«Окружающий социальный мир» (базовый уровень (АООП (вариант 2))
Оценка 4.9

«Окружающий социальный мир» (базовый уровень (АООП (вариант 2))

Оценка 4.9
Документация
docx
дефектология
Взрослым
08.03.2023
«Окружающий социальный мир» (базовый уровень (АООП (вариант 2))
Вариант 2 предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
Okr_sots_mir.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

РЕКОМЕНДОВАНО

 решением методического объединения  учителей, работающих с детьми с ОВЗ

Протокол от «   » августа 2022г.  №

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

Панчук А.М.________

 «   »  августа  2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «ШКОЛА «КОРН» Г.Донецка»

Козигон В.А.____________

Приказ от «   » августа 2022г. №

                                                                                                                                                                                            

 

 

 

        

 

 

Адаптированная рабочая

программа учебного предмета

«Окружающий социальный мир»

(базовый уровень (АООП (вариант 2))

                                                  для обучающихся 6-Б класса

на 2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Составитель:

     Захлебина Зинаида Алексеевна,

     учитель  в спецклассе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк

2022 год

 

 

                                                      Пояснительная записка

    Адаптированная рабочая образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по  предмету «Окружающий социальный мир» разработана  в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики; Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № I-223П-НС; (с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016  № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС, от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС, от 11.09.2020 № 187-IIНС, от 24.09.2020 № 197-IIНС, от 24.09.2020 № 198-IIНС, от 05.02.2021 № 245-IIНС, от 05.03.2021 №261-IIHC, от 26.03.2021 №265-IIHC, от 30.06.2021 № 305-IIНС, от 06.08.2021 № 306-IIНС, от 24.12.2021 № 332-IIHC); Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 № 123-НП, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 13.08.2020, регистрационный № 4003, Примерной адаптированной   основной  общеобразовательной  программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  МОН ДНР от 09.08.2022  № 689; Уставом МБОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА», утвержденный приказом управления образования города Донецка от 22.10.2021 №543; Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики о 11.08.2022 №704 «Об организации образовательной деятельности в образовательных организациях Донецкой Народной Республики реализующих основные образовательные программы начального общего, основного  общего и среднего общего образования в 2022-202З учебном году», Закона Донецкой Народной Республики «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» (Постановление №I-123 П-НС от 10.04.2015),СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» Российской Федерации (раздел VI, таблица 6.6), утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г № 2, зарегистрированным  в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 января 2021 года под регистрационным №62296 (далее – СанПиН 1.2.3685-21 РФ); Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815 «Об утверждении Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики»; Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №670 от 11.04.2018г. № 318 «Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике»,  Приказом управления образования администрации г. Донецка от 16.08.2022 №304 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2022-2023 учебном году», отдела образования администрации Ворошиловского района  г. Донецка от 16.08.2022 № 110 «Об организации образовательной деятельности в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях Ворошиловского района г. Донецка, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2022-2023 учебном году», Программа утверждена на педсовете и обговорена с родителями.

Вариант 2 предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

Цель

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Задачи программы

 Ознакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);  сформировать представления о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действий Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. 

 

                                    Виды и формы организации учебного процесса

Основной формой работы по предмету «Окружающий социальный мир» является урок - занятие.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).

Виды деятельности: дидактическая игра, опрос, практические упражнения, экскурсия, беседа, сюжетно – ролевая игра, решение ситуационных задач.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Возможные личностные результаты освоения учебного предмета

Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико–ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах: основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;  работа в коллективе (ученик – ученик);  слушание и понимание инструкции педагога; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; обращение за помощью и принятие помощи педагога.

Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:

обучающиеся по возможности будут уметь: проявлять интерес к объектам, созданным человеком; иметь представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;  соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;  иметь представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.); иметь представления о социальных ролях людей;  соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка;  иметь представления о дружбе, товарищах, сверстниках; находить друзей на основе личных симпатий.  строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;  взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности; иметь представления о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержание, участие в них;  соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

Результаты освоения учебного предмета включат следующие компоненты:

1) Представления о мире, созданном руками человека

Интерес к объектам, созданным человеком. Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.  Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.  Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.). Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.  Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

Представления о дружбе, товарищах, сверстниках. Умение находить друзей на основе личных симпатий. Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.  Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.  Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.  Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности. Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

5) Представления об обязанностях и правах ребенка.  Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.  Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.

6) Представление о стране проживания.

Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.  Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).  Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях.

В соответствии с требованиями Стандарта к АООП (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Уровни освоения деятельности:

 - совместные действия с педагогом;

-  деятельность по подражанию; - деятельность по образцу; -  деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность ученика; -  умение ребенка исправить допущенные ошибки.

                                                         Содержание предмета

Учебный план по предмету «Окружающий социальный мир» входит в обязательную часть учебного плана организации, в одну из шести образовательных областей - «Окружающий мир». Общий объём нагрузки и максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями Стандарта.

Школа  Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.

Квартира, дом, двор  Узнавание (различение) частей дома. Узнавание (различение) типов домов. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме. Соблюдение правил при пользовании лифтом. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение) помещений квартиры. Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса. Узнавание своего домашнего адреса. Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора. Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире. Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых, живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды.. Узнавание (различение) часов. Знание строения часов.  Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи. Знание назначения технического устройства. Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, использование (связь, игра и т.п.), выключение.

Предметы быта  Узнавание (различение) электробытовых приборов. Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели. Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели. Узнавание (различение) предметов посуды. Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря. Знание назначение кухонного инвентаря. Узнавание (различении) предметов интерьера. Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников.  Узнавание (различение) часов. Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).

Продукты питания Узнавание (различение) напитков по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов  по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов. Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий. Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых. Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий.  Знание правил хранения кондитерских изделий.

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Узнавание свойств.  Узнавание (различение) видов бумаги по плотности, по фактуре. Узнавание предметов, изготовленных из бумаги. Узнавание (различение) инструментов,  с помощью которых работают с бумагой. Знание свойств дерева.  Узнавание предметов, изготовленных из дерева.  Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево. Знание свойств стекла. Узнавание предметов, изготовленных из стекла. Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины. Узнавание предметов, изготовленных из резины. Знание свойств металла. Узнавание предметов, изготовленных из металла. Знание свойств ткани. Узнавание предметов, изготовленных из ткани. Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью. Знание свойств пластмассы.  Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы.

 Страна. Город  Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры. Узнавание (различение), назначение зданий. Узнавание (различение) профессий. Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы. Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения. Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города.

Транспорт

Узнавание (различение) наземного транспорта. Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства. Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей космического транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта. Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом.

Традиции, обычаи

Знание традиций и атрибутов.  Знание школьных традиций. Знание символики и атрибутов православной церкви.  Знание нравственных традиций, принятых в православии. Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики.  Узнавание Главы Донецкой Народной Республики.  Знание государственных праздников. Знание названия столицы Донецкой народной республики. Знание (узнавание) основных достопримечательностей на фото, видео. Знание названий городов Донецкой Народной Республики. Знание прав и обязанностей гражданина Донецкой Народной Республики. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина Донецкой Народной Республики.

 Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей, что создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме и отработки необходимых умений.

В программе предусмотрены разнообразные формы и методы организации деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, практические работы, создание ситуации успеха, дидактические игры и упражнения.

Место учебного предмета в учебном плане

В  учебном плане на изучение предмета определяется следующее количество часов:

6 класс - 68 часов (2 часа в неделю).

                                                             Формы контроля

               Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

В соответствии с требованиями Стандарта к АООП (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, оценивание знаний, умений, навыков по учебному предмету проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении, воспитании каждого обучающегося с применением индивидуального и дифференцированного подхода.

Критерии оценки: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно, направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их применять.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.  При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия. Возможное тестирование.

                                  Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие - 3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по прой­денному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; непол­нота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 не­дочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуж­даемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

                           Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьни­ков. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику резуль­татов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Осо­бенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения

                                              Учебно-тематическое планирование

№  п/п

Кол-во часов

Содержание учебного материала

Учебные достижения обучающихся

Направленности коррекционно-развивающей работы и ориентировочные ожидаемые её результаты

1

9

Школа 

Обучающие по возможности называют

 Называние номера и адреса школы. Ориентируются в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентируются в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня. Называют директора школы, учителей, врача. Соблюдают все режимные моменты и требования «Правила для учащихся». Приветствуют работников школы, родителей и друг друга. Поздравляют с праздниками работников школы и родителей. Уважительно относятся к старшим. Не перебивают одноклассников, учителя во время урока.

-Коррекция мышления: операции обобщения, классификации

-Коррекция зрительной памяти

-Формирование фразовой речи учащихся

-Развитие элементов логического мышления

-Формирование и развитие активного словаря учащихся;

-Формирование  положительного эмоционального отношения к окружающим, одноклассникам;

-Развитие навыков выполнения простых предметно-манипулятивных действий

-Коррекция общей и мелкой моторики.

2

17

Квартира, дом, двор 

Обучающие по возможности различают

 части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Ориентируются в помещениях своего дома. Определяют типы домов (одноэтажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Классифицируют помещения квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Классифицируют предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, кресло, кровать).

 Различают предметы посуды, предназначенные для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, нож). Эмоционально участвуют в процессе общения.

-Формирование мышления: операции сравнения, обобщения и классификации

-Формирование операций мышления (анализ, синтез)

-Коррекция зрительного восприятия

-Формирование коммуникативных навыков

-Формирование слухового восприятия.

 

3

6

Предметы быта 

Обучающие по возможности называют электробытовые приборы (телевизор, утюг, лампа, электрический чайник). Рассказывают о назначении электроприборов, о правилах техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Называют предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф). Рассказывают о назначении предметов мебели. Называют предметы посуды (тарелка, стакан, кружка). Определяют назначение предметов посуды.

-Развитие фразовой речи;

-Формирование пассивного и активного словаря

-Формирование умения слушать собеседника

-Коррекция мышления: операции обобщения, классификации;

-Коррекция зрительной памяти

-Формирование словообразовательной функции речи

-Коррекция операций обобщения, анализа и классификации.

-Расширение практического опыта детей.

4

7

Продукты питания

Обучающие по возможности называют основные продукты питания, знают и с помощью учителя определяют полезные свойства продуктов и нежелательное употребление некоторых продуктов.

Выполняют действия по инструкции педагога, отвечают на вопросы учителя.

-Коррекция операций обобщения, анализа и классификации.

-Расширение практического опыта детей.

- Развитие фразовой речи

-Формирование умения слушать собеседника.

 

5

8

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Обучающие по возможности узнают о бумаге, стекле, металле, пластмассе, ткани, резине.  Называют их основные свойства и изготовленных из них предметов

Называют инструменты, с помощью которых работают с разными материалами. Не создают конфликтных ситуаций на уроке.

-Коррекция эмоционально-личностной сферы;

 -Формирования слухового восприятия

-Коррекция процесса запоминания

-Коррекция коммуникативных навыков

-Формирование  процессов анализа, синтеза

-Развитие умения сравнивать, обобщать.

6

6

Город. Страна

Обучающие по возможности называют

улицу и ее части: Показывают движение по тротуару у выездов со дворов домов. Рассказывают о крупных объектах, расположенных вблизи школы. Рассказывают о правилах поведения на улице. Соблюдают чистоту и порядок на улице. Не перебивают одноклассников, учителя во время урока.

-Коррекция мышления: операции обобщения, классификации;

-Коррекция зрительной памяти;

-Формирование фразовой речи учащихся

-Развитие элементов логического мышления

-Формирование и развитие активного словаря учащихся

- Формирование  процессов анализа, синтеза

-Воспитание любви к своему городу.

7

9

Транспорт.

Профессии.

Обучающие по возможности называют

виды транспорта. Рассказывают элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. Показывают светофор, переход. Изучают маршрут следования от дома до школы и обратно. Рассказывают правила поведения пассажиров в транспорте.

-Коррекция мышления: операции обобщения, классификации

-Коррекция зрительной памяти

-Формирование фразовой речи учащихся

-Развитие элементов логического мышления

-Формирование и развитие активного словаря учащихся;

-Формирование  положительного эмоционального отношения к окружающим, одноклассникам;

-Развитие навыков выполнения простых предметно-манипулятивных действий

8

6

Традиции, обычаи

Обучающие по возможности участвуют

 в беседе, отвечают на вопросы учителя, работают с предметными и сюжетными картинками.

-Коррекция мышления: операции обобщения, классификации;

-Коррекция зрительной памяти;

-Формирование фразовой речи учащихся

-Развитие элементов логического мышления

-Формирование и развитие активного словаря учащихся

- Формирование  процессов анализа, синтеза

- Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну и свой народ.

Таблица выполнения программного материала согласно учебного плана  2 часа в неделю

 

За год

  1 четверть

    2 четверть

  3четверть

  4четверть

Количество часов

68ч.

        17ч.

       15ч.

       19ч.

17ч.

                                             Календарно-тематическое планирование

п/п

п/п

№ урока

в теме

 

                                                         Наименование раздела, тем уроков

Количество часов на изучение темы

 

       Дата проведения

Примечание

 

 

 

 

 

по плану

по факту

 

1 четверть   (17ч.)                          

 Т 1.  (9ч.)  Школа 

1.

 

1.

Узнавание (различение) помещений школы. Нахождение помещений.

1.

02.09

 

 

2.

 

2.

Знание профессий людей, работающих в школе. Узнавание участков.

1.

07.09

 

 

3.

 

3.

Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы.

1.

09.09

 

 

4.

 

4.

Узнавание (различение) зон класса и их назначения.

1.

14.09

 

 

5.

 

5.

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.

1.

16.09

 

 

6.

 

6.

Узнавание (различение) школьных принадлежностей и их назначения.

1.

21.09

 

 

7.

 

7.

Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки. 

1.

23.09

 

 

8

 

8.

Знание качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений.

1.

28.09

 

 

9.

 

9.

Закрепление изученного материала.

1.

30.09

 

 

    Т 2.  (17ч.)  Квартира, дом, двор  

10.

 

1.

Узнавание (различение) типов домов и их частей. Пользование лифтом.

1.

05.10

 

 

11.

 

2.

Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме.

1.

07.10

 

 

12.

 

3.

Соблюдение правил пользования мусоропроводом, домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком.

1.

12.10

 

 

13.

 

4.

Узнавание (различение) помещений квартиры.  Их назначения.

1.

14.10

 

 

14.

 

5.

Сообщение своего домашнего адреса и его  написания.  Коммунальными удобства в квартире.

1.

19.10

 

 

15.

 

6.

Узнавание (различение) частей территории двора. Правила поведения во дворе.

1.

21.10

 

 

16.

 

7.

Знание (соблюдение) правил безопасности  во время аварийной ситуации в доме.

1.

26.10

 

 

17.

 

8.

Закрепление изученного материала.

1.

28.10

 

 

 2 четверть   (15ч.)                                           

18.

 

9.

Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме.

1.

09.11

 

 

19.

 

10.

Узнавание (различение) вредных насекомых,  живущих в доме.

1.

11.11

 

 

20.

 

11.

Сообщение своего домашнего адреса. Пользование коммунальными удобствами в квартире.

1.

16.11

 

 

21.

 

12.

Узнавание (различение) частей территории улицы.  Дорога, тротуар. Правила поведения во дворе.

1.

18.11

 

 

22.

 

13.

Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме.

1.

23.11

 

 

23.

 

14.

Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации.

1.

25.11

 

 

24.

 

15.

Узнавание (различение) предметов посуды.

1.

30.11

 

 

25.

 

16.

Узнавание (различение) часов. Знание строения часов. Знание назначения часов

1.

02.12

 

 

26.

 

17.

Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи. Назначения технического устройства.

1.

07.12

 

 

 Т 3.  (6ч.)  Предметы быта  

27.

 

1.

Узнавание (различение) электробытовых приборов и их назначения. Техника безопасности.

1.

09.12

 

 

28.

 

2.

Узнавание (различение) предметов мебели.

1.

14.12

 

 

29.

 

3.

Узнавание (различение) кухонного инвентаря.

1.

16.12

 

 

30.

 

4.

Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников.

1.

21.12

 

 

31.

 

5.

Узнавание (различение) частей часов и их назначения.

1.

23.12

 

 

32

 

6

Закрепление изученного материала

1.

28.12

 

 

3 четверть (19ч.)                          

Т 4.  (7ч.)  Продукты питания.

33.

 

1.

Узнавание (различение) напитков и их упаковок.

1.

11.01

 

 

34.

 

2.

Узнавание (различение) молочных продуктов и их упаковок.

Правила хранения молочных продуктов.

1.

13.01

 

 

35.

 

3.

Узнавание (различение) мясных продуктов, способы их обработки, приготовления и правил хранения.

1.

18.01

 

 

36.

 

4.

Узнавание (различение) рыбных продуктов, способы их обработки (приготовления и  правила хранения

1.

20.01

 

 

37.

 

5.

Узнавание (различение) муки и мучных изделий, способы обработки,  приготовления и  правил хранения.

1.

25.01

 

 

38.

 

6.

Узнавание (различение) круп и бобовых,   способы обработки,  приготовления, правил хранения.

1.

27.01

 

 

39.

 

7.

Узнавание (различение) кондитерских изделий, правила хранения.

1.

01.02

 

 

 Т 5.  (8ч.)  Предметы и материалы, изготовленные человеком

40.

 

1.

Виды и свойства бумаги. Предметы, изготовленные из бумаги, инструменты для работы с бумагой.

1.

03.02

 

 

41.

 

2.

Свойства дерева,  предметы  из дерева,  инструменты для работы с деревом.

1.

08.02

 

 

42.

 

3.

Свойства стекла, предметы  из стекла,  инструменты для работы со стеклом.

1.

10.02

 

 

43.

 

4.

Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла.

1.

15.02

 

 

44.

 

5.

Свойства резины,  предметы  из резины.

1.

17.02

 

 

45.

 

6.

Свойства металла,  предметы  из металла, инструменты для работы.

1.

22.02

 

 

46.

 

7.

Свойства  ткани,   предметы из ткани инструменты для работы.

1.

24.02

 

 

47.

 

8.

Свойств   пластмассы, предметы  из пластмассы, инструменты для работы.

1.

01.03

 

 

Т 6.  (6ч.)  Город. Страна.

48.

 

1.

Страна, в которой ты живёшь.

1.

03.03

 

08.03

49.

 

2.

Символика Донецкой Народной Республики.

1.

10.03

 

 

50.

 

3.

Твой город. Виртуальная экскурсия.

1.

15.03

 

 

51.

 

4.

Узнавание (различение), назначение зданий.

1.

17.03

 

 

     4 четверть –17ч.

52.

 

5.

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры.

1.

29.03

 

 

53.

 

6.

Закрепление изученного материала.

1.

31.03

 

 

Т . 7 (10ч.) Транспорт. Профессии.

54.

 

1.

Узнавание (различение) наземного транспорта, его  назначение,  составные части.

1.

05.04

 

 

55.

 

2.

Узнавание (различение) воздушного транспорта,  его  назначение,  составные части. Правила перехода улицы.

1.

07.04

 

 

56.

 

3.

Узнавание (различение) водного транспорта, его  назначение,  составные части.

1.

12.04

 

 

57.

 

4.

Узнавание (различение) космического транспорта, его  назначение,  составные части.

1.

14.04

 

 

58.

 

5.

Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией.

1.

19.04

 

 

59.

 

6.

Общественный транспорт. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте.

1.

21.04

 

 

60.

 

7.

Специальный транспорт, его  назначение,  составные части.

1.

26.04

 

 

61.

 

8.

Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте.

1.

28.04

 

 

62.

 

9.

Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом.

1.

03.05

 

 

Т 8.  (6ч.) Традиции, обычаи

63.

 

1.

Знание традиций и атрибутов праздников.

1.

05.05

 

 

64.

 

2.

Знание школьных традиций

1.

10.05

 

 

65.

 

3.

Знание символики и атрибутов, традиций православной церкви.

1.

12.05

 

 

66.

 

4.

Знание названий городов ДНР.

1.

17.05

 

 

67.

 

5.

Твой любимый уголок в городе Донецке.                        

1.

19.05

 

 

68.

 

6.

Закрепление изученного материала.

1.

24.05

 

 

                                     УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020г. № 123-НП;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (допущена Приказом Министерства образования и науки от 26 августа 2020 года № 1181; утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 августа 2020 года № 1183);

Примерная адаптированная   основная  общеобразовательная  программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОН ДНР от 09.08.2022  № 689

 

Примерная программа под редакцией Н.В.Волнянской «Окружающий социальный мир 5-9 кл.» (вариант 2)  для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития - ГОУ ДПО  Донецкий РИДПО». – Донецк, 2020

А.И.Никишов Биология. 6 класс, Учеб. для образоват. организаций, реализующих адаптированные  основные общеобразовательные  программы, – М.: Просвещение, 2017.

Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина География, Учеб. для образоват. организаций, реализующих адаптированные  основные общеобразовательные  программы, – М.: Просвещение, 2016.


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Пояснительная записка Адаптированная рабочая образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Окружающий социальный мир» разработана в соответствии с

Пояснительная записка Адаптированная рабочая образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Окружающий социальный мир» разработана в соответствии с

Цель Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения

Цель Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения

Результаты освоения учебного предмета включат следующие компоненты: 1)

Результаты освоения учебного предмета включат следующие компоненты: 1)

Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др

Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др

Квартира, дом, двор Узнавание (различение) частей дома

Квартира, дом, двор Узнавание (различение) частей дома

Знание свойств стекла. Узнавание предметов, изготовленных из стекла

Знание свойств стекла. Узнавание предметов, изготовленных из стекла

В программе предусмотрены разнообразные формы и методы организации деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, практические работы, создание ситуации успеха, дидактические игры и упражнения

В программе предусмотрены разнообразные формы и методы организации деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, практические работы, создание ситуации успеха, дидактические игры и упражнения

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Не перебивают одноклассников, учителя во время урока

Не перебивают одноклассников, учителя во время урока

Выполняют действия по инструкции педагога, отвечают на вопросы учителя

Выполняют действия по инструкции педагога, отвечают на вопросы учителя

Развитие навыков выполнения простых предметно-манипулятивных действий 8 6

Развитие навыков выполнения простых предметно-манипулятивных действий 8 6

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня

Узнавание (различение) часов. Знание строения часов

Узнавание (различение) часов. Знание строения часов

Свойства резины, предметы из резины

Свойства резины, предметы из резины

Знание символики и атрибутов, традиций православной церкви

Знание символики и атрибутов, традиций православной церкви
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2023