Окружающий мир 4 класс "Из сокровищницы Древней Руси"
Оценка 4.9

Окружающий мир 4 класс "Из сокровищницы Древней Руси"

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
окружающий мир
11 кл
17.06.2024
Окружающий мир 4 класс "Из сокровищницы Древней Руси"
урок по окружающему миру для 4 класса
4класс Из книжной сокровищницы Древней Руси.docx

Конспект урока окружающего мира  

Школа: ГБОУ гимназия № 168

Класс: 4 «Б»

Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формирование представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси;

Задачи:

  • формировать учебно-познавательные компетенции: дать представление о летописях как исторических документах, проверка умений самостоятельно конструировать свои знания;
  • формировать информационные компетенции: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;
  • развивать коммуникативные способности учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах, речь учащихся.

Ход урока

 

1.Организационный момент.

-Проверьте готовность к уроку.

- На парте лежат: учебник по окружающему миру, тетрадь, пенал, дневник.

- Все готовы к уроку?

2. Актуализация знаний.

«Вот опять звенит звонок -

Приглашает на урок.

Начинаем мы опять

По истории шагать»

- Прежде, чем начать наше путешествие в прошлое, я предлагаю вам проверить уже имеющиеся у вас знания. Возьмите карточку №1.

Там 5 вопросов. Отвечаем.

1.От каких слов произошло слово «Город»? (Городить, огораживать)

2.Что из себя представляли древние города? (Посёлки – крепости)

3.Как назывался центр русского города? (Кремль)

4.Что археологи нашли в Новгороде? ( Мостовые и берестяные грамота)

5.Как назывались заостренные палочки для письма на бересте? (Писалы)

 -Кто готов? Проверяем. (Чтение вопроса и ответ)

-Взяли простой карандаш, подписали работу и поставили себе отметку. (Напомнить нормы выставления отметок за данный вид работы)

В конце урока работы сдаем.

- Кто доволен своей работой? Кто не доволен? Почему?

 

 

 

3. Целеполагание, постановка целей урока.

- Попробуем определить тему нашего урока, свяжем последние ответы теста: берестяные грамоты, писалы. Трудно. Тогда отгадайте загадку.

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу

 Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться. (Книга)

- Так о чём мы будем говорить?

- А какой раздел вы сейчас изучаете? (Древний мир)

- Так о каких книгах мы с вами будем говорить?

Правильно! А тема нашего урока будет звучать так:

 «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (на доске)

-Как вы думаете, почему книжная сокровищница?

-Тему определили. Поставим цели урока.

- Возьмите карточку №2, она одна на двоих, значит работаем как? (В парах)

Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения
А) письменность Кто Руси славянскую на создал?
Б) на чем Руси На писали и чём?

 

 

- Итак, первое предложение. Кто создал на Руси славянскую письменность? ( На доске)

-Второе предложение.
Б) на чем Руси На писали и чём?

-На чём и чем писали на Руси? (На доске)

-Вот они цели нашего урока. Можно это назвать планом урока?

-Если мы достигнем поставленных целей, то в конце урока раскроем секрет.

- Итак, работаем по первому пункту плана.

3.Открытие новых знаний.

А). Кто создал на Руси славянскую письменность? (поиск ответа на вопрос)

- Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусств.

Впрочем, давайте начнем по порядку.

Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст, в учебнике на странице 35 – 36.

- Открыли учебники, читаем по цепочке.

-Действительно, Кирилл согласился создать славянскую азбуку, но он ответил правителю так: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка»

- Чем отличаются буквы и звуки?  

Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий.

-Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору?

-Кто создал первую славянскую азбуку?

-Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? 

 - Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.
Рассмотрите иллюстрацию.

Первые две буквы этой азбуки назывались…
 -  
Аз 

 -  Буки 

 -Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой?

Эта азбука называлась глаголица.

Известно, что слово глагол
переводится как «слово», «речь».

С помощью глаголицы можно было записать устную речь

 Чтение второго абзаца с.36.

Далее Кириллом в 863 году была глаголица переделана, а ученики Кирилла позднее упростили эту азбуку , а назвали её» Кириллица» ( На доске) В настоящее время мы пользуемся этой азбукой.

- А, Кирилл как и обещал правителю перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь .Это было огромное событие для нашей страны и недаром

в 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности
и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт
памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена
Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.

- Какой цели мы сейчас достигли?

Открывается слово (С книгой)

Б).Переходим ко второму пункту плана.

На чём и чем писали в Древней Руси? Спросить детей.

- Рассказ:

В Древней Руси создавались летописи.(На доске)

- Что такое летопись?

Летопись-описание событий по годам. (Славянское слово «лето» -переводится год)

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал:

 «В лето … не бысть ничего»,

 «В лето … бысть тишина».

В конце 11 в. - начале 12 в. в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– «Повесть временных лет».(На доске)

О содержании своего труда сам Нестор писал так:

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»

(перевод: «Каково      начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как    образовалось Русское государство».

Летопись писали от руки, гусиным пером или писалами (Новое слово на доске)

((показ картинки) их изготавливали из кости, металла или другого твёрдого материала), тщательно выписывались буквы, заставки.
Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы,
орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий.

- Писались летописи и книги на пергаменте. (Новое слово на доске)

Пергамент — телячья кожа или кожа любого животного выделанная особым способом. Раньше слово звучало так: пергамен, а сейчас пергамент. Пришёл пергамент к нам из древнего города Пергамена, отсюда и его название, сейчас этот город существует  на территории Турции и называется Бергам.  Из кожи вырезали листы, скрепляли их и чтобы они не сворачивались , книгу закрывали застежкой .(Показать) Пергаментом пользуемся до сих пор. Как вы думаете, где он используется? ( Для выпечки, для ламинирования) ( Показать пергамент). Считается экологически чистой бумагой, так как безвреден.

Книги из пергамента были очень дорогими, они ценились и относились к ним с большим почетом. В городе Бергаме  сохранилось много древних книг. В Санкт – Петербурге в Российской национальной библиотеке есть тоже много древних книг.

- Так же русичи использовали березы. Именно кору березы, иначе бересту (Новое слово на доске), наши предки использовали для повседневных нужд.

- Интересно то, что этот материал был не только для книг, но и для личных писем. Раскопки показали, что купцы, воины, ремесленники и прочие сословия, часто использовали бересты для личной переписки. Они прекрасно показывают жизнь людей того времени, описывая ее в малейших деталях и проливая свет на, порой неизвестные, страницы в истории. Выводы сделанные учеными были поразительными, ведь благодаря таким текстам удалось восстановить уникальные недостающие моменты быта и культуры жителей Древней Руси.

- Учебник с.36 чтение про себя.

- Что такое киноварь? Охра?

-Чем начиналась новая глава в книге7

-Выполнили вторую задачу?

Открывается слово (Знаться)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Физ.минутка

Волшебный сон

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Отдыхают, засыпают,

Шея не напряжена

И расслаблена.

Все чудесно расслабляются.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

 

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянулись, улыбнулись!

  

5.Рефлексия

Блиц – опрос (Да – нет)

-Возьмите карточку № 3.

- Если утверждение верное+, неверное -.

 

1.     Первую славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий.

2.     Первая азбука называлась «Кириллица»

3.      Береста – это кора березы.

4.      Летописи велись правителями государств.?

5.     Летописи велись по годам.

-Проверка.

- Появляется надпись ума набраться.

- Читаем пословицу: С книгой знаться – ума набраться (На доске).

- Как вы понимаете эту пословицу.

 

 

 

 

Карточка № 1

1.От каких слов произошло слово «Город»?  

2.Что из себя представляли древние города?  

3.Как назывался центр русского города?  

4.Что археологи нашли в Новгороде?  

5.Как назывались заостренные палочки для письма на бересте?  

 

Карточка №2

Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения
А) письменность Кто Руси славянскую на создал?
Б) на чем Руси На писали и чём?

 

Карточка №3.

Блиц – опрос (Да – нет)

-Возьмите карточку № 3.

- Если утверждение верное+, неверное -.

1.Первую славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий.

2.Первая азбука называлась «Кириллица»

3.Береста – это кора березы.

4.Летописи велись правителями государств.?

5.Летописи велись по годам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №4.

Разгадайте слова, затем впишите первую букву каждого из слов по порядку и вы узнаете название старинного алфавита.

 

1,4 Фамилия изобретателя книгопечатания.

2.Запись из года в год.

3.Другое название букваря.

5. Краска жёлтого цвета.

6.Буква типографского набора.

7.Знак древнеегипетского письма.

8.Так на Руси называли столицу Византии.

9.Совокупность букв, расположенных по порядку.

1,4                                        6.

2.                                          7.

3.                                          8.

5.                                          9.

 

1          2           3        4        5         6      7      8            9


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока окружающего мира

Конспект урока окружающего мира

Целеполагание, постановка целей урока

Целеполагание, постановка целей урока

В работе над ней ему помогал старший брат

В работе над ней ему помогал старший брат

Летопись писали от руки, гусиным пером или писалами (Новое слово на доске) ((показ картинки) их изготавливали из кости, металла или другого твёрдого материала) , тщательно…

Летопись писали от руки, гусиным пером или писалами (Новое слово на доске) ((показ картинки) их изготавливали из кости, металла или другого твёрдого материала) , тщательно…

Физ.минутка Волшебный сон Реснички опускаются,

Физ.минутка Волшебный сон Реснички опускаются,

Карточка № 1 1.От каких слов произошло слово «Город»? 2

Карточка № 1 1.От каких слов произошло слово «Город»? 2

Запись из года в год. 3.Другое название букваря

Запись из года в год. 3.Другое название букваря
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2024