Урок №
__5__ класс
Дата_________
Описание предметов, изображённых на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»)
Цель: Подготовить учащихся к описанию натюрморта Ф.П. Толстого
Задачи урока:
1. Знать особенности натюрморта как жанра живописи.
2. Знать особенности текста-описания картины.
3. Уметь строить монологическое высказывание (формулировать свою позицию), давать
полный и доказательный ответ на вопрос.
4. Уметь работать в паре.
5. Закрепить изученные орфографические и пунктуационные правила.
6. Продолжить развитие словарного запаса, кругозора.
7. Продолжить развитие эстетических чувств, воображения, любви к прекрасному.
Оборудование урока:
1. Натюрморты Ф,П.Толстого
2. Презентация
3. Таблица (для работы над композицией текста, словарными словами).
4. Карточки с заданиями (для работы в парах)
Планируемые результаты.
Предметные: (Объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «описание», особенности описания; уметь различать описание картины, репродукции, редактировать текст (сочинение –описание) учащегося; описывать картину (репродукцию) как устно, так и письменно.
Метапредметные: Способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока.
1 Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
-Часто ли вы посещаете галереи, выставки?
-Какие галереи вам известны?
-Каких художников вы знаете?
- А кто из вас посещает художественную школу?
- Какие жанры живописи вам известны? Слайд 1 (разные жанры живописи)
- А что это за жанр «натюрморт»? (Выслушать версии детей, один работает со словарем)
3. Постановка цели и определение темы.
Слайд2 (Картина)
- С какой целью на доске появилось изображение этой картины ?
-Как вы думаете, какова цель урока?
(научиться, как работать с картиной, как её описывать)
- Верно, сегодня на уроке мы будем работать с картиной Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
-Какие вы знаете типы речи? ( Повествование, Описание, рассуждение)
Слайд 3 (типы речи)
-А какой тип речи можно использовать при работе с натюрмортом?
(описание)
-Сформулируйте тему урока. ( Описание картины)
- Давайте запишем в тетради число, классная работа, тема урока.
4. Беседа по картине.
-С чего можно начать разговор о картине?
Верно, с рассказа о художнике (Сообщение уч-ся).
-Что вы узнали об этом о художнике?
-Давайте обратимся к заданию упр 323( читает уч-ся)
-Что же мы должны сделать? (рассмотреть картину, отдельные предметы, обратить внимание на то, как художник расположил их, какие краски использовал)
В этой картине заключена удивительная тайна. Её могут открыть только внимательные зрители.
Итак, перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
- Какие главные предметы изображены на картине? Цветы, фрукты, птица
-По ходу нашей беседы будем работать над таблицей (3 столбика)
Что? |
Где? На столе |
Какие? |
Цветы |
В центре, в вазе |
белыми и нежно-розовыми на длинных стеблях |
Фрукты: Веточки смородины
яблоки
виноград
|
на самом краешке стола
на картине слева
справа за яблоком |
свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.) Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. ) румяное большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется, брызнут сейчас сладким соком.
|
птичка |
На верхней части виноградной кисти |
изящная с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку |
бабочки |
Над цветами и фруктами |
|
Подберите определения к словам:
ваза- большая, стеклянная, прозрачная и др.
цветы- ароматные, свежесрезанные, нежные, изумительные и др.
яблоко- сладкое, сочное, наливное и др.
виноград – спелый, иссиня-черный, сладкий;
Что поместил художник в центре своей картины?
( В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет.)
- Как художник показывает прозрачность воды в вазе?
(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)
-Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?
( На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)
- Что изобразил художник на картине слева?
(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. )
- Что мы видим справа от вазы?
(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется, брызнут сейчас сладким соком.
На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)
- Что еще на картине привлекает ваше внимание?
(Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.) друг другу руки.»)
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
- Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?
(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены теплым летним солнцем, согреты его яркими лучами.)
-Итак, мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.
-Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение)
- В какой части текста мы можем использовать составленную таблицу?( В основной)
5. Работа с карточками в группах. Ответить на вопросы для вступления
1. Что перед нами за картина? Кто автор?
2. Что вы видите на картине?
3. Назовите жанр картины
(Фёдор Петрович Толстой - замечательный русский художник и скульптор. ( Прокомментировать тире.)
Передо мной его натюрморт «Цветы, фрукты, птица».
Картина рассказывает нам о красоте живого мира.)
- О чем мы должны сказать в конце сочинения? (Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт. В чем его загадка?)
6. Игра «Подбери слово»
Я буду называть 2 слова, а вы выберете из них одно, наиболее подходящее
к этой картине.
Какая это картина?
Радостная, унылая? (красивая, нарядная)
Сказочная, скучная? (необыкновенно красивое сочетание красок)
Тревожная, спокойная? (полная гармония цветов и животных)
Загадочная, обычная?
- Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? (Удовольствие, радость, наслаждение, теплоту, свежесть букетов и их запахи)
- Какова же будет главная мысль нашего описания?( Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)
7. Задание: закончите предложения:
Мое внимание на полотне привлекло…
В центре холста художник изобразил…
Справа и слева от вазы с цветами художник поместил…
Спелость и сочность винограда автор подчеркнул с помощью…
Райская пеночка, сидящая на виноградной кисти, придает картине…
Основная мысль произведения заключается в …
Если бы у картины не было имени, я бы ее назвал
-
8. Итоги, рефлексия
Итак, ребята, что мы сделали сегодня на уроке? Какая цель перед нами стояла?
Достигли ли мы этой цели? Что узнали новое на сегодняшнем уроке?
А что вам понравилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.