Олимпиадное движение - важнейшее явление в области современного образования.
Оценка 4.9

Олимпиадное движение - важнейшее явление в области современного образования.

Оценка 4.9
docx
28.05.2021
Олимпиадное движение  - важнейшее  явление в области современного образования.
Олимпиадное движение.docx

Олимпиадное движение - важнейшее явление в области современного образования.

 

Доева Виктория Сергеевна, ПДО МАУ ДО Центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект»

«Студенты, поступившие в вузы России благодаря льготам за олимпиады, учатся лучше остальных, что является доказательством эффективности института олимпиад. В Москве установлено, что 47,2% учатся на «хорошо» и «отлично», тогда как по остальным студентам этот показатель 40,2%».

Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова

Среди задач, которые современное общество ставит не только перед школьным, но и дополнительным образованием, важное место занимают поиск и отбор способных учащихся, а так же профилизация (возможность подобрать те учебные дисциплины, которые потребуются школьнику для поступления в конкретное учебное заведение) и дальнейшее углубление изучения отдельных предметов. Олимпиадное движение  - важнейшее  явление в области современного образования. Основная задача участия в олимпиаде не медали и очки (хотя сначала для обучающихся это и есть сама цель участия в олимпиаде), а становление школьников как творческих личностей, реализация их способностей, повышение интереса учащихся к выбранному предмету, активизация всех форм методической работы, направленной на оказание помощи подросткам в профессиональном самоопределении. Таким образом, создание в системе дополнительного образования условий для выявления потенциала способных обучающихся, формирование и реализация моделей подготовки их к предметным олимпиадам, привлечение к участию в олимпиадном движении различных уровней (школьный, муниципальный, региональный), составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Обязательным  компонентом подготовки к предметным олимпиадам является углубленная и обогащенная дополнительными материалами теоретическая подготовка, приобретение практических навыков, формирование психологической готовности к решению нестандартных, повышенного уровня сложности задач. В связи с этим победители и призеры олимпиад высокого уровня востребованы в профильных учебных заведениях, имеют существенные льготы при поступлении в ведущие ВУЗы страны и возможность выбирать не только ВУЗ, факультет и форму обучения, но и претендовать на меры поддержки различного уровня для талантливых обучающихся.

Участие ребят в олимпиадном движении вне зависимости от достигнутого академического результата, может служить одним из стимулов для самоопределения и осознанного профессионального выбора.  Подростки, решая задания по экологии, биологии, медицине, физике, химии, одновременно получают дополнительную информацию о тех профессиях, в которых потребуются данные предметы. Победители приглашаются на Всероссийский Форум, в рамках которого ребята получают прекрасную возможность окунуться в саму профессию, «попробовать» ее на себе.

Процесс олимпиадной подготовки в МАУ ДО центре «Интеллект»  разделен на три последовательных этапа: диагностический, дидактический, развивающий. Диагностирование включает в себя контроль, проверку знаний, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития.

Дидактический этап – это выбор индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося Центра, т.е. создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы обучающихся при обучении. Развитие ребенка  может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.  На данном этапе формируется позитивное отношение обучающихся  к обучению, убежденность в значимости и востребованности получаемых знаний и навыков, углубленная теоретическая и практическая подготовка по предмету представляет изучаемую дисциплину как ориентир в область знаний при профессиональном выборе. Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.

Развивающий этап – это участие в конкурсах, турнирах, олимпиадах, а также в проектно-исследовательской деятельности под руководством наставника-профессионала и представление результатов исследования на различных научно-практических конференциях. Олимпиады стимулируют интерес учащихся к приобретению новых знаний, предоставляют возможность самореализовываться. Обучающиеся могут сопоставлять собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. Возможность участвовать в проектах, научно-исследовательской деятельности может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия. Принимая участие в научно-практических конференциях, обучающиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. Развитию творческих коммуникативных способностей одаренных обучающихся способствует проектная деятельность, направ­ленная на интеграцию знаний и умений, полученных в процессе обучения на более высоком уровне Широкое использование гласности, систематическое коллективное обсуждение результатов работы позволяет каждому видеть свои успехи и недостатки, сравнивать с результатами ровесников, что формирует у ребят адекватную са­мооценку и способ­ность самоконтролю и самоанализу.

Раннее развитие предметных способностей позволяет одаренным ученикам решать олимпиадные задания разного уровня сложности, именно в решении сложной задачи может состоять достижение подростка, ведь он оказывается в равном положении со взрослым, даже превосходит его. На практике решения олимпиадных задач вырабатывается интеллектуальная техника, соответствующие волевые качества, стрессоустойчивость, мотивация, критическое мышление.

Современное общество требует от человека умения не просто выполнять поставленные задачи, а эффективно действовать в нестандартных ситуациях, самообучаться на протяжении всей жизни. Уровень образованности человека напрямую влияет на его профессиональную и социальную мобильность, открывает новые возможности для роста и совершенствования. Поэтому важно развивать способности детей, начиная с самого раннего возраста. Ведущую  роль в этом играют  олимпиады. «На олимпиады могут приходить все, кто хотят — младшие и старшие, троечники и отличники, „физики“ и „лирики“. Ваши оригинальные идеи и нестандартное мышление помогут справиться с заданиями, а сама жизнь в этом удивительном мире — раскрыть свои таланты и расширить кругозор», — так приглашает к участию сайт Olimpiada.ru, на котором собрана информация о массе предметных олимпиад и конкурсов. «Олимпиады еще на этапе школьного образования позволяют выявить талантливых, заинтересованных, погруженных в науку, а значит — будущих мотивированных студентов». (Николай Кропачев, ректор СПбГУ).

Олимпиадная подготовка  — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, коллегами и обязательно с родителями, необходим постоянный рост мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Список используемой литературы

1.      Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики - М.: Школа-пресс, 2005.

2.      Матюшкин А. М., Сиск Д. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии - 2000- № 4.

3.      Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я - М.: Академический проект, 2003.

4.      Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание? - М., 2003.

5.      Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

6.      Эфенмсон В.П. Загадка гениальности - М., 2002.


 

Олимпиадное движение - важнейшее явление в области современного образования

Олимпиадное движение - важнейшее явление в области современного образования

Дидактический этап – это выбор индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося

Дидактический этап – это выбор индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося

Поэтому важно развивать способности детей, начиная с самого раннего возраста

Поэтому важно развивать способности детей, начиная с самого раннего возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021