Оккупациональная терапия, как один из видов технологий работы с детьми-инвалидами
Оценка 4.7
Особые потребности
doc
психологическая работа +1
Взрослым
28.03.2019
Ключевой элемент оккупациональной терапии — выбор видов занятий, которые не только формируют навыки, важнейшие для незави¬симого функционирования, но и имеют значение для человека, нуждающегося в реабилитации. Скажем, достижение самостоятельности в приготовлении пищи жизненно важная цель лишь для людей, которые прежде делали это или должны делать сейчас, чтобы оставаться независимыми. Успешное удовлетворение потребностей индивида в контексте его окружения — сущность оккупациональной терапии.
Оккупациональная терапия.doc
1
Оккупациональная терапия, как один из видов технологий работы с
детьмиинвалидами
Поливанова О.И. соц. педагог
ГБПОУ РО «Азовский казачий кадетский
аграрнотехнологический техникум»
С каждым годом растет число детейинвалидов и, соответственно, число
семей, воспитывающих таких детей.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют,
что число таких детей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с
недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и
физическими недостатками). Всего в мире около 200 миллионов детей с
ограниченными возможностями [1, c.62].
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция
роста числа детейинвалидов. В России частота детской инвалидности за
последнее десятилетие увеличилась в два раза.
По оперативным данным Минздрава РФ, общая заболеваемость детей до
14 лет с 1996 г. выросла на 14,5%. Количество страдающих болезнями костно
мышечной системы увеличилось на 53,6%, эндокринной системы – на 45,6%,
детей с врожденными аномалиями – на 41,8%. У подростков 15 – 17 лет
общая заболеваемость увеличилась за этот же период на 27,9%[2,c.37].
Естественно, это ведет к тому, что число детейинвалидов в стране неуклонно
растет. Среди причин инвалидности на первом месте – заболевания нервной
системы, на втором – психические расстройства, на третьем – врожденные
аномалии.
Таким образом, проблемы семей, воспитывающих ребенкаинвалида,
занимают одно из главных мест в социальном обслуживании населения.
Оккупациональная терапия начинается с функциональной диагностики,
необходимой для определения числа и степени затруднений, которые 2
испытывает человек, а также его ресурсов. Вместе с клиентом и другими
членами команды оккупациональный терапевт разрабатывает
план
реабилитации, зачастую используя обычные повседневные занятия в качестве
средств восстановления или развития навыков. Например, когда человек
оправляется от перенесенного инсульта, он возвращается к обычным
ежедневным занятиям: умыванию, купанию, одеванию, приготовлению пищи,
уходу за домом, возобновляет социальные контакты. Все эти элементы станут
средствами реабилитации, и во многих случаях необходим совет специалиста,
чтобы не допустить слишком резких нагрузок.
Игровая деятельность часто становится важным средством в
реабилитации детей, которым необходимо улучшать координацию зрения и
рук, развивать мелкую моторику, например чтобы добиться успеха в
школьных занятиях. На протяжении курса реабилитации статус пациента
часто пересматривается, при этом изменения в программе обсуждаются с
членами всей команды, врачом, самим пациентом и его семьей.
Ключевой элемент оккупациональной терапии — выбор видов занятий,
которые не только формируют навыки, важнейшие для независимого
функционирования, но и имеют значение для человека, нуждающегося в
реабилитации. Скажем, достижение самостоятельности в приготовлении пищи
жизненно важная цель лишь для людей, которые прежде делали это или
должны делать сейчас, чтобы оставаться независимыми. Успешное
удовлетворение потребностей индивида в контексте его окружения —
сущность оккупациональной терапии.
Оккупациональная терапия (ОТ) необходима младенцам и детям с
проблемами, которые вызваны следующими диагнозами:
недоношенность;
церебральный паралич или мускульная дистрофия;
отклонения в развитии, включая умственную отсталость, врожденные 3
аномалии;
педиатрические заболевания, например детский ревматический
артрит;
трудности в обучении, включая дислексию, школьная неуспеваемость;
эмоциональные расстройства, поведенческие проблемы, аутизм,
фобии.
Ранняя ОТ для детей с этими и другими подобными проблемами
позволяет:
облегчить нормальное развитие и стимулировать раннее обучение;
развить двигательные навыки, понимание себя, эмоциональную
зрелость, когнитивную сферу, коммуникацию;
достичь самостоятельности в жизненных навыках, включая
самообслуживание, мобильность и социальную адаптацию.
ОТ необходима подросткам и молодым людям, испытывающим
проблемы, связанные со следующими факторами:
семейной и социальной адаптацией;
семейной и социальной адаптацией;
алкогольной или наркотической зависимостью, патологическим
социальным поведением, расстройствами аппетита;
неврологической недостаточностью на почве травм, ранений головного
и спинного мозга;
ортопедическими ограничениями на почве несчастного случая
или заболевания;
нервнопсихическими расстройствами и трудностями в обучении.
ОТ для подростков и молодых людей с этими и другими подобными
проблемами позволяет:
улучшить сенсорику и моторику; 4
увеличить мобильность, силу и выносливость;
облегчить привыкание к протезам и проверять их функционирование;
стимулировать здоровые, продуктивные взаимоотношения;
получить предпрофессиональные и профессиональные навыки.
ОТ необходима взрослым, испытывающим проблемы, обусловленные
следующими причинами:
профессиональными травмами, включая ампутации, повреждение
руки, ожоги;
сердечнососудистыми заболеваниями, включая инфаркт миокарда, и
периферийными сосудистыми заболеваниями;
психическими заболеваниями и угрозой психическому здоровью,
включая реакции на стресс, алкогольную и наркотическую зависимость,
депрессию и шизофрению;
неврологической дисфункцией, включая опухоли мозга, склероз.
ОТ для инвалидов с этими и другими подобными проблемами позволяет:
увеличить возможности для самостоятельного функционирования в
ежедневных занятиях, требующих применения физических, социальных и
когнитивных навыков;
расширить функции с использованием терапевтической деятельности
или реабилитационных технологий, включая протезирование;
помочь в поддержании и развитии выносливости с применением
техники консервации энергии и упрощения работы;
обеспечить средства и технологии, компенсирующие недостаточность
функций;
развить приемлемые навыки решения проблем и управления
жизненными ситуациями.
ОТ требуемся пожилым людям с проблемами, связанными со 5
следующими факторами;
утратой физических функций в результате артрита, сердечных
заболеваний, рака, цереброваскулярной травмы, болезни Паркинсона;
ослаблением когнитивного функционирования по причине болезни
Альцгаймера, органического поражения мозга, артериального склероза или
депрессии.
ОТ для пожилых людей с этими и другими подобными проблемами
позволяет:
затормозить или предупредить дегенеративные эффекты старения или
функциональных затруднений;
увеличить самостоятельность в повседневной деятельности и свя
занные с ней навыков самообслуживания;
предоставить объективную оценку когнитивного функционирования в
связи с важнейшими жизненными навыками, скажем, такими как обращение с
деньгами, планирование питания и приготовление пищи;
обеспечить адаптирующее оборудование, чтобы поддержать или
усилить функциональную независимость;
оценить жизненную среду в аспекте архитектурных или
инвайроментальных барьеров;
справиться с изменениями и утратами, сопутствующими пожилому
возрасту;
найти ресурсы в социальном окружении;
распознать и оказать сопротивление депрессии.
Оккупациональная терапия в различных странах мира представляет
собой интегральную часть основного комплекса услуг здравоохранения и
социальной защиты, которые оплачиваются многим людям за счет мощных
государственных программ и частных страховок. В негосударственном
секторе социальномедицинского обслуживания, широко представленном в 6
США, существует система фондов крупных корпораций, среди них —
«Дженерал Моторс»,
которые занимаются
«Крайслер»,
«Форд»,
страхованием. Среди государственных программ, согласно которым
покрываются эти расходы: Medicare, Medicaid, Программа гражданского
здравоохранения (CHAMPUS),
Федеральная программа здравоохранения
служащих (FEHBP), Закон о реабилитации, Закон об образовании инвалидов,
Закон о пожилых американцах, программы охраны здоровья матери и ребенка,
программы услуг по охране психического здоровья и лечения алкогольной и
наркотической зависимости, программы компенсаций государственным
работникам.
Оккупациональная терапия выгодна с социальноэкономической точки
зрения, так как позволяет:
значительно сократить пребывание человека в больнице;
уменьшить нужду в госпитализации и институциализации (содержании
в учреждении);
обеспечить скорейшее возвращение на работу;
сократить число услуг и время ухода, необходимые после выписки из
больницы;
предотвратить осложнения и последующую инвалидность;
облегчить возвращение человека в общество.
В ряде стран оккупационные терапевты и ассистенты по ОТ работают в
разнообразных учреждениях и организациях, например:
отделениях скорой помощи;
центрах детского здоровья, детских поликлиниках;
реабилитационных центрах;
психиатрических больницах;
общежитиях и центрах «на полпути» (halfway)
для людей, 7
возвращающихся к нормальной жизни;
центрах психического здоровья, психиатрических диспансерах;
государственных и частных школах;
поликлиниках и больницах;
центрах дневного ухода за детьми, детских садах;
центрах для людей с нарушениями развития; в частной практике;
центрах лечения ожогов;
ортопедических клиниках;
домах престарелых.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Оккупациональная
терапия представляет собой профессиональную деятельность в сфере
здравоохранения и реабилитации. Специалисты по ОТ оказывают услуги
людям любого возраста, имеющим физическую, эмоциональную, социальную
недостаточность и потому нуждающимся в особой помощи, обучении
функциональным навыкам, позволяющим нести независимую, продуктивную и
удовлетворяющую их жизнь.
Оккупациональный терапевт — опытный специалист. В США, например,
он должен быть выпускником бакалавриата или магистратуры, по данному
направлению и пройти от 6 до 9 месяцев практикиинструктажа в клинике.
Ассистент по ОТ заканчивает аккредитованные курсы и, по крайней мере, 2
месяца проходит практический инструктаж. По окончании данного рода
обучения терапевт или ассистент проходит государственную сертификацию,
чтобы получить право работы по специальности.
В России эта профессия входит в число новых, но, безусловно,
перспективных, она относится к междисциплинарным, и потому требуется
соединение усилий различных ведомств и министерств, чтобы создать ее
полноценный имидж и наполнить соответствующим содержанием. 8
Оккупациональная терапия может стать составляющей частью социального
обслуживания инвалидов, с се помощью решаются задачи медикосоциальной
работы и социальной реабилитации. 9
Литература:
1. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ
«Права и возможности инвалидов в РФ» 10 сентября 2001 г.
http://www.ombudsman.gov.ru/docum.spinv.htm
2. Карвялис В. Специальное образование детей с ограниченными
возможностями и подготовка педагоговдефектологов //Дефектология.
2007.
3. Бондаренко Г.И. Социальноэстетическая реабилитация аномальных
детей //Дефектология. 2004. №3.
4. Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников специальных
школ для детей с нарушениями слуха // Дефектология. 2005. №1
5. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями эффективная форма социального обслуживания семьи и
детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями:
опыт и проблемы.2003. №5
Оккупациональная терапия, как один из видов технологий работы с детьми-инвалидами
Оккупациональная терапия, как один из видов технологий работы с детьми-инвалидами
Оккупациональная терапия, как один из видов технологий работы с детьми-инвалидами
Оккупациональная терапия, как один из видов технологий работы с детьми-инвалидами
Оккупациональная терапия, как один из видов технологий работы с детьми-инвалидами
Оккупациональная терапия, как один из видов технологий работы с детьми-инвалидами
Оккупациональная терапия, как один из видов технологий работы с детьми-инвалидами
Оккупациональная терапия, как один из видов технологий работы с детьми-инвалидами
Оккупациональная терапия, как один из видов технологий работы с детьми-инвалидами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.