Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

: «Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана» Тип урока: комбинированный Задачи: 1) Образовательные: 2) Воспитательные: 3) Развивающие: Методы и методические приёмы: 1) Раскрыть значение понятий заповедник, национальный парк, заказник. 2) Познакомить учащихся с тем, какую роль играют охраняемые природные территории в охране природы. 1) Продолжить формирование естественно-научного мировоззрения учащихся 2) Воспитывать интерес к предмету 1) Стимулировать познавательную активность, умение быстро и четко формулировать свои мысли. 2) Формирование комплекса общеучебных познавательных умений: логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное. Словесные (эвристическая беседа, рассказ) Наглядные (работа с картой) Сравнение и обобщение Самостоятельная работа с учебником План урока: 1) Организационный момент. 2) Актуализация опорных знаний. 3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация учебной деятельности. 4) Восприятие и осознание нового материала 5) Закрепление пройденного материала 6) Комментирование Д/З 7) Подведение итогов урока. Комментирование оценок.: «Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана» Тип урока: комбинированный Задачи: 1) Образовательные: 2) Воспитательные: 3) Развивающие: Методы и методические приёмы: 1) Раскрыть значение понятий заповедник, национальный парк, заказник. 2) Познакомить учащихся с тем, какую роль играют охраняемые природные территории в охране природы. 1) Продолжить формирование естественно-научного мировоззрения учащихся 2) Воспитывать интерес к предмету 1) Стимулировать познавательную активность, умение быстро и четко формулировать свои мысли. 2) Формирование комплекса общеучебных познавательных умений: логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное. Словесные (эвристическая беседа, рассказ) Наглядные (работа с картой) Сравнение и обобщение Самостоятельная работа с учебником План урока: 1) Организационный момент. 2) Актуализация опорных знаний. 3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация учебной деятельности. 4) Восприятие и осознание нового материала 5) Закрепление пройденного материала 6) Комментирование Д/З 7) Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
Иконка файла материала Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана.docx
Тема:                             «Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана» Тип урока:                     комбинированный Задачи: 1) Образовательные: 1) Раскрыть значение понятий заповедник, национальный парк,  заказник. 2)   Познакомить   учащихся   с   тем,   какую   роль   играют охраняемые природные территории в охране природы. 2) Воспитательные: 1) Продолжить формирование естественно­научного  мировоззрения учащихся  2)  Воспитывать интерес к предмету 3) Развивающие:        1) Стимулировать познавательную активность, умение быстро  и четко формулировать свои мысли.  2) Формирование комплекса общеучебных познавательных умений: логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,  выделять главное. Методы и  методические  приёмы: Словесные (эвристическая беседа, рассказ) Наглядные (работа с картой) Сравнение и обобщение Самостоятельная работа с учебником План урока: 1) Организационный момент.  2) Актуализация опорных знаний. 3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация  учебной деятельности. 4) Восприятие и осознание нового материала 5) Закрепление пройденного материала 6) Комментирование Д/З  7) Подведение итогов урока.  Комментирование  оценок.  1I. Актуализация опорных знаний: устный опрос по вопросам: 1) Что такое окружающая среда?  2) Перечислите источники загрязнения окружающей среды в вашем городе, поселке. 3) Какие последствия возникают при загрязнении воздуха, воды, почвы? Приведите примеры. 4) Что такое охрана природы? 5) Для чего природу необходимо охранять? 6)  Приведите примеры защиты природы в вашем крае. 7)  Что вы можете предложить в целях охраны природы? II. Изучение нового материала:  В  XXI  в.   экологические   проблемы   приобретают   настолько   серьезный   характер,   что   их решение   выходит   далеко   за   рамки   одного   государства.   Возникла   необходимость восстановления   нормальных   условий   на   территориях,   которые   заражены,   отравлены   или превращаются   в   пустыню   в   результате   деятельности   человека.   Общая   площадь   зон экологического бедствия в СНГ, включая Аральское море, намного больше, чем территория Германии, Франции, Италии и Великобритании вместе взятых. Спасение природы требует усилий всего человечества. Важный шаг на этом пути ­ выделение территорий, где растительный и животный мир, а также среда их обитания сохраняются в неприкосновенности,   т.е.   создание   заповедников,   заказников,   ботанических   садов   и национальных парков.  Зап. в тетр.:  В  заповедниках  (от слова  заповедный  ­ находящийся под запретом, непри­ косновенный)   оберегается   и   сохраняется   в   естественном   состоянии   весь   природный комплекс, а не просто биологическое разнообразие растительного и животного мира. Здесь полностью запрещена любая хозяйственная деятельность: охота, рыбная ловля, рубка леса, выпас скота, сенокошение, сбор ягод и грибов, добыча полезных ископаемых. В заповедниках запрещен массовый отдых людей, строго ограничен туризм. Сейчас в мире насчитывается около 3 тыс. заповедников. Зап. в тетр.:   Основная задача  национальных парков  ­ мероприятия по охране природы, экологическое образование и воспитание.  Здесь   широко   практикуются   туризм   и   отдых   населения.   Для   сохранения   биологического равновесия практикуется отстрел животных по лицензиям. Первый в мире национальный парк ­ Йеллоустонский (США) ­ был организован в 1872 г. На его территории представлены горячие источники, гейзеры, окаменелые деревья, хвойные леса, горные луга. Одним из самых больших является Гренландский национальный парк. Зап.   в   тетр.:  Природные   заказники  создаются   для   сохранения   природных   ресурсов. Заказники   бывают   охотничьи,   рыбохозяйственные,   геологические,   ландшафтные   и   др.   В ботанических заказниках, например, нельзя косить траву, рубить деревья, пасти скот. Охота в заказниках разрешена лишь в определенное время. Зап.  в   тетр.:  Ботанические   сады  создают   коллекции   живых   растений   отечественной   и мировой флоры.  Здесь ведется научная, культурно­просветительская и учебная работа. Первые ботанические сады были основаны в Италии в XIV в. Зап. в тетр.: Дендрологические парки, дендрарии (от греч. дендрон­дерево) культивируют древесные   растения   (деревья,   кустарники,   лианы)   со   всего   мира.   Они   организуются   при ботанических садах. Здесь тоже проводится научная и учебная работа, а также экскурсии. 2Самые   богатые   коллекции   древесных   растений   в   дендрариях   Лондона   (Англия),   Бостона (США) и главного ботанического сада Москвы. В  Казахстане  славится  своей  коллекцией старейший ботанический сад г. Алматы. Кроме   того,   создаются   и   другие   особо   охраняемые   территории.   В  заповедных   зонах хозяйственная деятельность разрешается в рамках экологических требований. Так, например, в   заповедной   зоне   в   северной   части   Каспийского   моря   обеспечивается   возможность   для развития   рыбного   хозяйства,   водного   транспорта,   геологического   изучения,   разведки   и добычи (нефти, например) с учетом специальных экологических требований. Зоологические парки (зоопарки) обеспечивают охрану и разведение животных, а также показ их   посетителям.   Диких   животных   здесь   содержат   в   неволе   (в   клетках,   вольерах)   или полувольно   (на   больших   огороженных   территориях).   Первые   коллекции   животных   со­ здавались еще в древности (3­4 тыс. лет назад) в Вавилоне, Египте, Китае. Заповедники Казахстана В   нашей   республике   многое   делается   для   защиты   природы.   Организованы   заповедники, национальные парки, заказники и другие природоохранные объекты. Сегодня функционируют 9 государственных заповедников. Вопрос об открытии Бетпакдалинского, Прибалхашского, Жунгарского, Зайсанского и других заповедников решается. В Аксу­Жабаглинском заповеднике (создан в 1926 г.) охраняется очень много птиц, в том числе одна из самых крупных и самых красивых птиц нашей страны ­ бородач, или ягнятник. Дрофа, стрепет, змееяд, сапсан, стервятник и черный аист даже в заповеднике встречаются все реже. А вообще животный мир здесь богат. Архары и горные козлы предпочитают скалистые места. Гроза козлов снежный барс ­ самая крупная дикая кошка Казахстана. Поднимаясь по склонам Алматинского заповедника (1931), можно видеть, как лиственные леса   сменяются   хвойными.   Все   чаще   среди   осин,   берез,   боярышника,   урюка,   яблонь появляются ели. Ель Шренка ­ одно из ценнейших деревьев Тянь­Шаня. В заповеднике живут тянь­шаньские медведи. Здесь же обитает центральноазиатская рысь и ценный пушной зверь каменная   куница.   Много   мелких   зверьков:   хомячки,   полевки,   пищухи,   лесные   мыши, бурозубки, летучие мыши. По дну горных речек бегает маленькая птичка оляпка. В ельниках гнездится ястребиная сова. Встречается похожая на черного дрозда синяя птица. Снежный барс устраивает свое логово в арчовниках. Высоко в горах растут легендарные эдельвейсы, лютики, горицветы, фиалки. Заповедник Барсакельмес (1939)  был организован на острове куланов в Аральском море. На   его   территории   восстанавливается   численность   куланов,   сайгаков,   джейранов. Растительный покров представлен полынью, солянками, жузгунами, жингилом, биюргуном, злаками. В заповеднике много птиц ­ от мелких воробьев до бакланов и лебедей. Большими колониями живут чайки. Сочетание степной, лесной, солончаковой, болотной, луговой и пустынной растительности ­ особенность Наурзумского заповедника (1959). Украшение Наурзума ­ сосна обыкновенная, осиновые и березовые колки. В пределах этого заповедника   сохранились   небольшие   участки   целинных   степей.   Леса   Наурзума   ­   место обитания   огромного   количества   хищных   птиц.   Здесь   гнездятся   балобан,   коршун,   кобчик, пустельга, могильник, перепелятник, канюк. На берегах озер вьют свои гнезда цапли, утки, серые   гуси,   пеликаны,   лебеди,   кулики.   Эмблема   Наурзума   ­лебедь­шипун,   хотя   многие считают символом заповедника орла­могильника. Коргалжынский заповедник (1958)  находится  на перекрестке  пролетных путей. Весной здесь останавливаются передохнуть миллионы водоплавающих птиц. Не меньше перелетных 3птиц бывает в заповеднике и осенью. Гуси, лебеди, казарки и утки заполняют степные озера, чтобы подкормиться и отдохнуть перед дальнейшим перелетом. Огромные стаи кормятся и на уже скошенных полях. В воздухе стоит несмолкаемый птичий гомон и звон крыльев. Порой утки летят в несколько ярусов. Колонии фламинго ­ особая гордость Коргалжына. Коргалжынские   озера   богаты   рыбой.   Травянистую   растительность   прилегающих   участков степи представляют рдест, рогоз, камыш, осоки, ковыли, типчак, биюргун, кокпек, несколько видов полыни, перекати­поле. Все лето пасутся здесь стада сайгаков. Высокая численность грызунов обеспечивает безбедное существование хищников (волк, лисица, корсак, хорь, гор­ ностай, ласка). Много здесь кабанов, зайцев и сурков. Маркакольский заповедник (1976)  расположен на Алтае. В живописное озеро Маркаколь впадает много рек, а вытекает только одна ­ Кальджир. В водах озера водится много видов рыбы. Над водой парит скопа, высматривая сверху добычу. Обитают здесь и редкие черные аисты, алтайские улары, орланы­белохвосты, из копытных ­ маралы, косули, лоси, из хищных ­ рысь, лиса, росомаха, волк и др. В лесах преобладают кедр, сосна, ель, пихта, осина, береза, рябина.   Слышится   свист   иволги,   барабанная   дробь   пестрого   дятла,   своеобразное   пение тетерева. В  Устюртском заповеднике  (1984)  охраняется природа пустынных районов страны. Он занимает   самую   возвышенную   часть   Западного   чинка   Устюрта.   Гордость   заповедника   ­ устюртский   муфлон.   Из   редких   животных   можно   встретить   джейранов,   гепарда,   манула, барханного   кота,   перевязку,   длинноиглого   ежа,   четырехполосого   полоза.   Из   редких   птиц гнездятся змееяд, стервятник, орлан­долгохвост, дрофа джек. Горные районы Западного Алтая охраняются Западно­Алтайским заповедником (1992). В нем господствуют хвойные (тайга) и сосновые леса, альпийские и субальпийские луга. Мир растений   очень   широко   представлен   редкими,   ценными   и   целебными   видами.   Не   менее разнообразен   здесь   и   мир   животных:   хищные,   пушные,   копытные,   грызуны   и   др.   Особую гордость составляют стада маралов. Самый молодой заповедник ­ Алакольский (1998). Эмблема заповедника ­ реликтовая чайка. Эта очень редкая не только в Казахстане, но и в мировой фауне птица гнездится только на островах озера Алаколь. Богато озеро Алаколь рыбой, много разнообразных водоплавающих птиц. Немаловажное значение в защите природы  играют и национальные парки, где под охрану взяты также исторические памятники, архитектурные сооружения и др. В   Или­Алатауском,   Алтын­Эмельском,   Баян­Аульском,   Катон­Карагайском   национальных парках   можно   отдыхать,   восстанавливать   здоровье,   заниматься   туризмом   и   спортом, проводить экскурсии. III. Закрепление: 1) Что называется заповедником? 2) Для чего создаются заказники? 3) Какие заповедники имеются в вашей области? 4) Какую роль играют заповедники в охране природы? 5) Чем отличается национальный парк от заповедника? 6) Какие охраняемые территории имеются в вашей местности? Какую работу они выполняют? Д/З:   §59­60 с. 143­150. 4