Описание предметов, изображённых на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»)
Оценка 4.9

Описание предметов, изображённых на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
14.01.2020
Описание предметов, изображённых на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»)
Цель: Подготовить учащихся к описанию натюрморта Ф.П. Толстого Задачи урока: 1. Знать особенности натюрморта как жанра живописи. 2. Знать особенности текста-описания картины. 3. Уметь строить монологическое высказывание (формулировать свою позицию), давать полный и доказательный ответ на вопрос. 4. Уметь работать в паре. 5. Закрепить изученные орфографические и пунктуационные правила. 6. Продолжить развитие словарного запаса, кругозора. 7. Продолжить развитие эстетических чувств, воображения, любви к прекрасному.
натюрморт.docx

Урок  №

__5__ класс

Дата_________

 

Описание предметов, изображённых на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»)

Цель: Подготовить учащихся к описанию натюрморта Ф.П. Толстого

Задачи урока:

1. Знать особенности натюрморта как жанра живописи.

2. Знать особенности текста-описания картины.

3. Уметь строить монологическое высказывание (формулировать свою позицию), давать

полный и доказательный ответ на вопрос.

4. Уметь работать в паре.

5. Закрепить изученные орфографические и пунктуационные правила.

6. Продолжить развитие словарного запаса, кругозора.

7. Продолжить развитие эстетических чувств, воображения, любви к прекрасному.

Оборудование урока:

1. Натюрморты Ф,П.Толстого

2. Презентация

3. Таблица (для работы над композицией текста, словарными словами).

4. Карточки с заданиями (для работы в парах)

Планируемые результаты.

Предметные: (Объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «описание», особенности описания; уметь различать описание картины, репродукции, редактировать текст (сочинение –описание) учащегося; описывать картину (репродукцию) как устно, так и письменно.

Метапредметные: Способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

 

Ход урока.

1 Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

-Часто ли вы посещаете галереи, выставки?

-Какие галереи вам известны? 

-Каких художников вы знаете?

- А кто из вас посещает художественную школу?

- Какие жанры живописи вам известны? Слайд 1 (разные жанры живописи)

- А что это за жанр «натюрморт»? (Выслушать версии детей, один работает со словарем)

3. Постановка цели и  определение  темы.

Слайд2 (Картина)

- С какой целью на доске появилось изображение этой картины ?

-Как вы думаете, какова цель урока?

(научиться, как работать с картиной, как её описывать)

- Верно, сегодня на уроке мы будем работать с картиной Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

-Какие вы знаете типы речи? ( Повествование, Описание, рассуждение)

Слайд 3 (типы речи)

-А какой тип речи можно использовать при работе с натюрмортом?

 (описание)

-Сформулируйте тему урока. ( Описание картины)

- Давайте запишем в тетради число, классная работа, тема урока.

4. Беседа по картине.

-С чего можно начать разговор о картине?

Верно, с рассказа о художнике (Сообщение уч-ся).

-Что вы узнали об этом о художнике?

-Давайте обратимся к  заданию упр 323( читает уч-ся)

-Что же мы должны сделать? (рассмотреть картину, отдельные предметы, обратить внимание на то, как художник расположил их, какие краски использовал)

В  этой  картине  заключена  удивительная  тайна. Её  могут  открыть  только  внимательные  зрители.

Итак, перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

- Какие главные предметы изображены на картине? Цветы, фрукты, птица

-По ходу нашей беседы будем работать над таблицей (3 столбика)

Что?

Где? На столе

Какие?

Цветы

В центре, в вазе

белыми и нежно-розовыми на длинных стеблях

Фрукты:

Веточки смородины

 

яблоки

 

 

 

 

виноград

 

 

на самом краешке стола

 

на картине слева

 

 

 

справа

за яблоком

 

свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. )

румяное

большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется, брызнут сейчас сладким соком.

 

птичка

На верхней части виноградной кисти

изящная с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку

бабочки

Над цветами и фруктами

 

 

Подберите определения  к словам:

ваза- большая, стеклянная, прозрачная и др.

цветы- ароматные, свежесрезанные, нежные, изумительные и др.

яблоко-  сладкое, сочное, наливное и др.

виноград – спелый, иссиня-черный,  сладкий;

 

 Что поместил художник в центре своей картины?

( В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет.)

- Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

-Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

( На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

- Что изобразил художник на картине слева?

(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. )

- Что мы видим справа от вазы?

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется, брызнут сейчас сладким соком.

На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)

- Что еще на картине привлекает ваше внимание?

(Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.) друг другу руки.»)

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

- Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены теплым летним солнцем, согреты его яркими лучами.)

-Итак, мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

-Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение)

- В какой части текста мы можем использовать составленную таблицу?( В основной)

5. Работа с карточками в группах. Ответить на вопросы для вступления

1. Что перед нами за картина? Кто автор?

2. Что вы видите на картине?

3. Назовите жанр картины

(Фёдор Петрович  Толстой  - замечательный  русский художник  и  скульптор.   ( Прокомментировать тире.)

Передо мной его натюрморт «Цветы, фрукты, птица».

Картина рассказывает нам о красоте живого мира.)

- О чем мы должны сказать в конце сочинения? (Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт. В чем его загадка?)

6. Игра  «Подбери  слово»

Я  буду  называть  2 слова, а вы  выберете  из  них  одно, наиболее  подходящее 

к  этой  картине.

 Какая  это  картина?

Радостная, унылая? (красивая, нарядная)

Сказочная, скучная? (необыкновенно  красивое  сочетание  красок)

Тревожная, спокойная? (полная  гармония  цветов  и животных)

Загадочная, обычная?

 

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? (Удовольствие, радость, наслаждение, теплоту, свежесть букетов и их запахи)

- Какова же будет главная мысль нашего описания?( Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.) 

7. Задание: закончите предложения:

Мое внимание на полотне привлекло…

В центре  холста художник изобразил…

Справа и слева от вазы с цветами художник поместил…

Спелость и сочность винограда автор подчеркнул с помощью…

Райская пеночка, сидящая на виноградной кисти, придает картине

Основная мысль произведения заключается в …

Если бы у картины не было имени, я бы ее назвал

-                    

8. Итоги, рефлексия

Итак, ребята, что мы сделали сегодня на уроке? Какая цель перед нами стояла?

Достигли ли мы этой цели? Что узнали новое на сегодняшнем уроке?

А что вам понравилось?

 

 

 

 

Описание предметов, изображённых на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»)

Описание предметов, изображённых на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»)

Описание предметов, изображённых на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»)

Описание предметов, изображённых на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»)

Описание предметов, изображённых на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»)

Описание предметов, изображённых на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»)

Описание предметов, изображённых на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»)

Описание предметов, изображённых на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»)

Описание предметов, изображённых на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»)

Описание предметов, изображённых на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020