"Однозначные и многозначные слова"
Оценка 5

"Однозначные и многозначные слова"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
30.05.2017
"Однозначные и многозначные слова"
Цель: создать условия для формирования нового знания. Задачи: 1) Познакомить детей с однозначными и многозначными словами, закреплять знания о прямом и переносном значении слов, учить сравнивать значение слова в словаре и тексте, учить пользоваться толковым словарем, обогащать словарный запас, раскрывая смысл фразеологических оборотов, учить употреблять их в речи. 2) Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные). 3) Сформировать первичное умение применять в речи многозначные слова. 4) Закрепить умение использовать многозначные слова через выполнение заданий разных видов.
урок русского языка Комина.doc
Урок русского языка по теме  «Однозначные и многозначные слова» 2 класс   УМК «Начальная школа  XXI века» Комина Ольга Ивановна,  учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» г.Энгельса Саратовской области Цель: создать условия для формирования нового знания. Задачи: 1) Познакомить детей с однозначными и многозначными словами, закреплять знания о прямом и  переносном значении слов, учить сравнивать значение слова в словаре и тексте, учить  пользоваться толковым словарем, обогащать словарный запас, раскрывая смысл  фразеологических оборотов, учить употреблять их в речи. 2) Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные). 3) Сформировать первичное умение  применять в речи многозначные слова. 4) Закрепить  умение использовать многозначные слова через выполнение заданий разных видов. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь «Пишем грамотно», презентация, фонограмма песни  «Точка, точка, запятая»,толковый словарь, карточки с многозначными словами. Ход урока. I Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Оргмомент. Слайд 1,  2. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! (после фонограммы песни на интерактивной доске появляется рисунок человечка). Слайд 3. ­Рисуя нашего человечка, мы употребляли слова: ручки, ножки...(далее учитель показывает  указкой, а дети хором продолжают: носик, головка, ушко, глазок и т.д) Слайд 4. ­Прочитайте эти слова: человечек, язычок, головка, ушко, ножка, глазок, ручка, носик. II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. ­Какое слово лишнее? (человечек – обозначает целое, а не части тела, имеет одно значение) ­Назовите слова, в которых все согласные звуки твердые. (глазок, ножка, ушко, головка) ­Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему?(язычок) Слайд 5. ­Минутка чистописания: искомая буква обозначает в одном из слов два звука. ­Какая буква похожа на букву я по написанию? (л) ­Назовите общий элемент строчных букв (короткая прямая линия с закруглением вправо и влево) ­Чем они различаются? (овал) ­Напишите строчку соединений букв я и л  чередуя их (контроль одинаковой высоты строчных  букв, соединение нижнее). Слайд 6 Словарная работа ­Чем особенно слово язык? (словарное, имеет несколько значений) ­Кто испытывает затруднение в оценке верности данного утверждения? В чем оно заключается? ­Молодцы, вы смогли зафиксировать своё затруднение. Что вам теперь надо сделать? ( подумать и найти причину затруднения). Слайд 7. ­Прочитайте пословицы и предложения и объясните значения слова язык: 1.Не спеши языком, торопись делом. (орган речи, вкуса) 2.Правый угол занимала огромная русская печь, пылавшая красными языками жаркого пламени.  (языки пламени) 3.Без языка и колокол нем. (железный кистень, привешиваемый внутри колокола для звона) 4.Разведчики добыли языка. (пленный, от которого выведывают сведения о положении неприятеля) 5.Всяк язык Бога хвалит. (совокупность слов народа для передачи своих мыслей) 6.Незнайка торопился к Стекляшкину и забыл поправить язычок ботинка. (язычок ботинка) Слайд 8.  ­Подберите подходящий по смыслу фразеологизм: 1)очень болтливый человек (язык без костей) 2)внезапно  замолчать (язык прикусить) 3) хорошо умеет говорить (язык подвешен) 4)вкусно (язык проглотишь) 5) потерял способность говорить (язык отнялся) ­Запишите любой фразеологизм со словом язык, укажите части речи. III Постановка учебной задачи. Работа по учебнику. (с.26) Рубрика «Давайте подумаем» (проблемная ситуация): Слайд 9.  А.Барто «Разговор с дочкой».(текст читает учитель) «Мне не хватает теплоты», ­ Она сказала дочке. Дочь удивилась: «Мерзнешь ты И в летние денечки?» «Ты не поймешь, еще мала», ­ Вздохнула мать устало. А дочь кричит: «Я поняла!»­ И тащит одеяло. ­Как вы думаете, почему дочка не поняла маму? ­Какое значение в этом тексте имеет слово теплота? ­Найди в толковом словарике то значение слова теплота, в котором оно употреблено в тексте. ­Предположите, о чем пойдет речь на уроке (о словах, имеющих несколько значений) ­Уверены ли вы в том, что знаете все о таких словах?   ­Для чего нужно уметь определять значение слов?  ­ Вы готовы к изучению следующей темы?  ­ Каким способом вы будете изучать новую тему?  1)сначала надо понять, что мы не знаем;            2)затем самим построить новый способ действия.  ­Как определить, что вы не знаете?  1) надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания; 2) выполнить пробные действия; 3) определить своё затруднение; 4) подумать и найти причину затруднения. ­Итак, мы  продолжим  изучение значения слов, сделаем небольшое открытие о слове. ­ Какую цель вы перед собой поставите? (научиться определять значения слов) ­ Сформулируйте тему нашего урока? (многозначные слова). (учитель фиксирует на доске тему урока.) Слайд 10. IV Построение проекта выхода из затруднения. ­ Вспомните, как вы работали  на предыдущих уроках и составьте план своих действий: 1) Работа с моделями слов. 2) Запись слов по группам. 3) Составление эталона. 4) Формулировка правила. ­Какие гипотезы вы можете выдвинуть?  ­Какая из них приведет к положительному результату? Слайд 11. ­Где можно узнать значение незнакомых слов? (в словаре) Слайд 12. Физминутка. Слайд 13.  Работа в парах: составьте словосочетания, употребив эти слова в переносном значении, обсудите с  товарищем по парте и запишите: 1 ряд – носик, ушко 2 ряд –головка, ножка 3 ряд­глазок, ручка ­Проверка (дети читают словосочетания, а учитель показывает на слайде соответствующую  картинку: носик чайника, носик ботинка; головка чеснока, лука, цветка, сыра; ушко игольное, у  ведра, цветок –медвежье ушко, у деревянного тазика ушко (ушат); ножка стола, стула; глазок  дверной, картофельный; ручка шариковая, у двери, у чайника, чашки) ­Какой вывод можно сделать о проделанной нами работе? (слова имеют несколько значений и  употребляются в прямом и переносном смысле) ­Прочитайте правило в рубрике «Тайны  языка»  и сравните свои выводы с имеющимися в учебнике V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Слайд 14. Работа по учебнику. ­Упр.1: используя рисунки, объясни все значения слов корень, кисть. ­Почему у слов появляется несколько значений (сходство по функции, форме) ­Как называются слова, имеющие одно или несколько значений? ­В каком значении употреблены  слова: человечек, ножка и т.д. (в прямом) ­Упр. 2: объясни значение слова кисть в каждом предложении. Можно ли сказать, что у слова кисть  несколько значений? Поясни ответ. На день рождения сестра подарила мне альбом и новую кисть. На картине кисть винограда была  как настоящая. ­Догадайся, почему названы одним и тем же словом: 1) часть дерева, зуба, слова; 2) часть руки,  ягодного растения, инструмент маляра или художника. (похожи по форме и назначению) ­Придумай и запиши  предложения со словом корень. Подсказкой будут рисунки. Выделите  орфограммы. ­Напомните, с какими частями речи мы работали? ( сущ.) Вывод: имена сущ. имеют несколько значений. Слайд  15 VI Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Игра «Подбери пару» (комплект  с сиреневой полосой раздается детям, с розовой – остается у  учителя; учитель показывает и называет изображенный предмет и спрашивает,  у кого есть предмет  с таким же названием; играющий, получив парную картинку, к обоим предметам с одинаковым  названием подбирает поясняющие слова: бабочка­ насекомое, галстук) ­ Как вы думаете, слова других частей речи могут иметь несколько значений? (могут) ­Я предлагаю вам провести исследование. Попробуем представить, каким вырастет наш человечек.  Когда он станет большим, мы не будем называть его словом с уменьшительно – ласкательным  значением. Какое существительное мы употребим? (человек) Слайд 16. человек    добрый                  травяной                   золотой                  сильный                  здоровый                  деревянный                  умный ­Подберите из правого столбика имена прилагательные, которые подойдут для составления  словосочетаний со словом человек, и запишите в тетрадь. ­Какие прил. вы выбрали?(добрый, сильный, здоровый, умный, золотой) ­Какое прилагательное употреблено в переносном значении? ­Разъясните значение слова золотой, пользуясь толковым словариком. ­Объясните значение словосочетания золотой человек ( золотое сердце, золотой характер) ­Какие словосочетания со словом золотой вы знаете? (золотые руки, золотые листья, золотой  ключик, золотое кольцо, золотой голос) ­В каких значениях употреблено слово золотой в этих выражениях? ­Разберите имена прилагательные по составу. Взаимопроверка. ­Напомните, к какой части речи относится слово золотой (прил.) ­Какой вывод можем сделать? (прил. тоже могут иметь несколько значений)  Слайд 17. ­Исследуем, могут ли глаголы быть многозначными. Слайд 18. ­Прочитайте стихотворение.  В.Орлов «Часы». Говорят: «Часы стоят». Говорят: «Часы спешат». Говорят: «Часы идут, Но немножко отстают». Мы смотрели с Мишкой вместе, Но часы стоят на месте! ­Какое это стихотворение по настроению? (юмористическое, шуточное) ­Найдите и выпишите слова, употребленные в переносном значении (стоят, спешат, идут, отстают) ­Объясните значение слова идут (быть в действии) Слайд 19. ­В словаре Ожегова дано 26 значений слова идут. ­Какой частью речи являются эти слова? ­Сделайте вывод (глаголы могут быть многозначными и иметь несколько значений) Слайд 20. Игра «Подбери пару» (у детей карточки с зеленой полосой, у учителя с желтой; учитель  показывает и называет изображенное действие и спрашивает,  у кого есть карточка с таким же  действием,  если парная картинка подобрана правильно, то ученик составляет 2 предложения по  обеим сюжетным линиям) ­Найдите в толковом словарике еще несколько многозначных слов. Слайд 21. VII Включение в систему знаний и повторение (работа в малых группах) ­Наш язык богат  и могуч. В русской речи используются выражения, в которых слова  употребляются в переносном значении. Такие выражения называются фразеологическими  оборотами. ­Предлагаю выбрать и записать из группы фразеологических оборотов те, которые помогут  охарактеризовать человека с положительной стороны: Слайд 16. 1 группа­ общий язык, язык без костей; 2 группа­ золотые руки, рукой подать; 3 группа – говорить в глаза, хоть глаз выколи; 4 группа­человек с головой, потерять голову; 5 группа­ держать ухо востро, развесить уши; 6 группа­ падать с ног, идти в ногу. Проверка. ­Я предлагаю вам выбрать любой фразеологизм и закончить им предложение о том, что вы на  сегодняшний день цените в своем друге больше всего. (на доске: Я хочу иметь такого друга, чтобы...)Слайд 22. VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке. ­Каким фразеологизмом вы закончили фразу? (подсчитывается количество уч­ся, выбравших  данный фразеологизм, и число записывается около данной карточки) ­Вот теперь наглядно видно, что вы цените в своих друзьях: если у вашего друга золотые руки, он  умеет находить с вами общий язык, говорит правду в глаза. А если вы цените это в своих друзьях,  значит, и в себе вы тоже это воспитываете. ­ Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали? ­ Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения? ­ Какую цель перед собой поставили?  ­ Каким способом действовали для достижения цели?  ­ Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. ­Какие слова называются многозначными и однозначными? ­ Где можно выяснить значение непонятных тебе слов? ­Какие словари вы знаете? (показ слайдов) ­Для чего вам пригодятся знания с сегодняшнего урока? (выразит., образная речь) ­­Сегодня на уроке: слайд 23. я узнал... я понял... мне было интересно... мне было трудно... Слайд 24. ­Оцените собственную деятельность на уроке: (поднимите квадратик нужного цвета) желтый­ выполнял быстро, самостоятельно; синий­ выполнял быстро, но допускал ошибки; зеленый­ медленно, но без ошибок; красный­ ничего не понял. ­Д/з Слайд 25. (дифференцированное ­ по уровню трудности и объему) Т.П.О. ч.2 урок 95 упр.3 (подчеркните  выражения, употребленные в переносном смысле, доп. задание – придумать  несколько  словосочетаний с многозначными словами) Слайд 26 «Спасибо за урок» Слайд 27  «Используемая литература»: 1.Поурочные разработки по русскому языку к учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой,  М.И.Кузнецовой, Л.В.Петленко, В.Ю.Романовой , 2 класс / С.В.Иванова, М.И.Кузнецовой, «Вентана – Граф», М. ­2008.  2.Рабочая тетрадь «Пишем грамотно», 2 класс, М.И.Кузнецова, «Вентана – Граф», М.­2008.  3. «Оценка знаний по русскому языку» В.Ю.Романова, Л.В.Петленко, «Вентана – Граф»,  М.­2008.  4. «Конкурс грамотеев» Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин, «Просвещение», М.­1995.

"Однозначные и многозначные слова"

"Однозначные и многозначные слова"

"Однозначные и многозначные слова"

"Однозначные и многозначные слова"

"Однозначные и многозначные слова"

"Однозначные и многозначные слова"

"Однозначные и многозначные слова"

"Однозначные и многозначные слова"

"Однозначные и многозначные слова"

"Однозначные и многозначные слова"

"Однозначные и многозначные слова"

"Однозначные и многозначные слова"

"Однозначные и многозначные слова"

"Однозначные и многозначные слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017