Описание опыта работы, как классного руководителя
Оценка 5

Описание опыта работы, как классного руководителя

Оценка 5
docx
22.01.2020
Описание опыта работы, как классного руководителя
опыт работы В.М..docx

Мое кредо:    Любить и быть любимыми вот это счастье.

 

ВВЕДЕНИЕ

Когда родился учитель, к его колыбели спустились три феи. 
«Ты будешь вечно юн, - сказала первая фея, -

потому что с тобой всегда будут дети».
«Ты будешь красив душою, - промолвила вторая фея, -

потому что всю жизнь будешь учить детей прекрасному».
«Ты будешь счастлив, так как твои руки будут согреты

теплом детских рук. – добавила третья фея. –

Ты их Руководитель»

   Еще в школе  мой классный руководитель рассказал одну притчу, называлась она «Урок бабочки». Мы долго ее разбирали, но вот смысл я не совсем раскрыла. Когда стала учителем, почему-то вспомнила и символом моей жизни стала бабочка. Вот притча: однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы наблюдал, как через эту маленькую щель на наружу пытается выйти бабочка. Прошло время, а бабочка, сколько не прикладывала сил, ничего не получалось. Тогда человек решил ей помочь, разорвал кокон. Бабочка тот час вышла, но она была такая слабая, крылья были прозрачные и не расправленные. Она смогла летать. Остаток жизни она волочила тельце по земле, а человек посмотрев эту картину просто ушел, а чем он ей мог помочь?

Тогда мораль я поняла однобоко. А ведь на самом деле сегодня с высоты опыта классного руководителя и учителя понимаю, каждая жизненная трудность посылается, чтобы нас сделать сильнее. А для класса главное не навреди! Ведь важно было дать бабочке освободиться из кокона естественно, ценой собственных усилий, набраться сил, расправить крылья и … полететь.

Так же и в воспитании учащихся, если делать за ребенка его работу, то можно лишиться его духовного развития. И чтобы он не был похож на ту бабочку… с дряхлым телом и без крыльев ребенок должен сам приложить усилия для решения трудностей.

    Не зря нас, классных руководителей, называют «вторыми мамами», а школу – «вторым домом». За каждые 6 лет к ребятам прикипаешь душой. И смеёшься вместе с ними, и плачешь с ними, и играешь, и многому учишься с ними. Иногда пожуришь их, иногда пожалеешь, как родных. Мы вместе живём общей жизнью и так тяжело их отпускать. Для меня главным ориентиром в работе классного руководителя является личность ребёнка, его интересы. На любом мероприятии должно быть «много» ученика и мало воспитателя. Я считаю, что ученик не должен быть только пассивным потребителем духовных благ и ценностей. Он хочет быть творцом. Моя задача - вызвать интерес, направить, подсказать путь. Каждый ученик уникален, талантлив, нужно лишь помочь ему раскрыться. Я знаю, что дети испытывают врождённую потребность в заботе и ласке. Ребёнок тянется к доброму человеку, отвечает на привязанность привязанностью. Обмануть его трудно - настоящее чувство он отличает от неискреннего безошибочно. Лгун не может научить правдолюбию, недобрый - гуманности, беспринципный - принципиальности. А в душе появляется такое душевное тепло и гордость, когда видишь улыбки, благодарные глаза и теплые слова родителей.

Я – классный руководитель, и этим я горжусь! 
Пусть роль и нелегка, проблем и бед хватает! 
Но, дети в жизни - главное, и я молюсь, 
Чтоб настоящими людьми они по жизни стали!!!

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. 
Я отношусь к той категории классных руководителей, которая считает работу классного наставника не просто главной, а наиглавнейшей, ведь в его должностные обязанности, если в очередной раз изучить все инструкции и обобщить, входит огромное количество аспектов, призванных воспитать нового человека нового поколения, способного найти своё место в жизни и стать достойным гражданином общества. Учительской деятельностью  я занимаюсь тридцать пять лет, и все эти годы выполняла обязанности классного наставника. Мне всегда нравилась эта работа, потому что я видела результаты своего труда. Из маленьких, капризных, несобранных мои воспитанники превращались в больших, уравновешенных, красивых людей, именно красивых, если ни физически, то душой уж точно.
В моей работе с детьми приоритетными всегда были такие задачи:

  • организация самоуправления в классе;
  • формирование и развитие коллектива;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных возможностей учащихся;
  • формирование у школьников нравственных смыслов и духовных ориентиров (направле ние, над которым работает классный коллектив);
  • защита прав и интересов учащихся;
  • формирование здорового образа жизни;
  • гуманизация отношений между учащимися, между учащимися и педагогическими работ ников;
  • организация социально значимой, творческой деятельности учащихся.

Самой главной для себя, ребят и родителей я всегда определяла задачу – организация самоуправления в классе. Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества.

Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:

v Создать условия для формирования у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

v воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллектива;

v сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, стране, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

   Основная забота – создание микроклимата в классе: системы товарищеских, доброжелательных отношений одноклассников друг к другу, как в деятельности, так и в общении. Без создания доверительной атмосферы сотрудничества невозможно удовлетворение базовых потребностей подростков. Это потребности в безопасности, принадлежности и признании в классе. Развитие благоприятного микроклимата класса обеспечивается только в том случае, если я как классный руководитель делаю главный акцент на отношениях ребят во время взаимодействия, на их бесконфликтном общении и создании атмосферы общей заботы о конкретных одноклассниках и других людях. Чтобы успешно осуществлять свои задачи, прежде всего стараюсь понять характер межличностных и межгрупповых отношений в классе, увидеть психологические роли ребят, в частности претендующих на лидерство и наличие в классе отверженных.

 

 

 

 

ЦЕЛЬ ОПЫТА

   Основная моя цель, как  классного руководителя – формирование классного коллектива, развитие класса как деятельной, организованной, сплоченной группы, где каждый ощущает свою полезность и сопричастность к общему делу через ученическое самоуправление. 

*    Задачи: 
создать систему самоуправления, способную воспитывать и социализировать каждого ребенка в классном коллективе; 

*    побуждать стремление к саморазвитию личности; 

*    научить детей быть объективными и самостоятельными; 
 

    Развитие классного коллектива как субъекта, активной силы воспитания возможно только в процессе совместной деятельности. Я стремлюсь строить внеклассную жизнь таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, а чтобы это претворить в действие, необходимо опираться, прежде всего, на знание интересов и склонностей ребят, их увлеченность тем или иным видом занятий. Это может быть познавательная, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская и другие виды деятельности. Выбор направления зависит от интересов и потребностей учеников, личностных особенностей меня, возможностей и традиций школы. Я как классный руководитель обучаю ребят, как сообща думать и придумывать дело, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить свои силы и время, как необходимо действовать, чтобы достичь результата. Мой выпускной 11  класс- 2017 года, считаю полностью сформировавшимся коллективом. В классе существует сильнейшая группа поддержки не только классного руководителя, но и развития дружного классного коллектива. В классе активно действовало самоуправление. Каждый ребёнок имел выбранное им самим поручение, которое оценивалось ребятами на классных часах.

   Когда я взяла класс в 2018 учебном году, то стала изучать каждого ребёнка. Его увлечения, организаторские способности. Всю работу я старалась проводить в тесном взаимодействии с Карташовой Светланой Николаевной, чей класс я взяла. Дав характеристику каждого ребёнка - я уже имела представление о каждом и спокойно могла выделить лидера и группу самоуправления будущего 5б класса. Этот лидер стал возглавлять классное самоуправление.

 

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ОПЫТОМ

  

   За пять лет  работы над темой я изучила необходимую литературу по ученическому самоуправлению, применяемым формам работы, разработала сценарии классных часов, мероприятий с  использованием ученического самоуправления, при этом учитывала их творческие и психологические  принципы индивидуальных особенностей учащихся.

 

ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ОПЫТА

 

     Ученическое самоуправление даёт возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности, ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем социума, а мне, как классному руководителю сочетать в работе роль друга, помощника, наставника и оставаться примером для подражания. Высшим органом самоуправления в классе является, в прошлом выпуске собрание Страны интересных Дел, а в 5 «Б» пионерский сбор отряда «Звезда», так как в классе все пионеры, в которых участвуют все учащиеся и классный руководитель. Ученическое самоуправление дает возможность проде-монстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоление трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения.

По мнению отечественных психологов, развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п.

Самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:

Ø Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.

Ø Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.

Ø Воспитание у обучающихся демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).

Ø Воспитание достойных творческих лидеров

Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.

При этом классный руководитель:

не запрещает, а направляет;

не управляет, а соуправляет;

не принуждает, а убеждает;

не командует, а организовывает;

не ограничивает, а предоставлять свободу выбора.

    Если классный руководитель гордится тем, что он придумал, он сделал, он организовал, то это не достаточно. Важно, чтобы дети говорили – это мы придумали, это мы создали, это мы сделали, это мы организовали.

Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Постоянное поручение не ограничивает деятельность учащегося. Для контроля деятельности учащихся удобен экран достижений, где ставится оценка за участие в жизни класса в определённый период.

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА 

    Мои подопечные находятся в стадии переходного возраста, а значит, у них происходит смена ведущего вида деятельности. От познания окружающего мира они переходят к познанию себя и своей роли в этом мире. Диагностика позволяет мне определить как общие тенденции изменений по классу, так и индивидуальный уровень развития каждого ребенка.

    В коллективе 5б класса каждый имеет своё поле деятельности. Некоторые классные часы проводятся активом класса под моим руководством. 

     В моём плане воспитательной работы отражены все условия для удовлетворения потребностей подростка. Это и тематические классные часы, походы на природу, посещение музеев, библиотеки, тематические вечера. В неформальной обстановке учащиеся больше раскрываются, узнают друг друга. А это даёт мне возможность скорректировать харак-тер, наклонности , увлечения каждого ученика. Во всех мероприятиях я опираюсь на орган самоуправления. Основными формами организации общения и совместной деятельности являются формы, близкие к психологическим и ролевым играм и дискуссионным формам, пионерским сборам, собраниям. Мне нравится, что учащиеся не замыкаются в себе. Мы сообща решаем все проблемы, возникающие как в классе, а так же и межличностные. Всё это помогает процессу обучения.  Огромную роль в формировании классного коллектива я отвожу родителям и учителям-предметникам.

    На стадии организации классного самоуправления, считаю, что руководящие функции принадлежат классному руководителю. Классный руководитель с самого начала должен знать на какой результат он хочет выйти и вести к этому ребят.

В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Сделали мы это неделю после начала учебного года. Когда я чуть больше узнала детей и для себя определилась, кого бы я хотела видеть в каком секторе. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем чтобы он мог  сделать , я руководила, направляя туда, куда надо мне. Я провела несколько игр, направленных на развитие коммуникационных, лидерских и творческих способностей. Игра на развитие организаторских способностей: «Буквы и цифры», «Семейная фотография». Игра на развитие лидерских качеств: «Геометрические фигуры», «Лидер», «Калейдоскоп». (Приложение 4).  После распределения по секторам выбрали представителей в актив класса, которым я передела некоторые элементарные функции руководства коллективом (например: составить график дежурства, подготовить номера художественной самодеятельности ко дню Учителя, написать план проведения Дня Матери, подготовить стихи, загадки, какие-нибудь конкурсы; отметить присутствующих, отвечать за инвентарь; объединение в группы при подготовке к мероприятиям и конкурсам). Необходимо донести до ребенка правильное исполнение требования, для этого нужно вместе с ним хотя бы один раз проделать то, что мы от него хотим.Поэтому я в своей практике применяю метод «Приемственность». Приглашаю ребят выпускников, это прежде всего учащиеся, которые выполняли те или иные поручения. К ним относится староста, председатель пионерского отряда, кульмассовый сектор, спортивно-туристический, учебный, эколог, трудовой и выпускники рассказывают какие обязанности им необходимо было исполнять. Существенным фактором самоуправления является демократизация. Чтоб она была в действии необходимо провести диагностику или анкету «Ты и твой класс» или «Каков мой класс» (Приложение 1).

Любое поручение на первом этапе требует проверки. Получается двойная работа. Сначала дети потом я, и здесь есть необходимость найти «погрешности», чтобы приучить к ответственности. Причины этих погрешностей могут быть разные: могут покрывать кого-то, а могут просто недосмотреть. Осторожное замечание должно помощь исправить ошибку, например, Вы пропустили 2отметку у Ильи, будьте внимательнее следующий раз. Роман не пришел в школу, а ты его не отметил. Узнай, пожалуйста, причину может он заболел. Ребята понимают, что все тайное становится явным и перестают хитрить или становятся более внимательными.

Сегодня один руководит, а второй подчиняется, а завтра наоборот. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, проходит становление в течение нескольких лет, с каждым годом функционирует лучше.

Самоуправление помогает формировать у ребят чувство личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет выявить уровень притязаний каждого, позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить своё место в коллективе. Я провожу анкету «Я и моя активность» (Приложение 2), которая сразу помогает выявить активных детей , пассивных и безучастных. Для жизнедеятельности классного сообщества существенной значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Мой класс принимает участие во всех школьных праздниках, декадах и неделях, конкурсах. Соревновательный момент, работает на сплочение классного коллектива. И в 2016 году мы стали в конкурсе «Лучший класс года» лучшими. За что администрацией школы были награждены сладким столом и дискотекой.

   В каждом коллективе существуют свои законы. Хотелось бы чтобы они были такими, которые позволили учащимся сформировать такой коллектив, о котором в дальнейшей жизни вспоминалось с радостью и гордостью. Ниже приведены законы такого коллектива. Могу гордится тем, что мои дети учась в ВУЗах тоже проявляют лидерские качества:Еремеев  Г., Грязнова В, Грязнова А, Дедковап Т, Савченко К., многие старосты групп, редколегия, начальник этажа в общежитии.

Законы коллектива

(разработанные Владимиром Трофимовичем Кабуш  г. Минск)

Закон правды: Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.

Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!

Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.

Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

11.Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

 

    Выпуск 2017 года жил целой страной имея своего президента, вице-президента, министров: труда, спорта и туризма, печати, образования, экологии, иностранных дел, питания. Высшим органом было собрание и заседания  Совета Дела. Классный коллектив носил название Страна Интересных Дел. Ребятам очень нравилось управлять. Остальные учащиеся были жителями этой страны. Благодаря, Совету Дела учащиеся организовывали праздники, Дни Здоровья, КВНы, субботники. За каждое мероприятие ответственный был министр. Он назначал жителей страны, предлагал им план действий, слушал предложения. А я как классный руководитель только координировала действия или указывалана погрешности и ошибки. Но чтобы увидеть результат своей работы требуется много приложить усилий, самое первое увидеть того ребенка кому будет интересно, кто может быть лидером, уметь доверять детям, а главное не навязчиво контролировать процесс самоуправления, подсказывать, а не наказывать и ругать.

   Естественно, воспитательная работа невозможна без участия родителей, нужно поддерживать тесную связь с родителями и прежде чем использовать « пряник или кнут» заручиться поддержкой родителей для жизнедеятельности ребят.

   С самого начала своей педагогической практики считаю работу с родителями самым сложным, но очень важным и необходимым звеном. Изучение семьи позволяет классному руководителю ближе познакомиться с воспитанником, понять уклад жизни семьи, ее традиции, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. При общении с родителями, исходя из своего опыта, я определила для себя следующие правила:

-к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;

- общение с родителями должно быть не во вред ребенку, а во благо: не жаловаться на детей, всегда найти, за что похвалить;

- изучение семей должно быть тактичным и объективным;

- вместе с родителями искренне радоваться успехам детей и огорчаться их неудачам.

Общение с родителями не сводится только к посещениям семей, встречам, родительским собраниям и всеобучам. Привлекаем родителей к подготовке и проведению различных совместных мероприятий, что позволяет ребятам в определенной степени презентовать свою семью и получить дополнительную информацию о семьях своих одноклассников. В этом учебном году ребята пригласили своих мам на праздник, посвященный дню матери «Поговори со мною, мама…». Мама… для каждого она – самая добрая, самая любимая, самая дорогая… За чашечкой чая дети говорили им теплые слова благодарности за доброту и заботу. Ребята рассказали о самых памятных моментах из жизни семьи, узнали, на сколько хорошо каждый знает свою маму, вместе с мамами определили, какой должна быть идеальная женщина – мама, жена, хозяйка дома, хранительница семейного очага.

Основной формой воспитания стала совместная деятельность классного коллектива и классного руководителя. Благодаря сотрудничеству в коллективе повысилось осознание необходимости, ответственности, активности и заинтересованности в делах класса и школы. Можно сказать, что в классе складываются психологически комфортные отношения. Явного лидера в классе нет, но есть группа ярких личностей, которые являются организаторами классных и внеклассных дел. Менее активные учащиеся с удовольствием поддерживают инициативу активистов. В классе есть ребята, которые хорошо учатся и помогают отстающим, есть трудолюбивые и есть ленивые, но каждая личность в коллективе бесценна и играет свою важную роль. Со всеми родителями установлен хороший контакт. Сотрудничество с 80% родителей позволяет по возможности усиливать воспитательное воздействие на детей, а значит повысить результативность воспитания.

Формы и методы работы с родителями по данной теме:

«Воспитание? Начни с себя»

«Воспитание личности»

«Роль семьи в формировании личности»

«Физическое воспитание школьников»

«Гармония общения – залог психологического здоровья ребенка

    Как классный руководитель стремлюсь к тому, чтобы вызвать у родителей интерес к воспитанию детей, желание общаться с классным руководителем, посещать школу, пытаюсь помочь родителям усвоить одно важное, продиктованное жизнью, правило: «Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей», т.е. самоуправление, самостоятельность.

 

 

РЕЗУЛЬТАТ

 

Планируя и организуя воспитательный процесс с классом, стараюсь добиться определённых результатов.

Стремлюсь к тому, чтобы как можно ближе узнать каждого ребенка, чтобы с каждым из ребят сложились доверительные отношения. Этого удалось достичь в достаточной степени, т.к. ребята приходят за советом, поговорить после уроков, обращаются за помощью. Это я считаю самым важным показателем успешности своей работы, даже после того как покинули школу.

Требует дальнейших усилий работа по сплочению коллектива,  ведь только 5 класс.

   Мои ученики – постоянные организаторы и участники не только классных, но и общешкольных мероприятий. В 2017 году моими подопечными подготовлены и проведены такие мероприятия: День знаний, День добра и уважения, День учителя, Осенний бал, День Матери, минута Славы, Новый год, Весна, любовь и красота.

Ребята защищали честь школы на городских мероприятиях. КВН, занявшей в 2 место.  Являются призерами городских олимпиад по предметам, призерами спортивных  городских и областных соревнований. Ребята ежегодно участвуют в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Глобусенок», в других творческих конкурсах « День Земли», занимаем 1 и  2 места, проводят исследования к научно-практической конференции «Под знаком 21 века», занимают призовые места. У каждого есть интересы в какой-либо области наук, способности к разным видам искусства, что обязательно способствует самореализации, самораскрытию ребят.

Самое главное в моей работе – доверие и любовь моих подопечных, их желание вместе с классом активно творить, развиваться, совершенствоваться.

 

 

Литература

1.     Научно-методический журнал «Классный руководитель», 2001-2006г.г. Москва

2.     Родительские собрания «ВАКО», Москва,2004

3.     Практикум по психологическим играм для подростков. Санкт-Петербург.Харьков.Минск, 2002 г

4.     Ключ к успеху./сост Кузьмин С.С., Кондратьева Т.А. и др. – Ульяновск, 2003

5.     Самоуправление и школа,»Красико-Принт», Минск,2008

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя

Описание опыта работы, как классного руководителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020