Тема: Природные зоны России и зона арктических пустынь.
Цель: Сформировать у учащихся понятие «Природные зоны»; учить находить и показывать их, формировать представление о зоне арктических пустынь.
Задачи-1. Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использованием. 2. Развивать умения определять существенные признаки природных зон и сравнивать их. 3.Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться картой.
О б о р у д о в а н и е: карта, раздаточный материал, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Добрый день! Начинаем урок окружающего мира.
- Скажите, над каким разделом мы работаем? (Природа России).
О чем мы говорили на прошлом уроке? Чтобы продолжить путешествие по России, давайте повторим.
II. Проверка домашнего задания.
Работа с картой у доски
-Покажите материки , океаны.
-На каком мы живем материке?
-В какой стране?
Задание 1
Игра "Найди лишний географический объект" Объясни почему.
А) Лена, Волга, Байкал, Енисей;
Б) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;
В) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал;
Г) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
Задание 1
Игра "Найди лишний географический объект" Объясни почему.
1) Лена, Волга, Байкал, Енисей;
2) Ладожское, Саяны, Онежское, Каспийское;
3) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.
2 задание
Какие моря к какому океану относятся? (Соедини стрелками.)
1-ряд Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану
2-ряд Какие моря относятся к Тихому океану
3-ряд Какие моря относятся к
Атлантическому океану
О т в е т:
Северный Ледовитый океан: море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточно-Сибирское моря.
Тихий океан: Японское, Берингово, Охотское моря.
Атлантический океан: Балтийское, Черное моря.
“Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро.
-Кто вспомнит из какого произведения этот отрывок и что за край здесь описывается.
-Правильно. «Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена “Снежная королева”. Жила она в ледяной зоне, которая как называлась?
Арктическая пустыня.
-Итак тема нашего урока (дети хором отвечают)
Физминутка.
Начинается разминка
Встали, выпрямили спинки
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
III. Работа над новой темой.
- Со всеми заданиями вы справились, продолжим.
_ Скажите, чем отличаются моря Северного Ледовитого океана от морей Атлантического океана? (температурой воды).
- А как вы думаете, двигаясь с севера на юг, меняется только температура, или еще что-то? (природа, растения, животный мир).
Но почему, же это происходит?
Работа с учебником стр.74
Прочитайте и попробуйте найти ответ на наш вопрос, в чем причина смены природы в направлении с севера на юг.(В направлении солнечных лучей)
Работа с картой Физическая карта
- Посмотрите внимательно на карту.
-рассмотрите карту природных зон в учебнике, поясов и скажите, что обозначают разные цвета…
- посчитайте, сколько у вас получилось природных зон. Давайте проверим. И в этом нам поможет наш научный источник Учебник стр 74 1 абзац
Давайте их запишем, и сразу будем находить, и показывать на карте, на обратной стороне карточки.
1. Арктические пустыни (как вы думаете, почему их назвали пустыни?)
2. Тундра
3. Лесотундра
4. Тайга
5. Смешанные и широколиственные леса
6. Лесостепи
7. Степи
8. Полупустыни
9. Пустыни
10. Субтропики
- Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а как же происходит смена природы на горах? Вспомните, как выглядит природа гор? Как же это явление называется, вы узнаете, прочитав на стр.75. (высотная поясность)
- А теперь скажите, над какой темой мы сегодня работали? (Природные зоны России)
- Как вы думаете, все ли мы теперь знаем о каждой природной зоне?
- Все вы знаете созвездие Большой медведицы и полярную звезду.
Наши далёкие предки - русичи- осваивая всё новые территории, шли от обжитых земель всё дальше на восток и север под созведение Ковша. Они видели, как каждую весну на север, в "полунощную сторону", летят стаи птиц, и сами шли за ними. (показ по карте)
Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём называется Крайним севером. Отдельные части океана между островами люди назвали позже морями, присвоив им имена (чаще первооткрывателей)
· Белое море - за светлые летние ночи.
· Баренцево - по имени капитана Баренца.
· Лаптевых - офицеров кораблей русской экспедиции.
· Чукотское по имени народа чукчей, живущих на его брегах.
· Северный Ледовитый океан и острова в нём называют ещё Арктикой.
Арктос (греч.) - страна белых медведей, а созвездие Ковша над ней назвали созвездием Большой Медведицы.
Итог: Крайний Север - это Северный Ледовитый океан со своими морями и островами . Его называют Арктикой или зоной Арктических пустынь.
Природные условия Крайнего Севера
Работа с текстом учебника.стр.76-77
- Найдите в тексте ответ на вопрос по плану:
· особенности положения Солнца:
· смена дня и ночи;
· времена года.
Здесь можно наблюдать удивительное явление Северное сияние.
Итог: В Арктике холодные суровые зимы с полярными ночами, короткое холодное лето с полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими льдами и снегами, не тающими в период короткого лета.
Живая природа Арктики.
Учебник стр. 78-81.
- Посмотрите на природу Крайнего Севера и какие и скажите, какие из известных вам растений могут здесь расти?
- Почему?
- Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи, лишайники, кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно, нет почвы.
Из трав на Крайнем Севере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы. В защищённых местах можно увидеть редкие, стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом.
Из животных зимой в Ледовитом океане почти никого нельзя увидеть - холод, метели, полярные ночи вынуждают их откочёвывать к югу.
Летом же океан преображается - льды отступают от берегов. В водах океана появляется много рыб (Камбала, треска, сельдь, морской окунь).
Рыбой кормятся тюлени - морские животные, отлично плавают и ныряют. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью. Детенышей (бельков) вскармливают молоком. Тюлени могут долго находиться на суше, так как дышат воздухом.
Морж - крупное морское животное длиной до 3-4 м. и весом до 800-1000кг. Имеют клыки длиной 40-50 см. из очень прочной кости. Клыками морж выкапывает со дна раковины и моллюсков. Клыки - оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу. Кожа у моржей достигает 3-4 см толщины. Ласты помогают хорошо плавать и передвигаться по суше. Зрение у моржа неважное, но отличное обоняние. Детёныши, устав плавать или почуяв опасность, забираются на спину к матери. Мать даже при смертельной опасности не бросает детёныша.
Белый медведь - крупное красивое животное до 800 кг. Весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью. Свою добычу - моржей, тюленей - чует за много километров по запаху, приносимому ветром. Мясо убитых животных прячет в снег и держится рядом, пока мясо не закончится. Белый медведь занесён в красную книгу.
Птицы - весной и летом на острова Крайнего Севера прилетают и вьют гнёзда массы перелётных птиц, но это морские птицы: гагары, чайки. Все они питаются рыбой, которую ловят в океане. Эти птицы хорошо плавают даже под водой, кроме этого они хорошие ныряльщики. Гнёзда они делают самые простые - из камешков - в расщелинах скал и даже просто на камнях, потому что гнёзда делать не из чего. Тупики крепким клювом выбивают в глиняных островах длинные норы, где гнездятся и прячутся. При наступлении зимы, когда океан замерзает у берегов и птицам трудно найти открытую воду и пищу в ней, они улетают на юг.
Итог: На Крайнем Севере растёт очень скудная растительность из трав и мха, хорошо приспособившаяся к суровым условиям. Животный мир Арктики очень удивителен и неповторим. Все животные добывают себе пищу в океане и тесно связаны с ним.
IV.Закрепление.
Работа со схемой:
Название природной зоны |
|
Географическое положение |
|
Освещенность |
|
Растительный и животный мир |
|
Деятельность человека |
Арктика – царство льда и снега |
|
Географическое положение |
Северный Ледовитый океан. Северные моря. Острова |
Освещенность |
Полярный день и полярная ночь. Северное сияние |
Растительный и животный мир |
Лишайники, мхи, полярный мак, водоросли. Рачки, рыбы, чайки, гагарки, морж, тюлень, белый медведь |
Деятельность человека |
Научные станции, рыбный промысел, охота. Северный морской путь |
На обратной стороне составляют цепи питания.
V.Итог урока:
-Над какой темой работали?
-Что научились различать?
-Что научились составлять?
IV. Домашнее задание.
Стр.36-42 сделать задания, сообщение о животном или растении Арктики.
Название природной зоны |
|
Географическое положение |
|
Освещенность |
|
Растительный и животный мир |
|
Деятельность человека |
Название природной зоны |
|
Географическое положение |
|
Освещенность |
|
Растительный и животный мир |
|
Деятельность человека |
Водоросли
Рачки
Рыбы
Птицы
Белый
медведь
Задание 1
Игра "Найди лишний географический объект" Объясни почему.
А) Лена, Волга, Байкал, Енисей;
Б) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;
В) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал;
Г) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
Задание 1
Игра "Найди лишний географический объект" Объясни почему.
1) Лена, Волга, Байкал, Енисей;
2) Ладожское, Саяны, Онежское, Каспийское;
3) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.
Задание 1
Игра "Найди лишний географический объект" Объясни почему.
А) Лена, Волга, Байкал, Енисей;
Б) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;
В) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал;
Г) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
1-ряд Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану
2-ряд Какие моря относятся к Тихому океану
3-ряд Какие моря относятся к Атлантическому океану
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.