"Охрана здоровья обучающихся, профилактика возникновения школьной дезадаптации"

  • Лекции
  • doc
  • 03.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема школьной дезадаптации является актуальнейшей проблемой, проявляющейся в нарушениях отношений успеваемости, поведения и межличностных отношений. Уже в начальных классах 25-30% детей выявляются с подобными проблемами что остро сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. С позиции исследования механизмов дезадаптации особое значение приобретают кризисные моменты в жизни ребенка, когда он поступает в школу ( в период первичного уровня усвоения требований,предъявляемых новой социальной ситуацией. С чисто педагогических позиций, к категории детей с нарушениями школьной дезадаптации относятся, прежде всего, дети с недостаточными способностями к обучению.
Иконка файла материала Охрана здоровья обучающихся, профилактика возникновения школьной дезадаптации.doc
Охрана здоровья обучающихся, профилактика возникновения школьной дезадаптации. Проблема школьной дезадаптации является актуальнейшей проблемой,  проявляющейся в нарушениях отношений успеваемости, поведения и  межличностных отношений. Уже в начальных классах 25­30% детей  выявляются с подобными проблемами что остро сказывается на качестве  учебно­воспитательного процесса. С позиции исследования механизмов  дезадаптации особое значение приобретают кризисные моменты в жизни  ребенка, когда он поступает в школу ( в период первичного уровня усвоения  требований,предъявляемых новой социальной  ситуацией. С чисто  педагогических позиций, к категории детей с нарушениями школьной  дезадаптации относятся, прежде всего, дети с недостаточными способностями к обучению. Как показывает реальная практика, педагог способен лишь  констатировть факт неуспеваемости школьника, в связи с этим у ребенка  может возникнуть чувство неприязни. Можно перечислить основные факторы  риска, которые могут быть причинами школьной неуспеваемости: 1) Недостатки подготовки ребенка к школе 2) Психическая депривация 3) Соматическая  ослабленность ребенка 4) Нарушение формирования отдельных психических функций и  познавательных процессов 5) Нарушение формирования школьных навыков 6) Двигательные нарушения. Под влиянием постоянных неудач у ребенка формируется заниженная  самооценка, как выход приводит к нарушениям дисциплины,  повышенной конфликтности с окружающими, утрата интереса к учебе.  Многие относят к категории дезадаптированных школьников –детей с  нарушениями в поведении, так как дети которые испытывают  повышенную потребность в движении не всегда могут контролировать  свою двигательную активность. Значительные трудности в соблюдении  школьных норм и правил поведения испытывают дети с различными  нейродинамическими нарушениями, которые проявляются синдромом  гипервозбудимости, выражается в расстройстве внимания ,  препятствующее усвоению учебного материала. Другой формой  нейродинамических расстройств является психомоторная  заторможенность. Школьники с этим нарушением отмечаются  снижением двигательной активности, замедленным темпом  учебной   деятельности, не успевают работать со всеми детьми в едином темпе. Нейродинамические нарушения могут проявляться в форме  нестабильности психических процессов, при переходе от повышеннойактивности к пассивности и наоборот. Для этой категории детей  является бурное реагирование на ситуации неуспеха, иногда  приобретающее истерический оттенок. Немалую роль в успешной адаптации к школе играют  характерологические личностные особенности детей; умение  контактировать с другими людьми, владеть навыками общения,  способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими, чрезвычайно необходимы ребенку в школе, так как  учебная деятельность носит коллективный характер. При завышенной  самооценке ребенок стремится к лидерству, реагирует агрессивно на  любые трудности, как следствие приводит к  снижению успеваемости. У детей с заниженной самооценкой : их поведение отличается  нерешительностью, неуверенности в собственных силах, формируют  чувство сковывания инициативы. Первичная оценка ребенком других  детей почти целиком зависит от мнения учителя, чей авторитет  признается обучающимися младших классов. Как показали  исследования ,учителя с отрицательным стилем отношения к ученикам  плохо знают структуру межличностного общения в классе: они неверно  оценивают трудности детей в контактах  с друг с другом, такой стиль  поведения приводит к тому, неуспевающие и недисциплинированные  дети попадают в категорию « отверженных», что препятствует их  нормальному развитию их интеллектуальных способностей. Неумение  наладить взаимосвязи с другими учениками становится основным  психотравмирующим фактором и вызывает у ребенка негативное  отношение к школе, снижение успеваемости. Подводя итог описанию  признаков и факторов школьной дезадаптации, следует подчеркнуть,  что каждый фактор редко встречается в « чистом» виде и сочетает в  себе другие факторы. Классный руководитель, поскольку он имеет  возможность наблюдать ученика длительно, в различных школьных  ситуациях в полной мере может узнать о состоянии знаний  обучающихся, учебной деятельности самооценки, поведенческих  проявлениях. В литературе выделяют 6 типов личности младшего  школьного возраста: 1) Гармоничный тип личности 2) Социально­ориентированный тип личности 3)  Доминирующий 4) Чувственный 5) Тревожный 6)  Интравертированный Я не буду подробно останавливаться на описании всех факторов,  которые относятся к каждому конкретному типу личности. Каждому  классному руководителю будут розданы описание этих типов личности  с описанием и рекомендациями для каждого типа, на что необходимообратить внимание при работе с детьми, испытывающими школьную  дезадаптацию.