4 класс
Олимпиадные задания по литературе.
(Школьный тур)
1. Определи жанр произведений устного народного творчества.
1) Ученье – свет, а неученье – тьма._______________________________________
2) Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.____________________________________________
3) Стоит Егорка
В красной ермолке
Кто не пройдет
Всяк поклон отдает._____________________________________________________
4) Ой, ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька._____________________________________________________
5) Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?_______________________________________
2. Прочитай стихотворение В. Степанова «Воробей».
Какие средства художественной выразительности использует автор? Подчеркни, назови.
Заглянула осень в сад -_______________________________________________
Птицы улетели.______________________________________________________
За окном с утра шуршат______________________________________________
Жёлтые метели._____________________________________________________
Под ногами первый лёд_______________________________________________
Крошится, ломается.__________________________________________________
Воробей в саду вздохнёт,________________________________________________
А запеть – стесняется._________________________________________________
3. Установи соответствия и соедини стрелкой фамилию и жанр, в котором работал этот автор.
Иван Андреевич Крылов Исторические рассказы
Павел Петрович Бажов Басни
Самуил Яковлевич Маршак Рассказы о животных
Евгений Иванович Чарушин Стихи для детей
Николай Николаевич Носов Детские забавные рассказы
Сергей Петрович Алексеев Сказы
4. Прочитай текст.
Звонки. А.Л. Барто
Я Володины отметки узнаю без дневника.
Если брат приходит с «тройкой» – раздаётся _________________.
Если вдруг у нас в квартире начинается _____________________–
Значит, «пять» или «четыре» получил сегодня он.
Если он приходит с «двойкой» – слышу я издалека:
Раздаётся _______________________________________________.
Ну, а если «единица» –
Он тихонько ____________________________________________.
Вставь на месте пропусков такие слова, которые бы позволили этот текст назвать стихотворением.
Выпиши рифмы парами.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Прочитай начало и конец рассказа Е.А. Пермяка.
Кто?
Заспорили
как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.
— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже
школьную сумку купила.
— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное
платье с белым фартучком сшила.
— Нет, я! Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная
сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две
белые ленточки в косички подарили.
Спорили так девочки, спорили — охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она
скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.
Пришли к Маше, а Маша …………………………………………………………………….
Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.
1.Как ты думаешь, что делала Маша?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему девочкам стало ясно, кто будет лучшей первоклассницей?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подумай, какая главная мысль рассказа?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Порядок оценивания олимпиадной работы по литературному чтению
Время выполнения работы 45 минут.
Максимальное количество баллов за работу – 40 баллов.
Задание 1.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 5.
Ответы: 1) пословица, 2) скороговорка, 3) загадка, 4) потешка, 5) докучная сказка.
Задание 2.
Каждое правильно подчеркнутое средство художественной выразительности оценивается в 1 балл. Если дети называют средство художественной выразительности, добавляется еще один бал.
Максимальное количество баллов – 10.
Заглянула осень в сад – (метафора, олицетворение)
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат (метафора)
Жёлтые метели. (эпитет)
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт, (метафора, олицетворение)
А запеть – стесняется. (метафора, олицетворение)
Задание 3.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 6.
Ответ:
Иван Андреевич Крылов – Басни
Сергей Петрович Алексеев – Исторические рассказы
Павел Петрович Бажов – Сказы
Самуил Яковлевич Маршак – Стихи для детей
Евгений Иванович Чарушин – Рассказы о животных
Николай Николаевич Носов – Детские забавные рассказы
Задание 4.
За правильное рифмование текста зачисляется 4 балла (по 1 баллу за каждую вставку), даже если версия ученика не совпадает с авторской, но рифма и смысл сохранены.
За каждую пару рифм дается 1 балл.
Максимальное количество баллов – 8.
Ответы:
Звонки.
Я Володины отметки узнаю без дневника.
Если брат приходит с «тройкой» – раздаётся три звонка.
Если вдруг у нас в квартире начинается трезвон –
Значит, «пять» или «четыре» получил сегодня он.
Если он приходит с «двойкой» – слышу я издалека:
Раздаётся два коротких, нерешительных звонка.
Ну, а если «единица» –
Он тихонько в дверь стучится.
Рифмы: дневника – звонка, трезвон – он, издалека – звонка, единица – стучится.
Задание 5.
Кто?
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.
— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.
— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.
— Нет, я! Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.
Спорили так девочки, спорили — охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.
Пришли к Маше, а Маша за букварем сидит.
— Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, — ответила Маша. — Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.
— А зачем? — спрашивают девочки.
— А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, — сказала Маша и принялась снова читать букварь.
Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.
Максимальное количество баллов – 11.
Ответы:
1.За правильное продолжение рассказа, в котором сохраняется смысл автора, либо за собственное продолжение, оригинальное и логичное, начисляется 5 баллов. Количество баллов снижается по усмотрению учителя, как при оценивании творческих работ.
2. Верный ответ зависит от придуманного продолжения рассказа и оценивается в 3 балла.
По авторскому замыслу верный ответ: потому что они поняли, что лучшей первоклассницей станет та, кто будет много заниматься и лучше других учиться, то есть Маша.
3. Правильно указанная главная мысль рассказа оценивается в 3 балла.
Главная мысль авторского варианта: лучшей ученицу делают не наряды и новенькие школьные принадлежности, а старание, усердие и хорошие знания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.