Спецификация
олимпиадной работы по функциональной грамотности
для 6-х классов
1. Назначение диагностической работы
Олимпиадная работа проводится с целью определения уровня сформированности у учащихся 6-х классов функциональной грамотности в области чтения, математики и естествознания и метапредметных компетенций.
Содержание олимпиадной работы определяется Кодификатором метапредметных (познавательных) умений для начального и основного общего образования, который составлен на основе требований к метапредметным результатам освоения Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).
Содержание олимпиадной работы удовлетворяет требованиям к сертификации качества педагогических тестовых материалов (приказ Минобразования России от 17.04.2000 № 1122).
Для проведения работы предлагается две технологии – компьютерное или бланковое тестирование (по выбору).
На выполнение всей работы отводится 60 минут. Для компьютерного тестирования предусмотрены пятиминутные перерывы через каждые 20 минут работы.
При проведении бланкового тестирования дополнительные материалы и оборудование не используются.
При проведении компьютерного тестирования используются стационарные или переносные компьютеры (за отдельным компьютером работает только один учащийся). При выполнении работы в классе должен присутствовать технический специалист (или учитель информатики), способный оказать учащимся помощь в запуске необходимого программного обеспечения и устранении неполадок, связанных с работой ПК или подключением к сети Интернет (стабильное интернет-соединение необходимо для работы учащихся на платформе тестирования).
Олимпиадная работа направлена на проверку универсальных учебных действий (УУД) по работе с информацией и чтению, на проверку применения базовых математических и естественно-научных знаний в ситуациях практико-ориентированного характера, а также умений проводить исследования.
Для проведения работы используются задания, которые построены по единому плану. Каждый вариант включает в себя познавательный не сплошной текст и группу заданий к нему и задания, построенные на контексте учебного материала различных предметных областей (математики и естествознания).
В каждом варианте используются задания различного типа:
· 7 заданий с выбором единственного верного ответа из четырёх предложенных;
· 9 заданий с кратким ответом (4 задания на выбор нескольких верных утверждений или на установление правильной последовательности, 3 задания на соответствие элементов двух множеств и 2 задания, ответом на которые является число);
· 5 заданий с развёрнутым ответом, в которых требуется самостоятельно написать ответ (на обратной стороне бланка тестирования с указанием номера задания).
Примерное распределение заданий по проверяемым умениям представлено в таблице 1.
Код Контролируемые УУД Число заданий 3 Познавательные логические действия 1 3.5 Устанавливать
причинно-следственные связи и
давать объяснения на основе установленных причинно-
следственных связей 1 4 Познавательные знаково-символические действия 2 4.1 Использовать знаково-символические (и
художествен- но-графические) средства и
модели при решении учебно-практических задач 1 4.2 Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др.) 1 5 Познавательные действия по решению задач (проблем) 6 5.1 Владеть (проблем) рядом общих приёмов решения задач 3 5.2 Проводить исследования (наблюдения, опыты и из- мерения) 3
Таблица 1
6 Познавательные действия по работе с
информацией и чтению 12 6.2 Ориентироваться
в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию 4 6.3 Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию 4 6.4, 6.5 Оценивать
достоверность предложенной инфор- мации, высказывать оценочные суждения
на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста
при решении учебно- практических задач 4
Олимпиадная работа
по функциональной грамотности в 6-х классах
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 0 или 1 балл.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задания с кратким ответом оцениваются в 0, 1 или 2 балла. Задание с кратким ответом на 2 балла считается выполненным, если ответ учащегося полностью совпадает с верным ответом; оценивается 1 баллом, если допущена ошибка в одном символе; 0 баллов – в остальных случаях.
Задания с развёрнутым ответом оцениваются 0, 1 или 2 баллами в соответствии с критериями оценивания.
Максимальный балл за выполнение всей работы – 30.
Ниже приведён демонстрационный вариант проверочной работы.
Во всём мире траволечение пользуется особой популярностью. Это и неудивительно, поскольку фитотерапия имеет, во-первых, тысячелетний опыт использования; во-вторых, минимум побочных эффектов и осложнений; а в-третьих, человек может самостоятельно собрать сырьё для приготовления лекарства.
Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за лекарствами. В этой аптеке лекарства не хранятся в склянках, фарфоровых сосудах и прочих ёмкостях, а наполняют бесконечное количество живых растительных клеточек, из которых сформированы стебли, листья, корни, цветки трав, деревьев и кустарников. Многие вещества, которые вырабатываются растительными клетками, обладают целебными свойствами: принятые внутрь или использованные наружно, они помогают больному организму справиться с недугом.
Чтобы собирать лекарственные растения, необходимо представлять их внешний вид, уметь отличать от близких к ним других видов растений, знать, где они произрастают.
В начале XVII века по указу Петра I был образован Аптекарский приказ, и в Москве в районе осушенных болот за Сухаревой башней в целях «разведения лекарств для казённых аптек» был заложен первый в России «Аптекарский огород».
В настоящее время известно около 400 тысяч видов растений, но только небольшая часть из них используется в современной медицине.
Многие лекарственные растения используют в пищевой промышленности (солодка, тмин), парфюмерной (мята, шалфей), а также в металлургии в качестве пенообразователя (корни солодки, споры плауна).
Сегодня поисками новых препаратов растительного происхождения, выращиванием лекарственных растений, изучением их природных ресурсов и разработкой рационального режима их использования занимаются сотрудники научно-исследовательских институтов и ботанических садов.
Вяжущие, антисептические, антимикробные и противовоспалительные средства |
|||
Зверобо́й (Hypericum) |
для профилактики и лечения стоматитов, инфицированных ран, ринита, гайморита |
Кале́ндула (Caléndula) |
обладает сильно вы- раженными бактери- цидными свойствами |
Заболевания центральной нервной системы |
|||
Валериа́на (Valeriána) |
для лечения расстройств нервной системы, тахи- кардии |
Пусты́ рник (Leonúrus) |
успокаивает, положительно влияет на функцию сердца, понижает давление |
Заболевания сердца и сосудов |
|||
Боя́рышник (Crataégus) |
для лечения или про- филактики сердечных заболеваний, при посто- янной усталости |
Ла́ндыш (Convallária) |
снижает артериаль- ное давление, приме- няется в качестве болеутоляющего и успокоительного средства |
Заболевания органов дыхания |
|||
Ма́ть-и- ма́чеха (Tussilágo) |
для лечения бронхиаль- ной астмы, бронхита, воспаления лёгких |
Соло́дка (Glycyrrhíza) |
обладает отхаркива- ющим, спазмолити- ческим свойствами |
(По материалам книги «Травник»)
1
«Аптекарский огород» в Москве в начале XVII века был создан для
1) научного изучения лекарственных растений
2) проведения химических экспериментов
3) борьбы с инфекционными заболеваниями
4) разведения лекарственных растений
2
В качестве пенообразователя в металлургии используют
При чтении текста вам встретились слова, которые употребляются в повседневной жизни. Из содержания текста можно определить их значение.
5
Установите соответствие между словом и его толкованием. Для
каждого слова из первого столбца подберите его толкование из второго столбца,
обозначенное цифрой.
1) семена тмина
2) корень солодки
3) листья шалфея
4) цветки мяты
3
Сбор лекарственных растений осуществляется и в горах. Какой из
перечисленных ниже способов пригоден в этом случае для сушки лекарственных
растений?
А) фитотерапия Б) сырьё
1) добытый материал, предназначенный для дальнейшей переработки в готовый продукт
2) народная мудрость, вобравшая в себя тысячелетний опыт использования растений
3) щадящий метод лечения, основанный на применении растений и медицинских препаратов из них
4) части растений – листья, корни, кора и т. д., – собранные в сырую погоду
Для сушки растения
1) подвешивают пучками на солнечной поляне
2) раскладывают тонким слоем на камнях в тени
3) складывают в бумажные пакеты и хранят в пещерах
4) заворачивают в полиэтиленовую плёнку
4
Выберите из перечня
два утверждения, соответствующие содержанию текста. Обведите номера выбранных утверждений.
1) Фитотерапия наиболее широко стала применяться только в XXI веке.
2) В современной медицине используется более 400 тысяч видов лекарственных растений.
3) Любая часть растения может содержать лекарственные вещества.
4) Для хранения лекарственных растений не требуется соблюдения специальных условий.
5) Лекарственные растения можно использовать для изготовления кремов и лосьонов.
Обведённые цифры запишите в ответ.
Ответ: .
Запишите ответ в бланк без дополнительных знаков.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б
Ответ:
В бланк запишите ТОЛЬКО ЦИФРЫ в том порядке, в котором они идут в таблице, не разделяя их запятыми.
6
Какой признак лежит
в основе классификации лекарственных растений,
приведённых в тексте?
1) место произрастания указанных растений
2) местонахождение активного вещества в определённой части растения
3) физиологическое воздействие растения на организм человека
4) наличие вещества, которое является действующим (лекарственным)
7
Установите соответствие между названием лекарственного растения и назначением препарата, в состав которого
оно входит. Для каждого элемента первого
столбца подберите соответствующий элемент
из второго столбца, обозначенный цифрой.
На какие три из перечисленных ниже вопросов НЕЛЬЗЯ ответить, используя информацию из текста? Обведите номера выбранных вопросов.
1)
9
Какие растения называются лекарственными?
2) Какими растениями можно воспользоваться, чтобы остановить кровотечение?
А) пустырник
Б) мать-и-мачеха В) зверобой
1) уменьшение кашля
2) снятие воспаления в ротовой полости
3) снижение артериального давления
4) улучшение аппетита
5) снятие воспаления в кишечнике
3) Какие лекарственные растения можно использовать в качестве витаминов?
4) Как правильно заготавливать целебные травы?
5) Почему не все растения используются в медицине?
Обведённые цифры запишите в ответ.
А Б В
Запишите в таблицу
выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
В бланк запишите ТОЛЬКО ЦИФРЫ в том порядке, в котором они идут
в таблице, не разделяя их запятыми.
Правила заготовки лекарственных растений 1. Чтобы собирать лекарственные растения, нужно
хорошо знать, как они выглядят. 2. Собирать лекарственные растения можно только вдали от автомобильных трасс. 3.
Собирать лекарственные растения можно только в сухую погоду. 4. Сушить растения необходимо на солнце или на ветру. 5. Высушенные растения надо хранить в плотно закупоренных банках из тёмного стекла. 8
При подготовке презентации проекта о лекарственных растениях Иван сделал
слайд, на котором перечислил основные правила заготовки лекарственных растений.
Обведите номер предложения, в котором Иван допустил ошибку.
Ответ: .
Запишите ответ в бланк без дополнительных знаков.
C1
Сформулируйте основную мысль второго абзаца текста.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С1.
![]() |
Разбираясь в домашней аптечке, Маша обнаружила тёмную склянку с желтоватой жидкостью, но без этикетки. На коробочке, в которой хранилась склянка, сохранилось только описание препарата:
Состав и форма выпуска Спиртовая настойка на 70% спирте (1:10); во флаконах по 50 мл. Характеристика Прозрачная жидкость жёлтого цвета, содержит календен, каротиноиды, салициловую кислоту. Показания к применению Инфицированные раны,
ожоги, ангина, инфекции полости рта и
верхних дыхательных путей. Способ применения и
дозы Наружно: в
виде полосканий (1 ч. ложка на
стакан воды) или внутрь (как
желчегонное средство) – по 10–20 капель на приём. Условия хранения препарата В прохладном, защищённом от света месте. Хранить в недоступном для детей месте. Срок годности
препарата 4 года.
Обведённую цифру запишите
в ответ. Ответ: .
Запишите ответ в бланк.
11 C2
Какое(-ие) из представленных в тексте лекарственных растений могло(-и)
быть использовано(-ы) для приготовления этой настойки? Обоснуйте свой выбор на
основе прочитанных текстов.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С2.
C3
Можно ли использовать найденную в домашней
аптечке настойку для ухода
за потрескавшейся кожей рук? Приведите два довода для обоснования своего
мнения.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С3.
Дмитрий взял проростки гороха и поместил их в три цветочных горшка. Первый горшок он поставил на подоконник в комнате, второй – в чулан с искусственным освещением, а третий накрыл картонной коробкой и оставил в комнате. Через 10 дней он сравнил результаты своих опытов и обратил внимание, что растения в первом и втором случаях не отличались друг от друга (см. рис. 1), тогда как в третьем цветочном горшке они оказались светлее (см. рис. 2).
Рис. 1.
Прочитайте текст и выполните задания 10, 11 и С4.
Проростки с подоконника в комнате и из чулана
с искусственным освещением
Рис. 2.
Проростки из картонной коробки
В одной из телевизионных передач, которую смотрел Дмитрий, ведущий подробно рассказывал о проблемах, с которыми столкнулись космонавты при выращивании растений на борту орбитальной станции. Из передачи Дмитрий понял, что растения проращивались и росли при комнатной температуре, при искусственном освещении, без почвы и с необычными условиями полива. При этом подавляющее число семян не прорастало.
Дмитрий решил проверить влияние некоторых условий на прорастание и развитие растений, проводя опыты на Земле.
10
Дмитрий взял небольшой
стакан, на его дно положил
немного увлажнённой бумаги, а сверху несколько
семян. Стакан он поместил на подоконник в своей
комнате. В течение всего эксперимента подросток регулярно увлажнял бумагу.
В этом опыте Дмитрий проверял, возможно ли прорастание семян в отсутствие
1) света
2) почвы
3) воды
4) воздуха
Какой вывод можно сделать на основании этого опыта?
1) Только естественный свет способствует росту и развитию растений.
2) Закрытое помещение оказывает влияние на рост и развитие растений.
3) Развитие растения зависит от объёма пространства, в котором находится растение.
4) При отсутствии света растение не вырабатывает зелёный пигмент (хлорофилл).
C4
У вас есть два горшка с землёй и горсть семян гороха. Опишите подробно
условия опыта, с помощью которого можно показать, что прорастание семян зависит
от влажности почвы.
Запишите ответ на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С4.
C5
Некоторые растения распространяют семена при помощи колючек, например,
репейник.
![]() |
Объясните, в чём заключается преимущество для репейника такого способа распространения.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, указав
Дмитрий живёт в Москве, Джия – в Пекине (Китай), а Исса – в Каире (Египет).
![]() |
12
В июле в Москве пройдёт Международный молодёжный форум, который
планируют посетить Джия и Исса. Определите, какое время года в этот момент в
Пекине и Каире: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую
позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. Цифры в ответе могут
повторяться.
номер задания – С5.
A) Пекин Б) Каир
1) зима
2) весна
3) лето
4) осень
А Б
Запишите в таблицу
выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
В бланк запишите ТОЛЬКО ЦИФРЫ в том порядке, в котором они идут в таблице, не разделяя их запятыми.
13
На графике изображено изменение среднесуточной температуры воздуха в течение месяца в одном из регионов страны.
![]() |
Проанализируйте график и выберите два правильных утверждения. Обведите номера выбранных утверждений.
1) До 19 числа среднесуточная температура воздуха оставалась отрицательной.
2) На протяжении месяца температура воздуха постоянно повышалась.
3) Самый холодный день был в первой декаде месяца.
4) Самая высокая среднесуточная температура воздуха составила 18 °С.
5) Бóльшую часть месяца среднесуточная температура была выше 0 °С. Обведённые цифры запишите в ответ.
Ответ: .
Запишите ответ в бланк без дополнительных знаков.
В результате опроса 48 семиклассниц было выяснено, что больше половины из них увлекается фотографией, 12 девочек занимаются танцами, а среди оставшихся меньшая часть посещает кружок рисования. Каждая девочка занимается только в одном кружке. Результаты опроса изобразили с помощью круговой диаграммы.
![]() |
14
Запишите в таблицу номера сегментов круговой диаграммы под
соответствующими занятиями.
Фотография |
Танцы |
Рисование |
Другое |
|
|
|
|
В бланк запишите ТОЛЬКО ЦИФРЫ в том порядке, в котором они идут в таблице, не разделяя их запятыми.
15
На рисунке изображён
фрагмент плана местности
(шаг сетки плана соответствует расстоянию 10 м на
местности).
![]() |
Площадь озера Длинное, изображённого на плане, –
1) менее 300 м2
2) более 800 м2
3) примерно 500 м2
4) примерно 50 м2
Для оформления школьного стенда Егор получил набор гуаши шести цветов.
16
В процессе рисования он использовал все цвета, но в разном количестве
(см. таблицу).
№ баночки |
Цвет краски |
Израсходованная часть краски |
1 |
белый |
3 4 |
2 |
жёлтый |
1 5 |
3 |
красный |
0,35 |
4 |
зелёный |
0,7 |
5 |
синий |
1 3 |
6 |
чёрный |
0,5 |
Какой краски осталось больше всего? В ответе запишите номер, которым обозначена краска этого цвета в таблице.
Ответ: .
В бланк запишите только число.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.