"Охрана здоровья обучающихся, профилактика возникновения школьной дезадаптации"
Оценка 4.6
Лекции
doc
психологическая работа +1
5 кл
03.02.2019
Проблема школьной дезадаптации является актуальнейшей проблемой, проявляющейся в нарушениях отношений успеваемости, поведения и межличностных отношений. Уже в начальных классах 25-30% детей выявляются с подобными проблемами что остро сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. С позиции исследования механизмов дезадаптации особое значение приобретают кризисные моменты в жизни ребенка, когда он поступает в школу ( в период первичного уровня усвоения требований,предъявляемых новой социальной ситуацией. С чисто педагогических позиций, к категории детей с нарушениями школьной дезадаптации относятся, прежде всего, дети с недостаточными способностями к обучению.
Охрана здоровья обучающихся, профилактика возникновения школьной дезадаптации.doc
Охрана здоровья обучающихся, профилактика
возникновения школьной дезадаптации.
Проблема школьной дезадаптации является актуальнейшей проблемой,
проявляющейся в нарушениях отношений успеваемости, поведения и
межличностных отношений. Уже в начальных классах 2530% детей
выявляются с подобными проблемами что остро сказывается на качестве
учебновоспитательного процесса. С позиции исследования механизмов
дезадаптации особое значение приобретают кризисные моменты в жизни
ребенка, когда он поступает в школу ( в период первичного уровня усвоения
требований,предъявляемых новой социальной ситуацией. С чисто
педагогических позиций, к категории детей с нарушениями школьной
дезадаптации относятся, прежде всего, дети с недостаточными способностями
к обучению. Как показывает реальная практика, педагог способен лишь
констатировть факт неуспеваемости школьника, в связи с этим у ребенка
может возникнуть чувство неприязни. Можно перечислить основные факторы
риска, которые могут быть причинами школьной неуспеваемости:
1) Недостатки подготовки ребенка к школе
2) Психическая депривация
3) Соматическая ослабленность ребенка
4) Нарушение формирования отдельных психических функций и
познавательных процессов
5) Нарушение формирования школьных навыков
6) Двигательные нарушения.
Под влиянием постоянных неудач у ребенка формируется заниженная
самооценка, как выход приводит к нарушениям дисциплины,
повышенной конфликтности с окружающими, утрата интереса к учебе.
Многие относят к категории дезадаптированных школьников –детей с
нарушениями в поведении, так как дети которые испытывают
повышенную потребность в движении не всегда могут контролировать
свою двигательную активность. Значительные трудности в соблюдении
школьных норм и правил поведения испытывают дети с различными
нейродинамическими нарушениями, которые проявляются синдромом
гипервозбудимости, выражается в расстройстве внимания ,
препятствующее усвоению учебного материала. Другой формой
нейродинамических расстройств является психомоторная
заторможенность. Школьники с этим нарушением отмечаются
снижением двигательной активности, замедленным темпом учебной
деятельности, не успевают работать со всеми детьми в едином темпе.
Нейродинамические нарушения могут проявляться в форме
нестабильности психических процессов, при переходе от повышенной активности к пассивности и наоборот. Для этой категории детей
является бурное реагирование на ситуации неуспеха, иногда
приобретающее истерический оттенок.
Немалую роль в успешной адаптации к школе играют
характерологические личностные особенности детей; умение
контактировать с другими людьми, владеть навыками общения,
способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с
окружающими, чрезвычайно необходимы ребенку в школе, так как
учебная деятельность носит коллективный характер. При завышенной
самооценке ребенок стремится к лидерству, реагирует агрессивно на
любые трудности, как следствие приводит к снижению успеваемости.
У детей с заниженной самооценкой : их поведение отличается
нерешительностью, неуверенности в собственных силах, формируют
чувство сковывания инициативы. Первичная оценка ребенком других
детей почти целиком зависит от мнения учителя, чей авторитет
признается обучающимися младших классов. Как показали
исследования ,учителя с отрицательным стилем отношения к ученикам
плохо знают структуру межличностного общения в классе: они неверно
оценивают трудности детей в контактах с друг с другом, такой стиль
поведения приводит к тому, неуспевающие и недисциплинированные
дети попадают в категорию « отверженных», что препятствует их
нормальному развитию их интеллектуальных способностей. Неумение
наладить взаимосвязи с другими учениками становится основным
психотравмирующим фактором и вызывает у ребенка негативное
отношение к школе, снижение успеваемости. Подводя итог описанию
признаков и факторов школьной дезадаптации, следует подчеркнуть,
что каждый фактор редко встречается в « чистом» виде и сочетает в
себе другие факторы. Классный руководитель, поскольку он имеет
возможность наблюдать ученика длительно, в различных школьных
ситуациях в полной мере может узнать о состоянии знаний
обучающихся, учебной деятельности самооценки, поведенческих
проявлениях. В литературе выделяют 6 типов личности младшего
школьного возраста:
1) Гармоничный тип личности
2) Социальноориентированный тип личности
3) Доминирующий
4) Чувственный
5) Тревожный
6) Интравертированный
Я не буду подробно останавливаться на описании всех факторов,
которые относятся к каждому конкретному типу личности. Каждому
классному руководителю будут розданы описание этих типов личности
с описанием и рекомендациями для каждого типа, на что необходимо обратить внимание при работе с детьми, испытывающими школьную
дезадаптацию.
"Охрана здоровья обучающихся, профилактика возникновения школьной дезадаптации"
"Охрана здоровья обучающихся, профилактика возникновения школьной дезадаптации"
"Охрана здоровья обучающихся, профилактика возникновения школьной дезадаптации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.