Проблема школьной дезадаптации является актуальнейшей проблемой, проявляющейся в нарушениях отношений успеваемости, поведения и межличностных отношений. Уже в начальных классах 25-30% детей выявляются с подобными проблемами что остро сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. С позиции исследования механизмов дезадаптации особое значение приобретают кризисные моменты в жизни ребенка, когда он поступает в школу ( в период первичного уровня усвоения требований,предъявляемых новой социальной ситуацией. С чисто педагогических позиций, к категории детей с нарушениями школьной дезадаптации относятся, прежде всего, дети с недостаточными способностями к обучению.
Охрана здоровья обучающихся, профилактика
возникновения школьной дезадаптации.
Проблема школьной дезадаптации является актуальнейшей проблемой,
проявляющейся в нарушениях отношений успеваемости, поведения и
межличностных отношений. Уже в начальных классах 2530% детей
выявляются с подобными проблемами что остро сказывается на качестве
учебновоспитательного процесса. С позиции исследования механизмов
дезадаптации особое значение приобретают кризисные моменты в жизни
ребенка, когда он поступает в школу ( в период первичного уровня усвоения
требований,предъявляемых новой социальной ситуацией. С чисто
педагогических позиций, к категории детей с нарушениями школьной
дезадаптации относятся, прежде всего, дети с недостаточными способностями
к обучению. Как показывает реальная практика, педагог способен лишь
констатировть факт неуспеваемости школьника, в связи с этим у ребенка
может возникнуть чувство неприязни. Можно перечислить основные факторы
риска, которые могут быть причинами школьной неуспеваемости:
1) Недостатки подготовки ребенка к школе
2) Психическая депривация
3) Соматическая ослабленность ребенка
4) Нарушение формирования отдельных психических функций и
познавательных процессов
5) Нарушение формирования школьных навыков
6) Двигательные нарушения.
Под влиянием постоянных неудач у ребенка формируется заниженная
самооценка, как выход приводит к нарушениям дисциплины,
повышенной конфликтности с окружающими, утрата интереса к учебе.
Многие относят к категории дезадаптированных школьников –детей с
нарушениями в поведении, так как дети которые испытывают
повышенную потребность в движении не всегда могут контролировать
свою двигательную активность. Значительные трудности в соблюдении
школьных норм и правил поведения испытывают дети с различными
нейродинамическими нарушениями, которые проявляются синдромом
гипервозбудимости, выражается в расстройстве внимания ,
препятствующее усвоению учебного материала. Другой формой
нейродинамических расстройств является психомоторная
заторможенность. Школьники с этим нарушением отмечаются
снижением двигательной активности, замедленным темпом учебной
деятельности, не успевают работать со всеми детьми в едином темпе.
Нейродинамические нарушения могут проявляться в форме
нестабильности психических процессов, при переходе от повышеннойактивности к пассивности и наоборот. Для этой категории детей
является бурное реагирование на ситуации неуспеха, иногда
приобретающее истерический оттенок.
Немалую роль в успешной адаптации к школе играют
характерологические личностные особенности детей; умение
контактировать с другими людьми, владеть навыками общения,
способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с
окружающими, чрезвычайно необходимы ребенку в школе, так как
учебная деятельность носит коллективный характер. При завышенной
самооценке ребенок стремится к лидерству, реагирует агрессивно на
любые трудности, как следствие приводит к снижению успеваемости.
У детей с заниженной самооценкой : их поведение отличается
нерешительностью, неуверенности в собственных силах, формируют
чувство сковывания инициативы. Первичная оценка ребенком других
детей почти целиком зависит от мнения учителя, чей авторитет
признается обучающимися младших классов. Как показали
исследования ,учителя с отрицательным стилем отношения к ученикам
плохо знают структуру межличностного общения в классе: они неверно
оценивают трудности детей в контактах с друг с другом, такой стиль
поведения приводит к тому, неуспевающие и недисциплинированные
дети попадают в категорию « отверженных», что препятствует их
нормальному развитию их интеллектуальных способностей. Неумение
наладить взаимосвязи с другими учениками становится основным
психотравмирующим фактором и вызывает у ребенка негативное
отношение к школе, снижение успеваемости. Подводя итог описанию
признаков и факторов школьной дезадаптации, следует подчеркнуть,
что каждый фактор редко встречается в « чистом» виде и сочетает в
себе другие факторы. Классный руководитель, поскольку он имеет
возможность наблюдать ученика длительно, в различных школьных
ситуациях в полной мере может узнать о состоянии знаний
обучающихся, учебной деятельности самооценки, поведенческих
проявлениях. В литературе выделяют 6 типов личности младшего
школьного возраста:
1) Гармоничный тип личности
2) Социальноориентированный тип личности
3) Доминирующий
4) Чувственный
5) Тревожный
6) Интравертированный
Я не буду подробно останавливаться на описании всех факторов,
которые относятся к каждому конкретному типу личности. Каждому
классному руководителю будут розданы описание этих типов личности
с описанием и рекомендациями для каждого типа, на что необходимообратить внимание при работе с детьми, испытывающими школьную
дезадаптацию.