Описание природы. Зима.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Balakireva T.A._konspect.doc
МБОУ СОШ № 82 г. Владивосток ____________________________________________________________________________________ Тема урока Организационная информация «Описание природы. Зима » Предмет Класс Автор урока (ФИО, должность) Образовательное учреждение Республика/край, город/поселение Русский язык 6 Балакирева   Татьяна   Анатольевна,   учитель   русского языка  и литературы МБОУ СОШ № 82   Приморский край, г. Владивосток Тип урока Цели урока Методическая информация Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения.  Познакомиться с  особенностями текстов  описания природы: композицией, языковыми  средствами, стилем речи.  Подготовиться к написанию сочинения­ описания, используя личные наблюдения; в  качестве образца произведения признанных  мастеров слова, иллюстрации.  Продолжить работу над развитием творческих  способностей, воспитывать чувство  прекрасного у учащихся. Задачи урока  Мотивировать учащихся на создание  сочинения­описания  Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о стилях речи, средствах связи предложений в  тексте  Познакомить с особенностями описательных  Знания,   умения,   навыки   и   качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока текстов  Учить созданию собственных текстов и их  частей. Ученики актуализируют знания о стилях речи,  типах речи, отработают умение правильно писать  слова, используемые при описании природы,  расставлять знаки препинания в предложении с  однородными членами; приобретут знания о  тексте­описании, сравнивают описание зимы в  живописи, музыке и у мастеров художественного  слова, совершенствуют навыки редактирования  текста, учатся писать вступление и заключение Необходимое материалы   оборудование   и Урок проводится в компьютерном классе, презентация, мультимедиапроектор,  карточки,  «рабочий лист»,МБОУ СОШ № 82 г. Владивосток ____________________________________________________________________________________ музыка Вивальди «Времена года. Зима»,  Подробный конспект урока 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя  1 Оформление записи в тетрадях: число, «классная  работа» ­ Ребята, сегодня у нас с вами урок развития  речи. Мы будем готовиться к написанию  сочинения. О чем оно будет, я прошу ответить  вас после просмотра небольшого  видеоматериала. (Слайды № 1­ 10) –  автоматическая смена слайдов)  (Просмотр материала – 1,5 мин.) Заранее  подготовленный учащийся читает наизусть  стихотворение Н. Наджми «Зима»            ­ Чему же будет посвящен наш урок? (Ответы  учащихся)  Правильно. Записываем тему урока: «Описание  3. Словарная работа.  природы. Зима» (слайд № 11) ­ Что такое описание?  Что лежит в его основе?  (Ответы учащихся) Сверяем правильность своих ответов. ( слайд № 12) 4. Учащиеся получают индивидуальные  задания для работы у доски . 5.Работа с классом: ­ Зима – прекрасное время года. Она вдохновляла на  создание великолепных произведений очень многих  художников и композиторов. А какие ассоциации  вызывает у вас слово «зима»? (слайд № 13) Ответы учащихся, оформление записи в  «рабочий лист»( см. приложение) Зима – это… ­ Без чего зиму трудно себе представить? (без  снега) ­ С помощью каких глаголов можно передать  чарующую красоту снега? (Ответы учащихся).  Оформление записи  в «рабочий лист» Снег ____________(блестит, переливается,  сверкает)( слайд №13) ­ Объясните орфограммы в записанных  глаголах. ­ Чем являются эти глаголы в предложении?  ( Однородными членами и синонимами) (слайдМБОУ СОШ № 82 г. Владивосток ____________________________________________________________________________________ №14) ­ Составьте схему этого предложения,  объясняющую знаки препинания.(слайд № 14) ­ Вспомните расстановку знаков препинания в  предложениях с однородными членами и  выполните задание № 3 «рабочего листка»  (выполнение работы – 3 минуты) Какую роль играют синонимы в тексте,  в  предложении? ( Помогают избежать  неоправданного повтора слов). Как еще можно  избежать этой ошибки? ( Используя  описательный оборот, и местоимения в качестве сцепляющих слов) Редактирование текста (слайд № 15). Задание   № 4 «рабочего листка» ­ время выполнения  работы 5 минут) Озвучивание результатов. Что еще может стать предметом описания  зимней природы? (Ответы учащихся) – слайд  №16.  Небо­ Солнце – Воздух – Используя слова для справок, подбираем к  каждому слову подходящие определения.  (Время выполнения работы ( 3 минуты) _ Чем являются эти прилагательные в тексте?  (Эпитетами) 1) Лексико­орфографическая работа:  нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто­  розовый, густо­синий в тени, опаловый в лунную  ночь, переливающийся звездами, ослепительно­  блестящий на солнце, снежный покров, воздушно­ легкие снега, воздушная пышность, ноздреватый,  рыхлый, пушистый, зернистый. Сыпался, как  стеклянный дождь, падающий с елки; звенел,  хрустел. 2)Зимний   день,   морозный   воздух,   солнечный   луч, еловый   лес,   березовый   пень,   прозрачный   воздух, голубое небо, сиреневый туман. ­ Признаком какого стиля речи являются эпитеты?  (Художественного) Работа с художественным текстом  Пришвина «Первый мороз» ­ упр. 83 (Читает  наизусть заранее подготовленный учащийся) 6. Проверяем работу у доски:  7. Работа с классом.МБОУ СОШ № 82 г. Владивосток ____________________________________________________________________________________ Примерные ответы учеников ­ Ночь (молчаливое  течение ночи,  величавое) ­ Первый мороз  ( изморозь на земле, на  траве, на деревьях, и от этого все кажется  седым) ­ Солнце и обильная  роса как алмазы ­ Королева – сосна. ­ Сколько и каких иллюстраций вы нарисовали  бы к этой миниатюре? (Словесное рисование) Вопросы, активизирующие внимание к деталям  картин, к языку описания ­ Как писатель дает нам  понять, что первый мороз  был легким, нестрашным?  ( Лужи не замерзали,  явилось солнце – и все  обдалось сильной росой) ­ Как писатель выразил  свое отношение к  рисуемой картине?  ( Королева – сосна  особенно была хороша;  молодой собакой прыгала  в груди моей радость) ­ Почему он использует  такое сравнение? (Возможно, потому что  сам был охотником,  хорошо знал собак, они  были его друзьями;  молодая собака выражает  свою радость особенно  бурно) 8 . Работа по группам: 1 – сильные учащиеся;  2 – слабые 9. Беседа с классом: ­ К какому типу речи принадлежит текст? Как  вы это определили? ­ Как вы это определили? (слайд № 17)  ­ С чего начать сочинение? (слайд № 18) –  оформление записей в «рабочий листок»­  (время работы 3 минуты) ­ Как закончить работу над сочинением? ( слайд № 19) (время работы 3 минуты) Используется  музыкальное сопровождение (Вивальди  «Времена года. Зима»). ­ Что необходимо, по вашему мнению, для того, чтобы научиться описывать природу? Вот как на этот вопрос ответил К. Паустовский  (слайд № 20) ­ Это вам совет перед работой, которую вы  будете выполнять дома.МБОУ СОШ № 82 г. Владивосток ____________________________________________________________________________________ 10. Домашнее задание (слайд № 21) Написать сочинение на тему: «Зимняя сказка», «Каким я видел снег утром  (вечером)», «Морозные узоры на моем окне» и  др. В помощь учителю Использованные литература (если имеются)   источники   и Обоснование,   почему   данную   тему оптимально   изучать   с   использованием медиа­,   мультимедиа,   каким   образом осуществить  Советы   по   логическому   переходу   от данного урока к последующим Другое  .  ru  .  moi    ­ 1Учебник «Русская речь Е. И. Никитина – упр. 83 3.Копилочка активных методов обучения ­  www  universitet   Использование   мультимедиа   позволяет   увеличить объём   тренировочных   упражнений,   создать   условия для   индивидуальной   и   дифференцированной   работы. Теоретический   материал   снабжён   рисунками,   что способствует развитию образного мышления, музыка и иллюстрации  помогают лучше представить  то, о чем предстоит писать в сочинении.    уроках   развития   речи   учащиеся На   следующих   познакомятся   с   описанием   помещения,   затем описанием костюма, где будут опираться на знания о текстах­ описаниях,  полученные на данном уроке Вместо   слайдов   №   1­10   можно   использовать видеозарисовку «Пейзажи России»