ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Выбор данной темы не случаен. Сотни детей ежегодно гибнут на дорогах Беларуси. Дорожно-транспортный травматизм является основной причиной смерти детей от внешних факторов. По данным Республиканского научно -практического центра травматологии и ортопедии, риск общего травматизма (количество пострадавших на 100 дорожно-транспортных происшествий с участием детей) имеет тенденцию роста, а риск не смертельного травматизма вырос с 95,2 до 98,2 на 100 дорожно-транспортных происшествий. По данным Республиканского научно - практического центра травматологии и ортопедии, дети, попавшие в дорожно-транспортные происшествия в течение последних десяти лет, чаще всего были пешеходами (50,7%), затем пассажирами (36,6%), велосипедистами (8,6%), водителями (3,7%) и редко в качестве других участников. Из числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях дети чаще были пассажирами (51,4%), затем пешеходами (34,3%), велосипедистами (8,6%) и гораздо реже водителями (5,7%). Основной причиной гибели и ранения детей на дорогах является незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их [5].
Во многом именно планомерное обучение в рамках факультативного занятия по основам безопасности жизнедеятельности может научить детей безопасному поведению на дорогах и в других потенциально опасных местах. Нельзя уберечь детей от случайностей, но можно, прививая им с детства правила безопасного поведения и подавая им пример в этом, уберечь от тяжелых последствий и травм.
Целью моей работы является формирование у учащихся 2 класса умений и навыков безопасного поведения на дороге при обучении правилам дорожного движения.
Для достижения данной цели необходимо решить определенные задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
2. Определить уровень знаний учащихся 2 класса по безопасности дорожного движения.
3. Применить эффективные методы и формы работы для обучения учащихся правилам дорожного движения.
Проведя опрос учащихся 2 класса было выявлено, что 60% учащихся имеют низкий уровень знаний по безопасности дорожного движения, 40% - средний. Учащиеся, показавшие высокий уровень отсутствовали.
Считаю, что обучение учащихся правилам безопасного поведения на дороге должно проводиться в нескольких направлениях:
1. Обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
Однако, обучение учащихся правилам безопасного поведения на дороге не должно ограничиваться репродуктивными методиками, обеспечивающими чаще всего лишь заучивание отдельных пунктов Правил дорожного движения.
2. Формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным.
Обучая дорожной безопасности младших школьников своей целью вижу не в механическом заучивании Правил дорожного движения, а в формировании и развитии познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Поэтому в своей деятельности применяю проблемное обучение с набором оценочных, аналитических, прогностических ситуаций. При отработке практических вопросов на начальном этапе использую карточки с составлением алгоритмов действий учащихся, что позволяет повысить эффективность мер безопасности.
Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимо, с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в Правилах дорожного движения, а с другой – творческий поиск педагога вместе с учащимися выходов из сложных и опасных ситуаций. Однако бывает и так, что, требуя от ребенка исполнения определенных правил поведения, я не достигаю цели. Считаю, что это происходит потому, что ребенок не может, как следует, усвоить словесную или так называемую, вербальную информацию в силу индивидуальных особенностей восприятия и познавательного процесса.
3. Формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах.
4. Система контрольных мероприятий по оценке эффективности обучения правилам безопасного поведения.
Образовательный процесс формирования навыков безопасного поведения у младших школьников достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
При построении системы работы по изучению правил дорожного движения мной учитываются три аспекта взаимодействия с транспортной системой города и района:
1. ребенок – пешеход;
2. ребенок – пассажир городского транспорта;
3. ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, санки, ролики и др.)
Для успешного обучения правилам безопасного поведения на дороге учащихся 1 ступени обучения необходимо:
1. При планировании занятий по изучению Правил дорожного движения предусмотреть большее количество времени для выполнения практических заданий по выработке навыков безопасного поведения на дороге;
При проведении факультативных занятий на 1 ступени обучения и воспитания придерживаюсь определенной структуры: рассказ учителя, беседа – 20 минут, практическое задание – 10 минут, игра – 10 минут, повторение и закрепление знаний - 5 минут. Однако в процессе обучения возможно исключение какого-либо этапа в зависимости от цели занятия. Данная структура позволяет удерживать внимание детей в течение всего занятия, кроме того происходит чередование различных видов деятельности.
2. Оборудовать площадки для практических занятий.
Для повышения эффективности работы, направленной на формирование навыков безопасного поведения на дороге, на территории школы оборудована площадка по ПДД, такая же площадка создана и в коридоре школы, что позволяет мне проводить занятия по ПДД в дождливую погоду, а учителям начальных классов подвижные перемены по ПДД в течение года, изготовлен набор переносных дорожных знаков. Площадка используется мною для проведения с учащимися сюжетно-ролевых игр и практических занятий («Пешеход-отличник», «Велосипед – это транспорт или нет?»), в ходе которых дети получают практические навыки безопасного поведения, представления об условиях, обеспечивающих пешеходу безопасность на дорогах (Приложение 2).
3. При изучении Правил дорожного движения уделять больше внимания правилам для пешеходов, пассажиров, велосипедистов.
4. Привлекать сотрудников ДПС к участию на занятиях.
5. Проводить тестирование с целью определения проблемных моментов в обучении детей Правилам дорожного движения и совершенствования преподавания ПДД.
6. Добиваться 100% -ых результатов при обучении учащихся правилам безопасного поведения.
Для формирования навыков безопасного поведения использую следующие формы работы:
· наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
· игры (подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические);
· составление коллажей;
· моделирование и анализ заданных ситуаций;
· сочинение историй ;
· чтение и анализ литературных произведений (С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», и т.д.);
· познавательные викторины;
· конкурсы рисунков и поделок: «Мой друг – Светофор», «Ты и улица», «Дорожная азбука»;
· разработка и создание безопасных маршрутов: «Дом – школа», «Школа – дом»;
· минутки безопасности;
· операции «Фликер», «Стань заметней в темноте!»;
· оформление стендов «Уголок безопасности», «Дорожная азбука»;
· просмотр видеофильмов, мультфильмов из серии «Смешарики. Азбука безопасности».
Игры - отличное дополнение к учебному процессу в формировании у учащихся знаний, умений, навыков. Так, они способствуют закреплению знаний о правилах дорожного движения, формированию навыков учащихся во время практических занятий на улице или на специальной площадке. При использовании игр следует помнить, что необходимо разумное чередование игр с другими видами деятельности, имеющими ту же воспитательную цель. Так, на факультативных занятиях по основам безопасности жизнедеятельности во 2 классе я использую ряд дидактических игр: «Сравни знаки», «Найди такой же знак», «Угадай знак», «Угадай, как нас зовут» и другие (Приложение 2).
Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных этапах занятия.
Моя работа с учащимися на факультативных занятиях не ограничивается только решением дидактических задач, кроме того привлекаю учащихся к воспитательной и пропагандистско-профилактической работе.
В рамках мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения организовываю и провожу беседы, викторины, игры, экскурсии, конкурсы рисунков, оформляю уголок безопасности дорожного движения, организовываю патрулирование, мероприятия (Приложение 1). В этом году вместе с моими коллегами мы попытались вплести материал по безопасному поведению на дороге в структуру других предметов. Проводя эти уроки, учитель периодически дает материал, так или иначе связанный с правилами дорожного движения либо ситуациями на улице или в транспорте (Приложение 2).
Организуя образовательный процесс с учащимися, необходимо обеспечить и работу с родителями.
Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Профилактическую работу с родителями провожу перед началом каникул.
При работе с родителями использую разнообразные формы работы:
· консультации: «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге», «Особенности поведения детей младшего школьного возраста на дороге»;
· создание памяток: «Внимание – переходим улицу», «Родителю – водителю», «Как ездить в общественном транспорте»;
· анкетирование;
· встречи с участковым инспектором ГАИ;
· просмотры видеофильмов;
· тематические беседы;
· конкурсы рисунков: «Дорога глазами детей» и др.;
· создание макетов дорожных знаков, светофоров.
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, в уголок для родителей периодически включаю:
· информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе;
· причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей;
· рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге и т.д.
В школе имеются все электронные средства обучения, рекомендуемые Министерством образования Республики Беларусь для использования в образовательном процессе.
Ежегодно мои учащиеся являются участниками смотра-конкурса детского творчества “Спасатели глазами детей” в номинациях ”Сочинение“, ”Рассказ“, ”Стихотворение“. В 2011 году Конопацкая Кристина стала призером в номинации ”Стихотворение“, в 2012 году Веремейчик Алена – призер в номинации ”Сочинение“, в 2014 году Санько Анна – в конкурсе для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог».
Изучая Правила дорожного движения, отрабатывая изученное на практике, дети должны осознавать важность изучения и соблюдения Правил дорожной безопасности. Они должны твердо усвоить, что соблюдение Правил дорожного движения – необходимое условие сохранения жизни и здоровья как самих обучающихся, так и окружающих их людей.
Следует отметить, что в ходе опроса учащихся 2 класса в конце года было выявлено, что 20% учащихся имеют низкий уровень знаний по безопасности дорожного движения, 60% - средний, 20% - высокий. Благодаря систематической профилактической работе по обучению учащихся правилам безопасного поведения на дороге, которая проводится в школе не зарегистрировано ни одного случая детского травматизм.
Работу по обучению детей правильному поведению на улицах следует строить с опорой на сознание и сознательность. С одной стороны, надо знать, а с другой – надо внутренне осознавать то, что эти правила следует обязательно выполнять. Таким образом, речь идет о приобретении детьми школьного возраста привычек вести себя на улице в соответствии с правилами и навыками, точно им следовать.
Навык – это умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма путем их многократного повторения. Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Поведение ребенка на улице должно быть навыком, а выполнение правил безопасного поведения на дорогах должно стать привычкой.
Ни то, ни другое не может быть достигнуто, если безопасности поведения на дорогах будет уделяться время только на специально отведенных часах. Необходимо использовать любую другую возможность для того, чтобы дети что-то дополнительно усвоили или осознали.
С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны постоянно совершенствоваться.
Учитывая все вышесказанное, следует сделать вывод, что при работе с детьми необходимо как можно больше разнообразить приемы, формы, методы. На занятиях следует использовать и рассказ учителя, и таблицу, и макеты, и игрушечные автомобили, и рассказы самих учащихся. Только в этом случае можно предполагать, что необходимая информация дошла до всех детей (до детей всех типов восприятия информации).
Учет возрастных особенностей поможет учителю добиться важного результата - сознательного выполнения правил безопасного поведения на дороге каждым учеником. С ребенка нельзя требовать больше, чем он может. Его нельзя учить тому, что он не может усвоить. Младший школьный возраст - это оптимальный период усвоения ПДД в полном объеме.
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией.
Данный опыт был представлен на заседаниях школьного методического объединения учителей и рекомендован к использованию учителям основ безопасности жизнедеятельности.
Список литературы
1. Аполоник, Т.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Внеклассные мероприятия: практ. пособие для педагогов общеобразоват. учреждений/ Т.В. Аполоник – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009.
2. Правила дорожного движения. – Минск: Букмастер, 2013.
3. Фатин, С.Б. Основы безопасности жизнедеятельности / С.Б. Фатин, М.К.Мишкевич. Мн., 2004.
4. Юные инспектора движения / Серия «Деятельность классного руководителя» / сост. В.П. Степанов, А.И. Выджак-Таргоня. – Минск: Красико-Принт, 2007.
5. www.sb.by
Площадка для изучения ПДД на улице
Площадка для изучения ПДД в холле школы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.