«Он просто пропускает буквы» Дислексия - одна из причин неуспеваемости младших школьников.
Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
родителям
2 кл
17.03.2017
Разговор с родителями о тех трудностях, с которыми сталкиваются младшие школьники при обучении чтению. Нарушения речи - достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны, но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной помощи.
статья о дислексии.doc
Григорьева Оксана Николаевна, учительлогопед,
Государственное бюджетное образовательное
учреждение Центр психологомедикосоциального
сопровождения Курортного района СанктПетербурга
«Он просто пропускает буквы»
Дислексия одна из ведущих причин неуспеваемости
младших школьников
Наши дети, поступая в первый класс, освоили навык
устной речи, т.е. произносят все звуки четко, овладели
грамматическим и лексическим строем речи, связной
речью. Ко второму классу, пройдя этап первоначального
обучения, они овладели навыком письма и чтения, т.е.
письменной речью. И сегодня мы поговорим о тех
трудностях, с которыми сталкиваются младшие школьники
при обучении чтению.
Нарушения речи достаточно распространенное явление не
только среди детей, но и среди взрослых. Причины
возникновения этих нарушений весьма разнообразны, но
они являются следствием несвоевременно или
неэффективно оказанной помощи.
Среди родителей часто бытует мнение, что нарушение речи
это, прежде всего нарушение звукопроизношения. К
нарушениям речи, а в частности к письменным нарушениям
относят нарушения чтения (дислексии) и нарушения
письма (дисграфии). При этом звукопроизношение может
быть и в норме.
Как проявляются дислексии или нарушение чтения
внешне? Это может проявляться в замедленном процессе
овладения чтением, замедленный темп, скорость чтения. У
детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе
чтения:
неравномерные,
скачкообразные, с возвращением налево.
Каковы же механизмы данного нарушения?
движения хаотичные, Это может быть и недоразвитие общей моторики,
несоответствие моторики ребенка его возрасту,
неподготовленность к выполнению многих тонких ручных
движений,
что сказывается на формировании
пространственных ориентировок: трудности ориентировки
во всех пространственных направлениях определение
праволево, верхниз; неточность определения формы,
величины, трудности в рисовании, составлении целого из
частей при конструировании. Левшевство не является
причиной дислексии, если конечно, ребенок не был
переучен или наблюдается задержка в дифференциации
правой и левой частей тела, т.е. смешанная доминанта.
Одной из причин нарушения чтения является недоразвитие
устной речи в дошкольном возрасте и как следствие, уже в
школе. Например, при задержке появления речи,
нарушении грамматического строя речи, нарушении
фонематического восприятия звуков.
Еще одной из причин трудного овладения навыком чтения
может быть психологический конфликт при двуязычии,
т.е. тяга ребенка к родному языку и необходимость
говорить на другом языке.
Какие ошибки можно увидеть у ребенка, испытывающего
трудности овладения навыком чтения? При дислексии
наблюдаются следующие группы ошибок:
1.Замены и смешения звуков при чтении:
а) звонких и глухих согласных (пб, фв, тд, кг, шж, сз),
твёрдых и мягких согласных, свистящих и шипящих
согласных (сц, шщ, чщ, цч)
б) графически сходных букв (хж, пнт, ЗВЕ, сэ, оа, иу,
шщц, бд)
2.Побуквенное чтение – нарушено слияние звуков в слоги,
слова (бухштабируются – р, а, м, а)
3.Искажение звукослоговой структуры слова а) пропуски согласных при стечении (столсол, картина
карина)
б) вставка букв или слогов (стлолстол, каралтина
картина)
в) перестановка звуков (сотлслотстол)
г) нарушение понимания прочитанного
4 Аграмматизмы при чтении («Собака вышла в будку»,
«По морю плывут корабль»)
Первопричина дислексии?
Генетические исследования позволяют сделать вывод:
1.О наследственном характере некоторых факторов,
обуславливающих возникновение дислексий. Нарушения
чтения, а также и письма у некоторых детей носят
наследственный характер, т.е. ими страдали родственники.
2.Вредные внешние воздействия пренатального
и
постнатального периода развития ребенка.
кислородная недостаточность, нарушение кислородного
обмена клеток мозга к чему приводит, например,
нарушение плаценты, затяжные роды, асфиксия;
воздействие медикаментозных препаратов, болезни
матери (диабет, нефропатия), несовместимость крови
матери и плода;
Воздействие на зародыш и плод (от 4х недель до 4х
месяцев) таких инфекций как краснуха, корь, герпес,
ветряная оспа, полиомиелит, инфекционный гепатит.
Вирусные и бактериальные нейроинфекции в послеродовом
периоде;
использование механических родовспоможений.
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов
являются наиболее частой причиной школьной
дезадаптации. Среди них на первом месте по частоте стоят
нарушения чтения и письма. По оценке психологов на
успеваемость влияют более 200 факторов, но существует
фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных
факторов. Это фактор овладение навыком чтения и
письма. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Ясно, что
ни один ребенок не может научиться сразу правильно
читать и писать. Вот именно на этом первоначальном этапе
обучения и нужна психологологопедическая помощь
ребенку.
«Он просто пропускает буквы» Дислексия - одна из причин неуспеваемости младших школьников.
«Он просто пропускает буквы» Дислексия - одна из причин неуспеваемости младших школьников.
«Он просто пропускает буквы» Дислексия - одна из причин неуспеваемости младших школьников.
«Он просто пропускает буквы» Дислексия - одна из причин неуспеваемости младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.