ОПЕРАЦИИ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Из статьи вы узнаете, как правильно отразить в учете поступление, улучшение и выбытие основных средств (далее – ОС).
Приобретение ОС
ПРИМЕР 1
Приобретение ОС за денежные средства
Предприятие приобрело в автосалоне два новых автомобиля: грузовой стоимостью 1 200 000 грн. (в т. ч. НДС – 200 000 грн.) и легковой стоимостью 600 000 грн. (в т. ч. НДС
– 100 000 грн.).
(грн.)
1 |
Перечислена предоплата автосалону за грузовой автомобиль |
Платежное поручение |
371 |
311 |
1 200 000 |
– – |
2 |
Отражен налоговый кредит по НДС |
Налоговая накладная |
641 |
644 |
200 000 |
– – |
3 |
Списаны расходы на регистрацию автомобиля в органах ГАИ (сумма условная) |
Справка, счет |
152 |
377 |
1 000 |
– – |
4 |
Оплачена стоимость регистрации автомобиля в органах ГАИ (сумма условная) |
|
377 |
311 |
1 000 |
– – |
Приобретение легкового автомобиля |
||||||
1 |
Перечислена предоплата |
Платежное поручение |
371 |
311 |
600 000 |
– – |
|
автосалону за легковой |
|
|
|
|
|
|
автомобиль |
|
|
|
|
|
2 |
Отражен налоговый |
Налоговая накладная |
641 |
644 |
100 000 |
– – |
|
кредит по НДС |
|
|
|
|
|
3 |
Списаны расходы на |
Справка, счет |
152 |
377 |
1 000 |
– – |
|
регистрацию автомобиля |
|
|
|
|
|
|
в органах ГАИ (сумма |
|
|
|
|
|
|
условная) |
|
|
|
|
|
4 |
Оплачена стоимость |
|
377 |
311 |
1 000 |
– – |
|
регистрации автомобиля |
|
|
|
|
|
|
в органах ГАИ (сумма |
|
|
|
|
|
|
условная) |
Платежное поручение |
|
|
|
|
5 |
Уплачен сбор за первую |
|
641 |
311 |
1 000 |
– – |
|
регистра- |
|
|
|
|
|
|
цию ТС (сумма условная) |
|
|
|
|
|
6 |
Начислен сбор за первую |
Расчет сбора за первую |
152 |
641 |
1 000 |
– – |
|
регистрацию ТС |
регистрацию ТС |
|
|
|
|
7 |
Начислен пенсионный |
Расчет |
152 |
651 |
25 000 |
– – |
|
сбор по ставке 5 % |
|
|
|
|
|
|
(500 000 х 5 %) |
|
|
|
|
|
8 |
Уплачен пенсионный |
Платежное поручение |
651 |
311 |
25 000 |
– – |
|
сбор |
|
|
|
|
|
9 |
Оприходован легковой |
|
152 |
631 |
500 000 |
– – |
|
автомобиль |
Типовая форма |
|
|
|
|
10 |
Закрыты расчеты по НДС |
№ ОЗ-1 |
644 |
631 |
100 000 |
– – |
11 |
Произведен зачет |
Не оформляются |
631 |
371 |
600 000 |
– – |
|
задолженностей |
|
|
|
|
|
12 |
Введен автомобиль |
Типовая форма |
105 |
152 |
527 000 |
– 527 000 |
|
в эксплуатацию |
№ ОЗ-1 |
|
|
|
|
ПРИМЕР 2
Приобретение ОС в кредит
Предприятие приобрело грузовой автомобиль для использования в хозяйственной деятельности. Автомобиль ранее был зарегистрирован в Украине. Оплата произведена так: 300 000 грн. – собственными деньгами, 600 000 грн. – кредитными средствами. Срок погашения банковского кредита – один год. Ежемесячная уплата тела кредита составляет 50 000 грн., процентов – 9 250 грн.
Учет этих операций ведется так:
(грн.)
![]() |
1 |
Получен кредит на текущий счет |
Выписка банка |
311 |
601 |
600 000 |
– – |
2 |
Перечислена продавцу плата за |
Платежное |
371 |
311 |
900 000 |
– – |
|
автомобиль |
поручение |
|
|
|
|
3 |
Начислен налоговый кредит по |
Налоговая |
641 |
644 |
150 000 |
– – |
|
НДС |
накладная |
|
|
|
|
4 |
Оплачены расходы по |
Платежное |
152 |
311 |
900 |
– – |
|
перерегистрации автомобиля в |
поручение |
|
|
|
|
|
ГАИ |
|
|
|
|
|
5 |
Оприходован автомобиль Типовая 152 750 000 – – |
|||||
|
|
|
|
631 |
|
|
6 |
Закрыты расчеты по НДС |
форма № ОЗ-1 |
644 |
|
150 000 |
– – |
7 |
Перечислен банку ежемесячный |
Платежное |
601 |
311 |
50 000 |
– – |
|
платеж |
поручение |
|
|
|
|
8 |
Начислены проценты за кредит |
Договор |
951 |
684 |
9 250 |
– 9 250 |
|
|
кредитования |
|
|
|
|
9 |
Перечислены проценты за |
Платежное |
684 |
311 |
9 250 |
– – |
|
кредит |
поручение |
|
|
|
|
10 |
Введен в эксплуатацию |
Типовая форма |
105 |
152 |
750 900* |
– – |
|
автомобиль |
№ ОЗ-1 |
|
|
|
|
ПРИМЕР 3
Приобретение ОС на условиях товарного кредита
Предприятие по договору товарного кредита приобрело станок стоимостью 1 200 000 грн. (в т. ч. НДС – 200 000 грн.). Договором предусмотрены следующие условия:
· срок окончательного расчета – через три месяца после фактической передачи станка от продавца покупателю;
· право собственности на станок переходит в момент его фактической передачи покупателю;
· проценты за отсрочку платежа составляют 48 000 грн. (в т. ч. НДС – 8 000 грн.);
· проценты начисляются и уплачиваются при возврате основной суммы долга.
Стороны договора – плательщики налога на прибыль и НДС на общих основаниях.
В учете выполненные операции отражаются так:
(грн.)
|
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 8 |
1 |
Получен станок от продавца |
Типовая форма № ОЗ-1 |
152 |
631 |
1 000 000 |
– – |
2 |
Отражен налоговый кредит по НДС |
Налоговая накладная |
641 |
631 |
200 000 |
– – |
3 |
Отражено на |
Договор |
05 |
– |
1 200 000 |
– – |
|
забалансовом счете |
товарного кредита |
|
|
|
|
|
обязательство по залогу |
|
|
|
|
|
4 |
Введен станок в |
Типовая форма |
104 |
152 |
1 000 000* |
– – |
|
эксплуатацию |
№ ОЗ-1 |
|
|
|
|
5 |
Начислены проценты за |
Договор |
952 |
684 |
40 000 |
– 40 000 |
|
отсрочку платежа в срок, |
купли-продажи |
|
|
|
|
|
установленный |
|
|
|
|
|
|
договором |
|
|
|
|
|
6 |
Отражен налоговый |
Налоговая |
641 |
684 |
8 000** |
– – |
|
кредит по процентам |
накладная |
|
|
|
|
7 |
Перечислена продавцу: |
|
|
|
|
|
|
– плата за станок |
Платежное |
631 |
311 |
1 200 000 |
– – |
|
– сумма процентов |
поручение |
684 |
311 |
48 000 |
– – |
8 |
Списано с забалансового |
Договор |
– |
05 |
1 200 000 |
– – |
|
счета обязательство по |
товарного кредита |
|
|
|
|
|
залогу |
|
|
|
|
|
**
Проценты, уплаченные за отсрочку платежа, не включаются в первоначальную
стоимость ОС (п. 8 П(С)БУ 7). Объектом
амортизации является амортизируемая стоимость, которая определяется как разница
между первоначальной и ликвидационной стоимостью объекта (п. 4, 22 П(С)БУ
7). Если объект ОС предназначен для использования в хозяйственной деятельности,
то предприятие имеет право амортизировать расходы на приобретение такого объекта
в налоговом учете (п. 144.1 НК).
Стоимость ОС, которая амортизируется, – это первоначальная (переоцененная)
стоимость ОС за вычетом его ликвидационной стоимости (пп. 14.1.19 НК). В нашем примере амортизируемая
стоимость составляет 1 000 000 грн.
** Расходы на проценты по товарному кредиту по своей сути связаны с привлечением заемного капитала. Значит, в соответствии с п. 27 П(С)БУ 16 они включаются в финансовые расходы. Согласно пп. 14.1.206 НК в налоговом учете к процентам относятся и платежи за использование товаров (в т. ч. ОС), полученных в кредит. Начисленные проценты как финансовые расходы признаются прочими расходами (ст. 141, пп. 138.10.5 НК). При этом приобретаемые ОС должны использоваться в хозяйственной деятельности предприятия. Финансовые расходы по процентам за отсрочку платежа признаются расходами отчетного периода, в котором они были осуществлены, в соответствии с правилами бухгалтерского учета (п. 138.5 НК).
Эксплуатация ОС
ПРИМЕР 4
Улучшение ОС
Предприятие в июне 2014 года завершило работы, связанные с производственным зданием:
· текущий ремонт (выполнен собственными силами) на сумму 400 000 грн.;
· реконструкцию (была привлечена подрядная организация) на сумму 6 000 000 грн. (в т. ч. НДС – 1 000 000 грн.).
Ремонтный лимит составляет 1 500 000 грн.
В учете эти операции отражаются следующим образом:
(грн.)
![]() |
|
стоимость |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 Осуществлены
расходы на текущий ремонт производственного здания:
– стоимость материалов
– зарплата работников ремонтной группы
– сумма начисленного ЕСВ (условно – 40 %)
– амортизация инструмента
2 Списаны на общепроизводственные расходы (далее –
ОПР) расходы на текущий ремонт
3 Распределены ОПР (условно):– на себестоимость произведенной продукции
Наряд
на выполнение ремонтных работ, требования
на отпуск материалов, бухгалтерские справки
Акт выполненных ремонтных работ, бухгалтерская справка
Бухгалтерская справка
231
231
231
231
91 231 400 000 – –
23 91 260 000 –*** –
– себестоимость 901 91 |
140 000 |
140 000*** |
– |
||||
|
реализованной продукции |
|
|
|
|
|
|
4 |
Приняты работы подрядчика по реконструкции здания цеха |
Акты формы № КБ-2в*, № КБ-3* |
151 |
631 |
5 000 000 |
– |
– |
5 |
Отражен налоговый кредит по НДС |
Налоговая накладная |
641 |
631 |
1 000 000 |
– |
– |
6 |
Отнесена на увеличение стоимости здания стоимость улучшения |
Акт типовой формы № ОЗ-2** |
103 |
151 |
5 000 000 |
1 100 000*** |
3 900 000*** |
* Утверждена Приказом № 293.
** Утверждена Приказом № 352.
*** В налоговом учете:
а) расходы на текущий ремонт будут включены в пределах ремонтного лимита:– в расходы в составе себестоимости реализованной продукции в периоде реализации такой продукции – 260 000 грн.;– в расходы как нераспределенные постоянные ОПР в периоде их осуществления – 140 000 грн.;
б) расходы на реконструкцию производственного здания:– включаются в состав расходов (себестоимости реализованной продукции) в сумме 1 100 000 грн. в пределах остатка ремонтного лимита (1 500 000 грн. – 400 000 грн.);– увеличивают балансовую стоимость здания (ОС группы 3)
на сумму превышения ремонтного лимита в размере 3 900 000 грн. (5 000 000 грн. – 1 100 000 грн.).Для правильного учета расходов на улучшение ОС необходимо вести отдельный учет использования ремонтного лимита.
ПРИМЕР 5
Перемещение ОС из головного предприятия в филиал
В июне 2014 года головное предприятие передало филиалу производственное оборудование. Его первоначальная стоимость – 800 000 грн., сумма накопленного износа – 260 000 грн. Оборудование передается:
· вариант 1 – по остаточной стоимости;
· вариант 2 – по первоначальной стоимости с учетом накопленного износа.
Бухгалтерский учет этих операций будет таким:
(грн.)
Переданы филиалу/получены филиалом ОС |
Типовая форма № ОЗ-1 |
683 |
104 |
800 000 |
104 |
683 |
800 000 |
Списана головным предприятием/получена филиалом сумма накопленного износа |
Типовая форма № ОЗ-1, ведомость начисления амортизации |
131 |
683 |
260 000 |
683 |
131 |
260 000 |
Начислена амортизация на оборудование (сумма условная) |
Ведомость начисления амортизации |
– |
– |
– |
91 |
131 |
850 |
ПРИМЕР 6
Учет последствий ДТП
Предприятие застраховало автомобиль (числится в составе ОС). Договор страхования заключен в марте 2014 года сроком на один год. По договору страховая сумма составила 360 000 грн., франшиза (2 % страховой суммы) – 7 200 грн., страховой платеж – 54 000 грн. В мае текущего года автомобиль попал в аварию. Cтраховая компания выплатила предприятию страховое возмещение.
Первоначальная стоимость автомобиля – 560 000 грн., сумма износа – 120 000 грн. Существует два варианта отражения в учете последствий ДТП:
Вариант 1 – автомобиль не подлежит восстановлению и списывается с баланса предприятия.
В связи с аварией предприятие понесло следующие дополнительные расходы:
· стоимость экспертной оценки поврежденного автомобиля – 1 000 грн. без НДС;
· стоимость услуг эвакуатора – 550 грн. без НДС;
· зарплата за демонтаж списанного авто – 420 грн., начисленный на нее ЕСВ (36,76 %) – 154,40 грн.;
· стоимость процедуры снятия автомобиля с учета в ГАИ – 320 грн. без НДС.
В результате разборки получен металлолом, справедливая стоимость которого составила 15 000 грн.
Вариант 2 – автомобиль ремонтируется и продолжает эксплуатироваться.
Стоимость ремонтных работ – 84 000 грн. (в т. ч. НДС – 14 000 грн.). Ремонт выполняет СТО. Страховая компания определила размер убытков от ДТП в сумме 86 400 грн., страховое возмещение составило 84 672 грн. [86 400 грн. – 1 728 грн. (франшиза)].
Учет указанных операций ведется так:
(грн.)
п/п |
операции |
документы |
Дт |
Кт |
Сумма |
Доход |
Расходы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Перечислен |
Договор |
377 |
311 |
54 000,00 |
– |
– |
|
страховой компании страховой платеж |
страхования, выписка банка |
|
|
|
|
|
2 |
Отнесен страховой платеж на расходы будущих периодов |
Договор страхования |
39 |
685 |
54 000,00 |
– – |
|
3 |
Отнесена на расходы за апрель часть страхового платежа (54 000 : 12 х 2) |
Бухгалтерская справка |
92 |
39 |
9 000,00 |
– 9 000,00 |
|
4 |
Закрыты расчеты по счетам |
Не оформляются |
685 |
377 |
54 000,00 |
– – |
2 |
Отражены услуги оценщика |
работ |
976 |
685 1 000,00 – 1 000,00 |
||
3 |
Оплачены |
|
685 |
311 1 550,00 – – |
||
|
полученные услуги |
|
|
|
||
|
(550 + 1 000) |
Платежное |
|
|
||
4 |
Оплачена стоимость |
поручение |
685 |
311 320,00 – – |
||
|
снятия с учета |
|
|
|
|
|
|
автомобиля в ГАИ |
|
|
|
|
|
5 |
Снят автомобиль с |
Справка |
976 |
685 |
320,00 |
– 320,00 |
|
учета в ГАИ |
|
|
|
|
|
6 |
Списана остаточная |
Акт на списание |
976 |
105 |
440 000,00 |
– 440 000,00 |
|
стоимость |
транспортных |
|
|
|
|
|
автомобиля |
средств (типовая |
|
|
|
|
7 |
Списана сумма |
форма |
131 |
105 |
|
|
|
начисленного износа |
№ ОЗ-4)* |
|
|
120 000,00 |
– |
– |
8 |
Отнесен на расходы остаток страхового платежа [54 000 – – 4 500 (за март) – – 4 500 (за апрель)] |
Бухгалтерская справка |
976 |
39 |
45 000,00 |
– |
45 000,00 |
9 |
Произведена |
Наряд на |
976 |
661, |
574,40 |
– |
574,40 |
|
разборка автомобиля |
выполненную работу |
|
657 |
|
|
|
10 |
Оприходован металлолом, полученный после разборки |
Акт оценки металлолома |
209 |
746 |
15 000,00 |
15 000,00** |
– |
11 |
Начислено страховое возмещение за минусом франшизы (360 000 – 7 200) |
Акт экспертной оценки, страховой акт (аварийный сертификат) |
655 |
746 |
352 800,00 |
– |
– |
12 |
Получено страховое возмещение |
Выписка банка |
311 |
655 |
352 800,00 |
352 800,00 |
– |
*
Утверждена
Приказом № 352.
** По мнению налоговых органов, при оприходовании ТМЦ предприятие должно отразить доходы согласно пп. 135.5.15 НК, а затем в случае их реализации оно сможет отразить расходы в сумме их себестоимости в соответствии с пп. 138.8.1 НК (ответ в ОИР, категория 110.09.01).
Автомобиль подлежит восстановлению
1
2 |
Оплачены услуги СТО Отражен налоговый |
Платежное поручение Налоговая |
377
641 |
311
644 |
84 000,00
14 000,00 |
–
– |
–
– |
|
кредит по НДС |
накладная |
|
|
|
|
|
3 |
Отражены убытки от |
|
976 |
377 |
70 000,00 |
– 70 |
000,00 |
|
ДТП |
Акт выполненных |
|
|
|
|
|
4 |
Закрыта сумма |
СТО работ |
644 |
377 |
14 000,00 |
– |
– |
|
налогового кредита |
|
|
|
|
|
|
|
по НДС |
|
|
|
|
|
|
5 |
Начислено страховое |
Акт экспертной |
655 |
746 |
84 672,00 |
– |
– |
|
возмещение за |
оценки, |
|
|
|
|
|
|
минусом франшизы |
страховой акт |
|
|
|
|
|
|
|
(аварийный |
|
|
|
|
|
|
|
сертификат) |
|
|
|
|
|
6 |
Получено страховое |
Выписка банка |
311 |
655 |
84 672,00 |
84 672,00 |
– |
|
возмещение |
|
|
|
|
|
|
Ликвидация ОС
ПРИМЕР 7
Демонтаж объекта ОС
В связи с изменением вида деятельности предприятие решило демонтировать старое оборудование и установить новое. В июле старое оборудование выводится из эксплуатации. Его первоначальная стоимость – 95 600 грн., начисленный износ – 46 600 грн., остаточная стоимость объекта на момент списания – 49 000 грн., расходы на демонтаж – 2 800 грн., стоимость оприходованных составных частей оборудования – 4 400 грн. В налоговом учете оборудование относится к ОС группы 4. Первоначальная
стоимость нового оборудования – 135 000 грн.
В учете выполненные операции отражаются так:
(грн.)
№
п/п Содержание операции
Первичные документы
Бухгалтерский учет Налоговый учет Дт Кт Сумма Доход Расходы
|
оборудование за июль |
амортизации основных средств (для промышленных предприятий) (типовая форма № ОЗ-14)* |
|
|
2 |
Списано демонтированное оборудование на сумму: – его остаточной |
Акт списания основных средств (типовая |
976 |
104 49 000 – 49 000 |
|
стоимости*** |
форма № ОЗ-3)* |
|
|
– начисленного износа 131 104 46 600 – –
3 Отражены расходы на ликвидацию оборудования
Наряд на выполненные работы
976 65,
66
2 800 – 2 800
* Утверждена Приказом № 352.
** Относится на расходы в составе себестоимости в периоде реализации готовой продукции. В августе оборудование уже не амортизируется.
*** Налоговые обязательства на условную продажу у предприятия не возникают, так как документы о демонтаже оборудования и невозможности его дальнейшей эксплуатации по первоначальному назначению представлены в налоговые органы.
4 |
Оприходованы отдельные составные части демонтированного оборудования, пригодные к использованию, по цене возможной реализации |
Типовая форма № ОЗ-3 |
209 |
746 |
4 400 |
4 400* |
– |
5 |
Реализованы составные части демонтированного оборудования |
Накладная |
361 |
702 |
5 280 |
4 400* |
– |
6 |
Начислены налоговые обязательства по НДС |
Налоговая накладная |
702 |
641 |
880 |
– |
– |
7 |
Списана себестоимость проданных составных частей оборудования |
Бухгалтерская справка |
902 |
209 |
4 400 |
– |
4 400* |
8 |
Поступили денежные средства от покупателя |
Выписка банка |
311 |
361 |
5 280 |
– |
– |
9 |
Введено в эксплуатацию новое оборудование |
Типовая форма № ОЗ-1 |
104 |
152 |
135 000 |
– |
– |
10 |
Отнесены на финансовый результат: – доход от ликвидации |
|
746 |
793 |
4 400 |
– |
– |
объекта ОС |
|
||
– доход от реализации |
|
702 |
791 |
составных частей |
|
|
|
демонтированного |
|
|
|
оборудования |
|
|
|
– расходы, связанные с ликвидацией |
Не оформляются |
793 |
976 |
демонтированного |
|
|
|
оборудования |
|
|
|
– себестоимость проданных |
|
791 |
902 |
ВЫВОДЫ
Учет приобретения ОС зависит от способа их приобретения (за денежные средства, путем обмена и др.). При этом важно правильно сформировать первоначальную стоимость объекта с учетом понесенных расходов на их приобретение.
При проведении улучшений ОС необходимо помнить о ремонтном лимите и не допускать его превышения, поскольку это приводит к занижению налогооблагаемой прибыли.
При ликвидации ОС, которые морально устарели и не выполняют поставленных задач, пришли в негодность, похищены и пр., финансовый результат операции в бухгалтерском учете определяется как разница между доходом от выбытия ОС и их остаточной стоимостью, косвенными налогами и расходами, связанными с выбытием ОС. В налоговом учете в периоде ликвидации в налоговые расходы включается амортизируемая стоимость за минусом начисленной амортизации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.