Разговор с родителями о тех трудностях, с которыми сталкиваются младшие школьники при обучении чтению. Нарушения речи - достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны, но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной помощи.
Григорьева Оксана Николаевна, учительлогопед,
Государственное бюджетное образовательное
учреждение Центр психологомедикосоциального
сопровождения Курортного района СанктПетербурга
«Он просто пропускает буквы»
Дислексия одна из ведущих причин неуспеваемости
младших школьников
Наши дети, поступая в первый класс, освоили навык
устной речи, т.е. произносят все звуки четко, овладели
грамматическим и лексическим строем речи, связной
речью. Ко второму классу, пройдя этап первоначального
обучения, они овладели навыком письма и чтения, т.е.
письменной речью. И сегодня мы поговорим о тех
трудностях, с которыми сталкиваются младшие школьники
при обучении чтению.
Нарушения речи достаточно распространенное явление не
только среди детей, но и среди взрослых. Причины
возникновения этих нарушений весьма разнообразны, но
они являются следствием несвоевременно или
неэффективно оказанной помощи.
Среди родителей часто бытует мнение, что нарушение речи
это, прежде всего нарушение звукопроизношения. К
нарушениям речи, а в частности к письменным нарушениям
относят нарушения чтения (дислексии) и нарушения
письма (дисграфии). При этом звукопроизношение может
быть и в норме.
Как проявляются дислексии или нарушение чтения
внешне? Это может проявляться в замедленном процессе
овладения чтением, замедленный темп, скорость чтения. У
детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе
чтения:
неравномерные,
скачкообразные, с возвращением налево.
Каковы же механизмы данного нарушения?
движения хаотичные,Это может быть и недоразвитие общей моторики,
несоответствие моторики ребенка его возрасту,
неподготовленность к выполнению многих тонких ручных
движений,
что сказывается на формировании
пространственных ориентировок: трудности ориентировки
во всех пространственных направлениях определение
праволево, верхниз; неточность определения формы,
величины, трудности в рисовании, составлении целого из
частей при конструировании. Левшевство не является
причиной дислексии, если конечно, ребенок не был
переучен или наблюдается задержка в дифференциации
правой и левой частей тела, т.е. смешанная доминанта.
Одной из причин нарушения чтения является недоразвитие
устной речи в дошкольном возрасте и как следствие, уже в
школе. Например, при задержке появления речи,
нарушении грамматического строя речи, нарушении
фонематического восприятия звуков.
Еще одной из причин трудного овладения навыком чтения
может быть психологический конфликт при двуязычии,
т.е. тяга ребенка к родному языку и необходимость
говорить на другом языке.
Какие ошибки можно увидеть у ребенка, испытывающего
трудности овладения навыком чтения? При дислексии
наблюдаются следующие группы ошибок:
1.Замены и смешения звуков при чтении:
а) звонких и глухих согласных (пб, фв, тд, кг, шж, сз),
твёрдых и мягких согласных, свистящих и шипящих
согласных (сц, шщ, чщ, цч)
б) графически сходных букв (хж, пнт, ЗВЕ, сэ, оа, иу,
шщц, бд)
2.Побуквенное чтение – нарушено слияние звуков в слоги,
слова (бухштабируются – р, а, м, а)
3.Искажение звукослоговой структуры словаа) пропуски согласных при стечении (столсол, картина
карина)
б) вставка букв или слогов (стлолстол, каралтина
картина)
в) перестановка звуков (сотлслотстол)
г) нарушение понимания прочитанного
4 Аграмматизмы при чтении («Собака вышла в будку»,
«По морю плывут корабль»)
Первопричина дислексии?
Генетические исследования позволяют сделать вывод:
1.О наследственном характере некоторых факторов,
обуславливающих возникновение дислексий. Нарушения
чтения, а также и письма у некоторых детей носят
наследственный характер, т.е. ими страдали родственники.
2.Вредные внешние воздействия пренатального
и
постнатального периода развития ребенка.
кислородная недостаточность, нарушение кислородного
обмена клеток мозга к чему приводит, например,
нарушение плаценты, затяжные роды, асфиксия;
воздействие медикаментозных препаратов, болезни
матери (диабет, нефропатия), несовместимость крови
матери и плода;
Воздействие на зародыш и плод (от 4х недель до 4х
месяцев) таких инфекций как краснуха, корь, герпес,
ветряная оспа, полиомиелит, инфекционный гепатит.
Вирусные и бактериальные нейроинфекции в послеродовом
периоде;
использование механических родовспоможений.
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов
являются наиболее частой причиной школьной
дезадаптации. Среди них на первом месте по частоте стоят
нарушения чтения и письма. По оценке психологов на
успеваемость влияют более 200 факторов, но существует
фактор номер один, воздействие которого на успеваемостьгораздо сильнее, чем воздействие всех остальных
факторов. Это фактор овладение навыком чтения и
письма. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Ясно, что
ни один ребенок не может научиться сразу правильно
читать и писать. Вот именно на этом первоначальном этапе
обучения и нужна психологологопедическая помощь
ребенку.