Окружающий мир. Тема: Природные зоны России и зона арктических пустынь.
Оценка 4.7

Окружающий мир. Тема: Природные зоны России и зона арктических пустынь.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
20.02.2020
Окружающий мир. Тема: Природные зоны России и зона арктических пустынь.
Окружающий мир. Тема: Природные зоны России и зона арктических пустынь. В уроке есть игры.
прир зоны России и зоны арктических пустынь.docx

Тема: Природные зоны России и зона арктических пустынь.

Цель: Сформировать у учащихся понятие «Природные зоны»; учить находить и показывать их, формировать представление о зоне арктических пустынь.

Задачи-1. Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использованием. 2. Развивать умения определять существенные признаки природных зон и сравнивать их. 3.Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться картой.

О б о р у д о в а н и е: карта, раздаточный материал, учебник.

 

Ход урока

1.      Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Добрый день! Начинаем урок окружающего мира.

- Скажите, над каким разделом мы работаем? (Природа России).

О чем мы говорили на прошлом уроке? Чтобы продолжить путешествие по России, давайте повторим.

II. Проверка домашнего задания.

Работа с картой у доски

-Покажите материки , океаны.

-На каком мы живем материке?

-В какой стране?

Задание 1

Игра "Найди лишний географический объект" Объясни почему.

А) Лена, Волга, Байкал, Енисей;

Б) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;

В) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал;

Г) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

Задание 1

Игра "Найди лишний географический объект" Объясни почему.

1) Лена, Волга, Байкал, Енисей;

2) Ладожское, Саяны, Онежское, Каспийское;

3) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.

2 задание

Какие моря к какому океану относятся? (Соедини стрелками.)

1-ряд    Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану

2-ряд     Какие моря относятся к Тихому океану

3-ряд     Какие моря относятся к Атлантическому океану

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_544333478e129/urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-tiema-prirodnyie-zony-rossii_1.png

 

О т в е т:

Северный Ледовитый океан: море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточно-Сибирское моря.

Тихий океан: Японское, Берингово, Охотское моря.

Атлантический океан: Балтийское, Черное моря.

 

“Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро.

-Кто вспомнит из какого произведения этот отрывок и что за край здесь описывается.

-Правильно. «Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена “Снежная королева”. Жила она в ледяной зоне, которая как называлась?

Арктическая пустыня.

-Итак тема нашего урока (дети хором отвечают)

Физминутка.

Начинается разминка

Встали, выпрямили спинки
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

III. Работа над новой темой.

- Со всеми заданиями вы справились, продолжим.

_ Скажите, чем отличаются моря Северного Ледовитого океана от морей Атлантического океана? (температурой воды).

- А как вы думаете, двигаясь с севера на юг, меняется только температура, или еще что-то? (природа, растения, животный мир).

Но почему, же это происходит?

Работа с учебником стр.74

Прочитайте и попробуйте найти ответ на наш вопрос, в чем причина смены природы в направлении с севера на юг.(В направлении солнечных лучей)

Работа с картой Физическая карта

Посмотрите внимательно на карту.

-рассмотрите карту природных зон в учебнике, поясов и скажите, что обозначают разные цвета…

- посчитайте, сколько у вас получилось природных зон. Давайте проверим. И в этом нам поможет наш научный источник Учебник стр 74 1 абзац

 

Давайте их запишем, и сразу будем находить, и показывать на карте, на обратной стороне карточки.

1.      Арктические пустыни (как вы думаете, почему их назвали пустыни?)

2.      Тундра

3.      Лесотундра

4.      Тайга

5.      Смешанные и широколиственные леса

6.      Лесостепи

7.      Степи

8.      Полупустыни

9.      Пустыни

10. Субтропики

 

Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а как же происходит смена природы на горах? Вспомните, как выглядит природа гор? Как же это явление называется, вы узнаете, прочитав на стр.75. (высотная поясность)

 

- А теперь скажите, над какой темой мы сегодня работали? (Природные зоны России)

- Как вы думаете, все ли мы теперь знаем о каждой природной зоне?

- Все вы знаете созвездие Большой медведицы и полярную звезду.

Наши далёкие предки - русичи- осваивая всё новые территории, шли от обжитых земель всё дальше на восток и север под созведение Ковша. Они видели, как каждую весну на север, в "полунощную сторону", летят стаи птиц, и сами шли за ними. (показ по карте)

Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём называется Крайним севером. Отдельные части океана между островами люди назвали позже морями, присвоив им имена (чаще первооткрывателей)

·         Белое море - за светлые летние ночи.

·         Баренцево - по имени капитана Баренца.

·         Лаптевых - офицеров кораблей русской экспедиции.

·         Чукотское по имени народа чукчей, живущих на его брегах.

·         Северный Ледовитый океан и острова в нём называют ещё Арктикой.

Арктос (греч.) - страна белых медведей, а созвездие Ковша над ней назвали созвездием Большой Медведицы.

Итог: Крайний Север - это Северный Ледовитый океан со своими морями и островами . Его называют Арктикой или зоной Арктических пустынь.

Природные условия Крайнего Севера

Работа с текстом учебника.стр.76-77

- Найдите в тексте ответ на вопрос по плану:

·         особенности положения Солнца:

·         смена дня и ночи;

·         времена года.

Здесь можно наблюдать удивительное явление Северное сияние. 

Итог: В Арктике холодные суровые зимы с полярными ночами, короткое холодное лето с полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими льдами и снегами, не тающими в период короткого лета.

Живая природа Арктики.

Учебник стр. 78-81.

- Посмотрите на природу Крайнего Севера и какие и скажите, какие из известных вам растений могут здесь расти?

- Почему?

- Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи, лишайники, кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно, нет почвы.

Из трав на Крайнем Севере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы. В защищённых местах можно увидеть редкие, стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом.

Из животных зимой в Ледовитом океане почти никого нельзя увидеть - холод, метели, полярные ночи вынуждают их откочёвывать к югу.

Летом же океан преображается - льды отступают от берегов. В водах океана появляется много рыб (Камбала, треска, сельдь, морской окунь).

Рыбой кормятся тюлени - морские животные, отлично плавают и ныряют. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью. Детенышей (бельков) вскармливают молоком. Тюлени могут долго находиться на суше, так как дышат воздухом.

Морж - крупное морское животное длиной до 3-4 м. и весом до 800-1000кг. Имеют клыки длиной 40-50 см. из очень прочной кости. Клыками морж выкапывает со дна раковины и моллюсков. Клыки - оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу. Кожа у моржей достигает 3-4 см толщины. Ласты помогают хорошо плавать и передвигаться по суше. Зрение у моржа неважное, но отличное обоняние. Детёныши, устав плавать или почуяв опасность, забираются на спину к матери. Мать даже при смертельной опасности не бросает детёныша.

Белый медведь - крупное красивое животное до 800 кг. Весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью. Свою добычу - моржей, тюленей - чует за много километров по запаху, приносимому ветром. Мясо убитых животных прячет в снег и держится рядом, пока мясо не закончится. Белый медведь занесён в красную книгу.

Птицы  - весной и летом на острова Крайнего Севера прилетают и вьют гнёзда массы перелётных птиц, но это морские птицы: гагары, чайки. Все они питаются рыбой, которую ловят в океане. Эти птицы хорошо плавают даже под водой, кроме этого они хорошие ныряльщики. Гнёзда они делают самые простые - из камешков - в расщелинах скал и даже просто на камнях, потому что гнёзда делать не из чего. Тупики крепким клювом выбивают в глиняных островах длинные норы, где гнездятся и прячутся. При наступлении зимы, когда океан замерзает у берегов и птицам трудно найти открытую воду и пищу в ней, они улетают на юг.

Итог: На Крайнем Севере растёт очень скудная растительность из трав и мха, хорошо приспособившаяся к суровым условиям. Животный мир Арктики очень удивителен и неповторим. Все животные добывают себе пищу в океане и тесно связаны с ним.

IV.Закрепление.

Работа со схемой:

Название природной зоны

Географическое положение

Освещенность

Растительный и животный мир

Деятельность человека

 

Арктика – царство льда и снега

Географическое положение

Северный Ледовитый океан.

Северные моря.

Острова

Освещенность

Полярный день и полярная ночь.

Северное сияние

Растительный и животный мир

Лишайники, мхи, полярный мак, водоросли.

Рачки, рыбы, чайки, гагарки, морж, тюлень, белый медведь

Деятельность человека

Научные станции, рыбный промысел, охота.

Северный морской путь

На обратной стороне составляют цепи питания.

V.Итог урока:

-Над какой темой работали?

-Что научились различать?

-Что научились составлять?

IV. Домашнее задание.

Стр.36-42 сделать задания, сообщение о животном или растении Арктики.

 

 

 

 

Название природной зоны

Географическое положение

Освещенность

Растительный и животный мир

Деятельность человека

 

 

 

 

 

 

 

 

Название природной зоны

Географическое положение

Освещенность

Растительный и животный мир

Деятельность человека

 

 

 

Водоросли

Рачки

Рыбы

Птицы

Белый

медведь

 

Задание 1

Игра "Найди лишний географический объект" Объясни почему.

А) Лена, Волга, Байкал, Енисей;

Б) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;

В) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал;

Г) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Игра "Найди лишний географический объект" Объясни почему.

1) Лена, Волга, Байкал, Енисей;

2) Ладожское, Саяны, Онежское, Каспийское;

3) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Игра "Найди лишний географический объект" Объясни почему.

А) Лена, Волга, Байкал, Енисей;

Б) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;

В) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал;

Г) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

 

 

 

1-ряд    Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_544333478e129/urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-tiema-prirodnyie-zony-rossii_1.png

 

 

 

2-ряд     Какие моря относятся к Тихому океану

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_544333478e129/urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-tiema-prirodnyie-zony-rossii_1.png

 

 

 

3-ряд     Какие моря относятся к Атлантическому океану

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_544333478e129/urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-tiema-prirodnyie-zony-rossii_1.png


 

Тема: Природные зоны России и зона арктических пустынь

Тема: Природные зоны России и зона арктических пустынь

Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры

Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры

Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а как же происходит смена природы на горах?

Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а как же происходит смена природы на горах?

Ласты помогают хорошо плавать и передвигаться по суше

Ласты помогают хорошо плавать и передвигаться по суше

Название природной зоны

Название природной зоны

Водоросли Рачки Рыбы Птицы

Водоросли Рачки Рыбы Птицы

Задание 1 Игра "Найди лишний географический объект"

Задание 1 Игра "Найди лишний географический объект"

Какие моря относятся к Северному

Какие моря относятся к Северному
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020