Основная образовательная программа ООО разрабатывается в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса при получении основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
ООП ООО публикация.docx
Итоговая практикозначимая работа
«Экспертиза основной образовательной программы
основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 10
с углубленным изучением отдельных предметов
Работу выполнила:
Бабич Виктория Валентиновна,
заместитель директора по УВР Содержание
Введение.
.
.
.
.
.
.
.
.
1. Основная образовательная программа основного общего
образования .
.
.
.
.
.
.
2. Экспертиза основной образовательной программы
3. Экспертное заключение .
.
.
4. Выводы
.
5. Используемая литература
.
.
.
Приложение
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Стр.
3
.
.
10
.
.
.
5
8
11
12
13 Введение
Изменения, происходящие в последние десятилетия, как в России, так и
во всём мире, затрагивают различные сферы жизнедеятельности человека и
общества и появляется необходимость переосмысления целей и задач
современного образования, которое также находится под влиянием процессов
глобализации, интернационализации, информатизации.
Основой современных образовательных стандартов становится
формирование базовых компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать,
применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими
людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно
относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять
собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни,
обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Новая структура образовательного стандарта призвана обеспечить
наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра
индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся.
Образовательные программы определяют содержание образования на каждом
конкретном уровне в данном образовательном учреждении.
Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по
схеме знаю не знаю, умею не умею, владею не владею, а где есть тезис
ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной
деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации,
умение принимать решения и доводить их до исполнения.
В свою очередь, иными становятся и задачи учителя не поучить, а
побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к
ученику перестает быть источником информации, а становится
организатором получения информации, источником духовного и
интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания
перестали быть самоцелью. Знать еще не значит быть готовым эти знания
использовать, а без динамики знания подобны камню, лежащему на пути
ручья; образуется запруда, которая со временем порастает зеленью, и вода
умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть,
воду ,,не открыть". 1. Основная образовательная программа основного
общего образования
Основная образовательная программа ООО
разрабатывается в
государственного
соответствии
образовательного стандарта основного общего образования к структуре
требованиями федерального
с
основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые
результаты, содержание и организацию образовательного процесса при
получении основного общего образования и направлена на формирование
общей культуры, духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное
и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование
обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие
творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Основная образовательная программа основного общего образования
разработана на основании следующих нормативноправовых документов:
• Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
• Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897)
с изменениями (приказ Минобрнауки России от 26.11.1010 №1241)
• Примерной основной образовательной программы основного общего
образования
• Уставом образовательной организации Целями реализации основной образовательной программы основного
общего образования являются:
• достижениевыпускниками планируемых результатов: знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося среднего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности,
•
уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации
образовательным учреждением основной образовательной программы основного
общего образования ОО предусматривает решение следующих основных задач:
• обеспечение соответствия основной образовательной программы
требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
• обеспечение преемственности начального общего, основного общего,
среднего общего образования;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования, достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования всеми
обучающимися, в том числе детьмиинвалидами и детьми с ОВЗ;
• установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как
части образовательной программы и соответствующему усилению
обеспечению
воспитательного
потенциала
школы,
индивидуализированного психологопедагогического сопровождения
каждого обучающегося, формированию образовательного базиса,
основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном
уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее
самореализации; • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации учебных занятий, взаимодействия всех участников
образовательных отношений;
взаимодействие образовательной организации при реализации основной
образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей,
•
•
проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их
интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно
полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей
образовательных организаций дополнительного образования;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно
технического творчества, проектной и учебноисследовательской
деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
•
•
•
педагогических работников и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия;
социальное
учебноисследовательское
и
проектирование,
профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов,
психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми
предприятиями,
центрами профессиональной работы;
учреждениями профессионального образования,
сохранение и укрепление физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Методологической основой ФГОС является системнодеятельностный
подход, который предполагает:
•
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам
построения российского гражданского общества на основе принципов
толерантности, диалога культур и уважения многонационального,
поликультурного и поликонфессионального состава;
• формирование соответствующей целям общего образования социальной
среды развития обучающихся в системе образования, переход к
стратегии социального проектирования и конструирования на основе
разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и
способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и
познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на достижение основного результата образования – развитие
на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира личности обучающегося, его активной учебно
познавательной деятельности, формирование его готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию;
• признание решающей роли содержания образования,
способов
организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в
достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм
общения при построении образовательного процесса и определении
образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей,
проявивших выдающиеся способности, детейинвалидов и детей с ОВЗ.
2. Экспертиза основной образовательной программы Обязательным компонентом процесса проектирования основной
образовательной программы является экспертиза, которая на этапе разработки
программы позволяет найти ответ на ключевые вопросы общего плана˸
достигнута ли цель проектирования (документ разработан и
соответствует установленным требованиям);
обеспечит ли программа реализацию требований ФГОС;
какова дальнейшая судьба программы (требуется ли корректировка
или программа должна быть рекомендована к реализации)?
Деятельность по экспертизе программ должна быть рассмотрена как
установление их соответствия или несоответствия определенной норме
(требованиям, эталону).
Организуя экспертизу программ, необходимо проработать следующие
вопросы˸
Что является объектом экспертизы (вся ООП или её компоненты,
например, рабочая программа по учебному предмету);
Каков ожидаемый эффект от экспертизы программы;
Кто будет участвовать в экспертизе;
Каким образом должна быть осуществлена экспертиза программы.
Экспертиза программной документации может проводиться в
следующих формах˸
внутренняя, осуществляемая членами педагогического коллектива или
группы разработчиков, представителями родительской общественности или
членами управляющего совета школы;
внешняя, когда программа направляется в стороннюю организацию
(например, институт развития образования; муниципальный экспертный совет)
или конкретному специалисту (например, муниципальной методической
службы) для её оценки и подготовки экспертного заключения.
В последние годы получает распространение так называемая
общественная экспертиза программ, когда образовательное учреждение ʼʼ
суд
представляет свою основную образовательную программу на
педагогической общественности, социальных партнеров, местного сообщества.
ʼʼ
В этом плане возможно использование сайта образовательного учреждения,
социальных сетей.
На уровне образовательного учреждения (внутренняя) экспертиза
программы может осуществляться по следующему алгоритму˸
постановка цели и задач экспертной деятельности, выработка
(определение) критериев оценки, отбор инструментов и определение формата
представления результатов,
изучение текста программы,
выявление положений программы, определяющих цели, задачи и
средства их реализации,
оценка положений программы по заданным критериям,
определение дальнейшей судьбы программы,
ʼʼ
ʼʼ
подготовка экспертного заключения.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и
осуществляющей образовательную
утверждаются организацией,
деятельность (п.5 ст.12) федерального закона «Об образовании в РФ» от
29.12.2012г. № 273ФЗ. Основная образовательная программа основного
общего образования (ООП ООО) образовательной организации,
разработанная и утвержденная в порядке, определенном Уставом учебного
заведения, должна полностью соответствовать требованиям к структуре и
указанным в федеральном государственном
содержанию ООП,
образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО).
провести
После завершения проектирования ООП целесообразно:
внутреннюю экспертизу ООП, а также органа государственнообщественного
управления образовательной организации; обсудить и утвердить ООП
высшим органом управления ОО (в соответствии с Уставом ОО);
инициировать внешнюю экспертизу ООП на муниципальном или региональном уровне (в муниципальной методической службе, региональном
экспертном совете, в институте повышения квалификации педагогических
работников и т. д.).
3. Экспертное заключение
Экспертное заключение “Соответствие структуры основной
образовательной программы основного общего образования требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта” составлена на
основании приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №
1897 «Об утверждении государственного образовательного стандарта
основного общего образования». Карта поможет провести экспертную
самооценку ООП. В карте обозначены основные разделы ООП и параметры,
на которые следует ориентироваться в ходе мониторинга качества
разработанной ООП
Предметом экспертизы
является определение соответствия
содержания и качества подготовки обучающихся в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, по заявленной для
государственной аккредитации образовательной программе основного
общего образования федеральному государственному образовательному
стандарту основного общего образования.
При проведении экспертизы производилось:
определение соответствия содержания подготовки обучающихся
(учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ
дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических
материалов) и условий подготовки обучающихся требованиям федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования; определение качества подготовки обучающихся, оценка степени
достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
основного общего образования.
Выводы
1. В целом основная образовательная программа основного общего
образования МБОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных
предметов» г.о. Красногорск Московской области соответствует
требованиям ФГОС ООО.
2. Выявленные замечания требуют доработки всех разделов ООП ООО.
3. При составлении ООП ООО необходимо учитывать специфику данного
образовательного учреждения.
Используемая литература
1. 1. Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897) с
изменениями (приказ Минобрнауки России от 26.11.1010 №1241)
3. Примерной основной образовательной программы основного общего
образования
ООП ООО
ООП ООО
ООП ООО
ООП ООО
ООП ООО
ООП ООО
ООП ООО
ООП ООО
ООП ООО
ООП ООО
ООП ООО
ООП ООО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.