ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА
Оценка 5

ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА

Оценка 5
Педсоветы +2
doc
психологическая работа +1
Взрослым
12.06.2020
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА
В помощь учителю
Описание потенциала адаптационного периода ребёнка.doc

ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА

 

«Познавательная сфера»

 

Достаточный уровень сформированности познавательной сферы является  одной из важнейших предпосылок школьного обучения.

 В основе познавательной деятельности  лежит психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, отражающая функциональное созревание структур головного мозга, показывающая сформированность в соответствии с возрастной ступенью компонентов, составляющих внутреннюю, физиологическую и психофизиологическую основу деятельности всех систем  развивающегося ребенка.

Важно оценить сформированность познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи) и умение выделять учебную задачу.

Данная группа показателей отражает:

Ø состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций;

Ø умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;

Ø наличие интуитивных дочисловых представлений;

Ø овладение представлениями, лежащими в основе счета и операций сложения и вычитания;

Ø умение сравнивать два множества по числу элементов;

Ø развитие фонематического слуха и восприятия;

Ø сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом, а, значит, сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой.

 

Для оценки познавательной сферы применяются известные методики «Нарисуй человека», «Образец и правило», «Графический диктант», «Первая буква».

Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.

Более сложная методика “Образец и правило” предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом.

Таким образом,  методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований, моделирующую процесс школьного обучения.


Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности. Это значит, следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация.

В школах, где особенно низок уровень сформированности предпосылок учебной деятельности, рекомендуется уделить большее внимание подготовке дошкольников к школьному обучению. При этом основное внимание должно уделяться не обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), а развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.

«Навыки чтения, письма, счета»

 

В настоящее время большинство детей приходят в школу с некоторым запасом базовых «школьных» умений и навыков. Предполагается, что это позволит  ребенку более успешно осваивать школьную программу. Диагностика владения навыками чтения, письма и счета важна для учителя, так как позволяет оптимизировать учебный план, учитывая реальные умения учащихся. В данном исследовании суммируются результаты ответов из «Карты первоклассника» и «Анкеты родителей».

Этот показатель отражает результат педагогического воздействия на ребенка до школы. Данный показатель определяется и фиксируется учителем. Специфические проблемы здесь есть как у сильных детей (риск потери интереса к учебе в слабом классе, возникновение позиции стороннего наблюдателя, необходимость переформирования навыка, отсутствие навыка к систематической, «рутинной» учебной работе и др.), так и у слабых.

 

1. Наличие больших различий в учебных навыках детей класса, создает трудности, как для работы учителя, так и для тех детей, которые сильно отличаются по этому показателю от основной массы класса.

В этом случае учителю необходимо владеть навыки работы с разноуровневым классом, комплекты разноуровневых заданий.

2. Значительное отличие от среднего по классу по показателю указывает на возможность затруднений у ребенка при адаптации к обучению.

Дети, у которых показатели данной группой значительно ниже среднего будут испытывать двойную нагрузку, догоняя класс. В этом случае особенно необходима помощь родителей, понимание со стороны учителя, терпение взрослых.

3. Важно сопоставление 6-го показателя с уровнем показателей по когнитивному тестированию (познавательные способности).

Сочетание средних и выше среднего результатов по тестированию когнитивных способностей и показателя ниже среднего по учебным навыкам указывает на недостаточное внимание к обучению в дошкольный период. Данная группа наиболее оптимальна для учителя: при хорошей обучаемости можно правильно сформировать навыки учащихся.

В то же время в процессе обучения могут обнаружиться некоторые проблемы, незамеченные на предыдущем этапе развития ребенка, так как не было той деятельности, в которой они могли проявиться (например, нежелание заниматься монотонной которой они могли проявиться (например, нежелание заниматься монотонной деятельностью, быстро угасающий интерес при интеллектуальных занятиях, нежелание заниматься деятельностью, которая получается не так хорошо, как у лидеров, наличие нарушений фонематического слуха, проблемы с моторикой). Это означает необходимость внимательного отношения со стороны учителя к динамике адаптационного процесса, чтобы вовремя можно было выявлять возникающие проблемы.

Сочетание низких результатов по тестированию когнитивных способностей и показателя ниже среднего по учебным навыкам указывает на возможность значительных трудностей в процессе вхождения в учебный процесс, так как несформированные предпосылки учебной деятельности могут затруднять быстрое усвоение необходимых знаний и навыков. Это может повышать тревожность ребенка, вызывать неудовлетворенность результатами своей деятельности, ощущение перегруженности, утомление.

При недостаточной сформированности предпосылок учебной деятельности следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация. При этом внимание должно уделяться не только обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), а развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п. Часто родители в таких случаях стараются все внимание сосредоточить на учебных заданиях, обучении письму, чтению, счету, сокращая при этом все другие виды деятельности ребенка, препятствуют игре, посещению кружков. Необходимо привлекать семью ребенка к сотрудничеству, давая конкретные рекомендации по организации домашней работы по развитию познавательных способностей, рекомендуя совместные игры с родителями, наблюдение за природными явлениями, выполнение творческих заданий, объясняя огромный вклад этих видов деятельности в общее развитие ребенка и формирование предпосылок учебной деятельности. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций. Внимание взрослых должно быть сосредоточено на малейших успехах ученика, чтобы не вызвать потерю мотивации и формирование отрицательной самооценки.

Особую категорию составляют дети, демонстрирующие познавательные способности и учебные навыки выше среднего. Начиная обучение в разноуровневом классе, в котором учителю необходимо «подтягивать» других, эти дети могут потерять интерес к учебе. В этом случае и ребенок, и родители могут излишне расслабиться, привыкнув к тому, что все знакомо и дается легко, и пропустить момент, когда закончится «запас прочности». Часто взрослые считают, что ребенок, хорошо знающий тему урока, может пока просто посидеть-послушать. Однако такой подход может привести к формированию привычной позиции «стороннего наблюдателя», которую достаточно трудно переформировать. У ребенка может не сформироваться навык к систематической, «рутинной» учебной работе. Навыки (например, письма) могут быть сформированы не оптимально, и потребуется переучивание.

 


 «Индивидуально-личностные особенности ребенка»

 

Школьная готовность понятие более широкое, чем развитие познавательных способностей и формирование предпосылок умственной деятельности. Психологическая готовность к школе предполагает развитие многих  личностных качеств ребенка, позволяющих ему адаптироваться к функционированию в роли ученика.

В этом показателе нашли отражение такие особенности ребенка, которые принято относить:

к личностной зрелости (например, наличие школьной мотивации и желание занять позицию ученика),

к социальной зрелости  (например, особенности поведения, коммуникативность),  

к эмоциональной зрелости (умение управлять своими эмоциональными реакциями),

а также те, которые способствуют или препятствуют адаптации (например, активный или пассивный тип реагирования на ситуацию и др.)  и

 эмоциональное состояние ребенка (восприятие им значимости ситуаций школьной жизни (хорошо это или плохо).

 

 «Мотивация»

 

Мотивация является важнейшим фактором формирования школьной успешности. Начало обучения ребенка в школе позволяет ему занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.

В начале учебного года мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля еще недостаточно развиты, только формируются постепенно в процессе самой учебной деятельности. Как подчеркивал В. В. Давыдов,  потребность  в получении теоретических знаний возникает у ребенка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих задач.

Первоначальной предпосылкой формирования учебной мотивации является желание ребенка почувствовать себя учеником, стремление узнавать новое.

Высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития и самоизменения. Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика.

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, а также  и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву “стать взрослым и реально осуществлять его функции” (Д.Б.Эльконин). Многочисленные исследования указывают на ведущее значение школьной мотивации в успешной адаптации к школе.

 

Низкая учебная мотивация затрудняет адаптацию к школьному обучению.

 В основе сниженной мотивации могут лежать различные причины:

Ø сниженная потребность познавательных мотивов;

Ø мотивация избегания неудач, неуспеха (" не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.

В любом случае низкая мотивация находит свое выражение в сниженной активности на уроке и в целом в учебной деятельности.

Результаты, более низкие, чем средние по классу, показывают, что ребенок уходит от активного включения в учебную деятельность. Учителю необходимо обратить особое внимание на вовлеченность этих учащихся в учебный процесс. Для этого важна благоприятная атмосфера на уроке, поощрение активности, даже если ребенок допускает ошибку. Большое значение имеет также реалистическая спокойная позиция семьи, акцентирующая внимание на позитивных сторонах учебы, на маленьких успехах ребенка, а не драматизирующая его промахи. Также к быстрому угасанию учебной мотивации способствуют завышенные ожидания семьи к успехам ребенка, не оправдывающимся «с лета» в начале школьного обучения. Одним из факторов, предрасполагающим к неоправданным ожиданиям взрослых, является,  так называемый,  «вербализм».  Дети, развивающиеся по такому типу,  отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления.

Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан он, прежде всего,  с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.

Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка.

Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. С началом обучения в школе обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а некоторая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны или винить учителя, который «придирается», или  винить ребенка, который  «не старается, хотя и может быть отличником».

 В результате родители повышают требования, заставляют больше заниматься, проявляют недовольство ребенком, что, в свою очередь, вызывает у него неуверенность, тревожность, дезорганизуется деятельность, возрастает страх перед школой и перед родителями за свою неуспешность, неполноценность, а это путь к хронической неуспешности.

Основная тактика заключается в том, чтобы придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.

 

 «Усвоение норм поведения в школе»

 

Поступление в школу сопряжено с необходимостью освоения «школьного поведения» - ребенку необходимо соблюдать нормы и правила школьной жизни.

Это непростой процесс, в основе которого лежит сложный комплекс психологических процессов: необходимо иметь желание, то есть мотивацию для принятия позиции ученика, нужно правила понять и запомнить, что для маленького школьника, учитывая большой объем всей новой информации тоже не просто, требуется определенный  уровень развития произвольности поведения, самоконтроля, а, значит, психофизиологической зрелости. Важно также формирование такой личностной черты как ответственность. 

 

Результаты, превышающие средний уровень класса, говорят о высоком уровне психофизиологической зрелости, хорошем самоконтроле, мотивации. Отличающиеся в сторону снижения, напротив, указывают на проблемы в становлении психофизиологических основ произвольности поведения, саморегуляции. Даже при хорошей мотивации ребенок с такими проблемами в ситуации новизны, большого количества действующих раздражителей может перевозбуждаться и испытывать трудности с управлением своим поведением. В этой ситуации замечания, раздражение взрослых способны усиливать негативные проявления. 

Необходимо оказывать помощь в формировании «школьного» поведения. Правил должно быть не много, но их необходимо четко сформулировать. Учителю следует поощрять (отмечать, хвалить) правильное поведение. Часто и в школе, и дома взрослые только отмечают нежелательное поведение, невольно закрепляя его своим вниманием, формируют у ребенка самосознание, восприятие себя как нарушителя дисциплины. Это также способствует закреплению негативно поведения. Важно показать ученику, что он может вести себя в соответствии с требованиями. Можно попросить ребенка проговорить в слух, как он будет вести себя в следующий раз и за правильную схему похвалить.

А самое главное,  необходимо предотвращать случаи неправильного поведения школьников. Предупреждать переутомление, скуку на уроке, давая разноуровневые задания, вовлекая в совместную деятельность, давая соответствующие рекомендации родителям.

Основной задачей взрослых является помощь в регуляции поведения, поддержка системы регуляторных функций ребенка, а затем бережное расширение возможностей его приспособления. Основное средство, позволяющее добиться этого — режим дня. Для детей с любыми нарушениями в функционировании нервной  системы правильно подобранный режим является основным средством реабилитации.

«Успешность функционирования в роли ученика»

Успешность функционирования в роли ученика является интегральным показателем успешной школьной адаптации. Этот показатель демонстрирует, насколько успешно первоклассник осваивает роль ученика. Справляется с учебной нагрузкой, адекватно реагирует на различные факторы школьной среды и управляет собственным поведением, а также насколько он способен к самоорганизации учебной деятельности.

 

Выше среднего по этому показателю имеют дети с высоким уровнем психофизиологической, личностной и социальной зрелости. Напротив, ниже среднего результаты означают более низкий уровень психофизиологической, социальной и личностной зрелости.

 «Взаимодействие со сверстниками»

Поступление в школу означает также активную социализацию через постоянное пребывание в коллективе сверстников. Успешность в сфере общения со сверстниками является важным условием успешной социально-психологической адаптации первоклассника. Для многих современных детей только при поступлении в школу возникает возможность активного взаимодействия со сверстниками. До этого во время кратковременного пребывания в группах раннего развития или на игровой площадке возможности взаимодействия ограничивались «играми рядом» и формальным знакомством. У большинства первоклассников наблюдается недостаток коммуникативной компетентности.

 

Высокие значения показателя означают успешное вхождение ребенка в коллектив сверстников, низкие – проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.

Коммуникативность – это сложная интегральная характеристика, включающая в себя не только общительность как свойство личности, но и чувство уверенности в себе, умение прогнозировать поведение другого человека, рефлексировать последствия слов и поступков, контролировать свои эмоции и поведение.

Эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, излишняя сфокусированность на себе затрудняют установление дружеских отношений. Некоторые дети испытывают большие трудности в общении, связанные с их индивидуально-психологическими особенностями. Низким самоконтролем в сочетании с возбудимостью объясняются проблемы ребенка с гипердинамическим синдромом в общении со сверстниками. Такие дети плохо соблюдают правила игры, пристают к другим детям, когда те не расположены к контакту, требуют продолжения игры, когда другие дети уже переключились на новый вид деятельности. Гиподинамический ребенок боится новых контактов, утомляется при интенсивном взаимодействии, может восприниматься другими детьми как  «тормоз».

Тревожные дети, особенно не имеющие опыта посещения детского сада, могут на первых порах сторониться сверстников, испытывать страх перед шумными играми. Чувствительный ребенок может излишне остро реагировать на замечания и шутки одноклассников, тем самым, провоцируя их на повторные выпады. 

         При этом необходимо учитывать, что в первые годы обучения отношения одноклассников к ребенку в значительной мере определяются отношением к нему учителя, транслируемого через оценки и замечания.  Ребенок, которого хвалит учитель, воспринимается как желаемый для общения, а тот, кому часто делают замечания – отвергается. Таким образом, учителю первого класса необходимо особенно осторожно демонстрировать свое отношение к детям и их поступкам.

Сформированный коллектив в дальнейшем становится опорой  для педагога.  В классе, где сформирована система позитивных взаимоотношений, дети чувствуют себя защищенными, у них выше уровень эмоционального благополучия. В таком классе учитель в процессе работы испытывает меньшее напряжение и больше положительных эмоций. Такая обстановка благоприятна для здоровья и взрослых, и детей. Но сама по себе такая обстановка не складывается. Коммуникативная компетентность – это такая же система знаний, умений и навыков, как и другие учебные компетентности.

Этому необходимо учить. Прежде всего,  использовать в учебной деятельности групповые формы, игровые приемы и технологии. Важным режимным моментом является перемена, именно здесь можно ежедневно давать первоклассникам возможность играть. Дети, испытывающие затруднения в этой сфере, нуждаются в активной помощи на этапе вхождения в школьную жизнь. Многие негативные стереотипы взаимоотношений формируются очень быстро в самом начале совместного обучения, и затем трудно корректируются. Важно сразу задавать позитивный тон взаимодействия, предупреждая конфликты.

Важна работа с родителями, разъяснение важности умения общаться для успешной учебы, роль благоприятного психологического климата  в классе для сохранения здоровья детей, демонстрация негативных последствий конкурентности и соперничества.

«Нетревожность»

 

Низкие оценки по шкале означают низкую эмоциональную стабильность, высокую тревожность.  Высокие оценки – «нетревожность»  или способность сохранять эмоциональную стабильность в условиях адаптации к школе.

 

Начало школьного обучения несет большое количество изменений во всех аспектах жизни ребенка. Поэтому повышение тревожностинормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей. Однако избыточная тревожность приводит к постоянному беспокойству, которое утомляет ребенка, мешает эффективно работать в классе, строить отношения с другими детьми и взрослыми. Высокая эмоциональность, сосредоточенность на своих эмоциях, мешают ребенку в установлении контактов со сверстниками. Часто подобное поведение свойственно детям, преимущественно общавшимся до школы со взрослыми.

 

Необходимо обратить внимание на детей, чьи результаты ниже среднего уровня класса, то есть с низкой эмоциональной стабильностью. Для снижения тревожности необходимо чувство стабильности, адаптационный процесс у таких детей протекает успешней, если отсутствуют неожиданные проверки. Важно, особенно в начале школьного обучения, проговаривать с детьми, как будет протекать завтрашний школьный день, что они будут делать, и какие интересные дела их ждут. Ребенка с очень выраженной тревожностью можно заранее предупредить, что его завтра вызовут к доске: «Мне очень хочется услышать твой ответ, подготовься к завтрашнему уроку». Высокая тревожность может выражать страх быть неуспешным, эти дети особенно сильно расстраиваются, если задание не выходит, так как ребенок считает, что родители его любят за достижения. Часто у тревожного ребенка тревожная мама или бабушка. В этом случае необходима работа с семьей, формирование у родителей понимания своей роли в формировании стиля эмоционального реагирования детей.

Но и полное отсутствие тревоги, очень высокая эмоциональная стабильность, показатели, значительно отличающиеся от среднего также должны привлекать внимание и дополнительно анализироваться. Как уже указывалось, в новой ситуации, да еще предоставляющей столь разнообразные стимулы, как школа, повышение тревожности является нормальным явлением, более того, эта тревога и запускает адаптационный процесс. Если ребенок вовсе не тревожится, это может свидетельствовать о низкой эмоциональной дифференцированности ребенка, непонимание важности учебы, игнорирование обратной связи в социальных контактах, отражающееся в коммуникативных проблемах.

«Эмоциональное благополучие»

 

Выделение полюса эмоционального благополучия, также как и в предыдущем случае, выбрано в соответствии с принципом отображения данных для учителя в позитивном ключе. Данные отражают целостную эмоциональную реакцию на пребывание в школе.

Тревога, как и всякий регуляторный процесс, может быть адекватной степени предстоящего события, и в этом случае она будет оказывать оптимизирующее влияние на поведение человека. Однако, при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревожности, создается готовность к реагированию по тревожному типу. Постоянные переживания тревоги могут фиксироваться и становиться личностной чертой - тревожностью.

Современные исследования детской тревожности среди причин ее формирования указывают как природные, генетические факторы развития психики ребенка, так и факторы социализации. Тревожность существенно влияет на степень адаптированности детей.

Высокий уровень тревожности обуславливает большую чувствительность первоклассников к стрессовым воздействиям и более длительное протекание отрицательных переживаний, что в свою очередь, отражается в более продолжительных и длительных вегетативных сдвигах. Наслаивающиеся друг на друга аффекты приводят к формированию тревожного ожидания, снижают адаптивные возможности этих детей, ухудшают состояние здоровья. В то же время большое количество отрицательных эмоциональных проявлений могут свидетельствовать о значительных адаптационных трудностях, испытываемых ребенком. Оценивая выраженность негативных эмоций в конкретных ситуациях школьной жизни ребенка, можно увидеть «зоны наибольшего напряжения» адаптации, то есть те ситуации, которые наиболее трудны по какой-то причине ребенку. Таким образом, значительное повышение представленности негативных эмоций может быть отражением цены, которую платит ребенок за адаптацию к школьной жизни, интегральным индикатором трудности адаптационного процесса для данного ребенка.

Если таких детей в конкретном классе много, то необходимо проанализировать особенности организации учебной деятельности, режимных моментов, педагогического стиля и уровень учебной нагрузки.

Причиной эмоционального неблагополучия может быть также напряжение, связанное с нарушениями режима отдыха,  повышенными требованиями родителей, проблемами в семейном общении, соматической и психофизиологической ослабленностью. Подобные проявления указывают на выраженное неблагополучие и потребность в помощи. Необходим комплексный подход с привлечением средств психологической и педагогической коррекции, а в некоторых случаях и медицинской поддержки.

 «Семья как ресурс адаптации первоклассника»

 

В данный показатель выделяются факторы, связанные с подготовкой ребенка к школе, готовность родителей помогать ребенку на первом этапе школьной жизни, готовность сотрудничать со школой, социальные установки. Все эти данные необходимы учителям для организации эффективного взаимодействия с семьями своих учеников по оказанию поддержки ребенку.

 

Чем выше значение показателей, тем больше вклад семьи в подготовку к школе ребенка. Следует обращать внимание на крайности: ниже среднего как фактора педагогической запущенности, и значительно превышающего средний уровень как гиперсоциальной модели воспитания, излишне фиксированной на успехах ребенка. Обе модели создают свои проблемы на этапе вхождения в школьную жизнь. С одной стороны это может обернуться отсутствием сформированных предпосылок учебной деятельности, а с другой тем, что ребенок уже пресыщен «обучалками» и у него отсутствует интерес к школьному обучению.

 

 «Установки родителей по отношению к школьному обучению»

 

В этом случае также возможны негативные последствия обеих полярных позиций. Либо учеба воспринимается как нечто,  не имеющее большой ценности, либо слишком сужается вся жизнь не только ребенка, но и всей семьи на школьных успехах. Ребенок заранее настраивается только на отличную учебу и любые неудачи излишне драматизируются. При этом у ребенка формируется ожидание учебы как конца беззаботного детства, то есть ожидание потери и лишение радости.

 

 «Условия ребенка для обучения»

 

Чем выше показатель, тем благоприятнее условия для успешного вхождения в школьную жизнь.

 «Помощь ребенку в обучении»

 

 В период адаптации к школе ребенку важно снижение адаптационной нагрузки во всех остальных сферах. Пребывание на продленке с самого начала обучения является большой дополнительной нагрузкой. Помощь родственников, особенно мамы, на этом этапе является показателем семьи как хорошего ресурса адаптации, способности поддержать ребенка в кризисный момент.

 

«Цена адаптации ребенка к школе»

 

 «Цена адаптации» - интегрированный показатель, полученный на основе определения уровня изменений, отражающихся в поведении ребенка на фоне его вхождения в учебную жизнь. Она показывает степень затратности для ребенка процесса вхождения в школу и является необходимым параметром для оценки адаптации к школе, поскольку позволяет предупредить перенапряжения ребенка и ухудшение его здоровья.

Интегральная оценка «адаптационного потенциала ребенка»

 

Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка вычисляется как среднее арифметическое Т-баллов рассмотренных ранее шкал. Отдельные параметры (Группа здоровья, физкультурная группа, возрастное соответствие роста и веса), по которым не осуществлялся перевод в Т-баллы, исключаются из этого суммирования.

В процессе формирования показателей в принятой в проекте модели адаптации детей к школе,  для каждого ребенка  определяются ресурсы адаптации. Это обобщенный показатель, на основе которого учитель и родитель могут строить взаимодействие с ребенком, а также координировать свои усилия по оказанию помощи ребенку.

 


Оценка уровня готовности ребенка к школе глазами учителя

родителя

 

Данные показатели позволяют сопоставить мнение учителя и родителя, проанализировать точки соприкосновения и зоны напряжения. В результате учитель может более разносторонне увидеть конкретного ребенка и общие тенденции по классу.

Особые условия использование полученного материала.

Особая деликатность ситуации, связанной с оценкой адаптации, состояния здоровья и функционирования ребенка, требует соблюдения принципов профессиональной корректности всеми специалистами, участвующими в исследовании.  Адаптационный ресурсный подход помогает увидеть, что каждый ребенок имеет свои сильные и слабые стороны, причем многие привычные взгляды на их соотношение условны. Сообщение результатов родителям и обсуждение рекомендаций должно проходить в индивидуальном порядке, обязательно с обращением внимания на ресурсы.

 

 «Индивидуальные особенности здоровья»

Для современного школьного образования характерно сочетание двух противоположных тенденций: с одной стороны интенсификация учебного процесса, всё более раннее начало образования, углубленное изучение отдельных предметов, а с другой – снижение психофизиологических ресурсов, повышения стрессового напряжения современных детей. Нерациональная организация режима обучения и отдыха, резкое сокращение продолжительности сна, двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, длительный просмотр телепрограмм и чрезмерное увлечение компьютерными играми - все это снижает общую резистентность растущего организма, способствует формированию различных функциональных отклонений и их переходу в хронические заболевания, приводит к увеличению распространенности пограничных психических расстройств разной степени выраженности и психосоматических нарушений здоровья.

При этом здоровье является важнейшим ресурсом ребенка, с одной стороны дающим возможность дальнейшего полноценного развития, а с другой – индикатором, отражающим предшествующие неблагоприятные условия развития.

В настоящее время наметилась тенденция к формированию здоровьесберегающей педагогики, однако, на деле понимание сущности здоровья, его структуры, факторов определяющих и влияющих, в частности, в период школьного обучения еще находится для педагогов, а тем более родителей в стадии формирования. Для того, чтобы реально оценить результаты исследования и сделать практические выводы необходимо ознакомиться с некоторыми понятиями из области здоровья, гигиены и психогигиены, а также психологии здоровья.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному. Соматический - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни. И.А. Аршавский подчеркивает, что организм на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм все время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с условиями окружающей среды. И.А.Гундаров и В.А.Палесский отмечают: “При определении здоровья следует учитывать мнение, что здоровье и болезнь не соотносятся между собой по принципу дихотомии: либо есть, либо нет; либо человек здоров, либо болен. Здоровье предстает в виде жизненного континуума от 0 до 1, на котором оно присутствует всегда, хотя и в разном количестве. Даже у тяжелобольного есть некое количество здоровья, хотя его очень мало. Абсолютно полное исчезновение здоровья равнозначно смерти”. Illich отмечает, что “здоровье определяет процесс адаптации: ...создает возможность адаптироваться к изменяющейся внешней среде”. Здоровье как способность адаптироваться к условиям окружающей среды, являющуюся результатом взаимодействия со средой рассматривают Р. М Баевский и А. П. Берсенева. В.А.Лищук. И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Он пишет, что здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации.

Таким образом, здоровье определяется как динамическое равновесие человека с окружающим миром, позволяющее ему полноценно выполнять свои социальные функции. При этом психическое здоровье выступает в качестве основного элемента здоровья в целом. Психическое здоровье включает в себя совокупность характеристик, обеспечивающих это равновесие и возможность выполнения социальных функций, а, значит, психическое здоровье неразрывно связано с успешностью социальной адаптации. Именно нарушение социально-психологической адаптации зачастую является первым признаком нарушений в нервно-психическом здоровье. С другой стороны, длительно существующая социальная неуспешность вызывает состояние хронического стресса и может приводить к нарушениям в состоянии нервно-психического здоровья, а также и к появлению психосоматических симптомов. Само понятие здоровье рядом авторов определяется как способность: способность адаптации, к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию.

Важной составляющей сложнейшего феномена «здоровье» выступает также психическое развитие ребенка. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979 г.) было показано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику, и связанными с социальными и психологическими условиями.

Нарушения психического здоровья и необходимость в коррекционной работе возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности детей. Изучение детей в контексте практической психологии образования привело к необходимости ввести новое понятие — психологическое здоровье

По определению И.В. Дубровиной термин «психологическое здоровье», подразумевает оптимальное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, определенный уровень развития и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие; это процесс и результат развития субъекта в его субъективной реальности в пределах одной индивидуальной жизни. Если основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, то основу психологического здоровья — развитие личностной индивидуальности. Психологическое здоровье относится к личности в целом и находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Оно предполагает интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность своим делом, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя, уважение другого и многое другое.

Итак, здоровье во всей своей многомерности рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Для человека способность к адаптации проявляется как на организменно-физиологическом уровне, так и на социально-психологическом, личностном уровнях.

Социальная адаптация это активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ребенка- процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром.

Социальная адаптация является необходимым условием сохранения психического здоровья. Она позволяет ребенку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов, но и благодаря этому обеспечивать свое дальнейшее развитие.

В основе социально-психологической адаптации лежит процесс изменений (самоизменений) взаимодействия личности со средой, который характеризуется, с одной стороны, осознанием необходимости для личности изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения, а с другой - становлением новых психологических приспособительных «механизмов», ориентированных на гармонизацию этих отношений.

Рассмотрение человека как единой системы, целостно реагирующей на стресс, характерно для теории гомеостаза или динамического равновесия, устанавливающей связь между физиологическими процессами условиями внешней среды. Стресс при этом рассматривается как требования, превышающие возможности системы, что влечет за собой напряжение, тревогу, потребность в дополнительной энергии, физиологическом и психологическом усилии, а копинг – это те способы, при помощи которых система пытается справиться с этими требованиями, то есть способы преодоления стресса. Стресс как особое психическое состояние связан с проявлением эмоций, он в большей мере является производным от когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных ресурсов, от того, как индивид владеет способами управления собственным поведением, адекватности выбора стратегии преодолевающего поведения. Если требования стрессовой ситуации не превышают индивидуальных возможностей приспособительного поведения индивида, то в результате адаптационное равновесие достигается вновь, причем даже на более высоком уровне, возможности к дальнейшему реагированию на стресс повышаются. Однако, если стресс выходит за рамки возможностей системы или череда следующих друг за другом стрессов средней интенсивности может развиваться состояние динамического рассогласования и человек перестает справляться со своими обычными задачами, развивается стрессовый синдром –сложная реакция, затрагивающая все уровни функционирования индивида, результатом которой может явиться нарушение здоровья. Стресс влечет за собой напряжение, тревогу, потребность в дополнительной энергии, физиологическом и психологическом усилии, а копинг – это те способы, при помощи которых система пытается справиться с этими требованиями, то есть способы преодоления стресса. Одним из первых признаков является нарушение социально-психологической адаптации, то есть расстройство социального функционирования. Именно поэтому оценка уровня социально-психологической адаптации школьника может служить способом выявления ранних доклинических нарушений здоровья. Перенапряжение механизмов адаптации, пребывании в ситуации, вызывающей чрезмерное напряжение приспособительных механизмов ребенка, угрожает его здоровью и развитию.

Социально-психологическая адаптация находится на стыке взаимодействия внешних, социальных условий и внутреннего мира установок, отношений личности. Соответственно, процесс социально-психологической адаптации зависит как от характеристик среды, так и от индивидуально - личностных особенностей индивида.

Поступление в первый класс является фактором, преобразующим весь стереотип жизни ребенка. Это сопровождается громадной нагрузкой на механизмы адаптации всех уровней: от биологического, организменного, до личностного.

Можно сказать, что в такие моменты проходят проверку сформированные на предыдущих этапах онтогенеза механизмы стрессоустойчивости и адаптации, как биологические, так и психологические.

С началом школьного обучения на ребенка обрушивается целый шквал новых стимулов. На биологическом уровне необходимо включится в новый режим, благополучно справиться с вирусами, которыми дети активно обмениваются впервые дни взаимодействия. Даже сохранение статичной позы на уроке является стрессовым фактором для первоклассника. А еще необходимо сохранять внимание в ситуации, когда все вокруг-новое, способствующее отвлечению, когда эмоции напряжены – все это требует большого напряжения регуляторных систем – иммунной, нервной, психологической.

В этот ответственный момент у всех детей наблюдается так называемый адаптационный синдром, однако особенности его протекания, интенсивность негативных физиологических сдвигов, уровень психологического напряжения зависят в значительной степени от базового состояния здоровья ребенка и его стрессоустойчивости.

Таким образом, здоровье является важнейшим показателем адаптационных ресурсов ребенка.

 

 «Возрастное соответствие массы тела и роста»

 

Соответствие данных показателей возрастным нормативам является важной составляющей здоровья. Значительное превышение массы тела или, напротив, выраженная недостаточность является фактором, затрудняющим нормальное функционирование организма. Причем в настоящее время больше уделяется внимания рискам, возникающим при превышении массы тела.

 

 

«Физкультурная группа»

 

 «Физкультурная группа» - на графике   внизу - освобожден (больные дети), наверху  - основная группа (здоровые дети), между ними – вспомогательная группа.

 

Освобождение от физкультуры на длительный срок с первых дней пребывания в школе, вспомогательная физкультурная группа являются показателями сниженного ресурса здоровья.

 «Группа здоровья»

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка осуществляется в в настоящее время в соответствии с Приказом Минздрава России от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Эта оценка проводится с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья»:

- к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений имеющие нормальное  развитие и состояние психической сферы,

- ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические нарушения, это также реконвалесценты (дети, перенесшие недавно какое либо заболевание), особенно перенесшие тяжелые или средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела, дети часто или/длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций, при сохранности соответствующих функций.

- к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохранными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при условии компенсации соответствующих функций; степень компенсации не должна ограничивать возможности обучения ребенка.

- к IV группе здоровья относятся дети, страдающие заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными  функциональными возможностями или неполной компенсацией  функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями; дети с высокой вероятностью осложнения основного заболевания, дети, у которых основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций, с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере ограничивает  возможности обучения.

          - к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими  постоянной терапии, в том числе дети-инвалиды; дети с физическими недостатками,  последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

 

Данный показатель отражает представление о здоровье как адаптационном ресурсе. Чем выше показатель, тем выше адаптационный ресурс здоровья.

Важно учитывать при оценке не только адаптации отдельного ребенка, но и общего ресурса класса. Низкий индивидуальный уровень здоровья требует большей поддержки ребенка, более тщательного соблюдения режима. Часто это является проблемой большинства детей класса, и требует использования здоровьесберегающих технологий в организации обучения.


Скачано с www.znanio.ru

ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТАЦИОННОГО

ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТАЦИОННОГО

Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности

Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности

Важно сопоставление 6-го показателя с уровнем показателей по когнитивному тестированию (познавательные способности)

Важно сопоставление 6-го показателя с уровнем показателей по когнитивному тестированию (познавательные способности)

Необходимо привлекать семью ребенка к сотрудничеству, давая конкретные рекомендации по организации домашней работы по развитию познавательных способностей, рекомендуя совместные игры с родителями, наблюдение за природными…

Необходимо привлекать семью ребенка к сотрудничеству, давая конкретные рекомендации по организации домашней работы по развитию познавательных способностей, рекомендуя совместные игры с родителями, наблюдение за природными…

Индивидуально-личностные особенности ребенка»

Индивидуально-личностные особенности ребенка»

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции

Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем…

Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем…

Важно также формирование такой личностной черты как ответственность

Важно также формирование такой личностной черты как ответственность

Справляется с учебной нагрузкой, адекватно реагирует на различные факторы школьной среды и управляет собственным поведением, а также насколько он способен к самоорганизации учебной деятельности

Справляется с учебной нагрузкой, адекватно реагирует на различные факторы школьной среды и управляет собственным поведением, а также насколько он способен к самоорганизации учебной деятельности

Тревожные дети , особенно не имеющие опыта посещения детского сада, могут на первых порах сторониться сверстников, испытывать страх перед шумными играми

Тревожные дети , особенно не имеющие опыта посещения детского сада, могут на первых порах сторониться сверстников, испытывать страх перед шумными играми

Нетревожность» Низкие оценки по шкале означают низкую эмоциональную стабильность , высокую тревожность

Нетревожность» Низкие оценки по шкале означают низкую эмоциональную стабильность , высокую тревожность

Если ребенок вовсе не тревожится , это может свидетельствовать о низкой эмоциональной дифференцированности ребенка, непонимание важности учебы , игнорирование обратной связи в социальных контактах, отражающееся…

Если ребенок вовсе не тревожится , это может свидетельствовать о низкой эмоциональной дифференцированности ребенка, непонимание важности учебы , игнорирование обратной связи в социальных контактах, отражающееся…

Если таких детей в конкретном классе много , то необходимо проанализировать особенности организации учебной деятельности, режимных моментов, педагогического стиля и уровень учебной нагрузки

Если таких детей в конкретном классе много , то необходимо проанализировать особенности организации учебной деятельности, режимных моментов, педагогического стиля и уровень учебной нагрузки

При этом у ребенка формируется ожидание учебы как конца беззаботного детства, то есть ожидание потери и лишение радости

При этом у ребенка формируется ожидание учебы как конца беззаботного детства, то есть ожидание потери и лишение радости

Оценка уровня готовности ребенка к школе глазами учителя родителя

Оценка уровня готовности ребенка к школе глазами учителя родителя

БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения

БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения

Важной составляющей сложнейшего феномена «здоровье» выступает также психическое развитие ребенка

Важной составляющей сложнейшего феномена «здоровье» выступает также психическое развитие ребенка

В основе социально-психологической адаптации лежит процесс изменений (самоизменений) взаимодействия личности со средой, который характеризуется, с одной стороны, осознанием необходимости для личности изменений в отношениях со…

В основе социально-психологической адаптации лежит процесс изменений (самоизменений) взаимодействия личности со средой, который характеризуется, с одной стороны, осознанием необходимости для личности изменений в отношениях со…

Можно сказать, что в такие моменты проходят проверку сформированные на предыдущих этапах онтогенеза механизмы стрессоустойчивости и адаптации, как биологические, так и психологические

Можно сказать, что в такие моменты проходят проверку сформированные на предыдущих этапах онтогенеза механизмы стрессоустойчивости и адаптации, как биологические, так и психологические

II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические нарушения, это также реконвалесценты (дети, перенесшие недавно какое либо…

II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические нарушения, это также реконвалесценты (дети, перенесшие недавно какое либо…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020