Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Костина .Откр урок ОЧП.docx
Тема урока:  «Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами.» Методическая  цель:   представление   элементов   личностно­ориентированной технологии,   позволяющей     раскрыть   и   использовать   субъективный   опыт каждой воспитанницы. Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.  Форма урока: урок­презентация своих знаний и умений Цель урока:  1.Образовательные:   закрепить     знания   по   изученной   теме,   развить   умение употребления однородных членов предложения, связанных сочинительными союзами,   и правила постановки знаков препинания при них. 2.Практические:   обучить     умению   уместно   использовать   синтаксические конструкции с ОЧП, отработать пунктуационные навыки. 3.Воспитательные: воспитание интереса к культуре русского народа. 4.Развивающие:  обогащать   словарный запас  учащихся; обучать  сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие   способности   учащихся;   через   метапредметный   подход   и междисциплинарные   связи   формировать   целостное   видение   мира, закономерностей   его   развития,   формировать     культурологическую, коммуникативную компетенции. Задачи: организовать на  уроке  образовательное  пространство,  работающее на  результаты.                            технологии: проектного обучения, критического мышления и Используемые   сотрудничества,  личностно­ориентированная     технология,   технология уровневой   дифференциации,   технология   формирования   учебных   задач, элементы   технологии   развивающего,   информационно   –   коммуникативного, проблемного обучения. Используемые   методы:  словесный;     наглядно­иллюстративный;   частично­ поисковый;  диалог,   побуждающий   к   гипотезам   и   подводящий   к   открытию знания,   организация   самостоятельной   исследовательской   деятельности; выведение алгоритма. Используемые формы организации познавательной деятельности   самостоятельная работа, работа в парах. Ожидаемый результат:  1. Личностный: ­ сформированность   потребности   сохранения   чистоты   русского   языка   как явления   национальной   культуры,   к   речевому самосовершенствованию; ­   формирование   и   развитие   учебно­познавательного   интереса   учащихся   к новому учебному материалу;   стремление  : беседа,2. Метапредметный: ­планирование   учащимися   путей   достижения   целей   урока   на   основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения; ­адекватное   и   критическое   оценивание   учащимися   самих   себя   и одноклассников  в учебной деятельности; ­адекватное   использование   речевых   средств   для   решения   различных коммуникативных задач; 3. Предметный: ­знание   структурно­семантических   особенностей   предложения   при обособлении определений и приложений; ­ конструирование   предложений   с   обособленными   определениями   и приложениями; ­уместное   использование   учащимися   предложений   с   обособленными определениями и приложениями  в письменной  речи и устной речи. Оборудование  :    учебник   русского   языка   для   8   класса,   авторы   Л.А.   Тростенцова,   Т.А.Ладыженская,   мультимедийная   презентация,   раздаточный материал, таблицы, карточки. Мобилизующий этап.  I. 1.Возьмите листочки с утверждениями. (Работа с ними необходима нам для лучшего восприятия и осознания материала для повторения.) В течение 1,5 минут   изучите   утверждения   и   выразите   свое   согласие   или   несогласие   в колонке «ДО» (поставьте + или – или ? ). (СЛАЙД 3 ) ДО УТВЕРЖДЕНИЯ ПОСЛЕ 1. Являются ли однородными членами повторяющиеся  слова .  2. Являются ли однородными членами повторяющиеся  одинаковые формы слов , соединенные частицей не,  так. 3. В предложении может быть только один ряд  однородных членов. 4. Являются ли однородными членами сочетания двух  5. 6. глаголов, первый из которых лексически неполный  Ставится ли запятая при отсутствии союза и между  всеми однородными членами.  Возможна ли парцелляция при употреблении     однородных членов предложения. 2.Возьмите  листочки «Теория».  Прочитайте  материал, в течение 1  минуты поставьте + или – в колонке «ПОСЛЕ». Начинайте. ­ Если у вас колонки «ДО» и «ПОСЛЕ» совпадают, то ответьте на вопрос «Какое из утверждений вызвало вопросы ?» Если ваше мнение изменилось, то укажите, что вас заставило думать по­другому.II. «Вызов». Определение темы и целей урока. (СЛАЙД 4 ) Актуализация знаний и  фиксация  затруднений  в деятельности.  ­ Какой раздела русского языка мы изучаем?  (Синтаксис, однородные члены предложения)   ­ Сегодня на уроке мы затронем две темы.  1 тема: «Однородные члены предложения, связанные сочинительными  союзами ».  2 тема не заявлена. Она касается проблем нашей жизни. Почему?    (Нужно самим сформулировать)  ­ Посмотрите слайд­шоу, подумайте о 2 теме… (Слайд 5)  ­ Какова 2 тема? (Проблемы большого города) (Слайд 6 )  ­ Какие проблемы большого города вам известны?  Равнодушие друг к другу  Разобщенность людей  Экология  Социальные болезни (наркомания, игромания, алкоголизм)  Проблемы транспорта  Нехватка времени … Формулируя темы урока, мы использовали…….. ОЧП (Слайд 6 )Составьте предложение, используя ОЧП, отражающие проблемы большого   города.   Н:  Сегодня   проблемами   больших   городов   являются разобщенность   людей   и   экология,   социальные   болезни   (наркомания, игромания,   алкоголизм)   и   проблемы   транспорта,   нехватка   времени   и ….???? ­Что же еще ? ­Чуть позже мы вернемся к этому предложению. III. Постановка проблемы  Проверка домашнего задания. (Слайд 7) ­ Дома вы работали с небольшим текстом, в котором нужно было объяснить  орфограммы и построить схему предложения с однородными членами (ОЧП) №3 ­ Обменяйтесь тетрадями, осуществите проверку по контрольной карте на  слайде , оцените работу друг друга.           (1) Жизнь в мег..полисе…         (2)(Не)которые люди живущие в (не)больших городах о ней мечтают. (3)Бл..стящие огни неб..скрёбов в..зможность  устроит..ся на высок… плачиваемую   работу  разн…бразный   досуг     всё   это   (не)   может   (   не)нравит..ся молодому поколению. (4) Но за мног..этажными домами крупных городов скрываются серьёзные проблемы… ­ Сформулируйте цель нашего урока. (Углубить представление об однородных членах предложения и знаках  препинания при них,  осветить проблемы большого города) IV.Закрепление   изученного   материала,   организация   лингвистического исследования текста. (Слайд 8) 1. Упр. 271, стр 134 (устно). Составляются схемы 1­го и 5­го предложений. Делается вывод о том, что   союз  —  средство   синтаксической   связи   членов  предложения   и  частей сложного предложения 2. На какие группы по значению делятся сочинительные союзы Сочинительные союзы Соединительные              разделительные                противительные ……………….                   …………….                     ………………… ……………….                   …………….                     ………………… 3. Вывод: союз — средство ………………………… 1. Работа с текстом. (Слайды 9­13) ­ Среди проблем больших городов вы не назвали ещё одну, очень важную. Поможет вам её сформулировать работа с текстом. Определите тему текста,  ответьте на предложенные вопросы. Сконструировать схемы предложений  вам помогут модели. 1 группа. Определите тему текста. Выпишите номера предложений с однородными членами. Постройте схему 2 предложения. Выпишите неоднородные определения. Определите роль однородных членов в тексте. (1) Одна из главных проблем большого города – одиночество человека.(2) Несмотря на огромное количество людей вокруг, часто человек  чувствует себя непонятым и ненужным, забытым и заброшенным. [0 и 0, 0 и 0]. (3) Кажется, что все против тебя.(4) Ты один на огромном белом свете, и весь  мир кажется чужим и холодным. (?) (5) Есть семья и друзья, и  коллеги. [0 и 0,  и 0].(6) Но в большом городе тебе одиноко. 2 группа. Определите тему текста. Выпишите номера предложений с однородными членами. Постройте схему 4 предложения. Выпишите неоднородные определения. Определите роль однородных членов в тексте. (1) Люди буквально растворяются в суете, в движении, в потоках машин и в  толпах прохожих. [0, 0, 0 и 0](2) Хватает времени на короткие встречи, но не  хватает на душевное общение. [0,но 0 ](3) И лишь изредка ты делаешь  вынужденную остановку под хмурым зимним небом мегаполиса, и к сердцу  подкатывает щемящее чувство тоски.(?)(4) Ты вспоминаешь о многом: и о  маминых пирожках, и о прогулках по парку, и о встречах со школьными  друзьями. [и 0, и 0 ,и 0].(5) А потом задаёшь себе вопрос: для чего вся эта  беготня? 3 группа. Определите тему текста. Выпишите номера предложений с однородными членами. Постройте схему 6 предложения. Выпишите неоднородные определения. Определите роль однородных членов в тексте. (1) Общение необходимо человеку, где бы он ни жил.(2) Ему нужно ощущать родственную   душу   рядом.(3)   Кого­то   спасает   от   одиночества   электронное общение, а кто­то заводит домашних животных.(4) Но даже самые красочные анимированные   смайлы   не   смогут   передать   энергию   горящих   глаз собеседника.(5) Иногда нам просто необходимо остановиться, подумать.(6) Нужно   просто   встретиться   с   родителями   или   друзьями,   поговорить   с соседями. [0 0 или 0 , 0](7) И ты будешь уже не одинок. ­ Какова ещё одна проблема современного города?   (Одиночество человека в большом городе) ­ Дополним наше предложение?СЛАЙД14 Сегодня проблемами больших городов являются разобщенность людей и экология, социальные  болезни (наркомания, игромания, алкоголизм) и проблемы транспорта, нехватка времени и одиночество. Вывод:  что же делать людям , живущим в мегаполисе?  Эта  проблема современная или она существует много лет.  Могли бы вы вспомнить пример из художественной литературы в  котором рассказывается об одиночестве человека в городе?   А.П. Чехов — рассказ «Тоска». У извозчика Ионы Потапова умер сын. И ему  не к кому пойти со своим горем. Люди не желают слушать его. Тогда он рас­ сказывает обо всем лошади. И только так рассеивается его тоска.                СЛАЙД 15.Гимнастика для глаз 2. Мини­проект Мельниковой Н. Существует ли положительная сторона  развития городов? (Слайд 16) Урбанизация ­  (от лат. urbanus городской) — процесс повышения роли городов в развитии  общества. 3. Творческая работа. (Слайд 18) ­   Выполите   небольшую   творческую   работу:   порассуждайте   о   проблемах большого города  Задание:   продолжить   предложения   так,   чтобы   союз  и  соединял однородные   сказуемые   и   части   сложного   предложения,   составить   схемы полученных предложений. 1) Солнце встает из­за многоэтажных домов и ... . 2) Миллионы людей спешат на работу и … . 3). В Москве много древних соборов и… . ВЫВОД: делается вывод о том, что союз — средство синтаксической связи членов предложения и частей сложного предложения V.Подведение итогов урока. VI. Рефлексия.(СЛАЙД 17)  Предупреждение грамматических ошибок. Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных  членов в предложении. Изучите типичные ошибки и исправьте их – 1 минута.  Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами 1.   Одновременное   использование   прилагательных   в   полной   и   краткой   формах   в качестве однородных членов. Наша столица  красива и гостеприимная).2.   Включение   в   ряд   однородных   членов   видовых   и   родовых   понятий.  (В   Москве много красивых соборов, церквей, особняков, памятников  архитектуры). 3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю гулять по ночному городу и экскурсии). 4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Гость столицы знакомится и внимательно изучает историю Москвы). VII. Дифференцированное домашнее задание.(СЛАЙД 19)  1) 1) С. 139 , упр. 277 2) Подберите из художественной литературы разнообразные примеры (10  предложений) с рядами однородных членов.  3) Напишите мини­сочинение с использованием предложений с однородными  членами на тему: «Проблемы большого города». Заполните таблицу с предложениями: напишите номер ошибки и попытайтесь  ее исправить. Каждый член команды анализирует одну ошибку.  Неправильно Вид ошибки Исправлено 1. Несколько человек пытались решить и  задумались над задачей. 2. Гринев был смел, благороден и честный. 3. А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу. 4. Я люблю футбол, баскетбол и кататься на  лыжах. С анализа этих ошибок мы начнем следующий урок, уделим им побольше  внимания, так как данный вопрос есть в заданиях ЕГЭ.

Посмотрите также