Односоставные предложения. Разработка урока русского языка

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок обобщающий. Большинство заданий подобрано на одну лексическую тему, что имеет воспитательный характер. На уроке использовала элементы развивающей технологии. Азбучные истины развивающего обучения заключаются в обеспечении умственного развития, способности к творчеству, выработке собственного мнения. Также использовала методику проблемного обучения. Создание проблемной ситуации – основа учебной мотивации.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: Односоставные предложения Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала Оборудование: карточки, проектор, слайд. Ход урока 1. Организационный момент. Речевая разминка «Продолжи пословицу» 1. (класс разделен на 3 гр., каждая группа получает карточки с пословицами). 1 группа: Сядем рядком да поговорим ладком. 2 группа: Тише едешь дальше будешь. 3 группа: Цыплят по осени считают. Задание 1: Объяснить смысл пословиц и выделить в них грамматическую основу. (Ответ устный выступает 1 из группы) СЛАЙД 1 Задание 2: На карточках предложения. Чем отличаются эти предложения? 1. Пословица правду всем говорит. 2. Под лежачий камень вода не течет. 3. Поспешишь – людей насмешишь. 4. По платью встречают, по уму провожают. Слайд 2 Проблемный вопрос: Ребята, скажите, о чем мы будем говорить на уроке? О каких  предложениях? Записать тему урока в тетрадь. Цели и задачи: ­ закрепление и систематизация изученной темы; ­ должны уметь определить структуру односоставных предложений; ­ уметь различать двусоставные и односоставные предложения; ­ воспитать Главное: Должны выяснить, где и для чего мы употребляем односоставные предложения? Задание 3: Восстановить алгоритм (таблица СЛАЙД 3) Задание 4: Работа в парах ( ОПЛ, НПЛ, БЛП, НП) 1 пара: Найдите определенно­личные предложения. Чем выражен главный член в таких  предложениях?1. Печальная картина осени. 2. Спи, милая. 3. Играют только левой рукой. 4. К птичьему прислушиваюсь крику. 2 пара: Найдите неопределенно­личные предложения. Чем выражен главный член в таких  предложениях? 1. Лодырю всегда нездоровится. 2. Раннее утро. 3. После драки кулаками не машут. 4. Лучше бы сразу выгнали. 3 пара: Найдите безличные предложения. Чем выражен главный член в таких  предложениях? 1. Нет худа без добра. 2. За эту провинность меня на рыбалку не пустили. 3. Волшебная осень. 4. Без веры жить нельзя. 4 пара: Найдите назывные предложения. Чем выражен главный член в таких предложениях? 1. Приснись мне еще хоть однажды. 2. Мороз и солнце! 3. От этой шутки друзьям стало весело. 4. А вот и река. 5 пара: Найдите неопределенно­личные предложения. Чем выражен главный член в таких  предложениях. 1. Лодырю всегда нездоровится. 2. Раннее утро. 3. После драки кулаками не машут. 4. Лучше бы сразу выгнали. 6 пара: Найдите определенно­личные предложения. Чем выражен главный член в таких  предложениях? 1. Печальная картина осени. 2. Спи, милая. 3. Играют только левой рукой. 4. К птичьему прислушиваюсь крику. Вывод: Делают 4 учащихся по каждому виду односоставных предложений.Понятен ли смысл односоставных предложений? Нужен ли второй главный член для  понимания смысла предложения. На что указывает автор в таких предложениях? Где они  употребляются? Задание 5: Игра «Найди лишнее» 1. Капля камень точит. 2. Семеро одного не ждут. 3. Смотри дерево в плодах, а человека в делах. 4. Терпение и труд все перетрут. Вывод: Почему оно лишнее? По какому признаку определили, что оно лишнее? Ребята, а теперь посмотрите, на примеры родного языка. 1. Исти  иhирэх тыл (Назывное – Ааттыыр этии) ӊ 2. Куескун эрдэттэн ерунумэ (Определенно­личное – Быhаарыылаах сирэйдэммит этии) 3. Ытаабат о5ону эмсэхтээбэттэр. (Неопределенно­личное – Быhаарыыта суох  сирэйдэммит этии) 4. Халлаантан туспуккэ дылы. (Безличное – Сирэйдэммэтэх этии) Вывод: Похожи ли примеры пословиц на родном языке с русскими пословицами? Понятен ли смысл предложений. Нужен ли второй главный член для понимания. Задание 6: Творческая работа в группах. Каждой группе дается 5 пословиц. Учащиеся  выбирают 1 и на эту пословицу пишут мини­сочинение. Вывод: 1 учащийся из группы выступает. Чтение сочинений. Чему учат нас эти пословицы? Задание 7 Контрольное тестирование. Дается 10 односоставных предложений. Учащиеся  должны определить вид односоставных (самопроверка) Слайд Итог урока: Для чего изучаем односоставные предложения? (Чтобы речь была динамичной,  лаконичной, точной, выразительной. Чтобы избежать повторения местоимений. Чтобы речь  была разнообразной.) Рефлексия: Что вам понравилось на уроке? Что не удалось?

Посмотрите также