Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«Ясли-сад №27 комбинированного типа
города Макеевки»
ООД по двигательной деятельности
в старшей группе
с использованием русских народных игр и фольклора «Бабушкин сундук»
Воспитатель: Газина Т.В.
2021-2022 уч. г.
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к физической культуре посредством русских народных игр.
Задачи: Продолжать учить детей играть в подвижные игры. Упражнять детей в основных видах движений: прыжки с продвижением вперед, бег с увертыванием. Продолжать учить взаимодействовать в команде, быстро ориентироваться в пространстве. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость, силу; умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения, развивать чувство ритма. Воспитывать интерес и любовь к русским традициям и народным играм.
Ход
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные игры, в которые играли ваши бабушки и дедушки. У каждого народа есть свои традиции и свои народные игры. Предлагаю вам, отправится к бабушке в деревню. В деревне почти в каждой избе есть старый «бабушкин сундук», в котором хранятся разные секреты, народные игры. Хотите найти бабушкин сундук и узнать все его секреты?
Хотите поиграть в русские народные игры?
Дети: Да (на экране появляется березовая роща с тропинкой)
I.Вступительная часть
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь.
- Равняйсь! Смирно! Направо!
За направляющим, шагом марш! (дети проходят полосу препятствий)
Дружно по дорожке мы идем скоро мы в деревню попадем.
Идем по лесной тропинке, березовой рощи.
Потренируем свои ноги.
(ходьба на носках руки на поясе; ходьба на пятках руки за спиной)
Перешагиваем через бревна (ходьба с высоким подниманием колена)
Теперь перепрыгиваем через кочки (прыжки)
Проходим под низко растущими деревьями (ходьба в полу приседе)
Отводим ветки в стороны, чтобы пройти по дорожке.
(ходьба с разведением рук в стороны)
А теперь побежали змейкой между березками (бег змейкой в среднем темпе)
Повернулись, боком встали и галопом побежали (боковой галоп)
А устанем – отдохнем и опять пешком пойдем. Дышим ровно и спокойно.
Вот мы руки развели, словно удивились.
И друг другу до земли, в пояс поклонились.
(перестроение в три колонны через середину зала)(показ слайда – деревни)
Воспитатель: Мы шли, шли, шли, и в деревню пришли. Мы и дошли до деревни. Вот изба. (показ слайда – избы)
Зайдем в старую избу.(показ слайда – старой избы в развернутом виде)
А где же бабушкин сундук? Нет сундука. А чтоб сундук найти, нам нужно добры молодцы и красны девицы свою удаль и ловкость показать.
II. Основная часть:
ОРУ «Добры молодцы и девицы красавицы»:
(ОРУ проводятся под русскую народную музыку)
1. «Полочка»
И.п. – о.с. Руки перед грудью, предплечья вместе. 1- наклонить голову вправо; 2 – и.п.; 3- наклонить голову влево; 4 – и.п. Повторить 8 раз.
2. «Хлопушка»
И.п. – ноги на ширине плеч, правая рука направлена вверх, левая – вниз. Делать скользящие хлопки в такт музыке. Повторить 8 раз.
3. «Пружинка»
И.п. – ноги пятки вместе носки врозь, руки на поясе. 1-3 – полуприсесть, повернуться вправо (влево); 2-4 – и.п.. Повторить 8 раз.
4. «Поклон»
И.п. – то же. 1-2 наклониться вперед, правую (левую) руку опустить; 3-4 – и.п.. повторить 8 раз.
5. «Горка»
И.п. – сидя, ноги вперед, руки в упоре сзади. 1-2 – опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, выпрямив туловище; 3-4 – и.п.. повторить 6-7 раз.
6. «Хлопок под коленом»
И.п. – сидя, ноги вместе, руки перед грудью локтями в стороны. 1 – приподнять согнутую в колене правую (левую) ногу, хлопнуть под коленом; 2 – и.п.. повторить 8 раз.
7. «Ай да ножки!»
Девочки прыгают ноги скрестно, ноги врозь, а мальчики выбрасывают вперед правую (левую)ногу на пятку.
8. «Упражнение на восстановление дыхания - Ух»
Воспитатель: Ребята, вот и сундук нашли! Хотите заглянуть в сундук?
(педагог показывает – сундук)
Дети: Да.
Воспитатель: А чтоб узнать, что в сундуке хранится, нам нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Старуха старая живет в лесу дремучем.
Нос крючком, нога костылем.
Кто к ней попал – тот пропал.
Воспитатель: Кто же это?
Дети: Это Баба Яга.
(педагог достает из сундука маску – бабки – ёжки)
Воспитатель: Верно. Давайте поиграем в русскую народную игру, «Бабка - Ёжка». Эта игра вам уже знакома. (педагог напоминает правила игры)
Игра проводится несколько раз
Игра «Бабка-Ёжка»
Выбирается считалочкой водящий – «Бабка – Ёжка».
Считалочка:
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи, тебе водить.
Бабка – Ёжка прячется у себя в избушке, остальные дети стоящие на другой стороне зала, идут к «Бабке – Ёжке» и читают дразнилку:
- Бабка – Ёжка, костяная ножка,
- С печки упала, ножку сломала,
- А потом и говорит, у нее нога болит.
- Пошла на улицу – раздавила курицу,
- Пошла на базар – раздавила самовар.
- Побежала в баньку – напугала зайку.
После этого водящий скачет на одной ноге и ловит дразнящих. Дразнящие дети тоже скачут от бабки – ёжки на одной ноге. Кого она поймает, тот занимает место «Бабки-Ёжки», и дразнилка начинает звучать сначала. Игра проводится несколько раз.
Воспитатель: Ребята, а давайте еще раз заглянем в бабушкин сундук. Что это, ребята? (педагог достает из сундука мешок)
Дети: Это мешок.
Воспитатель: Раньше в старину проводили игры-эстафеты, прыжки в мешках. Давайте и мы с вами добры молодцы и красны девицы, посоревнуемся в ловкости и быстроте. Делимся на команду мальчиков и команду девочек. Мальчики у нас сильные и выносливые, а девочки у нас красивые и смелые.
(проводится эстафета «Прыжки в мешках» под русскую народную музыку)
Эстафета «Прыжки в мешках»
Воспитатель: Молодцы, ребята. Показали свою ловкость и выносливость. Посмотрите, ребята нам бабушкин сундучок еще что то приготовил.
(педагог достает из сундука – канат)
Воспитатель: В старину, да и сейчас ребята, любимым соревнованием у русского народа было состязание - перетягивание каната. Сейчас мы тоже посоревнуемся в этом состязании. Вот канат. Перетяни, силу, ловкость прояви! Побеждает та команда, которая перетянет противоположную команду на свою сторону.
Соревнование - забава «Перетягивание каната»(проводится соревнование «Перетягивание каната» три раза)
Воспитатель: Молодцы ребята и здесь вы показали свою ловкость и силу. Добры молодцы и красны девицы, в сундучке ещё какой - о секрет припрятан.
(педагог достает из сундука сапожок)
Воспитатель: Сапожок, чтобы это могло быть? Я, кажется, догадываюсь, сундучок предлагает нам поиграть в игру «Дедушка – сапожник»
Воспитатель:
Добры молодцы и красны девицы!
Не хотите ль поиграть?
Свою удаль показать?
Становись в круг быстрей,
Вместе будет веселей! (педагог объясняет правила игры)
Игра проводится несколько раз
Игра «Дедушка – сапожник»
Выбирается водящий «дедушка сапожник». Остальные дети идут по кругу и ведут диалог:
- Дедушка сапожник сшей нам сапоги?
- Подождите дети, потерял очки.
- Дедушка сапожник, сколько с нас возьмёшь?
- 3 рубля с копейкой, пятачок и грош.
- Дедушка сапожник ты с ума сошёл?
- Подождите дети, я очки нашёл!
Дети разбегаются, а водящий ловит кого – нибудь из играющих. Пойманный становится «дедушкой-сапожником». Игра проводится несколько раз.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить поиграть еще в одну русскую народную игру «Игра с лентой».
Воспитатель:
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра с лентой!
«Игра с лентой» (игра с лентой проводится под музыку)
Дети становятся в круг лицом. В центре круга стоит ребенок с лентой – это ведущий. Ребенок с лентой начинает ходить по кругу, а остальные дети
начинают под музыку петь слова:
- Маша вышла погулять,
- Стала друга выбирать,
- Стала друга выбирать
- Кому ленточку отдать.
После этих слов ребенок с лентой останавливается напротив другого ребенка. Они берутся за ленту и кланяются друг другу.
- Поклонись, поклонись,
- Да за ленточку держись,
- Мы считаем: раз, два, три,
- Ну-ка, ленточку возьми!
После слов «Ну-ка, ленточку возьми!», дети подбрасывают ленту вверх и бегут по кругу в разные стороны. Кто первым прибежал на место и взял ленту в руки тот и становится ведущим. Игра начинается сначала. Игра проводится несколько раз.
Воспитатель: Мы играли, мы играли,
Много нового узнали.
Ручки тянем высоко
Вот как дышится легко!
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Вот мы и узнали все секреты бабушкиного сундука. Садитесь все в кружок. Сейчас я начну передавать свечу по кругу, и у кого свеча окажется в руках, тот будет рассказывать, что ему сегодня понравилось. Свечу держим двумя руками и передаём её очень аккуратно.
(педагог передает свечу слева направо и задает вопросы детям)
- что тебе понравилось сегодня?
- где мы сегодня побывали?
- что мы нашли в старой избе?
- в какие русские народные игры мы сегодня играли?
- какая игра тебе понравилась больше всего?
- какая эстафета, соревнование было сложнее?
- что тебе было выполнить легче?
Воспитатель: Спасибо вам ребята, что сегодня вы были со мной. Мы побывали в деревне, все секреты бабушкиного сундука узнали. А теперь все вместе давайте задуем свечу. (дети вместе с педагогом задувают свечу)
Молодцы ребята, на прощание бабушкин сундук вам приготовил сюрприз – это корзинка с баранками (педагог достает из сундука корзинку с баранками). Мы возьмем ее с собой в детский сад.
(дети под музыку возвращаются в группу)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.