ОПЕРАЦИИ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ

  • docx
  • 05.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-001896.docx

ОПЕРАЦИИ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Из статьи вы узнаете, как правильно отразить в учете поступление, улучшение и выбытие основных средств (далее – ОС).

 

Приобретение ОС

 

ПРИМЕР 1

 

Приобретение ОС за денежные средства

 

Предприятие приобрело в автосалоне два новых автомобиля: грузовой стоимостью 1 200 000 грн. (в т. ч. НДС – 200 000 грн.) и легковой стоимостью 600 000 грн. (в т. ч. НДС

– 100 000 грн.).

 

(грн.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Перечислена предоплата автосалону за грузовой автомобиль

Платежное поручение

371

311

1 200 000

–              

2

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641

644

200 000

–               –

3

Списаны расходы на регистрацию автомобиля в органах ГАИ (сумма условная)

Справка, счет

152

377

1 000

–               –

4

Оплачена стоимость регистрации автомобиля в органах ГАИ (сумма условная)

 

377

311

1 000

–               –


 

 

 

 

 

 

 

Приобретение легкового автомобиля

1

Перечислена предоплата

Платежное поручение

371

311

600 000

–                   –

 

автосалону за легковой

 

 

 

 

 

 

автомобиль

 

 

 

 

 

2

Отражен налоговый

Налоговая накладная

641

644

100 000

–                   –

 

кредит по НДС

 

 

 

 

 

3

Списаны расходы на

Справка, счет

152

377

1 000

–                   –

 

регистрацию автомобиля

 

 

 

 

 

 

в органах ГАИ (сумма

 

 

 

 

 

 

условная)

 

 

 

 

 

4

Оплачена стоимость

 

377

311

1 000

–                   –

 

регистрации автомобиля

 

 

 

 

 

 

в органах ГАИ (сумма

 

 

 

 

 

 

условная)

Платежное поручение

 

 

 

 

5

Уплачен сбор за первую

 

641

311

1 000

–                   –

 

регистра-

 

 

 

 

 

 

цию ТС (сумма условная)

 

 

 

 

 

6

Начислен сбор за первую

Расчет сбора за первую

152

641

1 000

–                   –

 

регистрацию ТС

регистрацию ТС

 

 

 

 

7

Начислен пенсионный

Расчет

152

651

25 000

–                   –

 

сбор по ставке 5 %

 

 

 

 

 

 

(500 000 х 5 %)

 

 

 

 

 

8

Уплачен пенсионный

Платежное поручение

651

311

25 000

–                   –

 

сбор

 

 

 

 

 

9

Оприходован легковой

 

152

631

500 000

–                   –

 

автомобиль

Типовая форма

 

 

 

 

10

Закрыты расчеты по НДС

№ ОЗ-1

644

631

100 000

–                   –

11

Произведен зачет

Не оформляются

631

371

600 000

–                   –

 

задолженностей

 

 

 

 

 

12

Введен автомобиль

Типовая форма

105

152

527 000

–              527 000

 

в эксплуатацию

№ ОЗ-1

 

 

 

 

 

ПРИМЕР 2

 

Приобретение ОС в кредит

 

Предприятие приобрело грузовой автомобиль для использования в хозяйственной деятельности. Автомобиль ранее был зарегистрирован в Украине. Оплата произведена так: 300 000 грн. – собственными деньгами, 600 000 грн. – кредитными средствами. Срок погашения банковского кредита – один год. Ежемесячная уплата тела кредита составляет 50 000 грн., процентов – 9 250 грн.

 

Учет этих операций ведется так:

 

(грн.)



 

 

1

Получен кредит на текущий счет

Выписка банка

311

601

600 000

–                    –

2

Перечислена продавцу плата за

Платежное

371

311

900 000

–                    –

 

автомобиль

поручение

 

 

 

 

3

Начислен налоговый кредит по

Налоговая

641

644

150 000

–                    –

 

НДС

накладная

 

 

 

 

4

Оплачены расходы по

Платежное

152

311

900

–                    –

 

перерегистрации автомобиля в

поручение

 

 

 

 

 

ГАИ

 

 

 

 

 

5

Оприходован автомобиль                     Типовая          152               750 000          –                –

 

 

 

 

631

 

 

6

Закрыты расчеты по НДС

форма № ОЗ-1

644

 

150 000

–                   –

7

Перечислен банку ежемесячный

Платежное

601

311

50 000

–                    –

 

платеж

поручение

 

 

 

 

8

Начислены проценты за кредит

Договор

951

684

9 250

–                 9 250

 

 

кредитования

 

 

 

 

9

Перечислены проценты за

Платежное

684

311

9 250

–                    –

 

кредит

поручение

 

 

 

 

10

Введен в эксплуатацию

Типовая форма

105

152

750 900*

–                    –

 

автомобиль

№ ОЗ-1

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕР 3

 

Приобретение ОС на условиях товарного кредита

 

Предприятие по договору товарного кредита приобрело станок стоимостью 1 200 000 грн. (в т. ч. НДС – 200 000 грн.). Договором предусмотрены следующие условия:

 

·                     срок окончательного расчета – через три месяца после фактической передачи станка от продавца покупателю;

 

·                     право собственности на станок переходит в момент его фактической передачи покупателю;

 

·                    проценты за отсрочку платежа составляют 48 000 грн. (в т. ч. НДС – 8 000 грн.);

 

·                    проценты начисляются и уплачиваются при возврате основной суммы долга.

 

Стороны договора – плательщики налога на прибыль и НДС на общих основаниях.

 

В учете выполненные операции отражаются так:

 

(грн.)

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7              8

1

Получен станок от продавца

Типовая форма

№ ОЗ-1

152

631

1 000 000

–              –

2

Отражен налоговый кредит

по НДС

Налоговая накладная

641

631

200 000

–              –


 

 

3

Отражено на

Договор

05

1 200 000

–                   –

 

забалансовом счете

товарного кредита

 

 

 

 

 

обязательство по залогу

 

 

 

 

 

4

Введен станок в

Типовая форма

104

152

1 000 000*

–                   –

 

эксплуатацию

№ ОЗ-1

 

 

 

 

5

Начислены проценты за

Договор

952

684

40 000

–               40 000

 

отсрочку платежа в срок,

купли-продажи

 

 

 

 

 

установленный

 

 

 

 

 

 

договором

 

 

 

 

 

6

Отражен налоговый

Налоговая

641

684

8 000**

–                   –

 

кредит по процентам

накладная

 

 

 

 

7

Перечислена продавцу:

 

 

 

 

 

 

– плата за станок

Платежное

631

311

1 200 000

–                   –

 

– сумма процентов

поручение

684

311

48 000

–                   –

8

Списано с забалансового

Договор

05

1 200 000

–                   –

 

счета обязательство по

товарного кредита

 

 

 

 

 

залогу

 

 

 

 

 

** Проценты, уплаченные за отсрочку платежа, не включаются в первоначальную стоимость ОС (п. 8 П(С)БУ 7). Объектом амортизации является амортизируемая стоимость, которая определяется как разница между первоначальной и ликвидационной стоимостью объекта (п. 4, 22 П(С)БУ 7). Если объект ОС предназначен для использования в хозяйственной деятельности, то предприятие имеет право амортизировать расходы на приобретение такого объекта в налоговом учете (п. 144.1 НК). Стоимость ОС, которая амортизируется, – это первоначальная (переоцененная) стоимость ОС за вычетом его ликвидационной стоимости (пп. 14.1.19 НК). В нашем примере амортизируемая стоимость составляет 1 000 000 грн.

** Расходы на проценты по товарному кредиту по своей сути связаны с привлечением заемного капитала. Значит, в соответствии с п. 27 П(С)БУ 16 они включаются в финансовые расходы. Согласно пп. 14.1.206 НК в налоговом учете к процентам относятся и платежи за использование товаров (в т. ч. ОС), полученных в кредит. Начисленные проценты как финансовые расходы признаются прочими расходами (ст. 141, пп. 138.10.5 НК). При этом приобретаемые ОС должны использоваться в хозяйственной деятельности предприятия. Финансовые расходы по процентам за отсрочку платежа признаются расходами отчетного периода, в котором они были осуществлены,       в соответствии с правилами бухгалтерского учета (п. 138.5 НК).

 

Эксплуатация ОС

 

ПРИМЕР 4

 

Улучшение ОС

 

Предприятие в июне 2014 года завершило работы, связанные с производственным зданием:

 

·                    текущий ремонт (выполнен собственными силами) на сумму 400 000 грн.;

 

·                     реконструкцию (была привлечена подрядная организация) на сумму 6 000 000 грн. (в т. ч. НДС – 1 000 000 грн.).

 

Ремонтный лимит составляет 1 500 000 грн.

 

В учете эти операции отражаются следующим образом:

 

(грн.)



 

 

 

стоимость

1

2

3

4

5

6

7

8


1       Осуществлены расходы на текущий ремонт производственного здания:

  стоимость материалов

  зарплата работников ремонтной группы

  сумма начисленного ЕСВ (условно – 40 %)

  амортизация инструмента

2       Списаны на общепроизводственные расходы (далее

ОПР) расходы на текущий ремонт

 

3       Распределены ОПР (условно):– на себестоимость произведенной продукции


Наряд

на выполнение ремонтных работ, требования

на отпуск материалов, бухгалтерские справки

 

Акт    выполненных ремонтных работ, бухгалтерская справка

 

 

Бухгалтерская справка


 

 

231

201	240 000	–	–
661	100 000	–	–
651	40 000	–	–
131	20 000	–	–

231

 

231

 

231

 

91         231     400 000             –                    –

 

 

 

 

 

 

23          91      260 000           –***                  –


 

себестоимость                                                       901    91

140 000

140 000***

 

реализованной продукции

 

 

 

 

 

 

4

Приняты работы подрядчика по реконструкции здания цеха

Акты формы

№ КБ-2в*,

№ КБ-3*

151

631

5 000 000

5

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641

631

1 000 000

6

Отнесена на увеличение стоимости здания стоимость улучшения

Акт типовой формы

№ ОЗ-2**

103

151

5 000 000

1 100

000***

3 900 000***

*  Утверждена Приказом 293.

** Утверждена Приказом № 352.

*** В налоговом учете:

а)  расходы  на  текущий  ремонт  будут  включены  в  пределах  ремонтного  лимита:–  в  расходы   в составе себестоимости реализованной продукции  в  периоде  реализации  такой  продукции  –  260 000 грн.;– в расходы как нераспределенные постоянные ОПР в периоде их осуществления –  140 000 грн.;

б) расходы на реконструкцию производственного здания:– включаются в состав расходов (себестоимости реализованной продукции) в сумме 1 100 000 грн. в пределах остатка ремонтного лимита (1 500 000 грн. – 400 000 грн.);– увеличивают балансовую стоимость здания (ОС группы 3)

на  сумму   превышения  ремонтного  лимита  в  размере  3  900  000  грн.  (5  000  000  грн.  –            1 100 000 грн.).Для правильного учета расходов на улучшение ОС необходимо вести отдельный  учет использования ремонтного лимита.

 

ПРИМЕР 5

 

Перемещение ОС из головного предприятия в филиал

 

В июне 2014 года головное предприятие передало филиалу производственное оборудование. Его первоначальная стоимость – 800 000 грн., сумма накопленного износа – 260 000 грн. Оборудование передается:

 

·                     вариант 1 – по остаточной стоимости;

 

·                    вариант 2 – по первоначальной стоимости с учетом накопленного износа.


 

 

Бухгалтерский учет этих операций будет таким:

 

(грн.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переданы

филиалу/получены филиалом ОС

Типовая форма

№ ОЗ-1

683

104

800 000

104

683

800 000

Списана головным предприятием/получена филиалом сумма накопленного износа

Типовая форма

№ ОЗ-1,

ведомость начисления амортизации

131

683

260 000

683

131

260 000

Начислена амортизация на оборудование (сумма условная)

Ведомость начисления амортизации

91

131

850

 

ПРИМЕР 6

 

Учет последствий ДТП

 

Предприятие застраховало автомобиль (числится в составе ОС). Договор страхования заключен в марте 2014 года сроком на один год. По договору  страховая сумма составила 360 000 грн., франшиза (2 % страховой суммы) – 7 200 грн., страховой платеж – 54 000 грн. В мае текущего года автомобиль попал в аварию. Cтраховая компания выплатила предприятию страховое  возмещение.

 

Первоначальная стоимость автомобиля – 560 000 грн., сумма износа – 120 000 грн. Существует два варианта отражения в учете последствий ДТП:

Вариант 1 – автомобиль не подлежит восстановлению и списывается с баланса предприятия.

 

В связи с аварией предприятие понесло следующие дополнительные расходы:

 

·                    стоимость экспертной оценки поврежденного автомобиля – 1 000 грн. без НДС;


 

 

·                    стоимость услуг эвакуатора – 550 грн. без НДС;

 

·                     зарплата за демонтаж списанного авто – 420 грн., начисленный на нее ЕСВ (36,76 %) – 154,40 грн.;

 

·                    стоимость процедуры снятия автомобиля с учета в ГАИ – 320 грн. без НДС.

 

В результате разборки получен металлолом, справедливая стоимость которого составила 15 000 грн.

 

Вариант 2 – автомобиль ремонтируется и продолжает эксплуатироваться.

 

Стоимость ремонтных работ – 84 000 грн. (в т. ч. НДС – 14 000 грн.). Ремонт выполняет СТО. Страховая компания определила размер убытков от ДТП в сумме 86 400 грн., страховое возмещение составило 84 672 грн. [86 400 грн. – 1 728 грн. (франшиза)].

 

Учет указанных операций ведется так:

 

(грн.)

 

 

 

п/п

операции

документы

Дт

Кт

Сумма

Доход

Расходы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Перечислен

Договор

377

311

54 000,00

 

страховой компании

страховой платеж

страхования,

выписка банка

 

 

 

 

2

Отнесен страховой платеж на расходы будущих периодов

Договор страхования

39

685

54 000,00

–                          –

3

Отнесена на расходы за апрель часть страхового платежа (54 000 : 12 х 2)

Бухгалтерская справка

92

39

9 000,00

–                     9 000,00

4

Закрыты расчеты по счетам

Не оформляются

685

377

54 000,00

–                          –

 

 

 

 

2

Отражены услуги

оценщика

работ

976

685          1 000,00             –             1 000,00

3

Оплачены

 

685

311          1 550,00             –                   –

 

полученные услуги

 

 

 

 

(550 + 1 000)

Платежное

 

 

4

Оплачена стоимость

поручение

685

311           320,00              –                   –

 

снятия с учета

 

 

 

 

 

 

автомобиля в ГАИ

 

 

 

 

 

5

Снят автомобиль с

Справка

976

685

320,00

–                        320,00

 

учета в ГАИ

 

 

 

 

 

6

Списана остаточная

Акт на списание

976

105

440 000,00

–                     440 000,00

 

стоимость

транспортных

 

 

 

 

 

автомобиля

средств (типовая

 

 

 

 

7

Списана сумма

форма

131

105

 

 


 

 

 

начисленного износа

№ ОЗ-4)*

 

 

120 000,00

8

Отнесен на расходы остаток страхового платежа [54 000 –

– 4 500 (за март) –

– 4 500 (за апрель)]

Бухгалтерская справка

976

39

45 000,00

45 000,00

9

Произведена

Наряд на

976

661,

574,40

574,40

 

разборка автомобиля

выполненную работу

 

657

 

 

 

10

Оприходован металлолом, полученный после разборки

Акт оценки металлолома

209

746

15 000,00

15 000,00**

11

Начислено страховое возмещение за минусом франшизы (360 000 – 7 200)

Акт экспертной оценки, страховой акт (аварийный сертификат)

655

746

352 800,00

12

Получено страховое возмещение

Выписка банка

311

655

352 800,00

352 800,00

*  Утверждена Приказом 352.

** По мнению налоговых органов, при оприходовании ТМЦ предприятие должно отразить доходы согласно пп. 135.5.15 НК, а затем в случае их реализации оно сможет отразить расходы в сумме их себестоимости в соответствии с пп. 138.8.1 НК (ответ в ОИР, категория 110.09.01).

Автомобиль подлежит восстановлению

 

1

 

2

Оплачены услуги СТО

Отражен налоговый

Платежное поручение

Налоговая

377

 

641

311

 

644

84 000,00

 

14 000,00

 

 

 

кредит по НДС

накладная

 

 

 

 

 

3

Отражены убытки от

 

976

377

70 000,00

–                     70

000,00

 

ДТП

Акт выполненных

 

 

 

 

 

4

Закрыта сумма

СТО работ

644

377

14 000,00

 

налогового кредита

 

 

 

 

 

 

 

по НДС

 

 

 

 

 

 

5

Начислено страховое

Акт экспертной

655

746

84 672,00

 

возмещение за

оценки,

 

 

 

 

 

 

минусом франшизы

страховой акт

 

 

 

 

 

 

 

(аварийный

 

 

 

 

 

 

 

сертификат)

 

 

 

 

 

6

Получено страховое

Выписка банка

311

655

84 672,00

84 672,00

 

возмещение

 

 

 

 

 

 

 

Ликвидация ОС

 

ПРИМЕР 7

 

Демонтаж объекта ОС

 

В связи с изменением вида деятельности предприятие решило демонтировать старое оборудование и установить новое. В июле старое оборудование выводится из эксплуатации. Его первоначальная стоимость – 95 600 грн., начисленный износ – 46 600 грн., остаточная стоимость объекта на момент списания – 49 000 грн., расходы на демонтаж – 2 800 грн., стоимость оприходованных составных частей оборудования – 4 400 грн. В налоговом учете оборудование относится к ОС группы 4. Первоначальная


 

стоимость нового оборудования – 135 000 грн.

 

В учете выполненные операции отражаются так:

 

	
1	2	3	4	5	6	7	8
1	Начислена амортизация на	Расчет	23	131	350	–	–**

(грн.)

 


п/п            Содержание операции


Первичные документы


Бухгалтерский учет              Налоговый учет Дт         Кт         Сумма  Доход  Расходы


 

 

 

оборудование за июль

амортизации основных средств (для     промышленных предприятий) (типовая форма

№ ОЗ-14)*

 

2

Списано демонтированное оборудование на сумму:

– его остаточной

Акт списания основных средств (типовая

 

 

976

 

 

104       49 000           –             49 000

 

стоимости***

форма № ОЗ-3)*

 

 

начисленного износа                                                          131     104     46 600           –                 –

 


3          Отражены расходы на ликвидацию оборудования


Наряд на выполненные работы


976      65,

66


2 800                 –              2 800


 

*  Утверждена Приказом 352.

** Относится  на  расходы  в  составе  себестоимости  в  периоде  реализации  готовой  продукции.  В августе оборудование уже не амортизируется.

*** Налоговые обязательства на условную продажу у предприятия не возникают, так как документы о демонтаже оборудования и невозможности его дальнейшей эксплуатации по первоначальному назначению представлены в налоговые органы.

 

4

Оприходованы отдельные составные части демонтированного оборудования, пригодные к использованию, по цене возможной реализации

Типовая форма № ОЗ-3

209

746

4 400

4 400*

5

Реализованы составные части демонтированного оборудования

Накладная

361

702

5 280

4 400*

6

Начислены налоговые обязательства по НДС

Налоговая накладная

702

641

880

7

Списана себестоимость проданных составных частей оборудования

Бухгалтерская справка

902

209

4 400

4 400*

8

Поступили денежные средства от покупателя

Выписка банка

311

361

5 280

9

Введено в эксплуатацию новое оборудование

Типовая форма № ОЗ-1

104

152

135 000

10

Отнесены на финансовый результат:

– доход от ликвидации

 

 

 

746

 

 

793

 

 

4 400

 

 

 

 


 

 

объекта ОС

 

– доход от реализации

 

702

791

составных частей

 

 

 

демонтированного

 

 

 

оборудования

 

 

 

– расходы, связанные с ликвидацией

Не оформляются

793

976

демонтированного

 

 

 

оборудования

 

 

 

– себестоимость проданных

 

791

902

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Учет приобретения ОС зависит от способа их приобретения (за денежные средства, путем обмена и др.). При этом важно правильно сформировать первоначальную стоимость объекта с учетом понесенных расходов на их приобретение.

 

При проведении улучшений ОС необходимо помнить о ремонтном лимите и не допускать его превышения, поскольку это приводит к занижению налогооблагаемой прибыли.

 

При ликвидации ОС, которые морально устарели и не выполняют поставленных задач, пришли в негодность, похищены и пр., финансовый результат операции в бухгалтерском учете определяется как разница между доходом от выбытия ОС и их остаточной стоимостью, косвенными налогами и расходами, связанными с выбытием ОС. В налоговом учете в периоде ликвидации в налоговые расходы включается амортизируемая стоимость за минусом начисленной амортизации.