Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана
Оценка 4.6

Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
8 кл
25.05.2017
Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана
: «Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана» Тип урока: комбинированный Задачи: 1) Образовательные: 2) Воспитательные: 3) Развивающие: Методы и методические приёмы: 1) Раскрыть значение понятий заповедник, национальный парк, заказник. 2) Познакомить учащихся с тем, какую роль играют охраняемые природные территории в охране природы. 1) Продолжить формирование естественно-научного мировоззрения учащихся 2) Воспитывать интерес к предмету 1) Стимулировать познавательную активность, умение быстро и четко формулировать свои мысли. 2) Формирование комплекса общеучебных познавательных умений: логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное. Словесные (эвристическая беседа, рассказ) Наглядные (работа с картой) Сравнение и обобщение Самостоятельная работа с учебником План урока: 1) Организационный момент. 2) Актуализация опорных знаний. 3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация учебной деятельности. 4) Восприятие и осознание нового материала 5) Закрепление пройденного материала 6) Комментирование Д/З 7) Подведение итогов урока. Комментирование оценок.: «Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана» Тип урока: комбинированный Задачи: 1) Образовательные: 2) Воспитательные: 3) Развивающие: Методы и методические приёмы: 1) Раскрыть значение понятий заповедник, национальный парк, заказник. 2) Познакомить учащихся с тем, какую роль играют охраняемые природные территории в охране природы. 1) Продолжить формирование естественно-научного мировоззрения учащихся 2) Воспитывать интерес к предмету 1) Стимулировать познавательную активность, умение быстро и четко формулировать свои мысли. 2) Формирование комплекса общеучебных познавательных умений: логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное. Словесные (эвристическая беседа, рассказ) Наглядные (работа с картой) Сравнение и обобщение Самостоятельная работа с учебником План урока: 1) Организационный момент. 2) Актуализация опорных знаний. 3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация учебной деятельности. 4) Восприятие и осознание нового материала 5) Закрепление пройденного материала 6) Комментирование Д/З 7) Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана.docx
Тема:                             «Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана» Тип урока:                     комбинированный Задачи: 1) Образовательные: 1) Раскрыть значение понятий заповедник, национальный парк,  заказник. 2)   Познакомить   учащихся   с   тем,   какую   роль   играют охраняемые природные территории в охране природы. 2) Воспитательные: 1) Продолжить формирование естественно­научного  мировоззрения учащихся  2)  Воспитывать интерес к предмету 3) Развивающие:        1) Стимулировать познавательную активность, умение быстро  и четко формулировать свои мысли.  2) Формирование комплекса общеучебных познавательных умений: логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,  выделять главное. Методы и  методические  приёмы: Словесные (эвристическая беседа, рассказ) Наглядные (работа с картой) Сравнение и обобщение Самостоятельная работа с учебником План урока: 1) Организационный момент.  2) Актуализация опорных знаний. 3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация  учебной деятельности. 4) Восприятие и осознание нового материала 5) Закрепление пройденного материала 6) Комментирование Д/З  7) Подведение итогов урока.  Комментирование  оценок.  1 I. Актуализация опорных знаний: устный опрос по вопросам: 1) Что такое окружающая среда?  2) Перечислите источники загрязнения окружающей среды в вашем городе, поселке. 3) Какие последствия возникают при загрязнении воздуха, воды, почвы? Приведите примеры. 4) Что такое охрана природы? 5) Для чего природу необходимо охранять? 6)  Приведите примеры защиты природы в вашем крае. 7)  Что вы можете предложить в целях охраны природы? II. Изучение нового материала:  В  XXI  в.   экологические   проблемы   приобретают   настолько   серьезный   характер,   что   их решение   выходит   далеко   за   рамки   одного   государства.   Возникла   необходимость восстановления   нормальных   условий   на   территориях,   которые   заражены,   отравлены   или превращаются   в   пустыню   в   результате   деятельности   человека.   Общая   площадь   зон экологического бедствия в СНГ, включая Аральское море, намного больше, чем территория Германии, Франции, Италии и Великобритании вместе взятых. Спасение природы требует усилий всего человечества. Важный шаг на этом пути ­ выделение территорий, где растительный и животный мир, а также среда их обитания сохраняются в неприкосновенности,   т.е.   создание   заповедников,   заказников,   ботанических   садов   и национальных парков.  Зап. в тетр.:  В  заповедниках  (от слова  заповедный  ­ находящийся под запретом, непри­ косновенный)   оберегается   и   сохраняется   в   естественном   состоянии   весь   природный комплекс, а не просто биологическое разнообразие растительного и животного мира. Здесь полностью запрещена любая хозяйственная деятельность: охота, рыбная ловля, рубка леса, выпас скота, сенокошение, сбор ягод и грибов, добыча полезных ископаемых. В заповедниках запрещен массовый отдых людей, строго ограничен туризм. Сейчас в мире насчитывается около 3 тыс. заповедников. Зап. в тетр.:   Основная задача  национальных парков  ­ мероприятия по охране природы, экологическое образование и воспитание.  Здесь   широко   практикуются   туризм   и   отдых   населения.   Для   сохранения   биологического равновесия практикуется отстрел животных по лицензиям. Первый в мире национальный парк ­ Йеллоустонский (США) ­ был организован в 1872 г. На его территории представлены горячие источники, гейзеры, окаменелые деревья, хвойные леса, горные луга. Одним из самых больших является Гренландский национальный парк. Зап.   в   тетр.:  Природные   заказники  создаются   для   сохранения   природных   ресурсов. Заказники   бывают   охотничьи,   рыбохозяйственные,   геологические,   ландшафтные   и   др.   В ботанических заказниках, например, нельзя косить траву, рубить деревья, пасти скот. Охота в заказниках разрешена лишь в определенное время. Зап.  в   тетр.:  Ботанические   сады  создают   коллекции   живых   растений   отечественной   и мировой флоры.  Здесь ведется научная, культурно­просветительская и учебная работа. Первые ботанические сады были основаны в Италии в XIV в. Зап. в тетр.: Дендрологические парки, дендрарии (от греч. дендрон­дерево) культивируют древесные   растения   (деревья,   кустарники,   лианы)   со   всего   мира.   Они   организуются   при ботанических садах. Здесь тоже проводится научная и учебная работа, а также экскурсии. 2 Самые   богатые   коллекции   древесных   растений   в   дендрариях   Лондона   (Англия),   Бостона (США) и главного ботанического сада Москвы. В  Казахстане  славится  своей  коллекцией старейший ботанический сад г. Алматы. Кроме   того,   создаются   и   другие   особо   охраняемые   территории.   В  заповедных   зонах хозяйственная деятельность разрешается в рамках экологических требований. Так, например, в   заповедной   зоне   в   северной   части   Каспийского   моря   обеспечивается   возможность   для развития   рыбного   хозяйства,   водного   транспорта,   геологического   изучения,   разведки   и добычи (нефти, например) с учетом специальных экологических требований. Зоологические парки (зоопарки) обеспечивают охрану и разведение животных, а также показ их   посетителям.   Диких   животных   здесь   содержат   в   неволе   (в   клетках,   вольерах)   или полувольно   (на   больших   огороженных   территориях).   Первые   коллекции   животных   со­ здавались еще в древности (3­4 тыс. лет назад) в Вавилоне, Египте, Китае. Заповедники Казахстана В   нашей   республике   многое   делается   для   защиты   природы.   Организованы   заповедники, национальные парки, заказники и другие природоохранные объекты. Сегодня функционируют 9 государственных заповедников. Вопрос об открытии Бетпакдалинского, Прибалхашского, Жунгарского, Зайсанского и других заповедников решается. В Аксу­Жабаглинском заповеднике (создан в 1926 г.) охраняется очень много птиц, в том числе одна из самых крупных и самых красивых птиц нашей страны ­ бородач, или ягнятник. Дрофа, стрепет, змееяд, сапсан, стервятник и черный аист даже в заповеднике встречаются все реже. А вообще животный мир здесь богат. Архары и горные козлы предпочитают скалистые места. Гроза козлов снежный барс ­ самая крупная дикая кошка Казахстана. Поднимаясь по склонам Алматинского заповедника (1931), можно видеть, как лиственные леса   сменяются   хвойными.   Все   чаще   среди   осин,   берез,   боярышника,   урюка,   яблонь появляются ели. Ель Шренка ­ одно из ценнейших деревьев Тянь­Шаня. В заповеднике живут тянь­шаньские медведи. Здесь же обитает центральноазиатская рысь и ценный пушной зверь каменная   куница.   Много   мелких   зверьков:   хомячки,   полевки,   пищухи,   лесные   мыши, бурозубки, летучие мыши. По дну горных речек бегает маленькая птичка оляпка. В ельниках гнездится ястребиная сова. Встречается похожая на черного дрозда синяя птица. Снежный барс устраивает свое логово в арчовниках. Высоко в горах растут легендарные эдельвейсы, лютики, горицветы, фиалки. Заповедник Барсакельмес (1939)  был организован на острове куланов в Аральском море. На   его   территории   восстанавливается   численность   куланов,   сайгаков,   джейранов. Растительный покров представлен полынью, солянками, жузгунами, жингилом, биюргуном, злаками. В заповеднике много птиц ­ от мелких воробьев до бакланов и лебедей. Большими колониями живут чайки. Сочетание степной, лесной, солончаковой, болотной, луговой и пустынной растительности ­ особенность Наурзумского заповедника (1959). Украшение Наурзума ­ сосна обыкновенная, осиновые и березовые колки. В пределах этого заповедника   сохранились   небольшие   участки   целинных   степей.   Леса   Наурзума   ­   место обитания   огромного   количества   хищных   птиц.   Здесь   гнездятся   балобан,   коршун,   кобчик, пустельга, могильник, перепелятник, канюк. На берегах озер вьют свои гнезда цапли, утки, серые   гуси,   пеликаны,   лебеди,   кулики.   Эмблема   Наурзума   ­лебедь­шипун,   хотя   многие считают символом заповедника орла­могильника. Коргалжынский заповедник (1958)  находится  на перекрестке  пролетных путей. Весной здесь останавливаются передохнуть миллионы водоплавающих птиц. Не меньше перелетных 3 птиц бывает в заповеднике и осенью. Гуси, лебеди, казарки и утки заполняют степные озера, чтобы подкормиться и отдохнуть перед дальнейшим перелетом. Огромные стаи кормятся и на уже скошенных полях. В воздухе стоит несмолкаемый птичий гомон и звон крыльев. Порой утки летят в несколько ярусов. Колонии фламинго ­ особая гордость Коргалжына. Коргалжынские   озера   богаты   рыбой.   Травянистую   растительность   прилегающих   участков степи представляют рдест, рогоз, камыш, осоки, ковыли, типчак, биюргун, кокпек, несколько видов полыни, перекати­поле. Все лето пасутся здесь стада сайгаков. Высокая численность грызунов обеспечивает безбедное существование хищников (волк, лисица, корсак, хорь, гор­ ностай, ласка). Много здесь кабанов, зайцев и сурков. Маркакольский заповедник (1976)  расположен на Алтае. В живописное озеро Маркаколь впадает много рек, а вытекает только одна ­ Кальджир. В водах озера водится много видов рыбы. Над водой парит скопа, высматривая сверху добычу. Обитают здесь и редкие черные аисты, алтайские улары, орланы­белохвосты, из копытных ­ маралы, косули, лоси, из хищных ­ рысь, лиса, росомаха, волк и др. В лесах преобладают кедр, сосна, ель, пихта, осина, береза, рябина.   Слышится   свист   иволги,   барабанная   дробь   пестрого   дятла,   своеобразное   пение тетерева. В  Устюртском заповеднике  (1984)  охраняется природа пустынных районов страны. Он занимает   самую   возвышенную   часть   Западного   чинка   Устюрта.   Гордость   заповедника   ­ устюртский   муфлон.   Из   редких   животных   можно   встретить   джейранов,   гепарда,   манула, барханного   кота,   перевязку,   длинноиглого   ежа,   четырехполосого   полоза.   Из   редких   птиц гнездятся змееяд, стервятник, орлан­долгохвост, дрофа джек. Горные районы Западного Алтая охраняются Западно­Алтайским заповедником (1992). В нем господствуют хвойные (тайга) и сосновые леса, альпийские и субальпийские луга. Мир растений   очень   широко   представлен   редкими,   ценными   и   целебными   видами.   Не   менее разнообразен   здесь   и   мир   животных:   хищные,   пушные,   копытные,   грызуны   и   др.   Особую гордость составляют стада маралов. Самый молодой заповедник ­ Алакольский (1998). Эмблема заповедника ­ реликтовая чайка. Эта очень редкая не только в Казахстане, но и в мировой фауне птица гнездится только на островах озера Алаколь. Богато озеро Алаколь рыбой, много разнообразных водоплавающих птиц. Немаловажное значение в защите природы  играют и национальные парки, где под охрану взяты также исторические памятники, архитектурные сооружения и др. В   Или­Алатауском,   Алтын­Эмельском,   Баян­Аульском,   Катон­Карагайском   национальных парках   можно   отдыхать,   восстанавливать   здоровье,   заниматься   туризмом   и   спортом, проводить экскурсии. III. Закрепление: 1) Что называется заповедником? 2) Для чего создаются заказники? 3) Какие заповедники имеются в вашей области? 4) Какую роль играют заповедники в охране природы? 5) Чем отличается национальный парк от заповедника? 6) Какие охраняемые территории имеются в вашей местности? Какую работу они выполняют? Д/З:   §59­60 с. 143­150. 4

Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана

Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана

Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана

Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана

Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана

Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана

Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана

Охраняемые природные территории. Заповедники Казахстана
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017