ООД по познавательному развитию (ФЭМП)
(подготовительная группа)
«Знаки равенство, неравенство»
Цель: познакомить детей со знаками «=» и «#» (равенство, неравенство).
Задачи: продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10;
- учить «записывать» при помощи знаков «<» и «>» и читать «записи»;
- учить называть соседей данного числа;
- закрепить временные представления.
Материалы: куб с числами от 1 до 6 (или куб с кружками от 1 до 6); набор цифр для воспитателя, предметы на коромысла; «математический набор» по количеству детей, знаки «<», «>», «=» и «#»; 5 желтых и 5 синих квадратов; мяч для игры; тетради, карандаши.
Ход занятия
Наблюдение у окна
Предложить детям ответить на следующие вопросы:
- Сколько за окном деревьев? (Несколько, мало, три.)
- Сколько на небе облаков? (Много, мало, ни одного.)
- Сколько солнц на небе? (Одно.)
- Сколько листьев на деревьях? (Много.)
Закрепить понятие «много – мало».
Игра «Назови соседей»
Игра проводится в кругу. С помощью считалки выбирается ведущий:
Начинается считалка:
«На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит.
Если веришь – стой и жди,
А не веришь – выходи!»
Дефектолог бросает кому-либо из детей куб. Ребенок, поймавший его, сначала называет цифру на грани куба, а потом «соседей» этого числа.
Если ребенок дает правильный ответ, он становится ведущим.
Игра проводится в быстром темпе.
Усложнение. На гранях куба вместо цифр – кружки (от 1 до 6).
Работа за конторками
Перед каждым ребенком на столе лежит «Математический набор» и знаки.
Педагог предлагает детям выложить цифры по порядку от 1 до 10 и просит их сначала положить перед собой цифры 5 и 6, затем поставить между ними знак и прочитать «запись». («Пять меньше шести».)
Затем дети поочередно выставляют цифры: 8 и 10, 0 и 4, 6 и 5. Ставят знаки между ними и читают «записи». («Восемь меньше десяти», «ноль меньше четырех», «шесть больше пяти».)
Далее Дефектолог предлагает детям выдвинуть из ряда две любые цифры, поставить между ними знак и прочитать «запись».
Работа с держалками
На держалке в одном ряду близко друг к другу стоят 5 желтых квадратов и на небольшом расстоянии от них 5 синих квадратов. Дефектолог спрашивает, каких квадратов больше. (Сколько синих, столько же желтых квадратов, поровну, по пять.)
- Давайте обозначим это количество квадратов. Есть такой знак равенства (показывает). Попробуйте прочитать эту «запись». (Пять равно пяти.)
Дефектолог убирает один желтый квадрат.
- Этот знак можно оставить? (Нет.)
- А какой знак можно поставить? (Знак больше или меньше.)
- Найдите этот знак, поставьте и прочитайте «запись». (Пять больше четырех или четыре меньше пяти.)
- Я вам покажу еще один знак (показывает знак неравенства). Он обозначает, что эти числа не равны и читается так: «Пять не равно четырем».
После этого педагог предлагает детям самостоятельно выставить два числа, поставить любой (верный) знак между ними и прочитать «запись».
Игра «Назови пропущенное слово»
Дети образуют круг, выбирается ведущий.
Ведущий начинает фразу и бросает мяч одному из играющих, например: «солнышко светит днем, а луна...» Ребенок, поймавший мяч, добавляет недостающее слово: «Ночью», - теперь он становится ведущим. Задания могут быть разными:
- Если вчера была пятница, то сегодня...?
- За понедельником был вторник, а за четвергом будет...?
- Зиму сменяет весна, а какое время года сменит весну?
- Каждое воскресенье мы ходим в парк и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?
Вопросы могут включать понятия: части суток, времена года, дни недели. Следует поощрять оригинальные вопросы ведущих.
Игра «Найди столько же»
На коромыслах находятся группы предметов. Дефектолог показывает детям по одной цифре и предлагает отыскать группу, в которой столько же предметов.
Работа за конторками
Дети выполняют задание в тетради: продолжить ряд.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.