МБОУ СОШ № 82 г. Владивосток
____________________________________________________________________________________
Тема урока
Организационная информация
«Описание природы. Зима »
Предмет
Класс
Автор урока (ФИО, должность)
Образовательное учреждение
Республика/край, город/поселение
Русский язык
6
Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского
языка и литературы
МБОУ СОШ № 82
Приморский край, г. Владивосток
Тип урока
Цели урока
Методическая информация
Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения.
Познакомиться с особенностями текстов
описания природы: композицией, языковыми
средствами, стилем речи.
Подготовиться к написанию сочинения
описания, используя личные наблюдения; в
качестве образца произведения признанных
мастеров слова, иллюстрации.
Продолжить работу над развитием творческих
способностей, воспитывать чувство
прекрасного у учащихся.
Задачи урока
Мотивировать учащихся на создание
сочиненияописания
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания
о стилях речи, средствах связи предложений в
тексте
Познакомить с особенностями описательных
Знания, умения, навыки и качества,
которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики в ходе урока
текстов
Учить созданию собственных текстов и их
частей.
Ученики актуализируют знания о стилях речи,
типах речи, отработают умение правильно писать
слова, используемые при описании природы,
расставлять знаки препинания в предложении с
однородными членами; приобретут знания о
текстеописании, сравнивают описание зимы в
живописи, музыке и у мастеров художественного
слова, совершенствуют навыки редактирования
текста, учатся писать вступление и заключение
Необходимое
материалы
оборудование
и
Урок проводится в компьютерном классе, презентация,
мультимедиапроектор, карточки, «рабочий лист», МБОУ СОШ № 82 г. Владивосток
____________________________________________________________________________________
музыка Вивальди «Времена года. Зима»,
Подробный конспект урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя
1 Оформление записи в тетрадях: число, «классная
работа»
Ребята, сегодня у нас с вами урок развития
речи. Мы будем готовиться к написанию
сочинения. О чем оно будет, я прошу ответить
вас после просмотра небольшого
видеоматериала. (Слайды № 1 10) –
автоматическая смена слайдов)
(Просмотр материала – 1,5 мин.) Заранее
подготовленный учащийся читает наизусть
стихотворение Н. Наджми «Зима»
Чему же будет посвящен наш урок? (Ответы
учащихся)
Правильно. Записываем тему урока: «Описание
3. Словарная работа.
природы. Зима» (слайд № 11)
Что такое описание? Что лежит в его основе?
(Ответы учащихся)
Сверяем правильность своих ответов.
( слайд № 12)
4. Учащиеся получают индивидуальные
задания для работы у доски
.
5.Работа с классом:
Зима – прекрасное время года. Она вдохновляла на
создание великолепных произведений очень многих
художников и композиторов. А какие ассоциации
вызывает у вас слово «зима»? (слайд № 13)
Ответы учащихся, оформление записи в
«рабочий лист»( см. приложение)
Зима – это…
Без чего зиму трудно себе представить? (без
снега)
С помощью каких глаголов можно передать
чарующую красоту снега? (Ответы учащихся).
Оформление записи в «рабочий лист»
Снег ____________(блестит, переливается,
сверкает)( слайд №13)
Объясните орфограммы в записанных
глаголах.
Чем являются эти глаголы в предложении?
( Однородными членами и синонимами) (слайд МБОУ СОШ № 82 г. Владивосток
____________________________________________________________________________________
№14)
Составьте схему этого предложения,
объясняющую знаки препинания.(слайд № 14)
Вспомните расстановку знаков препинания в
предложениях с однородными членами и
выполните задание № 3 «рабочего листка»
(выполнение работы – 3 минуты)
Какую роль играют синонимы в тексте, в
предложении? ( Помогают избежать
неоправданного повтора слов). Как еще можно
избежать этой ошибки? ( Используя
описательный оборот, и местоимения в качестве
сцепляющих слов)
Редактирование текста (слайд № 15). Задание
№ 4 «рабочего листка» время выполнения
работы 5 минут)
Озвучивание результатов.
Что еще может стать предметом описания
зимней природы? (Ответы учащихся) – слайд
№16.
Небо
Солнце –
Воздух –
Используя слова для справок, подбираем к
каждому слову подходящие определения.
(Время выполнения работы ( 3 минуты)
_ Чем являются эти прилагательные в тексте?
(Эпитетами)
1) Лексикоорфографическая работа:
нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто
розовый, густосиний в тени, опаловый в лунную
ночь, переливающийся звездами, ослепительно
блестящий на солнце, снежный покров, воздушно
легкие снега, воздушная пышность, ноздреватый,
рыхлый, пушистый, зернистый. Сыпался, как
стеклянный дождь, падающий с елки; звенел,
хрустел.
2)Зимний день, морозный воздух, солнечный луч,
еловый лес, березовый пень, прозрачный воздух,
голубое небо, сиреневый туман.
Признаком какого стиля речи являются эпитеты?
(Художественного)
Работа с художественным текстом
Пришвина «Первый мороз» упр. 83 (Читает
наизусть заранее подготовленный учащийся)
6. Проверяем работу у доски:
7. Работа с классом. МБОУ СОШ № 82 г. Владивосток
____________________________________________________________________________________
Примерные ответы
учеников
Ночь (молчаливое
течение ночи,
величавое)
Первый мороз
( изморозь на земле, на
траве, на деревьях, и от
этого все кажется
седым)
Солнце и обильная
роса как алмазы
Королева – сосна.
Сколько и каких иллюстраций вы нарисовали
бы к этой миниатюре? (Словесное рисование)
Вопросы, активизирующие
внимание к деталям
картин, к языку описания
Как писатель дает нам
понять, что первый мороз
был легким, нестрашным?
( Лужи не замерзали,
явилось солнце – и все
обдалось сильной росой)
Как писатель выразил
свое отношение к
рисуемой картине?
( Королева – сосна
особенно была хороша;
молодой собакой прыгала
в груди моей радость)
Почему он использует
такое сравнение?
(Возможно, потому что
сам был охотником,
хорошо знал собак, они
были его друзьями;
молодая собака выражает
свою радость особенно
бурно)
8 . Работа по группам:
1 – сильные учащиеся;
2 – слабые
9. Беседа с классом:
К какому типу речи принадлежит текст? Как
вы это определили?
Как вы это определили? (слайд № 17)
С чего начать сочинение? (слайд № 18) –
оформление записей в «рабочий листок»
(время работы 3 минуты)
Как закончить работу над сочинением? ( слайд
№ 19)
(время работы 3 минуты) Используется
музыкальное сопровождение (Вивальди
«Времена года. Зима»).
Что необходимо, по вашему мнению, для того,
чтобы научиться описывать природу?
Вот как на этот вопрос ответил К. Паустовский
(слайд № 20)
Это вам совет перед работой, которую вы
будете выполнять дома. МБОУ СОШ № 82 г. Владивосток
____________________________________________________________________________________
10. Домашнее задание (слайд № 21)
Написать сочинение на тему:
«Зимняя сказка», «Каким я видел снег утром
(вечером)», «Морозные узоры на моем окне» и
др.
В помощь учителю
Использованные
литература (если имеются)
источники
и
Обоснование, почему данную тему
оптимально изучать с использованием
медиа, мультимедиа, каким образом
осуществить
Советы по логическому переходу от
данного урока к последующим
Другое
. ru
. moi
1Учебник «Русская речь Е. И. Никитина – упр. 83
3.Копилочка активных методов обучения www
universitet
Использование мультимедиа позволяет увеличить
объём тренировочных упражнений, создать условия
для индивидуальной и дифференцированной работы.
Теоретический материал снабжён рисунками, что
способствует развитию образного мышления, музыка и
иллюстрации помогают лучше представить то, о чем
предстоит писать в сочинении.
уроках развития речи учащиеся
На следующих
познакомятся с описанием помещения,
затем
описанием костюма, где будут опираться на знания о
текстах описаниях, полученные на данном уроке
Вместо слайдов № 110 можно использовать
видеозарисовку «Пейзажи России»
Описание природы. Зима.
Описание природы. Зима.
Описание природы. Зима.
Описание природы. Зима.
Описание природы. Зима.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.