Разработка урока по основам пожарной безопасности
Цели урока:
• расширить представления детей о том , как люди научились добывать и хранить огонь
• меры предосторожности при общении с огнем дома
• отработка действий учащихся при возникновении пожара.Тема урока:
« Огонь- друг или враг человека»
Разработка урока по основам пожарной безопасности
Тема урока:
« Огонь друг или враг человека»
Разработка урока по основам пожарной безопасности
Цели урока:
расширить представления детей о том , как люди научились добывать и хранить
огонь
меры предосторожности при общении с огнем дома
отработка действий учащихся при возникновении пожара
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с пословицами, карточки с
загадками.
Стенд. Выставка детских книг. Б.С.Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»
С.Я.Маршак « Кошкин дом», « Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»
К.И.Чуковский «Путаница» Л.Н.Толстой «Пожар», « Пожарные собаки»
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока (Слайд 12)
Ход урока
I.
II.
«Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.» ( Огонь)
Ребята, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
1 Правильно. Сегодня мы будем говорить об огне и правильном обращении с ним. Выясним,
чем же огонь является для человека – другом или врагом.
III. Работа по теме урока (Слайд3)
Когдато , в давние времена людей было мало на земле. Как звери бродили они по лесам,
гоняясь за добычей, ели сырое мясо, дикие плоды и коренья, покрывались звериными
шкурами и от непогоды прятались в пещерах и в дуплах деревьев. Разум был у них как у
малых детей: они были беспомощны в устройстве своей жизни и беззащитны против
хищных зверей и грозных сил природы.
Прометей сжалился над людьми и захотел им помочь. Он отправился к своему другу
Гефесту, сыну Зевса, божественному кузнецу и мастеру. Н а острове Лемнос в глубине
огнедышащей горы, была мастерская Гефеста. Жарко горел в огромном горне священный
огонь, без которого невозможно никакое искусство и мастерство. Три одноглазых
великанаЦиклопа работали в мастерской Гефеста. Две статуи, которые он сам отлил из
золота двигались как живые, по мастерской и хромой бог –кузнец опирался на них при
ходьбе. Прометей застал Гефеста за работой бог –кузнец ковал огненные стрелымолнии
для ЗевсаГромовержца. Прометей стоял и смотрел на искусную работу Гефеста. Когда же
Циклопы стали мехами помогать раздувать огонь в горне и сверкающие искры разлетелись
по всей мастерской, Прометей поймал священную искорку и спрятал в пустой тростинке,
которую держал в руке. Эту тростинку с искрой священного огня Прометей принес людям,
и люди зажгли от нее повсюду на земле костры, очаги и горны. Люди научились бороться с
природой, добывать и обрабатывать скрытые в недрах земли медь и железо, золото и
серебро, и делать себе из них домашние вещи, оружия и украшения. Люди стали строить
жилище из дерева и камня, окрыленные парусами, чтобы плавать по рекам и морям. Диких
животных и заставили Люди приручили диких животных и заставили коня носить на себе
человека, а коз и корову кормить его и от овцы стали брать теплую и прочную шерсть для
одежды. Свет от священного огня прояснил мысли людей, пробудил их дремлющий ум,
зажег в их сердцах стремление к счастью.
И многому еще научил Прометей людей с помощью священного огня. Он научил их варить
целебный сок растений, который помогает при болезнях и ранах и люди избавились от
постоянного страха смерти. Прометей открыл им науку числа и научил записывать знаками
слова, чтобы передавать свои мысли тем . кто живет далеко. С гордостью смотрел
Прометей как люди становились сильнее, разумнее и искуснее во всяком труде.
Огонь давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно
служит в повседневном быту и на производстве. Без огня невозможна жизнь на земле. Он
нужен повсюду: в домах и школах,
на заводах и фабриках, на фермах и в
сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить
металл. Огонь враг, оставивший свои следы в истории всех эпохи народов. Тысячи
городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Огонь сгубил миллионы человеческих
жизней. Огоньвраг, если к нему относятся небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где
огонь найдет хотя бы малейшую лазейку. Это и не выключенный вовремя электрический
утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка,
непотушенный костер
дефект электропроводки, неисправности печи и т.д.
Как можно узнать, что начался пожар?
дым треск
запах горелого искры
огонь
Наибольшую опасность при пожарах представляют паника. Известны случаи, что при
возникновении даже незначительного загорания люди , преувеличивая опасность с криком
2бросались к выходам, выражая общее смятение. Это приводило к давкам, заторам ,ушибам
и даже к гибели людей. У детей отсутствует эта защитная психологическая реакция на
современную пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них
понятие не имеет, что надо делать во время пожара , чтобы уцелеть. В таких случаях дети
обычно прячутся под кроватями , одеялами, в шкафах, укромных уголках комнат. Не
пытаются бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать их в задымленных помещениях
порой нелегко.
Какой номер необходимо набрать при пожаре?
Но иногда в жизни случается так, как написано в стихотворении С. Я.Маршака»Рассказ о
неизвестном герое»
Ищут пожарные
Ищет милиция
Ищут фотографы
В нашей столице
Ищут давно, но не могут найти
Парня какогото лет 20
Вот таких героев в нашей стране сотни. Все они, не людей дожидаясь пожарных рискуя
своей жизнью, бросались в огонь, спасали жизнь других и награждены медалями «За отвагу
при пожаре»
1)Конкурс «Отгадай загадку»
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажег,
Не смотри , не жди, не стой,
А залей его…( водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те… (отнять)
Шипит и злится,
Воды боится
С языком , а не лает,
Без зубов , а кусает…( огонь)
Летела мошка
Осиновая ножка
На стог села
Всё сено съела. ( спичка)
Что бывает ,если птички
Зажигают дома спички ( пожар)
2) –Из каких произведений взяты следующие строчки?
Море пламенем горит
Выбежал из моря кит,
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите ! ( К.Чуковский « Путаница»)
Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
3Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницу команда,
От огня спасает дом. (С. Михалков «Дядя Степа»)
И вдруг заголосили: «Пожар! Горим! Горим!»
С треском , щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом
Озирается кругом , машет красным рукавом. ( С.Маршак « Кошкин дом»)
IV. Закрепление
Внимательно рассмотрите картинки и объясните, почему произошел пожар.
(слайды47)
Что вы будете делать, если произойдет пожар.
убегу
спрячусь в шкафу
позову на помощь
начну тушить
вызову пожарную охрану.
. Физминутка
Мы шагаем, мы шагаем, год за годом вырастаем.
Правила запоминаем и всегда их выполняем.
Кроссворд
1
г
я ч и й
1
0
о р
о
з
е
с т
к
ь
н о
11
о
4 ш к а ф ч и к
н
о
9
н
е
с
ч
а
с
т
7
в
н
2 о п а
3 я д о в и т ы й
5 о с
с
т
р
6 н о ж н и ц ы
й
8
м
а
т о р о ж н ы й
е
л
ь
ы
й
ы
й
По горизонтали:
1. Нельзя прикасаться к чайнику, стоящему на огне, так как он …
42. Открытая электрическая розетка это…
3.Нельзя пробовать стиральный порошок, так как он…
4. … с открытыми дверцами может оказаться опасным
5. … человек старается уберечь себя от опасностей
6.Чтобы резать бумагу нужны…
По вертикали:
7. Если вы осторожный и … даже дома с вами ничего не случится
8. Нож это … предмет
9.Если произошел… случай. надо вызвать скорую помощь
10 . Электрическая … может быть опасной, если сунуть в нее пальцы
11. Высовываться в открытое … опасно
V.Итог урока (Слайд8 )
В заключение урока мне хотелось бы, чтобы вы ответили на вопрос: «Огонь – друг или
враг человеку?»
(ответы детей)
Использованная литература:
Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по курсу
1.
«Окружающий мир». 2 класс. М.: «ВАКО», 2006
2.А.А. Плешаков. «Окружающий мир», 2 класс( учебник)
3.Ю.В. Зайцев «Мифы Древней Греции» М. « Белый город» 2008
5