитектуры).
3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени
существительного. (Я люблю гулять по ночному городу и экскурсии).
4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение.
(Гость столицы знакомится и внимательно изучает историю Москвы).
VII. Дифференцированное домашнее задание.(СЛАЙД 19)
1) 1) С. 139 , упр. 277
2) Подберите из художественной литературы разнообразные примеры (10
предложений) с рядами однородных членов.
3) Напишите минисочинение с использованием предложений с однородными
членами на тему: «Проблемы большого города».
Заполните таблицу с предложениями: напишите номер ошибки и попытайтесь
ее исправить. Каждый член команды анализирует одну ошибку.
Неправильно
Вид ошибки
Исправлено
1. Несколько человек пытались решить и
задумались над задачей.
2. Гринев был смел, благороден и честный.
3. А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу.
4. Я люблю футбол, баскетбол и кататься на
лыжах.
С анализа этих ошибок мы начнем следующий урок, уделим им побольше
внимания, так как данный вопрос есть в заданиях ЕГЭ.