МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 1 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»
Российская Федерация, 454021, Челябинская область,
г.Челябинск, ул. Бр.Кашириных, д.106 А
тел./факс (8-351) 734-34-22 mdoukalin1@mail.ru
Тема: «Психолого- педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования».
Шевлякова Мария Александровна
Воспитатель
Образование:высшее
Стаж работы:
общий – 1,5 года педагогический – 1,5 года стаж работы в данном учреждении/ в данной должности – 1,5 года.
г.Челябинск, 2020
Содержание работы
I. |
Введение |
3 |
1.1. |
Актуальность и проблематика |
3 |
1.2. |
Цель |
4 |
1.3. |
Задачи |
4 |
1.4. |
Адресная направленность |
5 |
II. |
Теоретическое обоснование |
6 |
III. |
Практическая часть |
19 |
IV. |
Заключение |
33 |
V |
Литература |
35 |
VI |
Приложение |
37 |
Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время родители мало внимания уделяют развитию эмоциональной стороны у детей. А ведь это способствует в будущем здоровому психологическому и социальному развитию. Сам процесс распознавания и передачи эмоций довольно таки сложный и требует определенных знаний. Дети стали менее отзывчивы к эмоциям других людей, из-за этого возникают конфликты в группе у дошкольников, а из этого вытекает новая проблемавнутриличностная.
А так же в ФГОС включена данная тема в системе дошкольного образования. Когда ребенок пройдет дошкольное образование развитие в эмоциональной сфере открывает для него новые грани в познании своего «Я». Ведь ребенок знает, что он чувствует на данный момент, если его друг попал в беду, он может его поддержать, подобрать нужные слова, интонацию или же поднять настроение. Ребенку гораздо проще пребывать в социуме, когда его эмоциональный интеллект развит и он может без проблем вступать в коммуникацию с окружающими. Параллельно с развитием эмоциональной сферы мы видим как развивается и его личность.
Эту проблему впервые начали изучать П.Сэловей и Дж.Майер в 1990 году. Они первые затронули прямо эту тему, написав статью «Эмоциональный интеллект». Они первые выстроили модель развития
Особенности развития в саду (Программа ФГОС ДОО) и в УДОД
Одна из задач социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО и УДОД: развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Новый термин, который привнес ФГОС — эмоциональный интеллект. Эмоциональныйинтеллектопределяется как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Объект: развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Предмет: психолого-педагогическое сопровождение по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования.
1.2 Цель: на основании проведенного анализа психолого-педагогической литературы организовать диагностику уровня и особенностей развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, разработать программу по развитию эмоционального интеллекта в условиях учреждений дополнительного образования
1.3 Задачи:
1.Анализ психолого-педагогической литературы
2.Выявление особенностей возраста и проявленияэмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
3.Провести эксперимент с целью выявить развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и дополнительного образования.
4.Разработать программу, направленную на развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого—педагогической литературы) и эмпирические (проективные методики)
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях воспитателями и психологами для диагностирования и развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
1.4 Адресная направленность: Опытно - экспериментальная работа проходила на базе детского сада №1 и центра раннего развития «ЯСАМ».
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из титульного листа, содержание, введение, 1 главы (Теоретическая часть) и 2 главы (Практическая часть), заключение, список используемых источников, приложение.
2.1 Теоретическое обоснование проблемы психолого-педагогического
сопровождения по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования
Понятие эмоционального интеллекта в психолого-педагогической литературе
Эмоциональный интеллект— это признание за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные ощущения от голых фактов, а также навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми, независимо от того давние они знакомые или вы видите их в первый раз в жизни(3).
Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта (4).
Рисунок 1- Основные эмоции.
Решению проблемы эмоциональных и психосоматических расстройств
могла бы способствовать целенаправленная работа по развитию эмоционального интеллекта.
Сам по себе эмоциональный интеллект способен держать человека на плаву, но лучшие результаты в карьере приносит в сочетании с глубокими знаниями и сильной мотивацией. Действительно, высокий коэффициент интеллекта помогает поступить в университет или попасть на долгожданную работу, но именно развитый эмоциональный интеллект влияет на подверженность стрессу, помогает завести отношения на новом месте или приспособиться к турбулентной рабочей ситуации. Саморегуляция, умение слышать и ставить себя на место другого, способность управлять настроением дополняет практические навыки и умения во всех сферах, где требуется общение. Очевидно, что в век, когда большинство неприятных задач уже поручено или будет в ближайшее время передано машинам, таких сфер подавляющее большинство.
Рисунок 2- Влияние эмоционального интеллекта на личностное развитие ребенка (5).
Эмоциональный интеллект помогает объединять людей и инициировать перемены в семье или группе, не вызывая ни у кого негативных чувств, видеть плюсы всех по отдельности, когда требуется достижение общих целей, обмениваться опытом и обучать друг друга. Коллективы с такими людьми — это почти всегда питательная среда, где легко вырасти и получить много смежных навыков, а заодно закрепить уверенность в себе. И, конечно, эмоциональный интеллект необходим, если требуется подойти к конфликту осознанно, разрешить его без взаимного обвинения и невыгодного компромисса. Вместо тревоги и страха сдать позиции.
Развитие эмоционального интеллекта начинается с рождения, в младенчестве ребенок уже различает улыбку или слезы матери. Это и есть начало становления эмоционального интеллекта (30).
Рисунок 2- Этапы становления эмоционального интеллекта (6).
Развитие эмоционального интеллекта не связано с возрастом, хотя логично предположить, что при благоприятных условиях развития (активная эмоциональная среда) человек с каждым годом будет более эмоционально интеллектуальным. Первые три уровня осваиваются в среднем до подросткового возраста, а вот способности четвертого уровня доступны не всем даже в старости.
Признаки высокого уровня EQ :
• интересуются другими людьми;
• открыты изменениям;
• умеют отказывать;
• умеют отдавать, не ожидая награды;
• наслаждаются своей жизнью;
• высыпаются;
• богатый эмоциональный словарь;
• никому не позволяют портить себе настроение;
• умеют переключаться;
• не стремятся к совершенству.
Умение общаться, слушать, вдохновлять, предугадывать и оправдывать ожидания, решать конфликты, работать в команде, быть лидером.
Эмпатия и комфортное нахождение в большой социальной группе, улавливание эмоциональных сигналов участников,
Категории навыков нахождение взаимопонимания.
Знание собственных достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон.
Умение управлять эмоциями, ограничивать негатив и разрушительное воздействие отрицательных чувств.
Рисунок 4-Навыки в развитии эмоционального интеллекта (8).
Исторические учения об эмоциональном интеллекте |
|
Аристотель (IV век до н.э.)
|
там, где налицо ощущения, появляются и эмоции — удовольствие, страдание, ярость, бесстрашие и т.п. |
Кар Лукреций (I век до н.э.) |
чувства играют большую роль в жизни человека, в его познании природы |
Платон
|
эмоции помещаются в «животной душе», находящейся ниже познающей «бессмертной души». |
Гиппократ
|
большую роль эмоций в патогенезе болезней и их лечении, «седалищем» чувств избрал сердце. |
Абу Али ибн Сины (Авиценны) |
описание первых экспериментов по исследованию эмоциональных состояний. |
Дарвин |
рассматривал эмоции, как рудимент целесообразные реакций первобытные людей в их борьбе за жизнь и сохранение рода. |
Основоположниками эмоционального интеллекта являются П. Сэловей и Дж. Мэйер. В 1990 году они написали статью "Эмоциональный интеллект". |
Таблица 1.
2. 2 Особенности развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в старшем дошкольном возрасте, потому что именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. Развитие эмоционального интеллекта является важным в развитии дошкольников, потому что, важным в общение является способность детей читать эмоциональное состояние и управлять своими эмоциями.
Полноценное развитие интеллекта невозможно, если есть недостатки в эмоциональном развитии (10). Эмоции не могут быть подменены, подавлены интеллектом, ибо отсутствие эмоций, бедность эмоций ведет к пассивности мыслительных процессов.
Понимание и знание своих эмоций и чувств является важным для развития дошкольника. Для ребенка передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Эмоции оказывают влияние на все стороны личности на ее активность, тем или иным образом влияет на ее деятельность.
С самого рождения у ребенка происходит «воспитание чувств» - они по мере взросления ребенка становятся более разумными, глубокими, устойчивыми.
Ребенок дошкольного возраста видит мир в образах, наглядно, конкретно. Многие вещи, которые для нас взрослых кажутся простыми, на ребенка производят глубокое впечатление.
В жизни старшего дошкольника чувства играют огромную роль. Старший дошкольник начинает интересоваться широким миром окружающих предметов, событий и явлений. Его чувства становятся глубже и сложнее.
Начинают зарождаться простейшие моральные переживания. У старшего дошкольника начинают формироваться интеллектуальные чувства.
Появляется любознательность (11).
Эмоциональное воспитание отцов имеет большее положительное влияние на ребенка. Если отцы стараются понять чувства своих детей и помогают решить их проблемы, то дети лучше успевают в школе и хорошо ладит с другими людьми. А так же есть противоположность хорошему-
эмоционально отдаленные отцы, суровые, вечно критикующие отвергающие, принижающие. Они оказывают очень негативное влияние. Конечно, мать тоже влияет на эмоциональный интеллект, она имеет не менее влиятельное место. Но все же выяснено, что влияние отца куда сильнее, не зависимо хорошее оно или плохое(12).
Эмоциональное воспитание помогает мотивировать детей и управлять ими в положительном ключе. Родителям в настоящее время стоит задуматься не только, как прокормить ребенка, но и как ему выжить.
Рисунок 7– Негативные угрозы для детей (13).
Работа занимает почти все время, деньги обесцениваются, женщины выходят на работу, структура семьи ослабевает.
Создавая эмоциональные связи родители со своими детьми, защищают их от многих рисков и помогают развивать эмоциональный интеллект. Доказано, что дети, получающие любовь и поддержку своих родителей, лучше противостоят угрозам юношеской ожесточенности, асоциального поведения, наркомании, преждевременной половой активности, подросткового суицида и других социальных бед. Если детей уважают и ценят в семье , то они лучше учатся в школе, больше дружеских связей, здоровая и успешная жизнь (14). Не стоит забывать, что гнев ребенка, это такой же гнев, как и взрослого, поэтому нельзя проявлять газлайтинг в данном случае. Ведь если постоянно обесценивать чувства ребенка- он потеряет уверенность в себе. Если родители не реагируют на сигналы, подаваемые детьми, то у них не развиваются навыки контроля над эмоциями. Ребенку неоткуда узнать, что его лепет привлекает внимание, поэтому он становится тихим, пассивным и социально отстранённым. И наоборот, если его постоянно чем-то занимают, он не узнает, что сосание пальца и поглаживание одеяла являются хорошими способами успокоиться (30).
Способность успокаиваться с возрастом становится крайне важной. Это влияет на восприятие сигналов других, уметь сосредотачиваться.
Саморегулирование поможет снять стресс, заводить друзей.
В основе развития эмоционального интеллекта ребенка лежит способность родителей осознавать свои собственные чувства. А так же они должны ставить ограничения на поведения, а не на эмоции или желания (15).
Термин "вагальный тонус" используется для описания способности вегетативной нервной системы человека регулировать на непроизвольные физиологические процессы. Дети, у которых он хорошо развит, умеют быстро успокаиваться после резкого волнения.
Эмоциональный интеллект ребенка зависит от его темперамента- врождённые свойства личности, но сформированные в основном при взаимодействии ребенка с родителями. Любые родители могут стать эмоциональными воспитателями, но многим придется преодолеть препятствия: привычное отношение к эмоциям, недостаток навыков выслушать ребенка (16).
Джон Гоулман выделил несколько типов родителей:
1. Отвергающие родители больше ценят улыбки и хорошее
настроение, чем плохое, многие стали недооценивать негативные эмоции своих детей. Они пытаются развеселить ребенка или посмеяться над чувствами рассерженного ребенка. Для таких родителей дети - это всего лишь дети. Равнодушие к проблеме ребенка. Многие отвергающие родители понимают эмоции детей, но данное поведение вызвано желанием их защитить. Считают, что отрицательные эмоции токсичны. Некоторые, игнорируют из-за страха потерять контроль. Их дети боятся испытать печальные эмоции.
2. У неодобряющих родителей много общего с отвергающими. Правда есть пара различий: они более критичны и не испытывают сочувствия, не одобряют негативные эмоции. За это дети получают выговор или наказание за выражение эмоций. Сосредотачиваются на способах выражения эмоций. За топот ногами мать может отшлепать ребенка, не разобравшись в причине. Однако, могут быть по своему справедливы к эмоциональным переживаниям детей. Некоторые своей грубостью пытаются сделать их более жёсткими.Дети таких родителей мало доверяют собственному мнению, у них занижена самооценка, трудности в учебе, тяжело справляются с собственными эмоциями, тяжело преодолевают проблемы. Дети, не испытавшие весь спектр своих эмоций, не подготовлены к жизненным проблемам.
3. Невмешивающиеся родители понимают детей и то, с чем они сталкиваются. Такие родители плохо подготовлены или считают не нужным учить детей управлять негативными эмоциями. Они не устанавливают границы. Некоторые родители просто не знают как научить.Все эти типы родителей не приносят положительного влияния, не учат управлять своими эмоциями. В результате детям труднее концентрироваться и осваивать новые навыки, труднее воспринимать сигналы, поддерживать дружеские связи. Хотя все желают по своему лучшего для своих детей.
4. Эмоциональное воспитание схоже с невмешивающимся, но есть отличие: родители руководят эмоциональной жизнью своих детей. Учат регулировать чувства, находить выходы и решать проблемы. Сами родители осознают собственные эмоции и других людей. В положительном смысле смотрят на все эмоции и направляют их в положительное русло. Вводят определенные границы. Поддержание дисциплины в позитивном ключе.Не осуждают за проявление эмоций.Когда дети знают правила и понимают последствия нарушения, они в большей степени будут вести себя хорошо.Такие родители становятся для детей союзниками и хотят их радовать, а не разочаровывать (2).
Способы развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание ребенка в детском саду включает следующие задачи:
- научить детей распознавать и открыто выражать свои эмоции;
- помочь детям в осознании собственных потребностей и потребностей других людей;
- привить детям навыки культурного общения(17).
Рисунок 8– Методы развития эмоционального интеллекта (18).
Помимо методов необходимо создать комфортную развивающую среду. Например, создать различные центры эмоционального развития:
«Приветствие», «Достижения», «Уединение», «Эмоциональная разгрузка»
(19).
2.3 Опыт развития эмоционального интеллекта у детей старшего
Качество образования в дошкольном учреждении зависит от адаптации к особенностям образовательной деятельности детского сада комплексных, парциальных и дополнительных программ. Участие дошкольников в дополнительных программах осуществляется по желанию родителей на основе договора о дополнительных услугах. Система дополнительного образования детей осуществляет процессы обучения, воспитания и развития с приоритетом воспитания на принципах свободного выбора ив отсутствии стандартного подхода (Еманова).
Развитию эмоционального интеллекта способствует:
1. Использование произведений художественной литературы.
Знакомство с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства. Произведения искусства оказывают влияние и на эстетическое воспитание детей. Знакомство с книгами и картинами сопровождается эмоциональными реакциями, устойчивым вниманием детей, у них возникает потребность в новых знаниях о людях, стремление познать их через художественные произведения;
2. Использование музыкальных произведений.
С детьми нужно слушать не только детские песенки, но и взрослую классическую музыку, классические произведения во время дневного сна, обязательно импровизируем вовремя слушание музыкальных произведений. Всем известно, что музыка может поднять настроение, может способствовать релаксации психологического тонуса, развивает фантазию, творческое воображение и т. п.
3. Изобразительная деятельность.
Рассматривая рисунки художников В. Сутеева, Е. Чарушина и многих других, обращать внимание детей на эмоциональное состояние героев, на их жесты. «Вот два молодца смеются, посмотрите на их лица. Они подняли руки, сделай так же».
«А вот лисичка удивилась. Покажи, как удивилась лисичка».
В работе хорошо использовать нетрадиционные техники рисования: отпечатки-картинки; печать пластилином; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные ниточки.
Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. У детей повышается творческая активность, эмоциональность, повышается самооценка.
4. Моделирование. Очень нравится детям использование моделей. Освоение детьми способов моделирования, положительным образом влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей используются: пиктограммы; изображения лиц; «подвижные аппликации».
Ребенок учится в моделирование эмоций, выкладывает по-разному глаза, нос, брови; ощущает динамику эмоционального состояния.
Наглядность для детей дошкольного возраста является значимым методом обучения. Эмоции радости, печали, грусти, злости, удивления, страха, можно показать лишь символически, т.е. как педагог выражает свое эмоциональное проявление на других людей, его мимику, жесты, даже телодвижения, свои чувства к вещам, к людям. Дети в это время не только видят, но и копируют, учатся у взрослых эмоциональному проявлению.
5. Наблюдение. Наблюдая на занятиях и в повседневной жизни за ребенком определенные ситуации, педагог может понять, какие эмоции испытывает ребенок, какие трудности возникают на определенные ситуации.
6. Театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность пронизывала все режимные моменты, включалась во все занятия, в самостоятельную деятельность детей, в совместную со взрослыми деятельность, на прогулке, вовремя принятие пищи, на прогулке, в играх. Различные игры- драматизации, этюды, театры, упражнения учат детей эмоциональной насыщенности в их жизни. Выразительно показывать с эмоциональной- выраженной речью, используя яркий игровой материал.
3.1 Организация диагностики уровня развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждений дополнительного образования разного типа
Опытно - экспериментальная работа проходила на базе детского сада №1ицентра раннего развития «ЯСАМ».
Принимали участие: выборка составила 11 детей (10 девочек и 1мальчик)и8 детей (3мальчика и 5 девочек) центра раннего развития «ЯСАМ».
Для реализации цели нами были использованы методики:
- «Автомат эмоций» (Шиманская В. А.);
Цель исследования: выявить уровень эмоционального интеллекта.
Задача: узнать, понимает ли ребенок, что он чувствует на данный момент. Перед ребенком автомат эмоций. (Приложение) Необходимо выбрать эмоцию этого дня. Но прежде чем взять из автомата нужную эмоцию, ребенок изображает ее на своем лице и старается прочувствовать. Так же, ребенок может подарить эмоцию другу.
Итоги:
• 0-1 балла – ребенок не смог изобразить на своем лице ни одну эмоцию, не прочувствовал и не угадал;
• 2-3 балла – ребенок смог изобразить на своем лице и прочувствовать;
• 4-5 балла – ребенок смог изобразить на своем лице, прочувствовать и правильно выбрать.
Уровень развития эмоционального интеллекта:
• Низкий: 1-2 балла;
• Средний: 3-4 балла;
• Высокий: 5 – 6 баллов.
- «Мимика и эмоции»(Шиманская В. А.);
Цель исследования: выявить уровень эмоционального интеллекта.
Задача: убедиться, знают ли дети с помощью чего выражаются эмоции. Вначале объясняем ребятам, что когда мы испытываем разные эмоции, наша мимика меняется. Им необходимо представить свое лицо в разных ситуациях и попробовать нарисовать выражение этих эмоций.
Итоги:
• 0-2 балла – не смогли представить свое лицо и нарисовать выражение этих эмоций;
• 3-4 балла – смогли представить свое лицо, но есть трудности с дорисовыванием;
• 5-6 балла – смогли представить, прочувствовать и дорисовать эмоции.
Уровень развития эмоционального интеллекта:
• Низкий: 1-2 балла;
• Средний: 3-4 балла;
• Высокий: 5 – 6 баллов.
- «Рука дружбы»(Шиманская В. А.);
Цель исследования: выявить уровень эмоционального интеллекта. Задача исследования: проверить личностные качества детей, как они взаимодействуют с окружающими.
В данной методике ребятам нужно написать на линиях или нарисовать на пальчиках, что делает каждого из них хорошим другом.
Итоги:
• 1-2 балла – не смогли написать или нарисовать;
• 3-4 балла – смогли изобразить, но с трудностями;
• 5-6 балла – изобразили или написали без затруднений.
Уровень развития эмоционального интеллекта:
• Низкий: 1-2 балла;
• Средний: 3-4 балла;
• Высокий: 5 – 6 баллов.
- «Солнечная система моей жизни»(Шиманская В. А.).
Цель исследования: выявить уровень эмоционального интеллекта.
Задача исследования: узнать, что для ребенка является важным в жизни, как проходит коммуникация.
Каждому ребенку дан раздаточный материал солнечной системы. Они должны подумать без чего не могут представить свою жизнь (увлечения, друзья, семья). Все это нужно вписать в солнечную систему.
Итоги:
• 1-2 балла – не смогли написать или нарисовать;
• 3-4 балла – смогли изобразить, но с трудностями;
• 5-6 балла – изобразили или написали без затруднений.
Уровень развития эмоционального интеллекта:
• Низкий: 1-2 балла;
• Средний: 3-4 балла;
• Высокий: 5 – 6 баллов.
Нами в ходе опытно- экспериментальной работы было проанализировано содержание работы по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, которое легло в основу программы «Эмоциональные умы». Содержание программы предусматривает решение развивающей, образовательной и воспитательной задач.
Данная программа нацелена на развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Программа рассчитана на 6 месяцев, с периодичностью: 2 занятия в месяц. Цель программы: развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. развитие самосознания детей;
2. развитие самоконтроля (умения совладать со своими чувствами, желаниями);
3. формирование социальной чуткости (умение устанавливать контакты с разными людьми);
4. управление отношениями (способности к сотрудничеству, взаимопомощи)
Организация психолого-педагогической деятельности Участники:дети старшего дошкольного возраста.
Программа состоит из 12 занятий, частота встреч 2 раза в месяц.
4.Методическое обеспечение программы
Ведущими принципами реализации этойпрограммысчитаются:
1.Принцип осознанности предоставленной проблемы;
2. Принцип добровольности и готовности членов к работе по предоставленной программе;
3.Принцип целостности диагностики, профилактики и коррекци;
4.Принцип учета персональныхиндивидуальностей личности;
5.Принцип комплексности способовпсихическоговлияния.
Становлениеэмоциональногоразума у детей старшего дошкольного возраста происходят в критериях реализации ФГОС.
Критериями производительностипрограммы выступают:
1. Сохранение и закреплениепсихологическогосамочувствия детей; 2. Родители подключаются в процессстановлениясовместно с педагогом.
Ожидаемые итоги:
1.Развитая фантазия.
2.Способность к управлению отношениями.
3. Повышение умения справиться с собственнымиэмоциями, желаниями. Любое занятие произведено из нескольких частей, любая из которыхимеет возможность быть примененапо своему усмотрению.
Часть 1. Вводная
Задача вводной части занятия – настроить группу на общую работу, ввестичувственный контакт меж всеми членами. Главные процедуры работы – приветствие, игры с именами.
Часть 2. Рабочая
На даннуюдоля приходится главная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, нацеленные на становление и выборочнуюкорректировку эмоционально – личной и познавательной сфер ребенка.
Часть 3. Заключительная. Ведущей целью данной части занятия считается создание у всякогочленаощущенияприспособления к группе и укреплениепозитивных впечатлений от работы на занятии. Тутучитывается проведение какой – илисовместной игры забавы или жеиной коллективной работы, к примеру, создание совместного рисунка.
Вывод: данная программа разработана для развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, которая поможет детям научиться распознавать свои эмоции, развивать чувство эмпатии. Применять полученные опыт, знания, умения и навыки в жизни.
3.3 Анализ результатов исследования по проблеме психолого-
педагогической деятельности по развитию эмоционального интеллекта у
В результате проведенного мониторинга в детском саду №1 были получены следующие результаты.
Результаты проведения диагностики − «Автомат эмоций».
Данные, полученные в результате исследования, представлены в таблице 1.
|
Ребенок |
Уровень интеллекта |
развития э |
моционального |
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|||
Алена |
|
3 |
|
||
Кирилл |
2 |
|
|
||
Люда |
|
|
5 |
||
Ева |
|
|
6 |
||
Мария |
|
4 |
|
||
Кристина |
|
|
5 |
||
Татьяна |
|
4 |
|
||
Марина |
|
3 |
|
||
Лиза |
|
|
5 |
||
Наталья |
|
4 |
|
||
Соня |
|
3 |
|
||
|
|
|
|
Данные, полученные в результате исследования, представлены в диаграмме 1.
Вывод: Наше занятие проходило в Детском саду №1. По количеству детей было больше. Вначале занятия большинство детей вело себя скованно, закрыто. В процессе и к концу занятия большая часть ребят уже не так сильно были зажаты, но выражать свои мысли стеснялись. Приходилось применять неожиданные выкрики эмоциональные, импровизацию детской ситуации, только в гиперболизированном смысле, чтобы они смогли прочувствовать спектр эмоций. С парой детей так и не получилось вступить в диалог.
В результате проведенного мониторинга вцентра раннего развития «ЯСАМ» были получены следующие результаты.
Результаты проведения диагностики − «Автомат эмоций».
Данные, полученные в результате исследования, представлены в таблице 2.
|
Ребенок |
Уровень развития эмоционального интеллекта |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
Алена |
|
4 |
|
|
Кирилл |
|
|
5 |
|
Алексей |
|
|
5 |
|
Александр |
|
|
6 |
|
Мария |
|
4 |
|
|
Кристина |
|
|
6 |
|
Татьяна |
|
|
6 |
|
Марина |
|
|
5 |
|
|
|
Данные, полученные в результате исследования, представлены в диаграмме 2.
Вывод: Представленные в диаграмме количественные данные дают основание утверждать, что низкий уровень развития эмоционального интеллекта отсутствует, средний уровень развития эмоционального интеллекта выявлен у 2 детей, высокий уровень развития эмоционального интеллекта зафиксирован у 6 детей.
Результаты проведения диагностики − «Мимика и эмоции»
Данные, полученные в результате исследования, представлены в таблице 3.
Ребенок |
Уровень развития эмоционального интеллекта |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Алена |
|
|
5 |
Кирилл |
|
|
5 |
Алексей |
|
|
6 |
Александр |
|
|
6 |
Мария |
|
|
5 |
Кристина |
|
|
5 |
Татьяна |
|
|
6 |
Марина |
|
|
5 |
Данные, полученные в результате исследования, представлены в диаграмме 3.
Вывод: Представленные в диаграмме количественные данные дают основание утверждать, что низкий и средний уровни развития эмоционального интеллекта отсутствуют у детей, высокий уровень развития эмоционального интеллекта зафиксирован у 8детей. Результаты проведения диагностики − «Рука дружбы».
Данные, полученные в результате исследования, представлены в таблице 4.
Ребенок |
Уровень развития эмоционального интеллекта |
|
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
Алена |
|
|
5 |
|
Кирилл |
|
|
6 |
|
Алексей |
|
|
6 |
|
Александр |
|
4 |
|
|
Мария |
|
|
6 |
|
Кристина |
|
|
6 |
|
Татьяна |
|
|
5 |
|
Марина |
|
|
6 |
|
|
|
Данные, полученные в результате исследования, представлены в диаграмме 4.
Вывод: Представленные в диаграмме количественные данные дают основание утверждать, что низкий уровень развития эмоционального интеллекта отсутствует, средний уровень развития эмоционального интеллекта выявлен у 1 ребенка, высокий уровень развития эмоционального интеллекта за фиксирован у 7детей.
Результаты проведения диагностики − «Солнечная система моей жизни».
Данные, полученные в результате исследования, представлены в таблице 5.
Ребенок |
Уровень развития эмоционального интеллекта |
|
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
Алена |
|
|
5 |
|
Кирилл |
|
|
6 |
|
Алексей |
|
|
6 |
|
Александр |
|
4 |
|
|
Мария |
|
|
5 |
|
Кристина |
|
|
5 |
|
Татьяна |
|
|
6 |
|
Марина |
|
|
6 |
|
|
|
Данные, полученные в результате исследования, представлены в диаграмме 5.
Вывод: Представленные в диаграмме количественные данные дают основание утверждать,что низкий уровень развития эмоционального интеллекта отсутствует, средний уровень развития эмоционального интеллекта выявлен у 1 ребенка, высокий уровень развития эмоционального интеллекта зафиксирован у 7 детей.
Наше занятие в центре детского развития «ЯСАМ». Все представленные методики проводились на одном занятии. Группа не большая, некоторые дети вели себя немного скованно при виде нового воспитателя. Данный тип занятия детям понравился, далее они вели себя более уверенно, открыто, не стеснялись рассказывать о себе, своих мыслях, чувствах. Смело входили со мной в контакт.
Сравнительный анализ по методике «Автомат эмоций». На диаграмме представлен результат.
Вывод: Представленные в диаграмме количественные данные дают основание утверждать по данной методике, что низкий уровень развития эмоционального интеллекта в «ЯСАМ» отсутствует, средний уровень развития эмоционального интеллекта выявлен у 7 детей, высокий уровень развития эмоционального интеллекта зафиксирован у 6детей. А данные выявленные в группе детского сада №1 показывают, что 1 ребенок имеет низкий уровень эмоционального интеллекта, Средний уровень выявлен у 6 детей и высокий у 4 детей.
В дипломной работе исследовано развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. В этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания.
Особенностями развития эмоционального интеллекта являются способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их слабые и сильные стороны, не поддаваться стрессу.
Проявление эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста характеризуется, когда дети плачут, проявляют сочувствие, могут связывать эмоции с произошедшими событиями, выражают эмоции и используют их при общении с другими людьми, слушают других, могут сами успокоиться.
В ходе исследований было выявлено, что в данной группе Центра раннего развития «ЯСАМ» дети имеют высокий уровень эмоционального интеллекта. Несмотря на то, что с ними был не знакомый человек, они все равно были открыты для общения, умеют прочувствовать эмоции, выразить их на своем лице почти без труда и могут рассказать окружающим на словах, что они чувствуют и почему. В группе детского сада № 45 выявлен средний уровень эмоционального интеллекта. Не все дети смогли вступить в контакт, как в начале, так и в конце занятия. Большинство из группы знают эмоции по названию, как их правильно различать друг от друга, в каких ситуациях они проявляются, но им сложно распознать их правильно у других людей, прочувствовать самим.
Подведем итог к тому, что наше исследование проводилось не для того, чтобы сравнить, где лучше или хуже, а понять почему. Как правило, детский сад дает базовые знания детям, к сожалению не каждый ребенок может усвоить все на отлично. Воспитатель не в силах донести все до каждого ребенка индивидуально, т.к. в детских садах группы достаточно большие.
Поэтому когда родители видят, что с ребенком нужно дополнительно заниматься, на помощь приходит центр раннего развития «ЯСАМ». А в центре уже можно выбрать, в какой области ребенку стоит развиваться. Здесь группы гораздо меньше, можно уделить индивидуально каждому ребенку внимание. Данное частное заведение этим и отличается от ДОУ, что помогает развить недостающие навыки или улучшить имеющиеся.
1. ДэниелГоулман. Эмоциональный интеллект
2. Джон Готтман, Джоан Деклер. Эмоциональный интеллект ребёнка
3. https://style.rbc.ru/life/5aeae3d59a79477711805023
4. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика 5. https://kakzdorovo.center/blog/detskaya-psihologiya/emocionalnyyintellekt-rebenka
6. https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-izucheniyaemotsionalnogo-intellekta
7. https://vsepromozg.ru/teoriya/uroven-emotsionalnogointellekta#:~:text=Средний%20уровень%20эмоционального%20интеллекта%2
0характеризуется%20следующими%20показателями%3A
8. https://4brain.ru/blog/eq-
6/#:~:text=Эмоциональный%20интеллект%20–
%20это%20комплексное,ими%20для%20достижения%20собственных%20цел ей
9. https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-ponyatiyaemotsionalnyy-intellekt-v-psihologicheskoy-nauke
10. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21948454#:~:text=%5B1–
3%5D.%20Особую%20важность%20и%20актуальность,учитывать%20его%2
0потребности%20и%20чувства)
11. https://studbooks.net/899759/psihologiya/stanovlenie_emotsionalnogo_i ntellekta_detey_doshkolnogo_vozrasta
12. http://itworked.com.ua/article/view/chto-znaet-nauka-o-roli-otca-vvospitanii-detey/
13. https://www.b17.ru/article/psixobezopasnosti_da/
14. Деклер Джоан - Эмоциональный интеллект ребенка.
15. ДеклерДжоан. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей.
16. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnayarabota/2018/01/20/konsultatsiya-dlya-pedagogov-na-temu-emotsionalnyy
17. https://childdevelop.ru/articles/develop/41/
18. Ленкина, В. О. Способы развития эмоционального интеллекта у
детей дошкольного возраста / В. О. Ленкина, А. А. Огир, О. В. Вартанян, Л. Ю. Борохович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 569-571. — URL: https://moluch.ru/archive/147/40819/ (дата обращения: 21.05.2021).
19. https://www.maam.ru/detskijsad/centr-socialno-yemocionalnogorazvitija-ugolok-uedinenija.html
20. https://mii-info.ru/prochee/empatiya-sposobnost-cheloveka-ksoperezhivaniyu-chto-eto-prostymi-slovamipsihologiya.html#:~:text=Эмпатия%20—
%20это%20способность%20сопереживать,он%20ощущает%20их%20на%20с ебе
21. https://activityedu.ru/Blogs/preschool/razvitie-emocionalnogo-intellektadoshkolnika-op19/
22. https://poznanie-mira.ru/zhenshchiny-i-muzhchiny-ispytyvayut-emociiodinakovo/
23. https://www.b17.ru/article/50167/
24. https://растимдетей.рф/articles/pravila-i-nakazaniya-kakdisciplinirovat-podrostkov
25. https://www.b17.ru/article/73374/
26. https://psixika.ru/855-emocionalnoe-vospitanie-rebenka.html
27. https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/11/02/kak-zashhitit-detej-otsupruzheskix-ssor/
28. https://www.b17.ru/article/chego_nelzya/
29. https://www.syl.ru/post/personality/89352
30. https://www.b17.ru/blog/291035/
31. https://readli.net/chitat-online/?b=699124&pg=6
32. https://nsportal.ru/kultura/bibliotechno-informatsionnyeresursy/library/2019/12/03/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u
6. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарное планирование занятий
№ |
Тема занятия |
Задачи занятия |
Формы и методы проведения занятий |
1. |
«Паровозик». |
- повышать у детей уверенность в себе; - развивать координацию движений; - развивать слуховое восприятие. |
1. Приветствие. 2. Игра «Паровозик с именем». 3. Упражнение «Солнечный зайчик». 4. Игра «Волны». 5. Игра «Я очень хороший». 6. Прощание. |
2. |
«Заяц – хваста». |
- повышать у детей уверенность в себе; - развивать произвольность; - формировать позитивное отношение к сверстникам. |
1. Приветствие. 2. Песенка-приветствие «Я очень рада…». 3. Упражнение «Три мудреца». 4. Мимическая гимнастика «Солнечный зайчик». 5. Слушанье сказки «Заяц – хваста». 6. Игра – импровизация «Заяц». 7. Игра «Похвали соседа». 8. Прощание. |
3. |
«Листопад». |
- укреплять чувство единства; - развивать тактильное восприятие; - развивать воображение. |
1. Приветствие. 2. Психогимнас- тика «Мы одна группа». 3. Игра «Прикосновение». 4. Релаксация «Листопад». 5. Беседа «О листочке». 6. Психогимнастика «Листочек». 7. Упражнение «Гроздь винограда». 8. Прощание. |
4. |
«Робость». |
- повышение у детей уверенности в себе; - сплочение группы; - знакомство с чувством робости. |
1. Приветствие. 2. Игра «Клубочек». 3. Рассказ «Робость». 4. Пантомимичес- кий этюд «Робость». 5. Беседа «Как помочь Косте?». 6. Игра «Я – лев». 7. Игра «Я очень хороший». 8. Прощание. |
5. |
«Радость – 1». |
- первичное знакомство с |
1. Приветствие. |
|
|
чувством радости; - развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; - развитие способности понимать эмоциональное состояние другого. |
2. Упражнение «Я очень рада…». 3. Беседа «Радость». 4. Мимическая гимнастика «Солнечный зайчик». 5. Пантомимичес- кий этюд «Встреча с другом». 6. Упражнение «Я радуюсь, когда…». 7. Рисунок «Радость». 8. Игра «Доброе животное». 9. Прощание. |
6. |
«Радость – 2». |
- продолжение знакомства с чувством радости. |
1. Приветствие. 2. Игра « Мое имя…». 3. Беседа «Радость». 4. Мимическая гимнастика «Солнечный зайчик». 5. Дыхательно-мимическая гимнастика «Звуки». 6. Рассказы «Хорошее настроение», «Умка». 7. Пантомимичес- кие этюды «Хорошее настроение» и «Умка». 8. Упражнение «Моя мама радуется, когда…» 9. Коллаж «Радость». 10. Прощание. |
7. |
«Страх». |
- знакомство с чувством страха; - изучение выражения эмоциональных состояний в мимике. |
1. Приветствие. 2. Упражнение «Свечка». 3. Беседа «О радости». 4. Мимическая гимнастика «Солнечный зайчик», 5. Пантомимичес- кий этюд «Страх». 6. Рассказ «Галя». 7. Пантомимичес- кий этюд «Галя боится». 8. Рассказ «Как котенок потерялся». 9. Пантомимичес- кий этюд «Как котенок потерялся». 10. Игра «доброе животное». |
|
|
|
11. Прощание. |
|
8. |
«Удивление». |
- знакомство с чувством удивления; - закрепление мимических навыков. |
1. Приветствие. 2. Упражнение «Доброе утро!». 3. Беседа о радости, страхе. 4. Пантомимичес-кие этюды радость, страх, удивление. 5. Беседа об удивлении. 6. Рассказ «Живая шляпа». 7. Этюд «Живая шляпа». 8. Беседа и рисование удивления. 9. Обсуждение рисунков. 10. Прощание. |
|
9. |
«Самодовольств о» |
- знакомство с чувством самодовольства. |
1. Приветствие. 2. Игра с именем – любая. 3. Беседа по пиктограммам. 4. Упражнение «Хвастун». 5. Сказка «Мышка-хвастунья». 6. Элемент сказкотерапии (разыгрывание сказки). 7. Прощание. |
|
10. |
«Злость». |
- знакомство с чувством злости; - тренировка умения различать эмоции. |
1. Приветствие. 2. Упражнение «Доброе утро!». 3. Демонстрация и беседа по чувству «злость». 4. Рассказ «Сердитый дедушка». 5. Этюд «Сердитый дедушка». 6. Игра «Бои с шарфами». 7. Игра «Доброе животное». 8. Прощание. |
|
11. |
«Стыд, вина». |
- знакомство с чувством вины. |
1. Приветствие. 2. Психогимнас-тика «Волны». 3. Демонстрация и беседа о чувстве вины. 4. Рассказ «Косточка». 5. Элемент сказкотерапии (обсуждение и обыгрывание рассказа). 6. Игра «Подарки». 7. Прощание. |
|
12. |
«Закрепление |
- закрепление умения |
1. Приветствие. |
|
|
знаний чувствах». |
о |
различать чувства; - пиктограммы с изображением изученных эмоций. |
2. Игра «Паровозик с именем». 3. Беседа – воспоминание об изученных эмоциях. 4. Игра «Азбука настроений». 5. Ритмичное упражнение (любое). 6. Этюд по любой потешке. 7. Прощание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.