Олимпиада по русскому языку 5 класс 2018 г.

  • Документация
  • Научно-исследовательская работа
  • Особые потребности
  • docx
  • 05.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Назначение олимпиадной работы: выявить наиболее подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету русский язык; поддержать и развить познавательные интересы учеников в области русского языка; оценить уровень знаний обучающихся 5 классов по русскому языку с целью отбора их для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады. Структура заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 5 классе состоит из шести разделов
Иконка файла материала олимпиада.docx
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП) 2018­2019УЧЕБНЫЙ ГОД 5 класс Спецификация олимпиадной работы (её особенности) Назначение   олимпиадной     работы:   выявить   наиболее   подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету русский язык;   поддержать   и   развить   познавательные   интересы   учеников   в   области русского языка; оценить уровень знаний обучающихся 5 классов по русскому языку с целью отбора их для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады. Структура заданий школьного   этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 5 классе состоит из шести разделов:  I. Фонетика. Орфоэпия  II. Лексика.   III. Морфемика и словообразование  IV. Морфология  V. Синтаксис   VI. История языка. Перечень проверяемых знаний и умений в каждом вопросе 1 вопрос  2 вопрос  3 вопрос 4 вопрос  5 вопрос  6 вопрос  7 вопрос  8 вопрос  9 вопрос  10 вопрос  Знание орфоэпических норм русского языка  Умение правильно употреблять русские слова  Умение определять звуковые особенности в слабой позиции  Умение давать характеристику звукам, соотносить количество букв и звуков Умение составлять слова, учитывая значение Умение преобразовывать слова, видоизменяя их Умение квалифицировать слово как часть речи  Умение видеть морфемы в словах Знание этимологии слова, умение применять языковое чутьё Умение   определять   синтаксическую   функцию   слов.   Умение творчески интерпретировать заданную тему Участники   школьного   этапа   Олимпиады,  набравшие   наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиадыпри   условии,   что   количество   набранных   ими   баллов   превышает   половину максимально возможных баллов. Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах   установленной   квотыпобедителей   и   призеров   признаются   все участники школьного этапа  Олимпиады, следующие в итоговой таблице  за победителями. Возрастная группа участников Олимпиадные   задания   по   русскому   языку   школьного   этапа всероссийской олимпиады разработаны ориентировочно на обучающихся     5 класса. Количество олимпиадных заданий, их характеристика Распределение   заданий   по   содержанию,   проверяемым   умениям   и начислению максимального балла. Содержательные разделы  Фонетика. Орфоэпия  Число заданий,  соответствующие  номера вопросов  3;  1,3,4  Максимально начисляемый  балл за верный ответ в каждом вопросе  1­ 3, 3­2,4­10  Лексика Морфология  Морфемика Синтаксис и пунктуация  История русского языка  2; 2,5  2;  6,7  1; 8 1; 10 1; 9­11  2­6, 5­10 6­8,7­5 8­4 10­26 9­6  Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Максимальный балл, который может получить участник при верном выполнении всех заданий, ­ 80 1 вопрос  2 вопрос  3вопрос 4 вопрос 5 вопрос  6 вопрос  7 вопрос  За каждый правильный ответ (столбик) – 1 балл. Всего – 3 балла За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего­2 балла. За звонкие согласные звуки (не повторяя уже названные)­4балла. За глухие согласные звуки (не повторяя уже названные)­4балла.  За слова, где букв больше, чем звуков­2балла.Всего ­10 баллов За каждое правильно составленное слово – 0, 5  балла. Всего­ 10  баллов За каждое правильное имя по 1 баллу.Всего­ 8 баллов За полный  и грамотный ответ с примерами– 5 балла. За  правильный ответ,  но неполный или без примера – 1­ 48 вопрос  9 вопрос  10 вопрос  балла.Всего­ 5 баллов За каждый правильный ответ – 1  балл.Всего – 4 балла За формулировку лексического значения – по 1 баллу. За  формулировку лексического значения и этимологию (полный  ответ) – по 2 балла за каждое слово.Максимально­6 баллов За определение членов предложения ­6 баллов.За структуру,  смысл, образность монолога­20 баллов.Максимально – 26  баллов  Продолжительность олимпиады в академических часах На выполнение заданий по русскому языку для 5 класса отводится  45 минут. Перечень материально­технического обеспечения школьного этапа олимпиады  в зависимости от предложенного содержания и примеров заданий, возможные принадлежности Для   проведения   школьного   этапа   Олимпиады   по   русскому   языку требуется здание школьного типа с классами по 20­30 столов; достаточное количество экземпляров заданий, чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки   или   степлер.   Для   составления   рейтинга   участников   Олимпиады желательно использовать компьютер(ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом. Для тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер. В здании,   где   проводится   Олимпиада,   должен   быть   оборудованный   всем необходимым медицинский пункт с дежурным врачом, присутствие которого должно быть обеспечено на всё время проведения Олимпиады.ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП) 2014­2015 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 класс 1.Запиши   слова   в   3   столбика:   с   ударением   на   первом,   втором   и третьем слоге (3балла).  Баловник,   звонишь,   банты,   украинский,   поняла,   сироты,   свекла,   средства, танцовщица,  приняла. 2.Перепиши   предложения, слов(6баллов).   исправив   ошибки   в   употреблении Он   написал   свою   автобиографию.   К   счастью,   Карлсон   вернулся   назад.  Он разговаривал, жестикулируя руками. Он всегда вовремя оплачивал за проезд. Цены на фрукты постоянно растут вверх. Еда была сытой и вкусной. 3.   Определите,   сколько   раз   встречаются   звуки   в   следующих предложениях (2балла): [ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. [а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает. 4.Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие, а потом все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные). Выпишите слова, где букв больше, чем звуков.( 10 баллов) Ветер осенний в лесах подымается, Шумно по чащам идет. Мертвые листья срывает и весело В бешеной пляске несет.  (И. Бунин.) 5. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые.   Каждое   используй   только   один   раз.   Напиши   получившиеся слова. (10 баллов) сено                  овод банк                  рот стол                  ежи зал                     глас                 яр                      валвоз                    очки газ                     ода гриб                  марка хор                    он бор                    яр 6.Многих   людей   называют   по­разному,   часто   ласковыми   именами, никак не связанными с тем, что записано в паспорте. Расшифруйте имена и запишите,  как будут записывать  этих людей по паспорту, когда они вырастут( 8 баллов): Ростик, Поля, Настя, Рита, Митя, Лёня, Сеня, Гоша.    7. Какие слова можно отнести к разным частям речи (5 баллов): рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой? 8.   Выпиши   только   пары   слов,   в   которых   одинаковые   приставки. Выдели приставки.(4 балла) Польёт – полёт, полезет ­ полезный, пробовать – пробивать, взрыв – вздор, прошла ­ прошила, подышать ­ подшить, вскоре – вскроет, вслух – вслед, взлет – вздох.  9.Попробуй   объяснить,   как   произошли   словаЗРЕЛИЩЕ,   НЕВЕЖДА. Для этого определи их лексическое значение. (6 баллов) 10. Определите члены предложения(6 баллов): «Там ступа с Бабою­ягой идет, бредет сама собой». Придумайте монолог ступы Бабы­яги. (20 баллов)Ответы на задания. (всего 80 баллов) 1 Нормы русского литературного языка Орфоэпия 1.За каждый правильный ответ (столбик) – 1 балл. Всего – 3 балла 1 столбик: банты, средства, свёкла. 2 столбик: звонишь, сироты, танцовщица. 3 столбик: баловник, украинский, поняла, приняла. Лексика  2.За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов Он написал свою биографию. – Он написал автобиографию. К счастью, Карлсон вернулся. Он разговаривал, жестикулируя. Он всегда вовремя оплачивал проезд.  Цены на фрукты постоянно растут. Еда была сытной и вкусной.  2. Современный русский язык Фонетика 3. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях: [ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.  4 раза      [а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает. 10 раз.                                                              За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего­2 балла. 4.Все звонкие согласные звуки (не повторяя уже названные). [в']  [р ] [н' ] [в ] [л' ] [д ] [м ] [J' ]  [н ] [д' ] [м' ] [л ] [б' ] = 13              4 балла Все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные).  [ т'] [с' ] [ с] [ х] [ п] [ц ] [ш ] [ ч'] [щ' ] [т ] [к' ]  =11                             4 балла Дети должны учитывать, что некоторые звуки парные: [ф], [ф'].   Слова, где букв больше, чем звуков:  осенний, подымается                                                                             2 балла Всего ­10 баллов Лексика 5.За каждое правильно составленное слово – 0, 5  балла Сеновал, банкрот, столяр, залежи, возглас, газон, грибочки, борода, хоровод, ярмарка.6. За каждое  правильное имя по  1 баллу:   Ростислав, Полина, Анастасия, Маргарита, Дмитрий, Леонид, Семён, Георгий. Всего­ 8 баллов 7. Слова можно отнести к разным частям речи: рой (сущ., глагол), мой (глагол, мест.),   спой   (глагол),   вой   (сущ.,   глагол),   открой   (глагол),   раскрой   (сущ., глагол), простой (сущ, прил., глагол). За полный  и грамотный ответ с примерами– 5 балла. За правильный ответ,  но неполный или без примера – 1­ 4 балла. Всего­ 5 баллов 8. За каждый правильный ответ – 1  балл. По­льёт­по­лёт, про­шла – про­шила, в­слух – в­след, вз­лёт – вз­дох.Всего – 4 балла Морфемика Синтаксис. Всего­ 10 баллов Морфология 10. Определите члены предложения: «Там   ступа   с   Бабою­ягой   идет,   бредет   сама   собой».     (Обстоятельство, подлежащее,   дополнение,   сказуемое,   сказуемое,   обстоятельство   образа действия). ­6 баллов За структуру, смысл, образность монолога­20 б Максимально – 26 баллов 3. История языка 9. За   формулировку   лексического   значения   –   по   1   баллу.   За формулировку лексического значения и этимологию (полный ответ) – по 2 балла за каждое слово.  Зрелище – от слова «зреть» (смотреть). Зрелище – то, на что смотрят (то, что смотрят). Невежда – от слова «не ведать» (не знать). Невежда – тот, кто мало знает (не знает), необразованный человек. Максимально ­6 баллов8 раздел. Оценочные листы для заполнения.Список литературы, Интернет­источников, использованных для подготовки олимпиадных заданий. Казбек­Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5­11 классы. М.: Айрис пресс, 2011. Олимпиады по русскому языку. / Сост.Т.Н.Скороходова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012. http://www.rosolymp.ru/   ­  портал   Всероссийской   олимпиады   школьников   по русскому языку. https://sites.google.com/site/spbolympics/istoriaolimpiady/ olimpiada­2011­2012­ucebnogo­goda/etap­1­skolnyj,