Описание опыта "Развитие образовательных компетенций учащихся в системе интегрированных уроков"
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика
9 кл—11 кл
20.02.2019
Главный результат работы любого любого учителя- это образованность ученика. Важной образованностью любого ученика является использование учителем образовательных технологий. Роль интегрированных уроков является важной в настоящее время. У этих уроков есть будущее. Уроки математики удобно интегрировать с уроками географии, химии, физики.
Развитие образовательных компетенций в системе интегрированных уроков.docx
"Развитие образовательных компетенций учащихся в рамках предмета
«Математика» в системе интегрированных уроков"
Описание опыта
Информационный блок
1. Наименование темы опыта: "Развитие образовательных компетенций учащихся в рамках
предмета «Математика» в системе интегрированных уроков"
2. Актуальность опыта: Одна из основных целей обучения математике в школе – овладение
математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для
изучения смежных дисциплин, для продолжения образования. Проблема повышения
образовательной компетентности учащихся в изучении математики через интеграцию обучения
на данный момент является актуальной, так как в этом направлении можно увидеть явную
недостаточную осознанность усвоения учащимися программного материала, разрозненное
восприятие содержания учебных программ. Поэтому
необходимо актуализировать
практическую значимость математических знаний, через систему интегрированных уроков,
развития у школьников нравственных представлений о природе математики, месте математики в
системе наук и роли математического моделирования в научном познании и практике.
3. Диапазон работы: система уроков математики в 511 классах
4. Длительность работы над опытом: 2013 2018г.
Описание технологии опыта
1. Ведущая идея опыта:
Интеграция предметов в современной школе одно из направлений активных поисков новых
педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических
коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.
Смысл использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается
эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность
каждого предмета со своими целями, задачами, программой.
Структура интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью,
логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой
информативной ёмкостью материала.
2. Теоретическая база опыта:
В ходе опыта разрабатывается система интегрированных уроков, уроков с широким
использованием межпредметных связей, внеклассных мероприятий на основе концепции
интеграционного обучения.
3. Описание сути опыта
Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения математики можно
рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования
личности, добиваясь более качественных результатов. Компетентностный подход в настоящее
время является общепризнанным подходом к оценке результатов школьного обучения.
Образовательные компетенции обусловлены личностно деятельностным подходом к
образованию, т.к. относятся к личности ученика, а также проверяются только в процессе
выполнения им определенным образом составленного комплекса действий. Образовательные компетенции позволяют решать проблему, типичную для российской
школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают
значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения
конкретных задач или проблемных ситуаций.
Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений,
навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов
реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально
значимой продуктивной деятельности.
Кроме этого, качество образования на современном этапе понимается как уровень
специфических, межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией
личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей
деятельности, жизненной ситуации. Данную проблему, на мой взгляд, можно разрешить,
включая в преподавание курса математики интегрированные уроки (математика + физика,
математика + химия, математика + биология, математика + информатика), либо используя
отдельные приёмы, которые позволяют продемонстрировать взаимопроникновение дисциплин,
междисциплинарные связи, научить комплексно использовать школьные знания.
Роль интегрированного урока в образовательном процессе:
обучение
•
•
•
•
•
•
предполагает качественно новую форму обучения и
Интегрированное
характеризуется органичной целостностью на следующих уровнях:
содержательном, основой которого является единство диалектических связей, явлений,
процессов, фактов, законов, однородность трактовок понятий, категорий;
технологическом,
познания
методов
логических), опытом творческой деятельности обучающихся;
•
структурнологическом, связанном с реконструкцией содержания базовых учебных дисциплин;
• функциональном, проявляющемся в направленности формирования целостной картины мира
обусловленном единством
(диалектических,
на основе ценностной ориентированности обучающихся в процессе познания.
Вследствие чего можно сделать вывод, что интегрированное обучение построено на
усилении взаимосвязей всех компонентов содержания разных предметных областей
(разделов программы), отражающего в той или иной степени целостную картину мира в его
естественных взаимосвязях и взаимозависимостях и направленного на формирование знаний,
умений и навыков, способствующих разностороннему развитию личности обучающихся.
В конечном итоге интеграционные процессы в обучении предполагают:
а) в системе знаний преобразования количественные и качественные с учетом знаний многих
областей науки;
б) в системе умений развитие до специфики научнопознавательной деятельности;
в) в системе навыков и отношений углубление и расширение вплоть до возможности
построения философских умозаключений и синтеза новых знаний на основе полученных.
Интеграция учебных предметов предполагает выполнение трех условий:
осуществление сближения разнородных элементов, понятий, установление межпредметных
связей, проведение систематизации понятий и явлений;
установление целостности на основе единых задач и конечной цели, классификация
понятий и явлений интегрируемых предметов;
курс построен по единой программе, и для его реализации используются единые
идентифицированные методологические приемы.
В рамках традиционных учебных предметов одним из самых доступных способов
осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:
вопервых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а
зачастую предметы образовательного цикла, направленные на изучение отдельных явлений
этого детства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты; вовторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к
активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно
следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
втретьих, форма интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных
видов работы в течение урока поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что
позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки
раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость,
перенапряжение обучающихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности,
резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения,
внимания, мышления, речи и памяти;
вчетвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в
образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные
специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных, хорошо
подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует
интеграция в начальной школе;
впятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые
можно использовать для дополнительных уроков практической направленности;
вшестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества
педагоги, способствует раскрытию способностей.
В результате можно сделать вывод, что интегрированные уроки дают обучающемуся
достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет. Основной акцент
приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного
мышления.
Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности
обучающихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать
сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и
событиям окружающей жизни.
Общие подходы к методике проведения интегрированных уроков
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Преимущества интегрированных уроков перед традиционным уроком заключаются в том, что
интегрированные уроки в большей степени:
способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса
обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
способствуют развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать,
делать выводы; интенсификации учебновоспитательного процесса, снимают перенапряжение,
перегрузку;
углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, способствуют формированию
разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают
или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных предметах;
интегрированные уроки позволяют систематизировать знания;
•
• формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки
учебного труда,
способствуют росту профессионального мастерства педагога, так как требуют от него
владения методикой интенсификации учебновоспитательного процесса, осуществления
деятельностного подхода в обучении.
Основными закономерностями интегрированного урока являются, следующие аспекты:
весь урок подчинен авторскому замыслу, урок объединяется основной мыслью (стержень
урока);
урок составляет единое целое, этапы урока это фрагменты целого;
этапы и компоненты урока находятся в логикоструктурной зависимости;
отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;
•
•
•
•
•
• •
•
•
•
цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но
и смысловую связанность. Связанность структуры достигается последовательно, но не
исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очередность действий, во втором
выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).
Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научноделовое
построение, в котором, с точки зрения содержания важны: комплекс знаний и умений и
свободное оперирование ими, соотношение изученного и изучаемого, соединение отдельных
зачетов в одно общее, предупреждение недочетов.
Методы интегрированного обучения разнообразны, но преследуют общие цели:
активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение
понятий, образов, представлений из других дисциплин);
рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требуют привлечения
знаний из разных предметов (например, информатики);
исследовательский метод (обучающиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об
одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними,
применяют совместно выработанные учебные умения).
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых
будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но
интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его
проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала
методами других наук, других учебных предметов.
В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
Самое узкое место интегрированного урока это технология взаимодействия двух учителей,
последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала,
продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по
разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из
них может выступать ведущим, а другой ассистентом или консультантом; весь урок может
вести один педагог в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него
используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный
урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно
терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и
формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить
понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт обучающихся и
теорию его понимания, систематизировать изученный материал.
Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы,
содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для
интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы,
определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно
также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические
навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке,
становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему
учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока,
поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им
определяться.
Изложение школьных предметов настолько разрозненно, что ученик не видит единой логики,
не способен построить общую картину мира. «Скорость, с которой движется тело» в
физических задачах, и «скорость движения легкового автомобиля» в математической задачке
кажутся для него совершенно разными понятиями. Не секрет, что зачастую, учащиеся не могут
использовать известные факты из математики на уроках физики, химии, информатики и т.д., и наоборот, при решении математических задач, очень затрудняет работу присутствие в задачах
физического и другого специфического содержания.
При разработке системы интегрированных уроков изучила их технологические особенности,
так как интегрированный урок — это специально организованный урок. Его цель может быть
достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленных на рассмотрение
и решение какойлибо пограничной проблемы. Он позволяет добиться целостного,
синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в
себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
При подготовке интегрированного урока я выделяю следующие этапы:
• Согласование учебных программ по предметам в трактовке общих понятий и во времени их
изучения.
• Отбор материала, требующего интеграции знаний учеников при его изучении, закреплении,
обобщении и контроле. При этом устраняется несогласованность в терминах, обозначениях
для одних и тех же величин в разных учебных предметах. Итогом данной работы может
быть составление примерной тематики предстоящих уроков, определение времени их
проведения.
Рассматривание интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по предметам, выбор
темы и цели урока с межпредметным содержанием.
•
• Выбор формы интегрированного урока. Составление плана урока, определение методов
контроля и оценки школьников, методов и средств обучения.
Типы и формы этих уроков могут быть различны, при этом широко используются групповые
формы работы учащихся, исследовательская работа, проектная деятельность, разноуровневые
задания, мультимедиа, интернеттехнологии.
Интеграция в обучении позволяет мне выполнить развивающую функцию, необходимую для
всестороннего и целостного развития личности учащегося, развития интересов, мотивов,
потребностей к познанию. В своей практике я пробовала проведение уроков различных типов:
формирования новых знаний, обучения умениям и навыкам, повторения, контроля, но наиболее
эффективными я считаю их проведение при углублении, обобщении и систематизации знаний
школьников. Данные уроки по дидактическим приемам наиболее разнообразны по форме
проведения: семинары, конференции, имитационные игры, соревнования и т.д. При проведении
таких занятий увеличивается их эффективность за счет перехода от коллективной
деятельности к индивидуальной. В этом случае в процесс подготовки входит большая
предварительная самостоятельная работа учеников, которая состоит из трех этапов:
• Подготовительный этап.
Четко формулирую цели урока, учебнопознавательные задачи, для решения которых
необходимо привлечение знаний из нескольких предметов, разрабатываю форму, определяю
методы проведения урока, планирую эксперимент, подбираю и анализирую литературу
интегрируемых наук. С учениками провожу организационную работу деление на группы,
выбор для каждой группы темы работы, исследования. Затем дети самостоятельно работают
каждый над своей темой. В период подготовки и проведения интегрированных уроков
использую различные материалы и средства, характерные для обучения в целом и специфичные
для данного урока. В этом случае активно развиваются коллективные формы обучения. Работа
в группах формирует, шлифует каждую личность через микроколлектив в процессе
сотрудничества, общения. Контролирую отобранный ребятами материал по объему и
содержанию, корректирую его, если необходимо, знакомлю с его содержанием.
• Проведение урока
Во время проведения урока учителю отводится организующая роль. Группы выступают по
очереди. При этом оценивается способность излагать материал научно, лаконично, образно и
логично, умение выделять главное, сопровождать свое выступление экспериментом, демонстрацией, наглядными пособиями. При работе групп выступает каждый, и от его
подготовки зависит общая оценка всей группы. Материал может излагаться в виде диалога
между членами группы либо между группами. .
• Итоги урока.
Изучив дополнительную литературу, оценив реальную ситуацию проведения таких уроков,
решила разработать несколько уроков данной направленности. Вот что получилось у меня.
Свои первые интегрированные уроки я провела в 2013 году.
Использование межпредметных связей на уроках
• Математика – география
В курсе математики 6 класса рассматриваются столбчатые и круговые диаграммы, вычисляют
среднее арифметическое, читают графики. И все это как нельзя, кстати, для получения
среднемесячной, среднегодовой температур воздуха, а для вычисления расстояния между
двумя точками координатной оси нахождения амплитуды температуры воздуха. Ребята
учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от
высоты. Чтобы увидеть наглядное представление о количестве осадков в течение года и по
месяцам, строят столбчатые и круговые диаграммы.
А так же в 6 классе к изучению темы «Прямоугольная система координат», использую
географическую карту мира с градусной сеткой. При изучение темы “Масштаб” проводила
урок, где были рассмотрены понятия числового и линейного масштаба, ознакомила учащихся с
приёмами перевода числового масштаба географических карт в линейный и наоборот. Попутно
учащимся были предложены задачи и упражнения по географии. Практическое применение
числового масштаба было проиллюстрировано на примерах определения расстояния между
двумя пунктами, изображёнными на топографических картах с разными масштабами.
На уроках математики темы "Функции. Свойства функций" использую географический
материал по теме "Реки России".
• Математика –физика
При решении задач с физическим содержанием использую карточки с формулами, а так же
презентации и видео записи физических явлений. Контроль знаний осуществляю, заполняю
оценочный лист.
Оценочный лист по теме «Подсчет по физическим формулам». 9 класса.
№ Ф.И.
Повторение Домашние
работы
Зачётная
работа
Теория
Итоговая
оценка
1
2
3
В старшей школе при изучении тем «Производная» и «Превообразная» использование
межпредметных связей, считаю, является необходимым условием, так как помогает понять не
только суть многих природных явлений, но и причину появления дифференциально
интегрального исчисления. Задачи на экстремум включены в задания повышенного и высокого уровня при итоговой
аттестации в форме и по материалам ЕГЭ, поэтому при их решении на уроках, я знакомлю
учащихся с различными способами их решения: дифференцированием, выделением полного
квадрата, ограниченности функций, а также с помощью физических, (химических) формул.
• Математика – химия
В математике есть ряд текстовых задач, которые вызывают затруднение у учащихся при их
решении. К таким задачам можно отнести задачи на растворы, смеси и сплавы. Практическое
значение этих задач огромно. Самостоятельно справиться с ними могут немногие. Вместе с
этим они являются хорошим средством развития мышления учащихся. Трудности при решении
этих задач могут возникать на различных этапах: составления математической модели,
решения полученной модели; анализа математической модели. При решении большинства задач
этого вида, удобнее использовать таблицу, которая нагляднее и короче обычной записи с
пояснениями. Зрительное восприятие определенного расположения величин в таблице дает
дополнительную информацию, облегчающую процесс решения задачи и её проверки. В задачах
этого типа прослеживается системный подход к решению задач. Происходит успешная
отработка и закрепление интеллектуальных умений (анализ, синтез, аналогия, обобщение.
конкретизация и т.д.). Опыт показал, что учащиеся не знавшие вначале, как подойти к решению
этих задач, в конце темы успешно заполняли таблицу и получали верный ответ
• Алгебра – геометрия
Еще один способ активизации мышления при повторении изученного материала – это
криптограммы, кроссворды, ребусы. Составляю их сама, или пользуюсь готовыми. Применяю
при индивидуальном опросе, групповой работе, но эффективнее всего в парах.
Проведение внеклассных мероприятий по предметам
Но даже нестандартные формы проведения уроков не могут дать такой возможности для
интеграции как внеклассные мероприятия по предмету. В школе проводятся неделя
математики, физики и информатики, научнопрактическая конференция.
Кроме этого, мои ученики принимают активное участие в районной исследовательской
конференции по математике и занимают призовые места.
Я считаю целесообразным включать в содержание преподавания факты из науки, а также из
жизни и деятельности ученных, так как это дает возможность ребенку понять, что в основе
всех научных достижений человек и его интеллектуальная деятельность. Так, в сентябре
октябре 2018 года в 56 классах реализовался проект «Великие жизни в математике», учащиеся
готовили рефераты по данной теме, а портреты математиков и краткая информация о них
размещены на стенде в кабинете математики. В прошлом учебном году мои ученики 8 класса
работали над проектом «Золотое сечение в математике и биологии»
Одно из направлений в моей работе: подготовка одаренных учащихся к олимпиадам. Как
выявить такого ребенка? Как не оттолкнуть тех, кто не учиться на «хорошо и отлично», но
обладает смекалкой? В 56 классах, в течение года я предлагаю желающим задачи
олимпиадного характера. При составлении текстов олимпиадных заданий, конечно, не
обойтись без практических задач.
Приходя на урок математики, ученики забывают о том, что надо писать правильно, уходя, о
том, что умеют считать правильно. А потребности общества таковы, что ставиться вопрос о
формировании нового интегративного способа мышления, необходимо развивать способность к
переносу знаний из одной области в другую, умения анализировать и синтезировать знания.
Интересно использовать на уроках интегративные диктанты репродуктивного типа, это
позволяет активизировать мыслительные способности учащихся, а если проводить их в
микрогруппах, то за сравнительно короткое время можно узнать интересы ребенка и наметить пути его развития. Данный вид работы занимает 35 минут и может проводиться как в
письменной, так и в устной форме. Наиболее приемлем такой вид работы в 68 классах.
К составлению заданий такого типа можно привлекать и самих учащихся, это развивает
кругозор и эрудицию ребенка.
Все приёмы, о которых я рассказала, показали их высокую эффективность не только для
повышения мотивации в изучении предметов, но и для развития познавательных способностей
школьников, их общеучебных умений и навыков, создания ситуации успеха и в конечном итоге
качественного формирования знаний.
4. Результативность опыта:
Интегрированное обучение стимулирует тягу к знаниям, укрепляет интерес к предмету,
расширяет заинтересованность, углубляет знания, способствует становлению интересов
профессионального плана, развитию научного стиля мышления учащихся, формирует
комплексный подход к учебным предметам. А так же формирует убеждение учащихся, что они
могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в
учебнике; приобщает школьников к научноисследовательской деятельности.
Интегрированный урок – это урок, на котором осуществляются синтез и систематизация
знаний различных дисциплин в единое целое, творческое взаимодействие преподавателя и
обучающихся.
Интегрированные уроки являются действенным способом формирования целостной картины
мира у обучающихся, активизируют понимание связей между явлениями в природе, обществе
и мире в целом.
Цель интегрированного урока в получении обучающимися не только новых знаний и
информации в более стройной системе, но и умений творчески мыслить, решать проблемы,
опираясь на систематизированную и интегрированную информацию.
Структура интегрированных уроков разнообразна; они могут быть проведены в виде лекции,
конференции, семинарского и практического занятия, урока творчества, лаборатории,
дистанционного урока, профилькласса, мультимедиаурока и т.д.
При организации и планировании таких уроков педагогу важно учитывать следующие условия:
в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двухтрех различных предметов,
поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если
общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые
необходимы для ее реализации. Проведение интегрированного урока двумя педагогами
требует их психологической совместимости, такта, умения слышать партнера, корректности
оценок и строгого разграничения компетенций;
интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости обучающихся за счет
переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании
требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности
обучающихся на уроке;
при проведении интегрированное урока педагогами (ведущими разные предметы) требуется
тщательная координация действий.
Таким образом, все основные темы курса математики находят активное применение в изучении
предметов практически всех образовательных областей.
•
•
•
Описание опыта "Развитие образовательных компетенций учащихся в системе интегрированных уроков"
Описание опыта "Развитие образовательных компетенций учащихся в системе интегрированных уроков"
Описание опыта "Развитие образовательных компетенций учащихся в системе интегрированных уроков"
Описание опыта "Развитие образовательных компетенций учащихся в системе интегрированных уроков"
Описание опыта "Развитие образовательных компетенций учащихся в системе интегрированных уроков"
Описание опыта "Развитие образовательных компетенций учащихся в системе интегрированных уроков"
Описание опыта "Развитие образовательных компетенций учащихся в системе интегрированных уроков"
Описание опыта "Развитие образовательных компетенций учащихся в системе интегрированных уроков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.