Урок русского языка
Тема: Однородные члены предложения. Закрепление. (учебник А.В. Поляковой, 3"Б"класс)
Цели урока: 1. образовательные: продолжить формирование понятия «однородные члены предложения», формирование умения выделять однородные члены в предложении.
2. развивающие: общее развитие учащихся на основе: развития мышления в процессе осознания теоретических знаний об однородных членах предложения; развития логического мышления при развитии операции анализа (при выполнении упражнений на отработку способа действия), синтеза (при формулировке выводов), при формировании умения устанавливать причинно-следственные связи; развития учебной самостоятельности; развития действия контроля за «чужими» действиями; развития рефлексивно-оценочных действий; реализации индивидуального подхода.
3. воспитательные: воспитание познавательного интереса, толерантности, развитие эмоциональной сферы учащихся.
Этап урока |
Содержание этапа |
Орг. момент
Чистописание
Словарно-орфографическая работа
Проверка домашнего задания
Продолжение изучения темы
Этап рефлексии
Домашнее задание |
- Здравствуйте, ребята. У нас урок русского языка. Давайте проверим, все ли готовы к уроку. Что должно лежать у вас на партах? - Учебник, тетрадь, пенал, дневник. - Хорошо. Я вижу, что вы к уроку готовы.
- Ребята, посмотрите на слова, записанные на доске. Болото, ботинки, беседка - Составьте цепочку из согласных букв, которые обозначают глухие звуки в этих словах. - ткс - Хорошо. Эту цепочку мы напишем с цепочкой букв, которая состоит из безударных гласных, находящихся в корнях этих слов. Какая это цепочка? - ое - Верно. Посмотрите, как пишут эти буквы некоторые ученики.
- Какое из этих написаний неверное? (анализ каждой записи) - Хорошо. Откройте ваши тетради и пропишите эту цепочку букв. Только старайтесь писать красиво, аккуратно. (дети прописывают буквы) - Теперь возьмите карандаш и подчеркните те буквы, которые, на ваш взгляд, получились у вас самыми красивыми. Как вы думаете, зачем мы это делаем? - Чтобы писать так же аккуратно в другой раз.
- Ребята, отгадайте ребус, записанный на доске. ДОР МИ - Помидор. - Верно, а как вы догадались? - … - Давайте прочитаем это слово. ПОМИДОР - К какой части речи относится это слово? - Это имя существительное. - Как вы догадались? - Оно обозначает предмет и отвечает на вопрос «что?» - Ребята, а что такое «помидор»? -… - Это овощ, который выращивают на огородах. Давайте придумаем словосочетания со словом «помидор». - Красный помидор, спелый помидор, вырастить помидор, съесть помидор. - Хорошо. Теперь придумайте предложение с одним из этих словосочетаний. - … - Еще раз прочитаем это слово. - по-ми-дор - Поставьте ударение в этом слове. Какие гласные безударные? - Как проверить их написание? Можно ли это сделать? - Нет. Это словарное слово. ПОМИДОР - Его написание нужно запомнить.
- Ребята, какое задание вам нужно было выполнить дома? - Дома нам нужно было выделить в предложении однородные члены. - Давайте проверим упражнение следующим образом: один из вас читает предложение, находит однородные члены и, конечно, не забывает доказывать свою току зрения. Остальные работают с сигнальными карточками – если согласны, то поднимаете зеленую карточку, если не согласны, то красную. - Птицы летом живут в лесах, на озерах, на реках, на болотах. Читаю предложение. Определяю, есть ли в предложении слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову. О ком говорится в предложении? О птицах. Кто? Птицы. Птицы (что делают?) живут. Живут (когда?) летом. Живут (где?) в лесах, на озерах, на реках, на болотах. Это однородные члены предложения. Определяю, какими членами предложения они являются. Живут (где?) в лесах, на озерах, на реках, на болотах. Это однородные обстоятельства. (остальные предложения комментируются аналогично; в случае ошибки выясняются ее причина и последствия).
- Ребятам предложили распространить предложение с помощью однородных членов – В зоопарке мы увидели много … Лена распространила его так: В зоопарке мы увидели много животных и мороженое. Таня распространила предложение следующим образом: В зоопарке мы увидели много львов, медведей, зайцев. Давайте попробуем проверить, правильно ли ученицы выполнили задание. А зачем нам нужно их проверять? - Нам нужно проверять учениц, чтобы самим не допускать в своих работах ошибки. - Прочитайте предложение, которое составила Лена. Верно выполнено задание? Как вы думаете, как рассуждала Лена? В чем ошибка ученицы? Что нужно делать, чтобы не допускать таких ошибок? - Лена неправильно составила предложение. Она рассуждала так: Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову. Слова «животных» и «мороженое» относятся к слову «увидели». Значит, они будут являться однородными членами предложения. Ученица не учитывала другой признак однородных членов предложения – отвечают на один и тот же вопрос. Слова «животных» и «мороженое» отвечают на разные вопросы – увидели (кого?) животных, увидели (что?) мороженое. Чтобы не допускать таких ошибок, нужно знать способ действия при определении однородных членов предложения и необходимо проверять свою работу - Прочитайте второе предложение. Верно Таня выполнила задание? Как вы думаете, как рассуждала девочка? - Таня правильно составила предложение. Она рассуждала так: однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос. Увидели (кого?) львов, медведей, зайцев. Эти лова будут являться однородными дополнениями.
- Сегодня мы с вами будем учиться проверять написанные ребятами предложения, корректировать их ошибки. Как вы думаете, кто в школе должен проверять выполненную работу? А зачем ученикам нужно проверять свою запись? - Выполненную работу необходимо проверять не только учителю, но и самому ученику, чтобы находить и исправлять в ней ошибки. - Учитель предложил ребятам записать под диктовку предложения. На доске представлена запись одного из учеников: 1.Аисты кормят детей мелко рыбешкой, лигушками жуками. 2. Дети довали ежкиу хлеп, малоко, травку. - Давайте прочитаем предложения, записанные учеником. Все ли вам понятно? - В первом предложении непонятно, о каких детях идет речь. Это слово не подходит в это предложение. - Как вы думаете, почему неясно, о чем первое предложение? Подходит здесь слово «детей»? А какое слово могло бы сюда подойти? - Вместо слова «детей» нужно употребить слово «птенцов». - В чем же была ошибка ученика? Как мы исправим эту ошибку? - Ошибка ученика в том, что он употребил не подходящее по смыслу слово (лексическая ошибка). Чтобы исправить эту ошибку, нужно аккуратно зачеркнуть слово и надписать другое. - Сделаем вывод – какой должен быть первый шаг в проверке написанного текста? - Значит, сначала проверяем, ясна ли мысль предложения, все ли слова подходят друг другу. - Какой будет второй шаг в нашей проверке? - Теперь нужно проверить, нет ли в словах орфографических ошибок. - Что является причиной орфографических ошибок? Как мы будем проверять орфограммы? Как мы исправим ошибку? - Такие ошибки бывают из-за незнания способа действия. Чтобы проверить, нет ли ошибок в написании слов, нужно найти все орфограммы, определить, как проверить написание буквы, определить, нет ли в слове ошибки. (проводится корректирование ошибок в словах – «лигушками», «довали», «хлеп», «малоко»). Чтобы исправить ошибку, нужно зачеркнуть неправильную букву и поставить нужную. - Какие еще могут быть ошибки? - Могут быть ошибки в постановке знаков препинания. - Как проверить, все ли знаки препинания употреблены в данном предложении? - Чтобы проверить, все ли знаки препинания поставлены в предложении, нужно определить, в каких случаях ставится запятая (обращение, однородные члены предложения), проверить, нужны ли в этом предложении запятые, исправить ошибку. - В чем причина пунктуационных ошибок? Как исправить ошибку? Какой третий шаг? - Причина пунктуационных ошибок – незнание способа действия. чтобы исправить ошибку, нужно поставить пропущенную запятую или зачеркнуть лишнюю. - Теперь верно написаны предложения? - В слове «мелко» пропущена буква «й» на конце, в слове «ежкиу» перестановлены буквы – «и» и «к». - Можно ли это назвать ошибкой? - Это не ошибки. - Пропуск или перестановка букв называется опиской. Как вы думаете, в чем причина описки? Как исправить эти описки? - Причина описок – невнимательность. Чтобы их исправить, нужно надписать пропущенную букву, стрелочкой поменять буквы - Итак, какой же алгоритм проверки написанного предложения или текста у нас получился? (проговаривается весь алгоритм) - Итак, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Какие выводы для себя сделали? - Какие трудности возникли? - Дома расскажите родителям, как проверить написанную работу.
- у. 460, 461. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.