Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Типы переносного значения
Оценка 4.6

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Типы переносного значения

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл
11.01.2022
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Типы переносного значения
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Типы переносного значения.docx

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Типы переносного значения

Цели: обобщить и систематизировать знания по лексике (лексическое значение, однозначность, многозначность, переносное значение); ознакомить с путями возникновения и типами переносного значения. Закрепление умения работать с толковым словарем русского языка; формировать и совершенствовать умения разграничивать метафорический и метонимический переносы; обогащать словарный запас учащихся.

 

ХОД УРОКА

I.                  Организационный момент

II.               Лингвистическая разминка

Словарный диктант «Трудные слова с проверяемыми гласными в корне»

Благословение, воображать, воплотить, выточить, изваяние, обнажать, обрамление, освещение, поглощать, покаяние, посвящение, преподаватель, раздражать, соединить, местный старожил, стачать, стеснить, тиснёный, уединённый, сожаления, укротить, поредеть, развеваться на ветру, вратарь, неувядающий, прославлять, наслаждаться, удивительный, неисчерпаемые, вопиющий, смятение, бичевать пороки, провозглашение, окровавленный, страдающий, воспламенилась, замечать, заменить, измерение, составление, напевать, выяснение, пригодится, дерзновенный, влиятельный, созревание, укрепление, умалять достоинство, накалить железо, опалённый, выполотые сорняки, осознавать, одевать, запевать частушки.

III.           Актуализация знаний учащихся (работа с таблицей)

• Беседа

• Что называется лексикой? (Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка.)

      Какие ещё есть значения слова «лексика»? (1) Совокупность слов какого-либо языка; 2) совокупность слов, употребляющихся в какой-либо сфере деятельности; 3) словарный состав произведений какого-либо автора. Таким образом, слово «лексика» -- многозначное.)

      Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова — это основное значение, исторически сложившаяся связь между звуковым комплексом слова и отображаемым им предметом или явлением. Исходя из количества значений, заключённых в слове, выделяют слова однозначные и многозначные).

      Какие слова являются однозначными, какие – многозначными?

      По каким признакам у многозначных слов выделяются прямое и переносное значения?

      По каким признакам выделяются типы переносного значения метафора и метонимия?

 

Лексическое значение слова — это основное значение, исторически сложившаяся связь между звуковым комплексом слова и отображаемым им предметом или явлением. Исходя из количества значений, заключённых в слове, выделяют слова однозначные и многозначные.

Однозначные слова

Многозначные слова

имеют одно лексическое значение (подлежащее, морфема, могущество)

имеют несколько лексических значений (голова, дорога, остановка)

Многозначные слова могут иметь прямое и переносное значения

Прямое значение

Переносное значение

отражает непосредственную связь между звуковым соотношением и предметом наименования (есть винегрет)

возникает при переносе наименования одного предмета (признака, действия) на другой на основе какого-либо сходства, смежности, ассоциаций (словарный винегрет)

Типы переносных значений

Метафора — вид переноса, при котором употребление слов и выражений в переносном смысле происходит на основе сходства двух предметов или явлений (слёзы дождя, золото листвы)

Метонимия — вид переноса, при котором употребление названия одного предмета вместо другого предмета происходит на основе их смежности (пространственной, временной, логической и др.).

Метонимия может возникать на основе:

• пространственной смежности (научная конференцияконференция постановила);

соотношения материала и изделия из этого материала (изделия из серебра старинное серебро);

•  соотношения имени автора и его творения (стихи Блока читать Блока);

•  соотношения содержащего и содержимого: тарелка супа съесть целую тарелку.

IV.            Основной этап

Выполнение тренировочных упражнений

Упражнение 1. Определите, однозначными или многозначными являются приведённые ниже слова. Номера слов распределите в столбцах таблицы.

Однозначные слова_________________ Многозначные слова

1)    морковь                              8) крутой                       15) звено

2)    переговорить                     9) берлога                       16) арена

3)    программа                       10) восторг                       17) бельэтаж

4)    госпиталь                         11) аттракцион                 18) белый

5)    цирк                                 12) звезда                         19) задача

6)    эгоист                               13) постфикс                     20) армия

7)    сумерки                           14) долина                        21) скатерть

Упражнение 2. В приведённых ниже парах словосочетаний разграничьте прямое и переносное употребление выделенных слов. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.

Призываться в армиюармия строителей, скрыться за горизонтом — расширять горизонт, биться над задачей — биться с врагами, кудрявая головаголова колонны, докопаться до истины — докопаться до воды, дорогие ковры — дорогое время, пережить драму — написать драму, дубовый лист — дубовый стиль, галерея персонажей — художественная галерея, гибкость прутьев — гибкость политики, дробь каблуков — стрелять дробью, лёгкая ноша — лёгкая задача, догорела заря — догорел костёр, дорога к знаниям — дорога к дому, гром гремит — слава гремит, едкая фраза — едкий раствор.

Упражнение 3. Определите способ переноса значений в выделенных словах. Номера словосочетаний распределите в столбцах таблицы.

Метафора

Метонимия

 

 

 

1)    продажа серебра                                9) университет проводит конкурс

2)    пожар в душе                                  10) кольцо троллейбусов

3)    бросать слова                                 11) заря жизни

4)    сбежался весь класс                        12) молодая луна

5)    экранизация Гоголя                       13) волна гнева

6)    углубление сотрудничества          14) хвост корабля

7)    серебро на висках                           15) чайник вскипел

8)    костёр рябины                                16) мягкий человек

 

 

Самостоятельное изучение учащимися теоретического материала «Речевая (лексическая) норма»

 

Речевая (лексическая) норма устанавливает правильность лексической сочетаемости, т. е. способности слова сочетаться с определённым кругом слов. Нарушение речевых норм приводит к появлению речевых ошибок.

1.     Ошибки, связанные с непониманием значения слов (как русских, так и заимствованных).

Мастерски создал Н. В. Гоголь внешний и внутренний образ Чичикова.

(Правильно: Мастерски создал Н. В. Гоголь образ Чичикова.)

В настоящее время в моде сапоги с ботфортами. (Правильно: В настоящее время в моде ботфорты.)

2. Ошибки, связанные с лексической неполнотой высказывания в силу пропуска слов.

По радио я слушал о жизни и творчестве В.М.Шукшина. (Правильно: По радио я слушал передачу о жизни и творчестве В.М.Шукшина.) Я не обратил на новую причёску. (Правильно: Я не обратил внимания на новую причёску.)

3. Ошибки, связанные с употреблением лишних слов (плеоназм).

лично я, военная оккупация, старый ветеран, свободнал вакансия, патриот своей страны, возвратитъся обратно, объединиться воедино, памятный сувенир, тазобедренная кость ноги

4. Ошибки в употреблении рядом стоящих однокоренных слов (тавтология).

ученик учится в пятом классе, собрать собрание, на клумбе растут однолетние растения

5. Нарушения лексической сочетаемости слов, связанные с несоответствием их лексического значения.

ужасно красивый, большая половина, поломать хрустальную вазу

6. Ошибки, связанные с неправильным употреблением в речи фразеологизмов.

сделать поступок (правильно: совершить поступок), давать замечание (правильно: делать замечание), львиная часть (правильно: львиная доля), поднять тост (правильно: провозгласить тост)

7. Ошибки, связанные с проникновением в устную и письменную речь белорусов слов из родного языка.

Я буду гулять во дворе. (Правильно: Я буду играть во дворе.)

Колхозники собрали большой урожай моркови и бураков. (Правильно: Колхозники собрали большой урожай моркови и свёклы.)

 

 

Выполнение тренировочных упражнений

 

Упражнение 4. Найдите словосочетания, в которых нарушены нормы лексической сочетаемости. Исправьте речевые ошибки.

1)   внутренний интерьер комнаты

2)   прейскурант цен

3)   ведущий специалист

4)   дружеские отношения

5)   необычный феномен

6)   бороться всеми нашими ресурсами

7)   располагаться в отдалении

8)   река встала в ноябре

9)   критически переоценить свою работу

10)    новое амплуа

11)    всё возвращается обратным бумерангом

12)    очень прекрасная картина

13)    изысканные деликатесы из птицы

14)    закончить школу

15)    мизерные мелочи

16)    наносить визиты

17)    купить товар по дешёвым ценам

18)    гипотетическое предположение

19)    на приёме у врача

20)    необходимо устранить недостатки

21)    изложить на бумаге автобиографию жизни

22)    эта работа заслуживает кропотливого внимания

23)    разговаривать с коренным аборигеном города

24)    внести поправки в книгу

25)    возведён мемориальный комплекс

26)    прочитать объявление о предстоящей экскурсии

27)    ветер был совсем слабый

28)    генеалогическая классификация языков

29)    претворить мечты в жизнь

30)    я сказал об этом выше

 

V.               Подведение итогов

VI.            Домашнее задание

Ознакомиться с теоретическим материалом §15,

Из стихотворений А.А.Фета выписать по 6-8 примеров использования метонимического и метафорического переносов слов


 

Скачано с www.znanio.ru

Однозначные и многозначные слова

Однозначные и многозначные слова

Лексическое значение слова — это основное значение, исторически сложившаяся связь между звуковым комплексом слова и отображаемым им предметом или явлением

Лексическое значение слова — это основное значение, исторически сложившаяся связь между звуковым комплексом слова и отображаемым им предметом или явлением

Призываться в армию — армия строителей, скрыться за горизонтом — расширять горизонт , биться над задачей — биться с врагами, кудрявая голова — голова колонны,…

Призываться в армию — армия строителей, скрыться за горизонтом — расширять горизонт , биться над задачей — биться с врагами, кудрявая голова — голова колонны,…

Ошибки в употреблении рядом стоящих однокоренных слов (тавтология)

Ошибки в употреблении рядом стоящих однокоренных слов (тавтология)

I. Подведение итогов

I. Подведение итогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2022