Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Можарская средняя школа
Сараевского муниципального района Рязанской области
«Согласовано» Руководитель ШМО _______/ / Протокол №____ от «___» ______ 2022 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР_______________ /Сафрошкина Т.Ф./ «___» ______ 2022 г. |
«Утверждено» Директор _______/Уланова В.В./ Приказ №______ от «___» ____________2022 г. 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Вековищевой Татьяны
Васильевны (I категория),
(Ф.И.О.,
категория)
по изобразительному искусству 7 класс
предмет, класс
срок реализации программы 1 год
2022 - 2023 учебный год
1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897(в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
· - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
-примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию ( протокол заседания от 08.04.2015 №1\5);
- Основной образовательной программой МБОУ Можарская средняя школа
-«Методическими рекомендациями по формированию учебного плана для образовательных организаций Рязанской области, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования на 2022-2023 учебный год» от 19.07. 2022 ОВ/12-7839.
Для обучающихся с ОВЗ адаптация данной программы происходит следующим образом:
· организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
· обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
· обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом Школы рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю - обязательный компонент). Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Н.М. Неменского
№ п/п |
Авторы |
Название учебных и методических изданий |
Выходные данные |
1 |
А.С. Питерских, Г.Е. Гуров |
Учебник Изобразительное искусство.Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс. |
Москва «Просвещение», 2017 г. |
2.Содержание учебного предмета, курса
Изображение фигуры человека и образ человека (9 ч.)
Образ человека стоит в центре искусства. Представление о красоте человека менялись в истории искусства. Овладение первичными навыками изображения фигуры и передача движений человека. Художественно-практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия. Изображение фигуры человека в истории искусства. Изображение человека в древних культурах. Красота и совершенство конструкции идеального тела человека (Древняя Греция)
Пропорции и строение фигуры человека. Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека и их индивидуальная изменчивость.
Лепка фигуры человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Шедевры мирового искусства.
Наброски фигуры человека с натуры. Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (урок обобщения и систематизации знаний). Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.
Поэзия повседневности (7 ч.)
Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра, при изображении самых простых, обычных действий людей художник способен раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Картины мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов.
Творчество великих художников, художников передвижников. Государственная Третьяковская галерея.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Понятие жанр в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, мифологический, исторический жанры и тематическое богатство внутри них.
Сюжет и содержание в картине. Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Произведения искусства на тему будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Бытовые сюжеты на тему жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник - это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.
Великие темы жизни (10 ч.)
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху возрождения. Мозаика.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Картина – философское размышление. Беседа о великих русских живописцах 19 столетия.
Процесс работы над тематической картиной. Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала.
Библейские темы в изобразительном искусстве. Вечные темы в искусстве. Особый язык изображения в искусстве средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы.
Монументальная скульптура и образ истории народа. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа. Героические образы в скульптуре. Мемориалы.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве.
Место и роль картины в искусстве XX века (урок обобщения материала). Множественность направлений и языков изображения в искусстве 20 века. Трагические темы в искусстве середины века. Возрастание личностной позиции художника во второй половине 20 века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.
Реальность жизни и художественный образ. (9 ч.)
Материал четверти посвящен итоговым теоретическим знаниям об искусстве. Главная задача изучения искусства – обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни. Художественно-творческие проекты: выражение идеи; замысел, эскизы.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения. Известные иллюстраторы книги.
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Конструктивное начало – организующее начало в изобразительном произведении. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Декоративное значение произведений изобразительного искусства.
Зрительские умения и их значение для современного человека. Язык искусства и средство выразительности. Понятие «художественный образ». Творческий характер зрительского восприятия.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм). Стиль как художественное выражение восприятия мира. Направление в искусстве как идейное объединение художников.
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их произведения.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (обобщение и систематизация изученного материала). Музеи мира. История становления. Представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, высочайшие ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п/п |
Название темы (раздела) |
Количество часов на изучение |
1 |
Изображение фигуры человека и образ человека |
9 |
2 |
Поэзия повседневности |
7 |
3 |
Великие темы жизни |
9 |
4 |
Реальность жизни и художественный образ |
9 |
Всего |
|
34 |
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно - ориентационной сфере:
Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
В трудовой сфере:
Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
В познавательной сфере:
Овладение средствами художественного изображения;
Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
В трудовой сфере;
Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
В познавательной деятельности;
Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
В познавательной сфере;
Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
В коммуникативной сфере:
Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
Диалогический подход к освоению произведений искусства;
Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
В трудовой сфере;
Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно- прикладного искусства).
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе
№ п/п |
Название раздела, темы урока |
Кол-во часов |
Примечание |
I |
Изображение фигуры человека и образ человека. |
1 |
|
1 |
Изображение человека в истории искусства. |
1 |
|
2 |
Пропорции и строение фигуры человека. |
2 |
|
3-4 |
Красота фигуры человека в движении. |
1 |
|
5 |
Великие скульпторы. |
1 |
|
6 |
Изображение фигуры человека |
1 |
|
7 |
Набросок фигуры человека. |
1 |
|
8 |
Человек и его профессия. |
1 |
|
II |
Поэзия повседневности. Бытовой жанр в изобразительном искусстве. |
|
|
9 |
Тематическая (сюжетная) картина. |
1 |
|
10 |
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах». |
1 |
|
11 |
Возникновение и развитие бытового жанра в искусстве России. Родоначальники бытового жанра в России: А. Венецианов, И. Федотов. |
1 |
|
12 |
Передвижники. |
1 |
|
13 |
Третьяковская галерея. (Виртуальная экскурсия) |
1 |
|
14-15 |
Создание картины «Жизнь моей семьи». |
2 |
|
III |
Великие темы жизни. |
|
|
16 |
Историческая тема в искусстве. Творчество В.И.Сурикова. |
1 |
|
17-19 |
Сложный мир исторической картины. |
2 |
|
20 |
Зрительские умения и их значение для современного человека. |
1 |
|
21 |
Великие темы жизни в творчестве русских художников. Карл Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины. |
1 |
|
22 |
Сказочно-былинный жанр. «Волшебный мир сказки». |
1 |
|
23 |
Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. |
1 |
|
24 |
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. (Виртуальная экскурсия) |
1 |
|
25 |
Эрмитаж - сокровищница мировой Культуры. (Виртуальная экскурсия) |
1 |
|
26 |
Знакомые картины художников. |
1 |
|
IV |
Реальность жизни и художественный образ. |
|
|
27-30 |
Плакат и его виды. Шрифты. |
2 |
|
31-32 |
Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации. |
2 |
|
33 |
Сфера имидж – дизайна
|
1 |
|
34 |
Моделируя себя - моделируешь мир.
|
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.