Описание используемых современных технологий в учебном процессе и в организации воспитательной работы с обучающимися.
Компьютерные технологии
давно нашли широкое применение в образовательном процессе современной школы.
Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования
интерактивных средств, в физическом воспитании носят, как правило, частный
характер: создание баз данных школьников, мониторинг их физического развития и
физической подготовленности, проектный метод, – и не имеют широкого
распространения в школьной практике.
Метод проектов позволяет создать «естественную среду», т.е. условия деятельности,
максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей
учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность
формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также
освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную
компетентности.
Этот вид деятельности включает следующие этапы:
· разработка проектного замысла (анализа ситуаций, анализ проблемы, планирование, целеполагание);
· реализация проектного замысла;
· оценка результатов проекта
Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует
всегда иного качества или показывает путь к его получению. В терминологии
«проект» так же часто связывается с понятием «проблема».
Такое понимание проекта открывает широкие возможности для его
использования в образовательном процессе. Перед учителем ставятся иные –
дидактические или воспитательные цели. На основе такого перенесения
познавательной деятельности в искусственные условия образовательного процесса
формируется учебная деятельность. То же можно сказать об исследовательской,
творческой, игровой, проектной деятельности. Таким образом,
под проектом я подразумеваю специально организованный учителем и
самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий по разрешению значимой
для учащегося проблемы. Роль учителя при выполнении проектов изменяется в
зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог
выступает как помощник. Он не передает знания, а обеспечивает деятельность
школьников:
ü консультирует;
ü мотивирует;
ü помогает;
ü
наблюдает.
Ученик при выполнении проекта:
1. выбирает (принимает решения);
2. выстраивает систему взаимоотношений как с учителем так и с одноклассниками
(если командный проект);
3. (самооценка).
Межпредметная интеграция на уроках и внеклассных мероприятий пробуждает интерес
учащихся к творческой и научно-исследовательской работе.
Компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации.
Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств
видеотехники – позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности
(например, поставить ученика в положение участника соревнований).
В учебном процессе и в организации
воспитательной работы по физической культуре применение интерактивной
доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта
(волейбол, баскетбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив
технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это
необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью
маркера на доске во время показов слайдов рисуются стрелками направления движения
ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Можно стрелками предположить полет
мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим
действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.
Результатами использования интерактивной доски являются:
а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности;
б) заинтересованность учащихся в изучении техники приемов игры волейбол и
баскетбол;
в) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях);
Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с
использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического
материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и
многообразнее.
Одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по
физическому воспитанию является олимпиада по предмету «Физическая культур».
Основной особенностью олимпиады является тесная сопряжённость её содержания с
учебным материалом школьной программы и одновременная проверка
качества его освоения школьниками в жёстких условиях конкурсных
испытаний.
Поэтому в настоящее время возрастает роль использования ИКТ при
подготовке к олимпиаде по предмету «физическая культура», учителя и ученики
могут использовать информацию, предоставленную на портале Всероссийской
олимпиаде.
Хочется отметить, что средства ИКТ уже не вызывают страх у большинства
участников образовательного процесса и многие сходятся во мнении, что чувствуют
себя более уверенно и комфортно, применяя ИКТ на уроках и во внеклассной
деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.