Цель: обогащать
представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности
взаимопомощи между членами семьи.
Задачи:
-раскрыть понятия «семья», «культура общения», познакомить с родословной
семьи.
-развивать навыки создания проектов учащихся по данной теме, творческие
способности ребят (инсценировки), навыки работы в творческих группах,
обще-учебные умения и навыки (работы с книгой, навыки самоконтроля и
контроля, анализа и синтеза прочитанного материала).
-воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям, патриотизм
учащихся.
Оборудование: учебник - А.А.Плешаков
«Мир вокруг нас» 2 класс.
Ход
урока:
1.Организационный момент.
2.Постановка проблемы
Я расскажу вам
историю, которая произошла с одним мальчиком.
Цель. А вы, ребята, старайтесь
проследить, как менялось настроение нашего героя, чтобы потом поразмышлять,
высказать своё мнение, почему это происходило, и определить тему урока.
«Жил-был
мальчик. Однажды он баловался и случайно разбил мамину любимую вазу! Миша
испугался, что мама сейчас войдёт и увидит, что это он сделал. Он подумал,
что было бы хорошо стать «НЕВИДИМКОЙ». Мама вошла в комнату посмотрела
вокруг, но Мишу не увидела. Миша понял, что его желание исполнилось, и очень
обрадовался! Он побежал на улицу к друзьям. Они разговаривали друг с другом,
смеялись. Миша напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень
хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому
мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята
попросту не замечали его. Мише стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он
увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
- Мама, вот он я! — закричал Миша. Но мама не видела и не слышала его,
поэтому ничего не ответила сыну.
- Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Миша.
- Хочу, чтобы мама меня видела! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо
быть одному! И Миша снова стал обыкновенным мальчиком. (Ваши ответы д.б.
доказательными, а речь красивой и понятной)
- Как же
менялось настроение мальчика?
- Почему Миша вначале был доволен, что он стал невидимкой?
- Почему же Миша решил, что невидимкой быть плохо?
Вывод. Действительно, плохо человеку, когда
ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями,
то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения с
другими людьми.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (общение, семья) Да, мы начинаем
изучать большой раздел учебника «Общение». В своей жизни мы общаемся с
разными людьми.
4. Изучение нового материала.
С кем мы
общаемся? (с одноклассниками, учителями, и т. д.)
С кем чаще?
(родителями)
Где это
происходит? (В школе, на улице, дома)
Цель. Люди делятся друг с другом
своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить
без общения с другими людьми. Мы отправляемся в путешествие по стране
общения. Мы общаемся не только с людьми, но и с книгами.
а) откройте учебники на стр….. А кто самые
близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… - семья)
б) конкретизация темы урока - на этом уроке мы
более подробно остановимся на общении в семье, домашних делах взрослых и
детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи, культуре общения
семьи.
Прочитать тему:
« Наша дружная семья». Как вы понимаете слово «СЕМЬЯ»? (родственники, люди,
живущие вместе)
2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников.
в) культура общения
- К нам на урок пришла семья наших друзей, Серёжи и Нади. Рассмотрите
картинку на странице 46, что вы видите?
Мы не можем
слышать, о чем беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем
оживить картинку, разыграв ситуацию…
К дедушке и бабушке
Настя и Володя,
В гости на оладушки
в выходной приходят.
Внук Володя попросил:
- Дед, налей мне чаю.
Дед голову склонил,
Вове отвечая:
- Плохо слышу я внучок,
не чета тебе я.
Я уже ведь старичок,
вот и слух слабеет.
Настя бабушке грубит:
- Ты не видишь что ли,
Что солонка тут стоит,
На столе без
соли?»
Насте бабушка в ответ:
- Я ведь вижу плохо,
Мне уже не мало лет,
помоги мне кроха.
Стало после этих слов
стыдно детям очень.
Вова говорит: - Готов!
Я во всем помочь им».
- Да и мне не по себе,
Настя вторит брату -
В том, что стали вы слабей,
вы не виноваты!
Через много, много лет
мы такие будем.
Я – бабуля, Вова – дед,
все стареют люди.
Глазки, ушки заболят
и у нас, когда-то.
Так разумно говорят
славные ребята!
Ставят сами всё на стол
Чай по чашкам льётся.
Тут и дедушка расцвёл,
Бабушка смеётся!
Вы, ребята, никогда
близким не грубите.
Деда с бабушкой
всегда от души любите!
- Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели эту сценку? Почему ребята
рассердились? (что дед чаю не налил, соли нет в солонке)
- Чего они не учли? (что дедушка с бабушкой старенькие) Можно ли грубить
старшим, маме, папе, дедушке, бабушке. Можем ли мы теперь ответить на вопрос:
- Что такое «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»? (….)
Вывод. Культура общения - вежливая речь, культурное поведение, доброе,
уважительное отношение к человеку.
Чтец 1:
Папа разбил
Драгоценную вазу
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Чтец 2:
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
"Простите” сказал.
Чтец 3:
И мама молчит,
Улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
Чтец 4:
"Простите!” - Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
- Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили? Как вы попросите
прощение? Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать
младших? (…)
г) взаимопомощь в семье
Цель. Будьте внимательны, вы должны понять без
чего ещё, нельзя жить в семье.
Вова плачет тонко-тонко
И глаза трет кулаком:
- Я вам вовсе не девчонка
- Не пойду за молоком!
Мама смотрит без улыбки:
- Что же сделаешь ошибку,
Мне не будешь помогать,
Не пущу тебя гулять.
Постоял, подумал он:
- Ну давай уж свой бидон.
Вове грустно и обидно,
Он шагает стороной:
Может так не будет видно
Всем бидона за спиной?
Дядя с длинными усами,
Высоченный как отец,
Улыбнулся: «Видно маме
Помогаешь - молодец».
И уже не стороной -
Вова гордо шел домой.
Хоть по лестнице скакал
Молоко не расплескал.
- Мама, что ещё купить?
Я могу ещё сходить!
- Итак, о чем была эта сценка? (надо помогать старшим в семье)
Вывод. Относитесь уважительно ко всем членам
семьи, старайтесь помочь и сами не стесняйтесь попросить помощи.
г) вместе выполнять работу по дому
Папа с мамой на заводе,
Варит бабушка обед,
А у Лиды и Володи
Никакого дела нет.
Ходят скучные с утра
И братишка и сестра.
Дед стучит, ведёрко чинит,
Подозвал к себе внучат.
«По какой такой причине
Малыши мои молчат?
Я вот стар, а мне не скучно»,
- Говорит сурово дед,
- «Объяснить могу научно
В чём тут кроется секрет».
Помолчал старик немного,
А потом добавил строго.
- Вы сюда взгляните внуки,
Вот на эти руки…
На мозолистые руки.
Молча смотрят внуки
А на внуков смотрит дед:
- Ну, понятно в чём секрет?
Все: Знают взрослые и дети
Жить невесело на свете
Если в жизни дела нет.
- О чем нам рассказали ребята?
Вывод. В семье все надо делать вместе,
помогать друг другу. 5. Физкультминутка.
д) вместе отдыхать
Цель. Как ваша семья проводит свободное время?
е) история и традиции семьи
Цель. Чем мы отличаемся друг от друга? (ответы
детей) А может вам поможет загадка. При рождении тебе дано, а люди им
пользуются (имя) А зачем имя человеку? (Люди дают имена, чтобы в общении
отличать одного человека от другого) Имена, с которыми вы обычно обращаетесь,
друг к другу, являются не полными.
- А знаете ли вы свое полное имя? Как называют людей с одинаковыми именами?
(Тезки)
- Как различают таких детей? ( По фамилиям.)
Итак, имя вам дали родители.
Отчество – от отца.
А фамилия – ?... от всей семьи (Во многих языках слово фамилия – это семья)
Фамилия передаётся от одного поколения к другому. К вашему отцу она перешла
от деда, а деду от прадеда. Каждому человеку нужно знать и помнить своих
предков. (Людей, живших много лет назад) Каждая семья интересна по-своему, у
каждой семьи - своя история. Каждый человек может исследовать свою родословную.
Дома попробуйте составить свою родословную. Кто и что поможет лучше узнать,
исследовать историю своей семьи? (бабушки и дедушки, альбом)
Расспроси своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайся продлить ветви
родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения
своих родственников.
6. Итог
- В давние времена жила удивительно дружная семья. Огромная семья
- 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он
решил посетить семью. Когда правитель убедился, что это всё, правда. Он
спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда, не ссорясь, не обижая
друг друга. Тогда глава семьи взял бумагу и написал на ней 100 слов и отдал
правителю. Тот быстро прочитал и удивился. На листе было написано 100 раз одно
и то же слово. Что это за слово, как вы думаете? «понимание».
- Так почему эту семью мы называем дружной, от чего это зависит? Что же
главное в семье, на чём строятся крепкие семейные отношения.
7. Домашнее задание.
1. Раб.тетр.с.21 №1, №2
2. Уч.с.48-49, пересказ
6. Рефлексия.
- А вам
понравился урок?
- Что
запомнилось?
- О чём
захотелось узнать больше?
Вот это большое
солнце - тепло моей души. И я хочу поделиться своим теплом с вами, чтобы в
ваших семьях царили дружба, доверие, счастье, уважение, понимание. Я дарю эти
солнышки. А вы подарите его тому человеку, которому хотите передать частичку
своего добра, уважения, понимания. Не забывайте про улыбку!
|