Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский индустриальный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
для профессий
среднего профессионального образования
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
г. Оха
2020
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1548 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование)
Организация-разработчик: ГБПОУ «СИТ»
Разработчик:
Линчевский А.С., преподаватель профессионального цикла ГБПОУ «СИТ»
|
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п |
Наименование раздела |
Стр. |
1 |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины |
4 |
2 |
Структура и содержание учебной дисциплины |
7 |
3 |
Условия реализации учебной дисциплины |
16 |
4 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
19 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина "Основы алгоритмизации и программирования" является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· Разрабатывать алгоритмы для конкретных задач.
· Использовать программы для графического отображения алгоритмов.
· Определять сложность работы алгоритмов.
· Работать в среде программирования.
· Реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования.
· Оформлять код программы в соответствии со стандартом кодирования.
· Выполнять проверку, отладку кода программы
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
· Понятие алгоритмизации, свойства алгоритмов, общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции.
· Эволюцию языков программирования, их классификацию, понятие системы программирования.
· Основные элементы языка, структуру программы, операторы и операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, классы памяти.
· Подпрограммы, составление библиотек подпрограмм.
· Объектно-ориентированную модель программирования, основные принципы объектно-ориентированного программирования на примере алгоритмического языка: понятие классов и объектов, их свойств и методов, инкапсуляции и полиморфизма, наследования и переопределения.
Перечень компетенций, элементы которых формируются в рамках дисциплины:
Код |
Наименование компетенций |
ОК 1. |
a. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 2. |
b. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 4. |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 9. |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
ПК 1.2. |
Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием. |
ПК 2.3. |
Обеспечивать сбор данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей. |
ПК 2.4. |
Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 190 часов, в том числе:
обязательной учебной нагрузки обучающегося 146 часов;
самостоятельной работы обучающегося 44 часов.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
190 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
146 |
в том числе: |
|
практические занятия |
56 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
44 |
в том числе:
|
|
Итоговая аттестация в форме: ЭКЗАМЕН |
|
Распределение часов, отводимое на освоение общеобразовательной дисциплины, по семестрам:
№ п/п |
Нагрузка обучающегося |
Номер семестра |
Всего часов |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||
09.02.06 Сетевое и системное администрирование |
|||||||||||
1.1 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
|
48 |
98 |
|
|
|
|
|
146 |
|
В том числе: |
Занятий на уроках |
|
|
|
|
|
|
|
|
90 |
|
Практические занятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
56 |
||
1.2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося |
|
|
|
|
|
|
|
|
44 |
|
1.3 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Основы алгоритмизации, языки и системы программирования. |
6 / 16 / 2 |
|
|
Тема 1.1. Основы алгоритмизации |
Содержание учебного материала |
|
2 |
Основы алгоритмизации. Историческая справка. Алгоритм и его свойства. |
2 |
||
Разновидности структур алгоритмов. Алгоритмы в жизни и программировании |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1. Подготовить сообщение на тему: Алгоритмы в жизни и программировании |
2 |
||
Способы описания алгоритмов. Виды записи алгоритмов |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2. Подготовить сообщение на тему: Виды записи алгоритмов |
2 |
||
Стандартизация графического представления алгоритмов. Блок-схемы |
2 |
||
Тема 1.2. Общие сведения о системах программирования |
Содержание учебного материала |
|
2 |
Виды, назначение и состав системы программирования. |
2 |
||
Виды языков программирования. Классификация языков программирования |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3. Создание блок-схем алгоритмов |
2 |
||
Этапы решения задач по программированию на компьютере. |
2 |
||
Современные интегрированные и дискретные среды разработки программ. |
2 |
||
Контрольная работа № 1 по теме: «Основы алгоритмизации и структурного программирования». |
2 |
||
Раздел 2. Основные элементы языка. Управляющие операторы языка. Структурированные типы данных. Символьные типы данных |
22 / 50 / 46 |
|
|
Тема 2.1. Основные понятия языка программирование Turbo Pascal |
Содержание учебного материала |
|
2 |
Система программирования TurboPascal. Основные понятия языка программирования Pascal. |
2 |
||
Структура построения программы на языке Pascal. Простые типы данных в языке Pascal. |
2 |
||
Операции с данными в Pascal. Приоритет операций. Выражения. |
2 |
||
Основные операторы в языке Pascal. Ввод/вывод данных на языке Pascal. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4. Составить опорный конспект «Основные операторы в языке Pascal». |
2 |
||
Составление простейших линейных программ (алгоритмов) на языке Pascal. |
2 |
||
Выполнение, тестирование и отладка программ. Работа с окнами. Метод пошагового выполнения программы. |
2 |
||
Практическое занятие № 1 Знакомство со средой программирования TurboPascal. Особенности среды программирования TurboPascal (или ABCPascal). |
2 |
||
Практическое занятие № 2 Составление, тест, отладка линейных программ в среде программирования TurboPascal. |
2 |
||
Тема 2.2. Основные алгоритмические конструкции и их реализация на языке Pascal |
Содержание учебного материала |
|
2 |
Реализация разветвляющихся алгоритмов в языке Pascal. Полный и неполный условный оператор. |
2 |
||
Операторные скобки. Реализация циклических алгоритмов в языке Pascal. Цикл с параметром. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5. Решение примеров на тему «Реализация циклических алгоритмов в языке Pascal». |
2 |
||
Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. Вложенные циклы. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 Решение примеров на тему «Цикл с предусловием в языке Pascal», «Цикл с постусловием в языке Pascal». |
2 |
||
Практическое занятие № 3 Составление, тестирование, отладка задач с ветвлением в среде TurboPascal (или ABCPascal).
|
2 |
||
Практическое занятие № 4 Использование полного и неполного условного оператора при составлении программ, вложенность условий. Операторные скобки. |
2 |
||
Практическое занятие № 5 Использование оператора выбора Case при составлении задач на ветвление. |
2 |
||
Практическое занятие № 6 Циклы в языке Pascal. Цикл с параметром. |
2 |
||
Практическое занятие № 7 Циклы в языке Pascal. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. |
2 |
||
Практическое занятие № 8 Циклы в языке Pascal. |
2 |
||
Практическое занятие № 9 Циклы в языке Pascal. Вложенные циклы. |
2 |
||
Решение типовых задач на языке Pascal. Часть 1. Примеры составления блок-схем и алгоритмов, подготовка программного кода в среде TurboPascal (или ABCPascal). |
2 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7 Решение типовых задач на языке Pascal. Тест «Основы языка» |
2 |
||
Решение типовых задач на языке Pascal. Часть 2. Примеры составления блок-схем и алгоритмов, подготовка программного кода в среде TurboPascal (или ABCPascal). |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8 Решение типовых задач на языке Pascal. Тест «Операторы ветвления» |
2 |
||
Решение типовых задач на языке Pascal. Часть 3. Использование циклических алгоритмов. Примеры составления блок-схем и алгоритмов, подготовка программного кода в среде TurboPascal (или ABCPascal). |
4 |
||
Сравнительная характеристика циклов WHILE, REPEAT, FOR. |
2 |
||
Практическое занятие № 10 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием циклов WHILE, REPEAT. |
2 |
||
Практическое занятие № 11 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием цикла FOR. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9 Решение типовых задач на языке Pascal. Тест «Циклы» |
2 |
||
Тема 2.3. Сложные типы данных |
Содержание учебного материала |
|
|
Массивы. Работа с одномерными массивами в языке Pascal. Примеры типовых программ с использованием одномерных массивов |
2 |
2 |
|
Работа с двумерными массивами в языке Pascal. Примеры типовых программ с использованием двумерных массивов |
2 |
||
Практическое занятие № 12 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием одномерных массивов. Одномерные массивы в программах на языке Pascal. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 10 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием одномерных массивов. Одномерные массивы в программах на языке Pascal. |
2 |
||
Практическое занятие № 13 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием двумерных массивов. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 11 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием двумерных массивов. |
2 |
||
Сортировка массива. Метод «перестановки». |
2 |
||
Сортировка массива. Метод «пузырька». |
2 |
||
Практическое занятие № 14 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ для сортировки массива. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 12 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием массивов |
2 |
||
Контрольная работа № 2 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием массивов. |
2 |
||
Строки. Работа со строками в языке Pascal. |
2 |
||
Типовое использование строковых переменных в программах на языке Pascal. |
2 |
||
Операторы и функции для работы со строковыми переменными в языке Pascal. Примеры типовых программ с использованием строковых переменных в языке Pascal. |
4 |
||
Практическое занятие № 15 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием строковых переменных в языке Pascal. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 13 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием строковых переменных в языке Pascal. |
2 |
||
Структуры данных различного типа. |
2 |
||
Работа со структурами данных различного типа. |
2 |
||
Записи. Использование данных типа записи при составлении программ на языке Pascal. |
2 |
||
Практическое занятие № 16 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием данных типа записи в языке Pascal. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 14 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием данных типа записи в языке Pascal. |
2 |
||
Практическое занятие № 17 Подготовка в контрольной работе по теме: «Использование данных различного типа в программах на языке Pascal» Часть 1 «Строковые переменные» |
2 |
||
Контрольная работа № 3 по теме: «Использование данных различного типа в программах на языке Pascal» Часть 1 «Строковые переменные» |
2 |
||
Практическое занятие № 18 Подготовка в контрольной работе по теме: «Использование данных различного типа в программах на языке Pascal» Часть 2 «Работа с массивами». |
2 |
||
Контрольная работа № 4 по теме: «Использование данных различного типа в программах на языке Pascal» Часть 2 «Работа с массивами». |
2 |
||
Практическое занятие № 19 Подготовка в контрольной работе по теме: «Использование данных различного типа в программах на языке Pascal» Часть 3 «Работа с записями». |
2 |
||
Контрольная работа № 5 по теме: «Использование данных различного типа в программах на языке Pascal» Часть 3 «Работа с записями». |
2 |
||
Раздел 3. Модульное программирование. Рекурсия. Визуально-событийно управляемое программирование. Разработка оконного приложения |
16 / 24 / 8 |
|
|
Тема 3.1. Подпрограммы |
Содержание учебного материала |
|
|
Структура пользовательской подпрограммы. Типы параметров подпрограмм. |
2 |
2 |
|
Организация вызова подпрограммы. |
2 |
||
Практическое занятие № 20 Разработка, отладка и выполнение программы с использованием процедур с различными типами параметров в языке Pascal. Вызов подпрограмм |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 15 Разработка, отладка и выполнение программы с использованием процедур с различными типами параметров в языке Pascal. |
2 |
||
Рекурсивные подпрограммы. |
2 |
||
Практическое занятие № 21 Разработка, отладка и выполнение программы с использованием функций с различными типами параметров в языке Pascal. Рекурсивные подпрограммы. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 16 Разработка, отладка и выполнение программы с использованием функций с различными типами параметров в языке Pascal. |
2 |
||
Тема 3.2. Файлы |
Содержание учебного материала |
|
2 |
Файлы. Работа с файлами. |
2 |
||
Организация ввода/вывода. |
2 |
||
Практическое занятие № 22 Разработка, отладка и выполнение программы с использованием функций работы с файлами в языке Pascal. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 17 Разработка, отладка и выполнение программы с использованием функций работы с файлами в языке Pascal. |
2 |
||
Тема 3.3. Работа с модулями
|
Содержание учебного материала |
|
2 |
Назначение модулей в языке программирования. |
2 |
||
Подключение модулей к программе. Примеры использования программы с использованием графики. |
2 |
||
Практическое занятие № 23 Разработка, отладка и выполнение программы с использованием графики в языке Pascal. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 18 Разработка, отладка и выполнение программы с программы с использованием графики.в языке Pascal. |
2 |
||
Тема 3.4. Среда разработки программ объектно-ориентированного программирования Delphi 7.0. |
Содержание учебного материала |
|
3 |
Объектно-ориентированное программирование. Особенности объектно-ориентированного программирования. |
2 |
||
Среда разработки программ объектно-ориентированного программирования Delphi 7.0 Особенности интерфейса в среде разработки программ объектно-ориентированного программирования Delphi 7.0 |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 19 Изучение особенностей интерфейса в среде разработки программ объектно-ориентированного программирования Delphi 7.0 |
2 |
||
Примеры типовых программ в среде разработки программ объектно-ориентированного программирования Delphi 7.0 |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 20 Разработка, отладка и выполнение программы в среде разработки программ объектно-ориентированного программирования Delphi 7.0 |
2 |
||
Тема 3.5. Языки программирования высокого уровня |
Содержание учебного материала |
|
3 |
История языков программирования высокого уровня. Характеристика языков программирования высокого уровня. Сравнительная характеристика языков программирования высокого уровня. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 21 Подготовить реферат на тему «Характеристика языков программирования высокого уровня» |
2 |
||
Тема 3.6. СУБД |
Содержание учебного материала |
|
3 |
СУБД. Сравнительная характеристика СУБД |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 22 Подготовить реферат на тему «Характеристика СУБД Visual FoxPro» |
2 |
||
Итоговая аттестация |
Экзамен |
|
|
Всего: |
44 / 90 / 56 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информационных технологий;
Оборудование учебного кабинета:
· Автоматизированные рабочие места по количеству обучающихся (Процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб);
· Автоматизированное рабочее место преподавателя (Процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб);
· Проектор и экран;
· Маркерная доска;
· Программное обеспечение общего и профессионального назначения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основная литература:
1. Семакин И.Г., Шестаков А. П., Основы алгоритмизации и программирования, Издание: 4-е изд. стер., Артикул издания: 104119263, .-М.: Издательский центр «Академия», Год выпуска: 2020
Дополнительная литература:
1. Семакин И.Г. Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.Г. Семакин, А.П.Шестаков - 2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с..
2. Семакин, И.Г. Основы алгоритмизации и программирования. Практикум: учеб. пособие для СПО/ И.Г.Семакин, А.П.Шестаков. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2015
3. Семакин И.Г. Основы алгоритмизации и программирования. Практикум: Учебное пособие. - М.: Издательский центр академия, 2013. - 144с.
4. Голицина О.Л. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие / О.Л.Голицына, И.И.Попов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2008. - 432с. - (Профессиональное образование)
Интернет-ресурсы:
1. Каталог: алгоритмы и дискретные структуры: алгоритмы http://www.intuit.ru/catalog/algorithms/algorithms
2. Каталог: программирование: языки и системы программирования http://www.intuit.ru/catalog/se/pl
3. Программирование PascalABC.NET http://pascalabc.net/
4. Программирование Pascal-Паскаль http://www.pascal.helpov.net
5. Язык Pascal. Программирование для начинающих. http://www.pas1.ru
6. The Delphi – программирование http://thedelphi.ru/
7. www.fcior.edu.ru (Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.).
8. www.school-collection.edu.ru (Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов).
9. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы и дистанционное обучение в Национальном Открытом Университете «ИНТУИТ» по курсу «Информатика»).
10. https://iite.unesco.org/ru/ (Открытые электронные курсы Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) по информационным технологиям).
11. www.megabook.ru (Мега энциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
12. www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
13. www.window.edu.ru (Единое окно
доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: - формализовать поставленную задачу; |
Практические занятия (наблюдение, письменный отчет) Домашние задания (оценка) |
- применять полученные знания к различным предметным областям; |
Практические занятия (наблюдение, письменный отчет) Домашние задания (оценка) |
- составлять и оформлять программы на языках программирования; |
Практические занятия (наблюдение, письменный отчет) Домашние задания(оценка) |
- тестировать и отлаживать программы. |
Практические занятия (наблюдение, письменный отчет) Домашние задания(защита презентаций) |
знания: - общие принципы построения и использования языков программирования, их классификацию; |
Письменный опрос Фронтальный опрос Домашние задания (оценка) |
- современные интегрированные среды разработки программ; |
Фронтальный опрос |
- процесс создания программ; |
Фронтальный опрос Домашние задания(оценка) |
- стандарты языков программирования; |
Домашние задания (оценка) |
- общую характеристику и синтаксис языка ассемблера |
Письменный опрос (тестирование, самостоятельная работа) Домашние задания(оценка) |
Результаты обучения |
Формы и методы оценки |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:
|
Результаты выполнения самостоятельной работы |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:
|
Экспертное наблюдение и оценивание выполнения практических работ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.