Описание опыта педагогической деятельности "Особенности изучения синтаксиса на разных этапах обучения русскому языку"
Оценка 4.8

Описание опыта педагогической деятельности "Особенности изучения синтаксиса на разных этапах обучения русскому языку"

Оценка 4.8
docx
02.02.2020
Описание опыта педагогической деятельности "Особенности изучения синтаксиса на разных этапах обучения русскому языку"
обобщение опыта.docx

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

 

Давидович З.В., учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 14 г.Молодечно»

 

1.1.          Название темы опыта

Особенности изучения синтаксиса на разных этапах обучения русскому языку.

1.2.          Актуальность опыта

         Учебный предмет в школе – это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина. Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. Она многопрофильна: в неё входит современный русский язык, его история и диалектология, графика, орфография, синтаксис и пунктуация. Русский язык относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования. Он выполняет две функции: во-первых, является предметом изучения и обучения ему, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. Значит, от уровня его преподавания во многом зависят успехи учащихся по всем школьным дисциплинам.

Одной из основных задач обучения русскому языку является вооружение учащихся умениями и навыками владения языком как средством общения. Это положение ориентирует на усиление практической направленности обучения русскому языку. Реализация этой задачи связана, в частности, с обучением синтаксису и пунктуации, поскольку это формирование коммуникативной компетенции учащихся. Безграничное разнообразие синтаксических структур, окрашенных интонациями, позволяет передать тончайшие оттенки мысли. Это и выбор наиболее точных лексических средств, и быстрое, безошибочное построение больших и малых предложений, связывание их в ткани текста, соблюдение логических связей и обоснованности речи. Следовательно, выявление особенностей изучения синтаксиса на разных этапах обучения русскому языку позволяет построить стройную систему формирования ключевых компетенций учащихся.

В процессе обобщения опыта работы решалась проблема выявления особенностей изучения синтаксиса на разных этапах обучения русскому язык с целью формирования учебно-языковых и коммуникативных учений и навыков. Необходимо отметить, что именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность изучения вопроса преемственности в изучении синтаксиса на разных этапах изучения русского языка, использование различных форм организации учебного занятия в процессе углубления и обобщения языковых и коммуникативных знаний и умений учащихся.

Итак, низкий уровень пунктуационной грамотности учащихся, а также практическая необходимость создания условий для преемственности в изучении синтаксиса и пунктуации определили актуальность обобщения моего опыта.

1.3.          Цель опыта

Необходимо выяснить особенности изучения синтаксиса на разных этапах обучения русскому языку на основе преемственности и технологичности учебного занятия.

1.4.          Задачи опыта

1) Изучить современные программы по русскому языку для 5-11 классов.

2) Проанализировать особенности обучения синтаксису в 5-х, 8-х и 11-х классах.

3) Выяснить наиболее приемлемые формы организации учебного занятия по русскому языку для учащихся данных категорий.

     1.5. Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом составляет всего полтора года. В 2011 году я пришла работать в среднюю школу № 14 после трёхлетней административной деятельности. В процессе работы в 11-х классах столкнулась с проблемой бессистемности знаний по синтаксису и пунктуации, низким уровнем сформированности умений и навыков применения этих знаний на практике. Уже тогда возникла мысль выработать собственную систему обучения синтаксису на уроках русского языка.

2.     Описание технологии опыта

2.1.          Ведущая идея опыта

Знание особенностей изучения синтаксиса на разных этапах обучения русскому языку позволяет выработать систему учебной деятельности учителя и учащихся на учебном занятии с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.

2.2.          Описание сути опыта

Цели и задачи изучения русского языка в 5 – 11 классах

         Системность в подходе к любому объекту изучения является важнейшим признаком научности его рассмотрения. Системность школьного курса синтаксиса обеспечивают главные научные понятия: единицы синтаксиса (словосочетание, предложение), их строение, синтаксические отношения и синтаксические связи. Формируются синтаксические понятия в рамках функционального подхода к обучению русскому языку, что стимулирует обновление содержания лингвистической теории, которая включает теоретические сведения не только о формальных признаках основной коммуникативной единицы – предложения, но и о его семантике и информативной организации высказывания [4, с. 3].

Учебная программа по русскому языку построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Материал курса русского языка распределяется следующим образом: в 5 - 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса изучается в 8 - 9 классах, предложение как основная коммуникативная единица языка и функционально-стилистические возможности синтаксиса изучаются в 11 классе.

Цель обучения русскому языку для II и III ступеней общего среднего образования — сформировать у учащихся систему знаний о языке и речи; научить школьников эффективно пользоваться русским языком во всех видах речевой деятельности (чтение, слушание, письмо, говорение), в избранных случаях применения языка; развивать интеллектуальную, духовно-нравственную, коммуникативную, гражданскую культуру учащихся. Задачи обучения определяются на основе учёта возрастных особенностей учащихся, связанных с этапами формирования логического мышления и ведущими типами деятельности; преемственности знаний, умений и навыков, полученных на предыдущей ступени общего среднего образования. Задачи, реализующие цель, определяются для каждой ступени обучения.

Особенности изучения синтаксиса в 5 классе

Изучение «Синтаксиса и пунктуации» способствует развитию коммуникативных навыков учащихся (формирует умение логично выстраивать речь, связно говорить и давать развернутый, правильно выстроенный ответ). В ХХI веке проблема связной и логичной речи стоит особенно остро, так как это век «краткого и быстрого» общения. Оно сложилось под влиянием быстро развивающихся электронных технологий (телефонные разговоры, sms и электронная почта), поэтому изучение синтаксиса и пунктуации актуально в наше непростое, с точки зрения общения, время.

Уже в начальных классах учащиеся получают сведения о видах предложений, о главных и второстепенных членах предложения, о словосочетаниях, о тексте (его видах: повествование, описание, рассуждение). Школьники получают сведения о предложениях с однородными членами (с одиночными союзами и, а, но и без союзов), учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, правильно ставить знаки препинания.

В 5 же классе изучение раздела «Синтаксис и пунктуация» позволяет сформировать у учащихся следующие знания, умения и навыки: выделять словосочетания из предложения и конструировать  собственные; уметь использовать словосочетания в тексте; находить грамматическую основу предложения; знать, на какие вопросы отвечают второстепенные члены и уметь находить их в предложении; распространять предложение второстепенными членами; определять количество грамматических основ в составе  сложного предложения  и уметь составлять схемы предложений; определять вид предложения по цели высказывания, интонации, количеству грамматических основ.

         Можно сказать, что изучение синтаксиса в 5 классе закладывает фундамент основных знаний, умений и навыков учащихся по данному разделу. Именно поэтому на уроках русского языка необходимо использовать различные способы и приёмы для формирования осознанного владения теоретическими знаниями и умения использовать их в различных языковых ситуациях. Наилучшим способом формирования и знаний, и умений является работа с текстами художественных произведений. Именно текст позволяет не только показать особенности той или иной синтаксической единицы, но и раскрыть возможности её использования как средства выразительности.

         Так, например, на уроке «Обращение. Знаки препинания при обращении» можно использовать текст басни И.А. Крылова «Кукушка и Петух» не только для формирования знаний об обращении, умения находить его в предложении и навыка постановки знаков препинания при обращении, но и для выяснения роли обращений в тексте. Для этого учащимся даётся задание: прочитать текст басни без обращений и посмотреть, что с текстом произойдёт.

         Тема урока «Роль словосочетаний в тексте» предполагает не только формирование умения находить словосочетания в тексте и отличать их от предложения, но и определять функцию словосочетаний в тексте. Для этого используется работа в группах: одна группа выписывает именные словосочетания и определяет их роль в предложенном тексте, а другая – то же самое проделывает с глагольными словосочетаниями. (Приложение 1)

         На данном возрастном этапе для достижения целей обучения русскому языку целесообразно использовать работу в парах, групповую работу, коллективные способы обучения, позволяющие переквалифицировать обучение во взаимообучение и взаимоконтроль [1, с.40]. Эффективным, естественно, будет использование игры различного вида (особенно, интерактивной с использованием компьютера и интерактивной доски).

         Формирование ЗУН по синтаксису помогают и различные синтаксические минутки: синтаксический разбор словосочетаний и предложений, редактирование и конструирование предложений. Причём их использование необязательно ограничивать уроками по синтаксису и пунктуации, регулярное их использование на уроках по морфологии помогает не только не забыть изученный материал, а закрепить и уже пройденный ранее, и изучаемый на данный момент, так как изучение морфологии построено, опять же, на связи с синтаксисом. Поэтому получается, что, получив основы знаний по синтаксису в 5 классе, учащиеся и в 6-7 классах продолжают их совершенствовать, что помогает перейти к более глубокому его изучению в 8 классе.

Углубление и совершенствование ЗУН по синтаксису в 8-9 классах

         Основной задачей обучения русскому языку в 8-9 классах является расширение и углубление знаний учащихся  по морфологии и синтаксису, формирование учебно-языковых умений и навыков: вычленение из предложения словосочетаний и определение вида синтаксической связи, различение простого и сложного предложений, определение типа простого предложения, обнаружение и разграничение конструкций, осложняющих предложение, обнаружение частей в составе сложного предложения и определение типа сложного предложения и т.д. За два года учащиеся должны в совершенстве овладеть грамматическими и пунктуационными нормами построения словосочетаний и предложений.

         Следовательно, каждый урок изучения синтаксиса представляет собой кропотливую работу по повторению, углублению и закреплению знаний. Знания, полученные в предыдущих классах, позволяют использовать чаще самостоятельную, групповую работу на уроке, в процессе которой каждый выполняет свое индивидуальное задание, затем идёт проверка и обсуждение в группах, а уж в конце презентация результата. Создание проблемной ситуации, нахождение её решения, самостоятельный вывод учащихся приводят в итоге к ситуации успеха на уроке для каждого учащегося [6, с. 62-69].

И снова на помощь приходит текст; анализируя использование синтаксических единиц, учащиеся делают вывод об особенностях их использования в тексте. Так, на уроке «Безличные предложения» в 8 классе, учащиеся проводят анализ-исследование миниатюры В.П. Астафьева «Тоска»: определяют тему, основную мысль, авторский замысел, выясняют, что в данной миниатюре используются в основном безличные предложения, и делают вывод о том, что с их помощью автору удаётся передать субъективное восприятие действительности, описать состояние души. (Приложение 2)

         Изучение сложного предложения в 9 классе даёт возможность закрепить все полученные знания о предложении и сформировать умение не только анализировать строение сложного предложения, но и усложнить и наполнить собственную речь за счёт выполнения творческих заданий, связанных с реконструкцией художественных текстов и созданием своих. Например, на уроке изучения бессоюзного сложного предложения можно сначала провести устную работу с текстом, его чтение и определение видов сложных предложений. Затем проводится письменная работа с текстом: «Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные, где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания».

         В 9 классе можно использовать задания творческого плана, направленные на развитие мыслительной деятельности. Например, можно организовать конкурс на лучший свод правил по синтаксису и пунктуации для проверки правописания в новой компьютерной программе или подобрать сложные предложения для обучения гуманоидов с соседней планеты. На заключительных уроках создать проблемную ситуацию: например, написать текст, состоящий только из простых предложений на любую или определённую тему. Возможно такое в живом языке? Как это влияет на смысл, остаётся язык таким же богатым и красивым?  Для домашних упражнений можно использовать художественные произведения, изучаемые на уроках литературы. Пусть ученики самостоятельно выпишут сложноподчинённые с различными типами придаточных. Таким образом, можно вызвать интерес к изучению темы, однако, не забывая, играя, всё же учить.

Особенности обобщения и систематизации материала по синтаксису русского языка в 11 классе

Основные задачи обучения русскому языку и воспитания учащихся на III ступени: расширение и углубление знаний о системе русского языка на всех его уровнях, закономерностях функционирования языковых средств в речи; расширение сведений об изобразительно-выразительных средствах русского языка, нормах литературного; развитие способностей анализировать и оценивать с прагматической и эстетической точек зрения различные языковые явления (языковая компетенция); развитие связной речи: обучение созданию текстов различных жанров и стилей речи на предложенную и самостоятельно избранную тему, в том числе литературную (речевая и коммуникативная компетенции).

Данные задачи невозможно реализовать без методичной и скрупулёзной работы над предложением и текстом. Курс русского языка в 11 классе интересен и своеобразен: синтаксические нормы русского литературного язык, функционально-стилистические возможности синтаксиса, синтаксическая синонимика – всё это сложно и познавательно. Именно здесь, на уроках в 11 классе, обобщается и систематизируется всё то, что изучалось на протяжении многих лет обучения русскому языку в школе, именно сейчас, можно увидеть результат многолетнего труда и учителя, и учащегося.

Старшеклассники готовы к самостоятельной работе, поэтому на уроках можно использовать модульную технологию с полной самостоятельной деятельностью учащихся (Приложение 3), технологии КСО, помогающие не только систематизировать материал, но и развивать устную речь учащихся и умение работать в парах сменного состава и группах [6, с.112-119].

         Так, на уроке по теме «Сложносочинённое предложение: пунктуационная норма, выразительные возможности, текстообразующая роль» на этапе закрепления знаний можно использовать самостоятельную работу по группам (у каждой группы свой текст): учащиеся выписывают предложения, соответственно своему заданию, выделяют грамматические основы и союзы. После проверки выполненных заданий организуем исследовательскую деятельность: учащиеся анализируют тексты по группам (в каждом из них – ССП с одной из групп сочинительных союзов), их задача – определить значение, которое вносят в предложения различные союзы и сделать вывод (Приложение 4).

2.3.          Результативность и эффективность опыта

Анализируя результативность учебной деятельности учащихся, опираюсь на контроль, «встроенный» в образовательный процесс и позволяющий легко определять эталоны для объективной и надёжной оценки результатов обучения, планирования и осуществления мониторинга качества знаний.

С целью выяснения результативности изучения синтаксиса в 5-м классе я проанализировала три вида работ учащихся 5 «А» класса: результаты проверочной работы по теме «Словосочетание», письменный синтаксический разбор предложений на уроке и результаты урока-практикума по теме «Предложение», на котором шла подготовка к контрольному диктанту.

 

Таблица результатов письменных работ учащихся

Форма контроля

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Проверочная работа «Словосочетание»

 

 

 

3

3

2

6

3

3

 

Письменный синтаксический разбор предложения

 

 

 

2

 

5

8

3

2

 

Урок-практикум

 

 

 

 

 

2

3

10

5

 

 

В результате анализа выяснилось, что в процессе работы над формированием ЗУН по теме «Словосочетание» уровень качества знаний от 6 до 10 баллов имеют 70% учащихся класса, что соответствует достаточному уровню, а к концу изучения темы «Предложение» - 90% учащихся, что соответствует оптимальному уровню знаний.

         Заключение

В заключение хотелось бы сделать следующие выводы:

1.   Для организации изучения синтаксиса на уроках русского языка нужно помнить основные принципы:

1) Каждое языковое явление должно рассматриваться с точки зрения формы (структуры, строения) и значения (содержания).

2) Необходимо показать функцию языкового явления в языке и речи: функция предложения – быть средством отображения событий.

3) Должна проводиться систематическая работа по развитию речи учащихся: а) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; б) обучение грамматическим нормам русского литературного языка; в) обучение учащихся использованию изучаемых грамматических единиц в собственной речи с учетом цели и ситуации общения.

4) Не прекращается работа по орфографии и пунктуации (наречие как часть речи, смысловые группы наречий и пр.). Здесь же связь синтаксиса и орфографии (главные члены предложения, подлежащее, сказуемое), связь с пунктуацией (тире между подлежащим и сказуемым).

5) использование внутриуровневых связей между изучением морфологии и синтаксиса: при изучении морфологии рассматриваются синтаксические единицы языка: существительное как часть речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль), существительное в роли обращения; при изучении синтаксиса рассматриваются морфологические единицы языка: «Подлежащее» - синтаксическая тема, и связь с морфологией – способы выражения подлежащего. 

2. В ходе изучения морфологии в 5,6,7 классах закрепляются знания по синтаксису и пунктуации, которые учащиеся получают в начале 5 класса (предварительный курс синтаксиса). Необходимо использовать в начале урока синтаксические пятиминутки (разобрать предложение по членам; построить предложение, употребив синтаксические конструкции).

3. В работе необходимо также давать учащимся возможность самостоятельно мыслить, больше делать выводов. Все синтаксические понятия, пунктуационные правила необходимо рассматривать сначала на примере. Пусть ребята сами додумаются и скажут своими словами, что они увидели необычного и нового в приведённом учителем предложении. И только затем открыть и прочитать учебник.

4. При обучении синтаксису обязательно использование средств зрительной наглядности: графических схем словосочетаний и предложений, интонационных конструкций, а также различных таблиц. Подчеркивание с помощью условных обозначений предложений облегчает ученикам анализ синтаксического строя и пунктуационного оформления своей и чужой речи, помогает осознанному порождению представленных в виде схем различных по структуре предложений.

Идеальным вариантом для развития этой темы считаю продолжение её изучения в последующие годы, чтобы на основе всего изученного выработать собственную систему работы над изучением синтаксиса и пунктуации с целью повышения уровня знаний учащихся и результативности при выполнении контрольных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.   Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии. – Минск, 2010. – 256 с.

2.   Концепция учебного курса «Русский язык» в начальных классах общеобразовательной школы.

3.   Концепция учебного предмета «Русский язык».

4.   Литвинко, Ф.М. Систематизация сведений по синтаксису на основе текста.  // Русский язык и литература.-2011.-№9. – С.3.

5.   Программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Русский язык, V XI классы. – Минск: НИО, 2009.

6.   Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии./ Г.К. Селевко. – Москва: Народное образование, 1998. – 256 с.

7.   http://filfucker.ru/referati/metodika-izucheniya-grammatiki-morfologii-i-sintaksisa

8.   www.rus.1september.ru/urok/

 

 

 

 

Приложение 1

Урок русского языка в 5 классе

Тема.  Роль словосочетаний в тексте.

Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся о словосочетании, для совершенствования навыков отличия словосочетания от предложения, для развития внимания, памяти, для воспитания активности, самостоятельности.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся (2 учащихся на доске).

Карточка 1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди «лишнее» словосочетание. Объясни, почему оно «лишнее», составь с ним предложение.

Стол их с..сны, к..рзинка из прут..ев, коро..ка из к..ртона, п..сылка из деревн.., пи..жак из ш..рсти, дом из б..тона.

Карточка 2. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди «лишнее» словосочетание. Объясни, почему оно «лишнее», составь с ним предложение.

Грус..ная девоч..ка, н..сового пл..тка, ненас..ной погодой, зелен..ю д..лины, неуклюж..м м..дведем, парашютный д..сант.

1) Приглашаю вас в страну Ошиблику. Вот первое, что вы можете увидеть, подъезжая к Ошиблике:

Очень – очень странный вид:

 Речка за окном горит,

 Чей-то дом хвостом виляет,

 Песик из ружья стреляет,

 Мальчик чуть не слопал мышку.

Кот в очках читает книжку.

 Старый дед влетел в окно,

 Воробей схватил зерно

 Да как крикнет, улетая:

 – Вот что значит запятая!

Б.Заходер.

– Интересно, а причем тут запятая?

– Какое значение в письменной речи имеют знаки препинания? Докажите примерами.

– Почему синтаксис и пунктуация рассматриваются в неразрывной связи?

– Зачем нужны знаки препинания на письме?

2) Языковой эксперимент – сравнение двух текстов: со знаками препинания и без них. Ученикам раздаются карточки с текстом, напечатанным без знаков препинания.

Чудесное осеннее утро березки стоят в золотых сарафанах клены роняют свои резные листья осыпались последние цветы но что это кто нарушил тишину это красавцы журавли отправились в свой дальний путь счастливого пути журавушки

– Почему было трудно читать эту запись. А нам слушать? (Потому что нет знаков препинания. Чтобы было легче читать, нужно поставить знаки препинания.)

Вывод: знаки препинания нужны в тексте для того, чтобы пишущий мог точно и ясно выразить свои мысли, а слушающий мог точно их понять.

4. Изучение новой темы на основе наблюдения.

Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.

У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы. Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч. Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.

Не являются словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого, однородные члены предложения, существительные с предлогом и не связанные по смыслу слова.

5. Закрепление.

1) Сравните 2 столбика.

Степь,                                     Над глухой степью

глухой,                                     в неизвестный путь

над,                                         бесконечной цепью

путь,                                       облака плывут.

неизвестный,                                     И.Никитин.

в,

облака,

цепью,

бесконечный,

плыть.      

– Есть ли смысл в том, что записано в первом столбике? Во втором? Почему? (Самостоятельные слова служат для названия предметов, их признаков, действий и т. д, но взятые отдельно они редко являются высказываниями. Предложения образуются из слов и словосочетаний. Предложение содержит сообщение, высказывание. Сочетание предложений образуют текст.)

2) Составить возможные словосочетания. Записать их, обозначить стрелками зависимость между частями словосочетания. Вставить пропущенные орфограммы (слова записаны на доске).

Пож…леть, друг; увл…каться спорт; уд…вительный зрелище; спуститься герой; смелый снег.

– Почему нельзя составить словосочетание из двух последних пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетание).

3)  Работа в группах.

Птицы задолго предугадывают перемену погоды. Но часто бывает, что перелетных странников на середине безбрежного моря вдруг застигает внезапный ураган. До берегов далеко, птицы утомились в далеком полете. Счастье для птиц, если они встретят в эти минуты морское судно. Тучей спускаются они на палубу, на рубку, на снасти, на борта. И суровые моряки никогда не обидят их, не оскорбят их доверчивости.

Задание: 1-я группа выписывает пять именных словосочетаний, а 2-я группа выписывает пять глагольных словосочетаний. Обе группы определяют роль выпісанных словосочетаній в данном тексте.

4)  Проверочный тест.

1. Укажите именные словосочетания:

А) устный счет;

 Б) участие в соревновании;

 В) участвовать в игре;

 Г) чествовать победителя;

 Д) шел по дороге.

2. Укажите глагольные словосочетания:

А) гигантский завод;

 Б) сверкнуть на солнце;

 В) доблестный воин;

 Г) неприятный запах;

 Д) работать на поле.

3. Найдите глагольные словосочетания:

А) ужасный ветер;

 Б) расстилаться по равнине;

 В) искусный мастер;

 Г) вершина ели;

 Д) собирать крыжовник.

Ответ: 1 – а, б; 2 – б, д; 3 – б, д.

6. Подведение итогов урока.

- Что нового о словосочетании вы узнали сегодня?

7. Домашнее задание. §17, упражнение 121 (выписать словосочетания из первого предложения).

8. Рефлексия.

 – Подходит к концу наш урок. Как вы думаете, мы добились цели, которую сами себе поставили? С чем мы должны были познакомиться?

 

 

 

 

Приложение 2

Урок русского языка в 8 классе

Тема.  Безличные предложения.

Цели: содействовать формированию умения определять безличное предложение и характеризовать его, развитию памяти, речи, образного мышления учащихся, воспитанию чуткого отношения к состоянию природы и окружающих нас людей.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Лингвистическая разминка (раздаточные карточки на каждом столе).

1) В каком слове пишется окончание –ИТ? 
а) чист..т; б) подморажива..т; в) рису..т; г) света..т.

2) Укажите словосочетание с подчинительной связью примыканием. 
а) гулять по лесу; б) мечтает отдохнуть; в) красота природы; г) свой взгляд.

3) Найдите СГС. 
а) попросили спеть; б) будет врачом; в) начал свистеть; г) прогуливается.

4) Укажите односоставные предложения: 
а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.  
б) Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой. 
в) Искрится и переливается снег в лунном свете. 
г) За окном завьюжило.

3. Сообщение темы и цели урока.

        Первый снег

Зимним холодом пахнуло
на поля и на леса,
ярким пурпуром зажглися 
пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала, 
а с рассветом на село,
на поля, на сад пустынный
первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
белой скатертью полей
мы простились с запоздалой
вереницею гусей. (И. А. Бунин)

- В чём особенность этого стихотворения? Перечитайте ещё раз.

- Так о чём мы с вами будем сегодня говорить?

- Какие для этого необходимо поставить цели? Что мы должны в конце урока знать? А что уметь?

- О чём говорит нам название «безличное» предложение? (Нет, и не может быть подлежащего, т.е. лица, выполняющего действие – «без лица»).

4.Работа над предложениями.

- Найдите в составе СП ОП.

1) Ночью на мокрые деревья упал снегсогнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

- Назовите ОП в составе СП.

- Состояние чего рисует это предложение? (Природы)

2) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять.

- О чём здесь говорит нам безличное предложение? (Состояние человека)

- Так о чём сообщают безличные предложения? (О состоянии природы или человека)

5. Работа с материалом таблицы (упражнение 196).

6. Работа по первичному закреплению.

1) работа в парах:

1- найти в тексте БП, выписать? Чем выражено сказуемое?

2- преобразовать БП в ДП.

Вывод: о функции БП в художественной речи.

2) анализ – исследование миниатюры В.П.Астафьева «Тоска»

 

Тоска

Растаял мокрый снег.

Осталось на стекле приклеившееся птичье пёрышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал её, не пустил. И пёрышко это, как укор, белеет на стекле.

Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то пёрышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня пёрышко. Прилипло к моему сердцу.

- Докажите, что пред вами текст. Какова его тема?

- Почему текст назван «Тоска»?

- Какие вопросы поднимает в своей миниатюре писатель? О чём размышляет? (О «глухоте» сердца, необходимости помощи всему живому).

- Все ли типы односоставных предложений представлены в тексте? (нет – определённо – личных, неопределённо – личных, обобщённо – личных).

- Какова функция безличных предложений? Что удаётся передать с помощью этих предложений? (Субъективное восприятие действительности, описать состояние души).

- Объясните устно пунктуацию. Почему так много вводных слов? (В них – различное отношение автора к высказываемому)

3) Контрольный тест. Указать только номера предложений в нужной строке.

Двусоставное предложение

3, 6,8.

Определённо–личное предложение

1, 2, 5.

Неопределённо-личное предложение

9.

Безличное предложение

4, 7, 10.

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса повеяло теплотой.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В избе жарко натопили.

10) В воздухе пахнет сосновой смолой.

7. Подведение итогов урока.   ИГРА «ДА – НЕТ».

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

4) Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА)

5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

8. Домашнее задание. §29, упражнение 197, дополнительное задание: упражнение 200 (2).

9. Рефлексия.

Знаю…

Надо поработать…

Не понял…

В заключение урока мне вновь хочется к вам обратиться словами И.А.Бунина:

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Урок русского языка в 11 классе

Тема. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Управление обучением

УЭ -  0

В процессе работы над учебными элементами вы должны

знать:

-виды подчинения: последовательное, однородное, неоднородное (параллельное);                                                                              

-варианты постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.      

уметь:

-анализировать СПП с несколькими придаточными;

-составлять линейные и структурные схемы.

 

УЭ  -  1

Цель: повторить теоретический материал.

1.Ответь на вопросы (устно):

а) СПП – это такое сложное предложение…

б) Подчинение бывает…

в) Последовательное подчинение - это…

г) Однородные подчинение - это…

д) Параллельное (неоднородное) подчинение - это…

Работа в парах

 

УЭ  - 2

1.     Цель: отработать умение определять вид подчинения.

2.     Спишите предложения, подчеркните грамматические основы, укажите вид подчинения.

3.     1) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением.

4.     2) Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей.

3) Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ.

1.   Работа в тетрадях

2.    

УЭ – 3

5.      Цель: отработать умение находить главную и придаточные части.

Выполните упр.198. Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, укажите скобками части предложения: [ ] – главную, ( ) – придаточные.

Работа в парах.    

УЭ – 4

Цель: отработать умение определять вид подчинения и строить линейные и структурные схемы.

 Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы предложений.

1. Женя думала что я как художник знаю очень многое и могу верно угадывать то чего не знаю.

2. Женя шла со мною рядом по дороге и старалась не глядеть на небо чтобы не видеть падающих звезд которые почему-то пугали ее.

3. Ночь была так черна что пока глаза после света привыкали к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу.

Работа самостоя-тельно.

 

 УЭ – 5

6.     Цель: отработать умение определять вид подчинения и строить линейные и структурные схемы.

1. Хотя Таня ни словечком не обмолвилась в ответ Семену казалось что все решено.

2. А когда наступил вечер то стало так тоскливо что трудно было и слово вымолвить.

Работа самостоя-тельно.

 

УЭ – 6

7.     Цель: отработать умение определять вид подчинения и строить линейные и структурные схемы.

1. Нам нужно было найти такое место где течение реки было бы спокойным и где было бы достаточно глубоко.

2. Я не обижался что они разговаривают так словно на моем венском стуле с (не)лепыми рахитичными ножками сидит манекен а не их новый товарищ.

3. Я понимал что здесь (не)просто уголовный розыск что здесь отдел борьбы с бандитизмом и что здесь (не)кому да и (не)когда заниматься со мной разыскным ликбезом.

Работа самостоя-тельно.

 

УЭ – 7

1.     Вернись к целям урока, указанным в УЭ – 0.

2.     Ответь на вопросы:

а) Какое правило повторяли на уроке?

б) Что узнали на уроке?

в) Достиг ли ты целей урока?

Устно.

УЭ – 8

Домашнее задание: § 20, упражнение 200.

 

УЭ - 9

Рефлексия.

- Что вызвало затруднения?

- Что необходимо повторить?

 

Устно.

 

Спасибо за работу!

 

 

 

 

Приложение 4

Урок русского языка в 11 классе

Тема. Сложносочинённое предложение: пунктуационная норма, выразительные возможности, текстообразующая роль

Цели урока: создать условия для обобщения и систематизации материала о сложносочинённых предложениях, для совершенствования пунктуационных навыков в предложениях данного типа, для воспитания любви к языку, гуманного отношения к людям.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.  Актуализация знаний учащихся.

 - На какие группы делятся СП?

СП

 

                      ССП                                     СПП                                    БСП

 

С соед.        С разд.             С прот.

союзами     союзами          союзами

3. Объяснение новой темы. Самостоятельная работа с материалом учебника, дописывание схем.

4. Закрепление.

Задание 1: определите тип предложения по структуре, докажите правильность вашего выбора

1)     Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли! (ССП)                 

2)    И стало слышно, как над крышей тоскливо воют провода. (СПП)           

3)    В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла, над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола. (БСП)                                                               

Задание 2.  Составьте предложения по схемам на тему «Зима в лесу».

                     [ - = o, и о, и о ].     

                     [ - = ], и [ = ], и [- = ].

 

Задание 3. Самостоятельная  работа по группам. На столах для каждой группы предложения.

1)    Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.

2)    Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков.

3)    Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду.

4)    Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось.

5)    Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч

6)     Лес пахнет дубом и сосной.

            За лето высох он от солнца,

            И осень тихою вдовой

            Вступает в пёстрый терем свой.

     Задание

        1 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и простые предложения, выделить грамматическую основу предложений и однородные члены.

        2 группа – записать те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, выделить грамматическую основу и союзы.

        3 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют простые предложения и образуют сложносочинённые конструкции; выделить грамматические основы и союзы.

 Проверка самостоятельной работы.

 - Вы успешно выделяете ССП. Они очень сильно различаются по своим значениям. И поэтому задачу следующего задания формулируем так: одинаковые ли значения имеют ССП с различными сочинительными союзами? И какие именно?

Задание 4. Исследовательская деятельность.

 - Проанализируйте три текста. В каждом из них - ССП с одной из групп  сочинительных союзов. Задача – определить значение, которое вносят в предложения различные союзы.

Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у неё по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал её, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей… Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надёжном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдёшь направо – коня потеряешь, пойдёшь налево… (Л. Карелин. Роман «Змеелов»)

Текст 2.

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею

Попадуся в стороне,

Иль со скуки околею

Где-нибудь в карантине…   (А.С.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)

Текст 3.  Несколько дней появление Пугачёва было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашённые жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачёвым… Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачёве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано тёмным и запутанным слогом. В нём было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух,  якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачёв, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков. Сие показание было несправедливо… (А. Пушкин. «История Пугачёва». Из гл. 3)

Подведение результатов исследовательской деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Теоретические выводы.  

– К каким результатам пришёл каждый ряд? Поделитесь своими наблюдениями.

– Обобщим сказанное. Какие значения вносят в ССП различные союзы?

Вывод. Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений. (Дописываем в схему.)

– Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП? (Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.)

Задание 5. Работа с таблицей в упражнении 178.

Задание 6. Упражнение 181 (реконструкция предложений).

   5. Подведение итогов урока.

- Для чего используются ССП в тексте?

– Когда в ССП ставится тире?

– А когда не ставится запятая в ССП?

6. Домашнее задание. §18, сочинение на тему «Великая сила книги».

7. Рефлексия.


 

Скачано с www.znanio.ru

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

Итак, низкий уровень пунктуационной грамотности учащихся, а также практическая необходимость создания условий для преемственности в изучении синтаксиса и пунктуации определили актуальность обобщения моего опыта

Итак, низкий уровень пунктуационной грамотности учащихся, а также практическая необходимость создания условий для преемственности в изучении синтаксиса и пунктуации определили актуальность обобщения моего опыта

Систематический курс синтаксиса изучается в 8 - 9 классах, предложение как основная коммуникативная единица языка и функционально-стилистические возможности синтаксиса изучаются в 11 классе

Систематический курс синтаксиса изучается в 8 - 9 классах, предложение как основная коммуникативная единица языка и функционально-стилистические возможности синтаксиса изучаются в 11 классе

Наилучшим способом формирования и знаний, и умений является работа с текстами художественных произведений

Наилучшим способом формирования и знаний, и умений является работа с текстами художественных произведений

Следовательно, каждый урок изучения синтаксиса представляет собой кропотливую работу по повторению, углублению и закреплению знаний

Следовательно, каждый урок изучения синтаксиса представляет собой кропотливую работу по повторению, углублению и закреплению знаний

Основные задачи обучения русскому языку и воспитания учащихся на

Основные задачи обучения русскому языку и воспитания учащихся на

Таблица результатов письменных работ учащихся

Таблица результатов письменных работ учащихся

Пусть ребята сами додумаются и скажут своими словами, что они увидели необычного и нового в приведённом учителем предложении

Пусть ребята сами додумаются и скажут своими словами, что они увидели необычного и нового в приведённом учителем предложении

Приложение 1 Урок русского языка в 5 классе

Приложение 1 Урок русского языка в 5 классе

Почему было трудно читать эту запись

Почему было трудно читать эту запись

Почему нельзя составить словосочетание из двух последних пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетание)

Почему нельзя составить словосочетание из двух последних пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетание)

Приложение 2 Урок русского языка в 8 классе

Приложение 2 Урок русского языка в 8 классе

Ночью на мокрые деревья упал снег , согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем , и снег теперь держался на ветках крепко,…

Ночью на мокрые деревья упал снег , согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем , и снег теперь держался на ветках крепко,…

Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М

Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М

Приложение 3 Урок русского языка в 11 классе

Приложение 3 Урок русского языка в 11 классе

УЭ – 4 Цель: отработать умение определять вид подчинения и строить линейные и структурные схемы

УЭ – 4 Цель: отработать умение определять вид подчинения и строить линейные и структурные схемы

Приложение 4 Урок русского языка в 11 классе

Приложение 4 Урок русского языка в 11 классе

За лето высох он от солнца,

За лето высох он от солнца,

Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный

Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020