МБОУ СОШ № 82 г. Владивосток
____________________________________________________________________________________
Тема урока
Организационная информация
«Описание природы. Зима »
Предмет
Класс
Автор урока (ФИО, должность)
Образовательное учреждение
Республика/край, город/поселение
Русский язык
6
Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского
языка и литературы
МБОУ СОШ № 82
Приморский край, г. Владивосток
Тип урока
Цели урока
Методическая информация
Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения.
Познакомиться с особенностями текстов
описания природы: композицией, языковыми
средствами, стилем речи.
Подготовиться к написанию сочинения
описания, используя личные наблюдения; в
качестве образца произведения признанных
мастеров слова, иллюстрации.
Продолжить работу над развитием творческих
способностей, воспитывать чувство
прекрасного у учащихся.
Задачи урока
Мотивировать учащихся на создание
сочиненияописания
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания
о стилях речи, средствах связи предложений в
тексте
Познакомить с особенностями описательных
Знания, умения, навыки и качества,
которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики в ходе урока
текстов
Учить созданию собственных текстов и их
частей.
Ученики актуализируют знания о стилях речи,
типах речи, отработают умение правильно писать
слова, используемые при описании природы,
расставлять знаки препинания в предложении с
однородными членами; приобретут знания о
текстеописании, сравнивают описание зимы в
живописи, музыке и у мастеров художественного
слова, совершенствуют навыки редактирования
текста, учатся писать вступление и заключение
Необходимое
материалы
оборудование
и
Урок проводится в компьютерном классе, презентация,
мультимедиапроектор, карточки, «рабочий лист»,МБОУ СОШ № 82 г. Владивосток
____________________________________________________________________________________
музыка Вивальди «Времена года. Зима»,
Подробный конспект урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя
1 Оформление записи в тетрадях: число, «классная
работа»
Ребята, сегодня у нас с вами урок развития
речи. Мы будем готовиться к написанию
сочинения. О чем оно будет, я прошу ответить
вас после просмотра небольшого
видеоматериала. (Слайды № 1 10) –
автоматическая смена слайдов)
(Просмотр материала – 1,5 мин.) Заранее
подготовленный учащийся читает наизусть
стихотворение Н. Наджми «Зима»
Чему же будет посвящен наш урок? (Ответы
учащихся)
Правильно. Записываем тему урока: «Описание
3. Словарная работа.
природы. Зима» (слайд № 11)
Что такое описание? Что лежит в его основе?
(Ответы учащихся)
Сверяем правильность своих ответов.
( слайд № 12)
4. Учащиеся получают индивидуальные
задания для работы у доски
.
5.Работа с классом:
Зима – прекрасное время года. Она вдохновляла на
создание великолепных произведений очень многих
художников и композиторов. А какие ассоциации
вызывает у вас слово «зима»? (слайд № 13)
Ответы учащихся, оформление записи в
«рабочий лист»( см. приложение)
Зима – это…
Без чего зиму трудно себе представить? (без
снега)
С помощью каких глаголов можно передать
чарующую красоту снега? (Ответы учащихся).
Оформление записи в «рабочий лист»
Снег ____________(блестит, переливается,
сверкает)( слайд №13)
Объясните орфограммы в записанных
глаголах.
Чем являются эти глаголы в предложении?
( Однородными членами и синонимами) (слайдМБОУ СОШ № 82 г. Владивосток
____________________________________________________________________________________
№14)
Составьте схему этого предложения,
объясняющую знаки препинания.(слайд № 14)
Вспомните расстановку знаков препинания в
предложениях с однородными членами и
выполните задание № 3 «рабочего листка»
(выполнение работы – 3 минуты)
Какую роль играют синонимы в тексте, в
предложении? ( Помогают избежать
неоправданного повтора слов). Как еще можно
избежать этой ошибки? ( Используя
описательный оборот, и местоимения в качестве
сцепляющих слов)
Редактирование текста (слайд № 15). Задание
№ 4 «рабочего листка» время выполнения
работы 5 минут)
Озвучивание результатов.
Что еще может стать предметом описания
зимней природы? (Ответы учащихся) – слайд
№16.
Небо
Солнце –
Воздух –
Используя слова для справок, подбираем к
каждому слову подходящие определения.
(Время выполнения работы ( 3 минуты)
_ Чем являются эти прилагательные в тексте?
(Эпитетами)
1) Лексикоорфографическая работа:
нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто
розовый, густосиний в тени, опаловый в лунную
ночь, переливающийся звездами, ослепительно
блестящий на солнце, снежный покров, воздушно
легкие снега, воздушная пышность, ноздреватый,
рыхлый, пушистый, зернистый. Сыпался, как
стеклянный дождь, падающий с елки; звенел,
хрустел.
2)Зимний день, морозный воздух, солнечный луч,
еловый лес, березовый пень, прозрачный воздух,
голубое небо, сиреневый туман.
Признаком какого стиля речи являются эпитеты?
(Художественного)
Работа с художественным текстом
Пришвина «Первый мороз» упр. 83 (Читает
наизусть заранее подготовленный учащийся)
6. Проверяем работу у доски:
7. Работа с классом.МБОУ СОШ № 82 г. Владивосток
____________________________________________________________________________________
Примерные ответы
учеников
Ночь (молчаливое
течение ночи,
величавое)
Первый мороз
( изморозь на земле, на
траве, на деревьях, и от
этого все кажется
седым)
Солнце и обильная
роса как алмазы
Королева – сосна.
Сколько и каких иллюстраций вы нарисовали
бы к этой миниатюре? (Словесное рисование)
Вопросы, активизирующие
внимание к деталям
картин, к языку описания
Как писатель дает нам
понять, что первый мороз
был легким, нестрашным?
( Лужи не замерзали,
явилось солнце – и все
обдалось сильной росой)
Как писатель выразил
свое отношение к
рисуемой картине?
( Королева – сосна
особенно была хороша;
молодой собакой прыгала
в груди моей радость)
Почему он использует
такое сравнение?
(Возможно, потому что
сам был охотником,
хорошо знал собак, они
были его друзьями;
молодая собака выражает
свою радость особенно
бурно)
8 . Работа по группам:
1 – сильные учащиеся;
2 – слабые
9. Беседа с классом:
К какому типу речи принадлежит текст? Как
вы это определили?
Как вы это определили? (слайд № 17)
С чего начать сочинение? (слайд № 18) –
оформление записей в «рабочий листок»
(время работы 3 минуты)
Как закончить работу над сочинением? ( слайд
№ 19)
(время работы 3 минуты) Используется
музыкальное сопровождение (Вивальди
«Времена года. Зима»).
Что необходимо, по вашему мнению, для того,
чтобы научиться описывать природу?
Вот как на этот вопрос ответил К. Паустовский
(слайд № 20)
Это вам совет перед работой, которую вы
будете выполнять дома.МБОУ СОШ № 82 г. Владивосток
____________________________________________________________________________________
10. Домашнее задание (слайд № 21)
Написать сочинение на тему:
«Зимняя сказка», «Каким я видел снег утром
(вечером)», «Морозные узоры на моем окне» и
др.
В помощь учителю
Использованные
литература (если имеются)
источники
и
Обоснование, почему данную тему
оптимально изучать с использованием
медиа, мультимедиа, каким образом
осуществить
Советы по логическому переходу от
данного урока к последующим
Другое
. ru
. moi
1Учебник «Русская речь Е. И. Никитина – упр. 83
3.Копилочка активных методов обучения www
universitet
Использование мультимедиа позволяет увеличить
объём тренировочных упражнений, создать условия
для индивидуальной и дифференцированной работы.
Теоретический материал снабжён рисунками, что
способствует развитию образного мышления, музыка и
иллюстрации помогают лучше представить то, о чем
предстоит писать в сочинении.
уроках развития речи учащиеся
На следующих
познакомятся с описанием помещения,
затем
описанием костюма, где будут опираться на знания о
текстах описаниях, полученные на данном уроке
Вместо слайдов № 110 можно использовать
видеозарисовку «Пейзажи России»