Статья "Духовное завещание поколений"
Оценка 4.8

Статья "Духовное завещание поколений"

Оценка 4.8
docx
19.11.2022
Статья "Духовное завещание поколений"
Духовное-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
статья.docx

«Духовное завещание поколений»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

             Духовно-нравственное воспитание  на сегодняшний день является одним из важнейших направлений развития современного общества. К сожалению, в наше время область дозволенного, нравственно допустимого, резко сузилось. В заботах о материальном достатке родители меньше общаются с детьми «по душам», не обсуждают детские проблемы, не вникают в их интересы и запросы. Проще всего дать гаджеты, компьютер, телевизор. Ребенок что-то смотрит, не балуется, значит все хорошо. Материальные ценности преобладают над духовными, у детей формируется искаженное представление о добре и зле, справедливости и подлости, милосердии и жестокости.

                 Актуальность концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, а также Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи заключается в том, что обществу необходимы   не только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, к понимание себя, своего места в обществе, к принятию ответственных решений в сложных ситуациях, прогнозированию возможных последствий совершаемых действий, открытые к взаимодействию, мобильные, активные, сопричастные к судьбе Отечества.

            Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям окружающего мира. Одним из средств духовно-нравственного воспитания является художественная литература.

                Актуальность проблемы не только  в сохранении интереса к книге, к чтению, но и в том влиянии, которое она оказывает на развитие человека с раннего возраста и на всю дальнейшую жизнь. Современная техника дает готовые зрительные и слуховые образы, но она не объясняет  мир человеческих взаимоотношений и чувств, не требует напряжения мысли, не развивает воображение и мышление детей, не позволяет  фантазировать, дети получают готовые штампы поведения, не осознавая где зло, а где добро. Конечно, огромное значение имеет и познавательное развитие дошкольника. Через книги ребенок получает информацию об окружающем мире, обогащается лексический состав речи ребенка, прививается любовь к семье, к природе  и  к  Родине.

Что такое духовность? Это система ценностей человека, его представления   о мире, о себе, о добре и зле, способность к сопереживанию, состраданию. И кому как не нам, педагогам понимать, то, что упустили в детстве уже не возродить в молодом и более зрелом возрасте.   Может поэтому современное общество стало таким равнодушным и циничным, потому что высмеиваются моральные понятия, размывается идея национальной общности и культурного наследия. А что такое нравственность? Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. (Ожегов С.И.) Проанализировав  понятия «духовность» и «нравственность», мы  понимаем,  что они  взаимосвязаны.  Данную точку зрения разделяют многие современные ученые и педагоги (И.А.Галицкая, А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, И.В.Метлик, Т.И. Петракова, Т.Г.Русакова, В.А. Тишков, Н.П. Шитякова и др.).

      Качественная художественная литература -  это источник педагогического воспитания.  Произведения русской и советской детской художественной литературы отличают нравственные  принципы, устои, нормы и идеалы. Дети дошкольного возраста, слушая сказку или рассказ, глубоко сопереживают герою, отождествляют себя с ним, стараются выяснить кто хороший, а кто плохой, а когда размыты грани хорошего и плохого ребенку трудно определиться,  как поступить, кому подражать. А подражать ребенок все равно будет и от нас зависит, кто будет его героем.

Ребенок дошкольного возраста не является  читателем,  в действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком. От взрослого зависит, станет ли ребенок увлеченным читателем или встреча с книгой так и не состоится. Проблема еще и в том, что чтение – это не только грамотность и образованность, но и кругозор, внутренний мир человека, творческие способности, умение самостоятельно думать. Любой человек, а тем более ребенок не воспринимает нудные нотации или грубые одергивания. А с помощью книги можно дать элементарные представления о нормах морали и нравственности. Ребенок может представить себя в роли героя и испытать,  что чувствует тот или иной персонаж, как бы он себя повел в той или иной ситуации. Ценность художественной литературы в том, что она позволяет установить прочный эмоциональный контакт с ребёнком.

       Анализ последний исследований и публикаций по данной проблеме показывает, что воспитание вдумчивого, чуткого читателя — процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими сту­пенями литературного образования и во многом определяет их.  (Гурович Л. М., Курочкина Н. А., Ходькова А. И. «Ребенок и книга»).

      Л.Д. Шеховцова рассматривает данную проблему  как развитие самостоятельности, умения анализировать, предугадывать.   Эти качества важны для того, чтобы справляться с жизненными проблемами и заботами, находить решения для самых сложных задач. Книги формируют мировоззрение, ценности, убеждения, личную философию. Все это указывает влияние на уровень жизни. Книга открывает перед ребенком новый, еще неизведанный и огромный мир. Если дети будут видеть в книгах и в чтении источник информации, то для них будут открыты все накопленные человечеством знания. Книга — это очень важная форма общения между ребенком и родителями. (Шеховцова, Л. Д. Роль книги в развитии ребенка) Э.Н. Романова показывает, что книга вводит ребёнка в самое сложное, в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. (Романова, Э. Н. Роль книги и чтения в жизни детей /   О. А. Данилова, М. Л. Ведерникова, М. Н. Чернышева.) Проживая жизнь того или иного героя ребенок впитывает  духовный опыт, и этот опыт со временем становится его личным, который влияет  на его действия и поступки.

            Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. А какие жизненные представления впитывают дети из гаджетов, телевизоров, компьютеров, где  смотрят бесконтрольно все подряд. А вы знаете, какая новая игра появилась у дошкольников? В блогеров! Пример: дети скандалили, ссорились. На мой вопрос: Что это за игра? Они ответили: мы ссоримся, чтобы нас заметили. Кто? Все вокруг. Как же упала ценность нашей жизни, если ребенок  искренне считает, что он станет авторитетным и популярным, не потому что сделал какой-то полезный поступок, создал что-то ценное, красивое, помог кому-то делом, советом, а потому что  привлек к себе внимание в лучшем случае пустой суетой, а в худшем травлей кого-либо, где будет считать себя героем сильным и смелым.

   Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль, у воспитанников формируются нравственные качества:

- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;

- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со старшими;

- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных произведений.

   В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово.  Интересное содержание произведения привлекает внимание ребенка, оказывает на него воспитательное воздействие. Начиная с первых дней пребывания в детском саду, ребенок слышит рифмованные строчки, сопровождающие его при умывании, пробуждении, за завтраком и ужином. Такой подход не только обогащает речевую среду, но и способствует всестороннему развитию детей. Таким образом, обычная повседневная деятельность в режимных моментах,  с помощью художественного слова, становится для детей намного интереснее и веселее.  У детей расширяется и обогащается словарный запас, появляется интерес к художественному слову, повышается речевая активность, что в наше время для детей просто необходимо. Художественное слово содействует  переключению внимания дошкольников с одного вида деятельности на другой. Используемый материал  переплетается с каждым режимным моментом в детском саду и  помогает  обыграть работу с детьми во всех видах деятельности. Художественное слово является не только средством развития речи, ее образности и выразительности, но и развивает умение применять полученные знания в жизни, воспитывает нравственный  потенциал дошкольника.

           Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. Любая беседа, творческая игра, трудовая деятельность  пройдет интереснее если будет сопровождаться художественным словом. Например, в беседе  «Как я понимаю дружбу» интересно использовать стихотворение

 И. Гамазковой «Суровая дружба», в ситуативном разговоре «Какие поступки были сегодня» можно прочитать вместо нотаций стихотворение

Э. Мошковской «Обида».

Можно просто попросить детей назвать  вежливые слова, а можно прочитать стихотворение  А.Шибаевой «Добрые слова» взгляд как-бы со стороны делает разговор более открытым, непринужденным, снимает барьеры, дети высказываются   более искренне.

Беседу на тему «Что такое трудолюбие» можно провести после прочтения детям таких произведений «На горке» Н. Носова, В. Сухомлинский «Не потерял, а нашел», В. Осеевой «Сыновья» и т.д. Дети становятся более искренними  не после поучительного воспитания, а прослушав, например рассказ Л. Толстого «Разбитая чашка», А. Кушнира «Кто разбил большую вазу». Конфликтные ситуации решаются наиболее эффективно после прочтения мирилок  М. Карем «Мирная считалка»

Как рассказать детям, что жадность это нехорошо, чтобы это отложилось в душе ребенка, не вызвало негативной реакции конечно прочитать такие рассказы Сухомлинского  как »А сердце тебе ничего не сказало».

Понравившуюся историю дети просят прочитать еще и еще раз, каждый раз проживая знакомую ситуацию, которая близка ребенку и которая учит поступать правильно, учить думать,  анализировать на кого я хочу быть похожим на отрицательного или положительного героя?

В  игровом упражнении «Обидка» после беседы и прочтения стихотворения Э. Мошковской «Обида» дети учатся уметь утешить, обиженного и подбодрить его. Дети, которые нашалили и хотят скрыть свою вину, очень критично воспринимают шуточные стихотворения из книги Г. Остера «Вредные советы». Юмор разряжает обстановку и дети без нотаций и нравоучений понимают, что ведут себя неправильно.

Как  объяснить детям, что нельзя обижать своих гостей, что любой подарок надо принимать с благодарностью, конечно прослушав стих А. Барто «Несли мы облако с собой»

В двигательной деятельности хорошо использовать фольклор (считалки, жеребьевки, хороводы) для развития эмоциональной сферы, активности, зарождения воли к жизни и деятельности, в закладывании основ характера.
 Чтобы детей быстро организовать на утреннюю гимнастику   можно использовать короткие стихотворения речевки, кричалки например:

«Кто начинает день с зарядки,

У того дела в порядке;

А кто неженкой растёт,

Тот болеет круглый год».

«Для чего нужно зарядка» и т.л.

Во время умывания для младших дошкольников уместно использовать потешки, прибаутки. Со старшими дошкольниками можно разучить более объемные тексты и произносить их перед началом гигиенической процедуры создавая положительные эмоции на выполняемые действия во время умывания.  Например:

«Умываемся мы быстро

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно»

Как воспитывать к-г навыки во время еды, не используя строгие инструкции и нотации, а используя  весёлые художественные тексты, направленные на обучение детей приёму пищи?  

«Зеркало любит чистые лица.

Зеркало скажет: - надо умыться.

Зеркало охнет: - где же гребенка?

Что же она не причешет ребенка?

Зеркало даже темнеет от страха,

Если в него поглядится неряха!»

«За столом»

«Вот и полдник подошел, сели дети все за стол.

Чтобы не было беды, вспомним правила еды.

Наши ноги не стучат, наши язычки молчат.

За столом ты не сори, насорил, так убери».

 Художественное слово поможет в игровой форме навести порядок в игровом уголке, воспитать положительное отношение к труду. Во время одевания на прогулку поможет в воспитании аккуратности, собранности, поторопит медлительных ребят.

«Кто бросает вещи в беспорядке.
С тем они потом играют в прятки.

Вещи надо убирать,
Не придется их искать»
.

Поможет обогатить прогулку, воспитать бережное отношение к природе.

  «На прогулке»

«Мы цветочки рвать не будем,

Пусть растут на радость людям.

Красные и голубые

Все красивые такие!»

    Игровая деятельность на прогулке тоже может сопровождаться художественным словом (считалки, мирилки и т.д). Удачно можно применять художественное слово во время проведения подвижных игр, игр-развлечений, игр с природным материалом. Эффективно использовать его можно, проводя индивидуальную работу с детьми. При организации трудовой деятельности детей на прогулке уместно использовать предлагаемые произведения, воспитывающие положительное отношение к труду. Задуматься о его пользе и назначении дошкольникам старшего возраста помогут пословицы и поговорки. Во время пробуждения детей воспитателю уместно использовать стихи-приговоры, которые помогут дошкольникам плавно перейти от сна к состоянию бодрствования, поднять им настроение и заняться закаливающими процедурами. Гимнастика пробуждения может быть в стихотворной форме.

   Следуя из вышесказанного можно сделать вывод, что духовно – нравственные понятия, которые представлены в образах героев, и других художественных формах закрепляются в реальной жизни,   превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Забота о детском чтении – это забота о будущем нашей республики, ее интеллектуальном, нравственном, духовном развитии.


 

Духовное завещание поколений»

Духовное завещание поколений»

Что такое духовность? Это система ценностей человека, его представления о мире, о себе, о добре и зле , способность к сопереживанию, состраданию

Что такое духовность? Это система ценностей человека, его представления о мире, о себе, о добре и зле , способность к сопереживанию, состраданию

Гурович Л. М., Курочкина Н. А

Гурович Л. М., Курочкина Н. А

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово

Конфликтные ситуации решаются наиболее эффективно после прочтения мирилок

Конфликтные ситуации решаются наиболее эффективно после прочтения мирилок

Как воспитывать к-г навыки во время еды, не используя строгие инструкции и нотации, а используя весёлые художественные тексты, направленные на обучение детей приёму пищи? «Зеркало…

Как воспитывать к-г навыки во время еды, не используя строгие инструкции и нотации, а используя весёлые художественные тексты, направленные на обучение детей приёму пищи? «Зеркало…

Гимнастика пробуждения может быть в стихотворной форме

Гимнастика пробуждения может быть в стихотворной форме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2022