ООПА по изо 5 кл
Оценка 4.7

ООПА по изо 5 кл

Оценка 4.7
docx
26.10.2022
ООПА по изо 5 кл
программа 6.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Можарская средняя школа

Сараевского муниципального района Рязанской области

 

 

«Согласовано»

Руководитель ШМО

______/                           ./               

Протокол №____      от

«___» ______ 2022 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР_____________

      /Сафрошкина Т.Ф./

«___» ______ 2022 г.

«Утверждено»

       Директор

_______/Уланова В.В./

Приказ №______ от

«___» ____________2022 г.                                           2019г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 

Вековищевой  Татьяны Васильевны (I категория),
(Ф.И.О., категория)

 

по изобразительному искусству 6 класс

предмет, класс

 

срок реализации программы 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 - 2023 учебный год

 

1.Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897(в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

·         - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;

-примерной основной образовательной  программой основного  общего образования,  одобренной Федеральным учебно- методическим объединением  по общему образованию ( протокол заседания от 08.04.2015 №1\5);

- Основной образовательной программой МБОУ Можарская средняя школа

-«Методическими рекомендациями по формированию учебного плана для образовательных организаций Рязанской области, реализующих программы  начального, основного и  среднего общего образования на 2022-2023 учебный год» от 19.07. 2022 ОВ/12-7839.

Для обучающихся с ОВЗ адаптация данной  программы происходит следующим образом:

· организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

·  обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;

· обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

 

                                                           Место учебного предмета в учебном плане

 

    В соответствии с учебным планом Школы рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю - обязательный компонент).  Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией  Н.М. Неменского

 

 п/п

Авторы

Название учебных и методических изданий

Выходные данные

1

Л.А. Неменская

Учебник. Изобразительное искусство. Искусство  в жизни человека. 6 класс.

Москва «Просвещение», 2016 г.

 

 

2.Содержание учебного предмета, курса

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА  – 34 ч

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА - 8 ч

Тема. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Художественные материалы

       Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материала и художественная техника.

Тема. Рисунок основа изобразительного творчества

 Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
             Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы в их выразительные возможности.

Тема. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тема. Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
            Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Тема. Цвет. Основы цветоведения

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойства цвета.

Тема. Цвет в произведениях живописи

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

Тема. Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением, Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.

Тема. Основы языка изображения

Беседа. (тест) Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ -8 ч

Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому.

Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Тема. Изображение предметного мира натюрморт

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
            Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке.

   Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Тема. Освещение. Свет и тень.

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Тема. Натюрморт в графике.

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Тема. Цвет в натюрморте.

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве ХIХ—ХХ веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Художественно- творческое задание

ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ- 9 ч

Тема. Образ человека главная тема искусства

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Тема. Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.                                                                      

 Тема. Портрет в скульптуре

Человек основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Тема. Графический портретный рисунок

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

     Тема. Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. дружеский шарж.

Тема. Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Тема. Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.      

Тема. Великие портретисты

            Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.                                                                                                                 

  Тема. Портрет в изобразительном искусстве 20 века

Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера:П.Пикассо, А.Матисс, С. Дали. Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве 20 века. Кроссворд

ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ- 9 ч

Тема. Жанры в изобразительном искусстве

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой в исторический жанры.

    Тема. Изображение пространства

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом, Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы в его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл.

Тема. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

Перспектива учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Тема. Пейзаж большой мир

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник.

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Тема. Пейзаж в русской живописи

    История формирования образа природы в русском искусстве. Образы природы в произведениях А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина

Тема. Пейзаж в графике.

Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Многообразие графических техник.

Тема. Городской пейзаж

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.  Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».       

Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства—труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

 

 

 

 

 

 

 

3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

 

№ п/п

Название темы (раздела)

Количество часов на изучение

Количество контрольных работ

Количество лаборат, практ работ

Количество экскурсий

1

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»-

8

 

 

2

«Мир наших вещей. Натюрморт»-

8

 

1

3

«Вглядываясь в человека. Портрет»

9

 

1

4

«Человек и пространство в изобразительном искусстве»-

9

 

2

 

 

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Шестиклассник получит возможность научиться:

·                называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

·                классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

·                объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

·                композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

·                создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

·                простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

·                навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

·                изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

·                создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

·                строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

·                характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

·                передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

·                творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

·                выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

·                рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

·                применять перспективу в практической творческой работе;

·                навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

·                навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

·                видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

·                навыкам создания пейзажных зарисовок;

·                различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

·                пользоваться правилами работы на пленэре;

·                использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

·                навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

·                различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

·                определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

·                пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

·                различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе

 

№ п/п

Название темы урока

Кол-во

часов

Примечание

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

 

2

Рисунок- основа изобразительного искусства

1

 

3

Пятно как средство выражения

1

 

4

Цвет. Основы цветоведения

1

 

5

Цвет в произведениях живописи.

1

 

6

Объемные изображения в скульптуре

1

 

7

Основы языка изобразительного искусства.

1

 

8

Художественное познание: реальность и фантазия

1

 

9

Изображение предметного мира- натюрморта

1

 

10

Понятие формы

1

 

11

Изображение предмета на плоскости

1

 

12

Освещение. Свет и тень.

1

 

13

Натюрморт в графике. (Виртуальная экскурсия)

1

 

14

 Цвет в натюрморте.

1

 

15

Выразительные возможности натюрморта.

1

 

16

Образ человека- главная тема искусства

1

 

17

Конструкция головы человека

1

 

18

Изображение головы человека в пространстве

1

 

19

Графический портретный рисунок.

1

 

20

 Выразительность  образа человека

1

 

21

Сатирические образы человека

1

 

22

Образные возможности освещения в портрете

1

 

23

Портрет в живописи. (Виртуальная экскурсия)

1

 

24

Роль цвета в портрете

1

 

25

Великие портретисты (обобщение темы )

1

 

26

Жанры в изобразительном искусстве

1

 

27-28

Правила линейной и воздушной перспективы

2

 

29

Пейзаж- большой мир. (Виртуальная экскурсия)

1

 

30

Организация изображаемого пространства

1

 

31

 Пейзаж- настроение. Природа и художник.

1

 

32

Городской пейзаж. (Виртуальная экскурсия)

1

 

33

«Мое село». Коллективная работа

1

 

34

Выразительные возможности изобразительного искусства.

1

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в

Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве

Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства

Закономерности в конструкции головы человека

Закономерности в конструкции головы человека

Пространство иконы в его смысл

Пространство иконы в его смысл

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы № п/п

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы № п/п

· видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; · навыкам создания пейзажных зарисовок; · различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс,…

· видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; · навыкам создания пейзажных зарисовок; · различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс,…

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе № п/п

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2022