онспект урокаКак работает имя существительное 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На примере текста стихотворения Н. Заболоцкого « Сентябрь», 1957 г. Цель урока: систематизация знаний об имени существительном Задачи урока: повторить, систематизировать знания об имени существительном; выяснить, какую роль играют существительные в тексте; показать, как имена существительные создают художественный образ; воспитывать интерес к поэзии и развивать вдумчивое чтение. Оборудование: распечатанный текст стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь». Раздел: Конспекты уроков по русскому языку для 6 класса
Иконка файла материала знанио.docx
Конспект урока русского языка  в 6 классе на тему: «Как работает имя существительное» Тема урока: Как работает имя существительное  ( на примере текста  стихотворения Н. Заболоцкого « Сентябрь», 1957 г.) Цель урока:   систематизация знаний об имени существительном Задачи урока:  повторить, систематизировать знания об имени существительном;  выяснить, какую роль играют существительные в тексте;  показать, как имена существительные  создают художественный образ;  воспитывать интерес к поэзии и развивать вдумчивое чтение. Оборудование: распечатанный текст стихотворения Н.Заболоцкого  «Сентябрь». 1. Вступительное слово учителя. ХОД УРОКА ­ Мы заканчиваем изучение темы «Имя существительное» и повторяем  сведения об этой части речи. Посмотрим, как она работает в тексте, в  1стихотворении.  Перед нами стихотворение Н.Заболоцкого «Сентябрь», написанное им  незадолго до смерти. Поэт писал много о природе. Он считает, что в природе всё гармонично и разумно. Читаем текст. 2. Чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь».                                          Сентябрь. Сыплет дождик большие горошины,  Рвётся ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.                        Но взгляни: сквозь отверстие облака,                        Как сквозь арку из каменных плит,                        В это царство тумана и морока                       Первый луч, пробиваясь, летит. Значит, даль не навек занавешена Облаками, и значит, не зря, Словно девушка, вспыхнув, орешина Засияла в конце сентября.                           Вот теперь, живописец, выхватывай                          Кисть за кистью, и на полотне                          Золотой, как огонь, и гранатовой                          Нарисуй эту девушку мне. Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.         3. Выполнение грамматических заданий:  объясните орфограммы; 2 подчеркните  имена  существительные как члены предложения;   назовите имена  существительные, которые являются подлежащими  ( дождик,  ветер, даль, тополь, орешина)  назовите имена  существительные, которые являются дополнениями (изнанкой листа, отверстие облака, арку, плит, тумана и  морока, облаками, сентября, кисть за кистью, девушку,  царевну  в венце, с улыбкою, на  лице)  назовите имена  существительные, которые являются  обстоятельствами (в царство, в конце, на полотне.)               определите морфологические признаки указанных существительных (сентябрь, дождь, тополь). 4. Лингвистический анализ первой строфы. ­ Перечитаем первую строфу. ­ Попробуем описать наши ощущения, когда произносим фразу: «сыплет  большие горошины».  ­ Кто сыплет? (одушевлённые существительные – девочка, мальчик,  хозяйка, человек; неодушевлённые­ стручок, рука…). ­  Что слышим, когда падают сухие горошины? (Частая дробь; сухие  шарики ударяются и отскакивают, раскалываются). ­ А что изменится, если добавим слово «дождик» ­ Сыплет дождик… Где  он взял горох? (Это же капли, большие, прозрачные, редкие, тяжёлые; шум падающих капель особый.) ­  Объясните, что означает слово «дождик»? Где спрятано отношение  автора к происходящему? Почему «сыплет»? Какой это троп? ( Суффикс  –­ик­, метафорическое олицетворение.) ­ Что может рваться? (нитка, верёвка, ткань, бумага – судьба,  жизнь.)  ­ Какие значения у слова «рваться»? (Прямое и переносное.) ­ Запишите словосочетания, поясняющие выражение: «рвётся ветер».  ( Порывы  ветра, завихрения потоков воздуха, сильные удары ветра.) ­ Подумаем, какой образ родился под пером поэта? (Похоже, как будто  это человек сильный, молодой, порывистый, неукротимый –  метафорическое олицетворение.) ­ Объясните, пожалуйста, почему «даль нечиста». Опишите, когда это  бывает. Старайтесь использовать в словесной картине одни  3существительные. (Тучи на небе. Темнота. Отсутствие прозрачности  воздуха, видимости горизонта.)  ­ Выделите абстрактные существительные. ­  У кого получилось лучше, у нас или у поэта? (Конечно, у  Н.Заболоцкого. Короче, ярче.) ­  Подберем существительные к слову «взъерошенный»: мальчик, голова,  волосы, собака, кошка – то есть такие существительные, которые  называют живое существо или часть облика этого существа. А тополь?  Опишите, как это выглядит.  (Например: «Старый тополь стоял, опустив тёмно­зелёные  листочки. Казалось, плотный плащ накинуло ему на плечи лето. От  жары расплавлялся воздух. Но вот вдали потемнело. С  приближением тучи листочки стали шевелиться, сначала немного,  потом шелест усилился. Казалось, листочки жалуются: «Ах, как  страшно! Становится темно! Нас кто­то трогает, пытается  сорвать!» И вдруг ветер с такой силой набросился на тополь, что  бедняжки­листочки, затрепетав, повернулись изнанкой. Вспыхнула  молния. В её свете можно было видеть, что тополь стал белым. Это  ветер помог ему набросить на ветви серебристую накидку из  листьев.») 5. Лингвистический анализ второй строфы. ­ Во второй строфе найдите слова, рисующие торжественность ситуации. («Арку из каменных плит», «царство тумана и морока») ­ Каково лексическое значение слова «арка»? (арка – сводчатый  проезд, проход (иностранное). ­ Прочитайте сравнения. (орешина, словно девушка; золотой, как  огонь; словно деревце) ­ Что  есть от сказки в этом стихотворении?  ­ На основании чего в последней строфе рождается образ? ­  Кто эта царевна? Почему «зыбкая»? (колышется от ветра деревце) ­ Как объяснить строку: «С беспокойно скользящей улыбкой»? (солнце  выглядывает и прячется за облака, от этого вспыхивают капельки; 4беспокойно – ещё не установилась погода; заплаканном лице –  листья мокрые.) 6. Вывод. ­ Объясните, почему такое дано название стихотворению. 7. Творческая работа. ­ Попробуйте составить свой текст, нарисовать в нем увиденную  вами  картину.  «Сентябрь – это осень и немножечко лето. Днём бывает ещё жарко, но  часто идут дожди. Зато деревья очень красивые. Осень красит зелёные  листочки в жёлтый цвет и красный, но силы у неё мало, и деревья стоят  цветные. После дождя выглядывает солнце из­за тучи, и листики блестят.»  «Сентябрь… Осень, но на улице ещё тепло. На деревьях пожелтели  листочки, скоро начнётся листопад. Часто идут дожди. Они не грибные –  тёплые, а холодные, моросящие. После них становится грустно. Осенний  дождь напоминает, что скоро станет холодно.» 8. Итог урока. ­ Какую функцию в тексте выполняют имена  существительные ?  (Имена существительные помогают создать образ, они называют  предметы отвлечённые, обозначают действие. Они являются основой  художественно­выразительных средств) 5