Одушевленные и неодушевленные имена существительные

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала TK_po_RYa_dlya_proektirovania_fragmenta_k_DE_312_403 (1).docx

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

 

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

 

 

 

Планируемые результаты

Образовательная задача этапа урока

Форма организации учебной деятельности (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Организационно-мотивационный

Настроить учащихся на продуктивную деятельность на уроке.

Словесный (беседа)

 

Приветствует учеников.

Настраивает на работу.

Возьмитесь за руки, друзья,

Без дружбы нам никак нельзя:

Теперь друг другу улыбнитесь,

Настройтесь на урок и соберитесь.

И все проблемы – пустяки,

Ведь все мы вместе – знатоки.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

 

 

 

 

Фронтальная

Интерактивная доска

-

-

Р: осуществлять волевую саморегуляцию.

-

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализировать имеющиеся знания учащихся выйти на проблемную ситуацию.

Словесный (беседа)

 

 Наглядный (показ слайдов)

 

 

Актуализирует знания учащихся.

- Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа. Все сели ровно, прямо, следим за осанкой, спина ровная; тетрадь лежит под наклоном, локоть не висит.

- Сейчас на доске вам будут представлены слова с пропущенными буквами. Запишите эти слова в тетрадях, вставьте пропущенные буквы, вспоминая правила и подбирая проверочные слова:

Тарелка,товарищ,морковь,завод,обезьяна,месяц,воробей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют словарную работу в тетради с помощью слайда, на котором представлены слова с пропущенными буквами.

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерактивная доска

 

 

Самоконтроль по эталону

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи

 

Р: контроль, коррекция действия

 

 

П: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

 

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

3.Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи

Сформулировать тему, цель урока.

Словесный (беседа)

 

Частично-поисковый (проблемный вопрос)

 

Наглядный (демонстрация)

 

Организует деятельность по формулировке учащимися темы, цели и задач урока с помощью проблемной ситуации:

 - Мне пришло письмо помогите его прочитать:

 

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

 

Я часть речи.

Я отвечаю на вопросы кто? и что?

Я могу обозначать явление природы, людей животных, события, чувства, предметы.

 

Я могу быть _________________

 

 

 

- Ребята, какая часть речи прислала это письмо? ( Именя существительное)

 

- Пока письмо шло к нам, к сожалению, потерялись два слова. Вы знаете, какие это слова? (нет)

 

- Значит, что на уроке мы постараемся узнать?

 

(какими могут быть имена существительные)

 

 

 

- Для того, чтобы это узнать, Распределите выписанные вами имена существительные на две группы, по какому признаку можно это сделать? Как могут называться такие существительные ?

 

-Кто теперь может определить, о чем сегодня на уроке будет идти речь? Какая будет тема?

Прочитайте тему в учебнике на странице 48, совпадает ли с вашим предположением?

- Какую цель мы поставим перед собой?

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по словарной работе для определения темы урока.

Отвечают на вопросы

 

ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ

( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документ-камера

 

 

 

 

 

 

Кластер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

Контроль учителем

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: планировать свою деятельность.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Сформулировать задачи урока, составить план по достижению задач урока.

Словесный (беседа)

 

РКМЧП («перепутанные логические цепочки»)

 Организует постановку проблемных задач.

А что для этого нужно сделать? Какие задачи мы поставим перед собой?

-ребята, я так торопилась к вам на урок, что мои задачи перепутались, расставьте их в правильном порядке.

Молодцы, эти задачи и есть план нашего урока.

Отвечают на вопросы.

Формулируют задачи

Ф

Интерактивная доска

Контроль учителем

-

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей К: владеть диалогической формой речи.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи.

5. Реализация построенного проекта

 

Учебное действие

Организовать деятельность по выполнению учебного действия.

Словесный (беседа)

 

Практический (упражнения).

Организует учебное действие.

Как же узнать, какие существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными? (Можно спросить у товарища, у учителя, прочитать в учебнике, поискать в интернете.)

 

- Если не хватает своих знаний и знаний товарищей, куда мы можем обратиться? (К учебнику.) Познакомьтесь с правилами в учебнике на с. 48 и 50.

Теперь применим полученные знания на практике-устное выполнение упр 80 и 84.  Поработайте в парах, выполните У вас на столах лежат карточки.Работаем парами по 2 человека.На листочках с помощью стрелок распределите слова на две группы.

 

Одушевлённые имена существительные

 

заяц,

 

коньки,

 

 собака,

 

снегирь,

 

тетрадь,

 

карандаш,

 

дорога,

 

воробей

 

 

Неодушевлённые имена существительные

Сейчас мы проверим как вы запомнили правило и проведем физминутку.

Если я назову существительные одушевлённые – вы поднимаете руки вверх, если неодушевлённые –выполняете  наклоны вправо или влево:

 

Молоко, рыба, щука, пенал, тетрадь, снежинка, мороженое, шоколад,Медведь, цирк, волк, кукла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

Контроль учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль

 

Учащиеся научатся определять число прилагательных по рядом стоящему существительному.

 

Учащиеся получат возможность научиться: составлять словосочетания с прилагательными во мн. и ед. числе; правильно выделять окончания имён прилагательных.

 

 

 

 

 

 

П: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Осуществить первичное закрепление полученных знаний

Словесный (беседа)

Организует первичное закрепление знаний и способов действия.

 Сейчас вы выполните задание в группах по 3 человека. Составьте алгоритм действий «Как определить является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым»

 

Алгоритм:

 

1. Найди имя существительное.

 

2. Определи, что оно обозначает.

 

3. Если обозначает живое существо, задай вопрос кто?

 

4. Если обозначает неживое существо, задай вопрос что?

 

5. Сделай вывод и докажи

 

Выполняют задание.

 

 

Групповая

Карточка с заданием

Контроль учителем

 

 

 

 

Взаимоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков.

П: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Действие контроля и самоконтроля

Осуществить контроль (самоконтроль) действия.

Практический (упражнение)

Организует закрепление и контроль изученного материала.

 

 https://learningapps.org/view6524924

с помощью планшета осканируйте кюаркод и выполните задания самостоятельно для закрепления.

 

Выполняют задание.

Индивидуально

Презентация

Самоконтроль

 

-

 

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

8.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Определить внутри-и межпредметные связи по теме урока.

Словесный (беседа)

Организует включение нового знания в систему знаний.

Итак, какая тема урока у нас была?

Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы решения поставленных задач? Что нового мы узнали?

 

Отвечают на вопросы

Ф, И

Инт.доска

Контроль учителем

 

К: владеть диалогической формой речи.  

П: осуществлять обобщение изученного

 

9. Рефлексия учебной деятельности

Действие оценки и самооценки

Осуществить оценку и самооценку действий.

Словесный (беседа)

Организует самооценку деятельности на уроке.

Вы сегодня хорошо поработали, поднимите: пчелку-хорошо трудились и все сделали, ленивца- весь урок ленился и ничего не сделал и попугая-отвлекался, но на уроке работал хорошо.

Спасибо, урок окончен!

Оценивают свою деятельность.

Ф(И)

Карточки

Самоконтроль

 

Р: осуществлять оценку деятельности

Способность к самооценке на основе критериев успешности

 

 

 

Технологическая карта фрагмента урока

 

Ф.И.О. участника Никифорёнок Нина Юрьевна.

Предмет: русский язык.

Класс: 2

Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Цель фрагмента урока: первичное усвоение знаний и способов действий при изучении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Задачи фрагмента урока

 

Дидактические: - формировать умение определять одушевленные и неодушевленные имена существительные;

                            - формировать умения задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным именам существительным.

Развивающие: развивать: - память, мышление, речь;

                                            - способность к целеполаганию, планированию, контролю, самооценке;

                                            - умения: анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты;

                                            - способность к сотрудничеству, умение договариваться и приходить к совместному

                                             решению, вести диалог.

 

Воспитывающие: - способствовать возникновению учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

                              - вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


 

Скачано с www.znanio.ru