Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе
Оценка 5

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
дефектология
23.01.2020
Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе
Учитель должен не просто дать детям задания выучить наизусть, а научить, как это можно сделать, как облегчить этот процесс путем активного повторения, группирования материала, складывания плана, выделения главного, установления логических и образных связей и тому подобное.
Опорные конспекты (схемы).docx

Учитель должен не просто дать детям задания выучить наизусть, а научить, как это можно сделать, как облегчить этот процесс путем активного повторения, группирования материала, складывания плана, выделения главного, установления логических и образных связей и тому подобное.

 

Мой опыт применения опорных сигналов, конспектов, схем и т.п.

 

Что касается лично моего опыта работы с обучающимися с умственной отсталостью, могу сказать, что работа с «опорами» вводилась постепенно, во время заучивания стихотворений применялись жесты и движения, изображавшие то или иное событие, развивающееся в сюжете. С помощью жестов осуществлялось объяснение значений слов (при изучении стихотворения В. Степанова «Заглянула осень в сад» например: «заглянула осень в сад» - слово «заглянула» объяснялось по принципу игры с маленьким ребёнком в прятки за ладонями рук, а затем их раскрытие и выглядывание из-за ладоней, «за окном с утра шуршат жёлтые метели» - во время слова «жёлтые» демонстрировался жёлтого цвета предмет, «под ногами тонкий лёд крошится, ломается» - делали шаги ногами, имитировавшие разламывание льда в лужах, «воробей в саду вздохнёт, а запеть стесняется» - вздыхали и разводили руками с грустным выражением лица и т.п.). следует отметить, что на следующем уроке и спустя достаточно длительное время, ребята с удовольствием рассказывают данное стихотворение с использованием жестикуляции и мимики.

После того, как дети привыкли к небольшой «инсценировке» стихотворений, им разрешалось и приветствовалось изображение героев при прослушивании аудиокниг (Н. Носов «Живая шляпа»), причём, начинала процесс одна девочка, а затем к ней подключались другие дети и, при повторном прослушивании, уже разыгрывался целый спектакль-пантомима. Дети старались передать настроение героев, распределяли роли.

Привыкание к процессу рисования опорных схем было не для всех простым делом. Но в итоге, все ребята активно и с удовольствием пользуются предложенные им схемы, многие создают свои собственные и достаточно эффективно их применяют.

Результатом работы в данном направлении является то, что дети, обучаясь в 4 классе, спокойно воспроизводят и стихотворения, и рассказы, которые изучали во втором, в третьем классе по опорным схемам, которые нужны им для восстановления в памяти того или иного произведения, и делают это с удовольствием, чувствуя себя при этом успешными. 5 ребят из моего класса принимали участие в муниципальном конкурсе для детей с ОВЗ «Стихи о весне», из них: 3 ребёнка имеют дипломы участников конкурса, двое ребят получили грамоты за 2 и 3 места.

Также определённые опорные сигналы и схемы применяются при изучении предметов русский язык и математика. Русский язык:

- твёрдый согласный – «молоток» - подчёркиваем одной чертой, мягкий согласный – «две ручки под щёчку и на голову подушку» - подчёркиваем двумя чертами;

- звонкий согласный – «колокольчик» - язычок бьётся о две стенки – подчёркиваем двумя чертами и т.п.

Математика:

- алгоритм решения задач (картинка была найдена в сети Интернет) – домик: 1 фундамент – краткое условие задачи, 2 стена – постановка вопроса к задаче, 3 верхняя часть стены – решение задачи, 4 крыша – ответ к задаче. Причём, особое внимание уделяется постановке вопроса и ее записи, чтобы при написании ответа ребята могли воспользоваться вопросом.

Применение опорных сигналов и схем позволяет развивать логическое мышление и ребята с удовольствием принимают участие в тестированиях ЦДО «Снейл» по логике, где большую часть задач могут решить с незначительной помощью и предпринимают попытки выстроить объяснение своего выбора ответа.

Считаю данное направление работы перспективным, имеющим хорошие результаты, мотивирующим детей к обучению, способствующим хотя бы минимальному зарождению анализа и критического мышления и однозначно улучшающим и развивающим память.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые опорные схемы, применявшиеся и применяющиеся на уроках в период обучения со 2 по 4 коррекционный класс

Подарки осени

 

Ходит Осень по полянам.

-Что ты, Осень, принесла нам?
С нами поделись ты!
-Вот рябины кисти.
Вот орехи спелые.
Вот грибы вам белые.
Вот вам-подосиновики,
Сыроежки синенькие!

А ещё тяжёлые

Бронзовые жёлуди.

Мой букет красив и ярок,

Принесла я вам подарок:

Солнца тёплого лучи,

Лёгонький мороз в ночи,

Золотого клёна ветки

И душистый виноград,

И золотистый листопад.

 

Е. Благинина





 

https://infourok.ru/user/picina-olga-viktorovna1/material

(Обобщающий урок «Время листьям опадать»)

Скучная картина!.. 

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца...

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла!

   

А. Плещеев

 

https://infourok.ru/user/picina-olga-viktorovna1/material

(Обобщающий урок «Время листьям опадать»)

В октябре

 

Серый день короче ночи.

Холодна в реке вода.

Серый дождик землю мочит.

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи.

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи.

Утепляются дома.

 

Г. Ладонщиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://infourok.ru/user/picina-olga-viktorovna1/material (Г.Ладонщиков «В октябре»)

Лес осенью

 

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно.

Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней –
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

 

А. Твардовский

https://infourok.ru/user/picina-olga-viktorovna1/material

(Обобщающий урок «Время листьям опадать»)

Заяц

 

Я боюсь, я боюсь

Волка и кукушку.

Я боюсь, я боюсь

Жабу и лягушку.

Я боюсь, я боюсь

Муравья и мушку,

И ужа, и ежа,

И чижа, и стрижа.

Поглядите, как дрожат

Ушки на макушке.

 

Е. Тараховская

 

 

https://infourok.ru/user/picina-olga-viktorovna1/material  (Е.Тараховская «Заяц»)

Пин и Гвин

 

В Антарктиде среди льдин

Жили-были Пин и Гвин.

Ни мороза, ни метели

Не боятся два дружка.

На холодной спят постели,

Одеяло из снежка.

Рады льдине два пингвина-

Два весёлых малыша.

И для Пина, и для Гвина

Здесь погода хороша!

 

В. Приходько

https://infourok.ru/user/picina-olga-viktorovna1/material (В. Приходько «Пин и Гвин»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схемы, дорисованные детьми.

 

 

https://infourok.ru/user/picina-olga-viktorovna1/material

(М. Пришвин «Ёж»)

Потешка

 

Пекла кошка пирожки
Из гороховой муки.
Лист из печки вынула -
На пол опрокинула.
Покатился колобок
Прямо мышке под порог.
Мышка Прасковья пищит из подполья:
- Катись, колобок,
На мышкин зубок!
Мышка-то рада,
А кошке досада.

Самостоятельная работа детей по рисованию опорной схемы

 

Где лежало «спасибо»

За ночь выросли сугробы
В парке, во дворе, в саду,
Пробираясь еле-еле,
Я по улице иду.
И налево погляжу я,
И направо погляжу:
— Это кто ж там снег сгребает? —
Самого себя спрошу.
Это бабушка – соседка.
Надо бабушке помочь!
У неё беру лопату,
Я помочь всегда не прочь!
Всё отчистил?
От работы
У меня лицо горит.
Улыбнулась мне старушка
И «спасибо» говорит.
Мне приятно слышать это,
Ведь порядком я устал…
Вот и вышло, что «спасибо»
Я под снегом отыскал.

Р. Тимершин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема, самостоятельно придуманная ребёнком (по собственной инициативе) к стихотворению Р. Тимершина «Где лежало спасибо?»

 

 

                                                                                                                             

Подарок

 

В Новый год под яркой елкой 
Я нашла подарок свой.
В старой обувной коробке 
Спал котенок золотой.

Носик кнопкой, хвостик кистью,
Лапки в белых башмачках,
А усищи-то, усищи!
И полоски на боках.

Заберу его в кроватку.
Тихо песенку спою.
Чтобы спал он сладко - сладко
Сказку на ночь расскажу!


С. Суворова

 

 

Птичка 

Вышел я на перемене во двор. Погода чудесная. Ветра нет. Дождя нет. Снега нет. Только солнышко светит. Вдруг вижу, крадётся куда-то кошка. Куда, думаю, кошка крадётся? Любопытно мне стало. И я осторожно за кошкой пошёл. Вдруг кошка — прыг! Гляжу, у неё в зубах птичка. Воробышек. Я хвать кошку за хвост и держу.
— А ну, отдай птичку! — кричу. — Сейчас же отдай!
Отпустила кошка птичку — и бежать.
Принёс я птичку в класс.
Кусочек хвоста у неё оторван.
Все окружили меня, кричат:
— Глядите, птичка! Живая птичка!
Учитель говорит:
— Кошки птичек за горло хватают. А здесь повезло твоей птичке. Кошка ей только хвост повредила.
Просят меня подержать дать. Но я её никому не дал. Птички не любят, когда их держат.
Положил я птичку на подоконник. Обернулся, а птички нет. Ребята кричат:
— Лови! Лови! Улетела птичка.
Но я не горевал. Ведь я спас её. А это самое главное.

 

В. Голявкин

 

 

Котенок

 

Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.

 

Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде…
Так и быть, зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта…
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть — как бархат,
Хвост — трубой…
До чего ж хорош собой!

 

Е. Благинина

Осенние денёчки

 

Осенние денёчки,

В саду большие лужи.

Последние листочки

Холодный ветер кружит.  

Вон листочки жёлтые,

Вон листочки красные.

Соберём в кошёлку

Мы листочки разные!  

Будет в комнате красиво,

Скажет мама нам спасибо.

 

О Высотская

 

Детство

 

Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

И. Суриков

 

Русский язык

 

Данные опорные сигналы применяются для обозначения предмета и действия предмета, помогают запоминать способы обозначения предметов и их действий. Также применяются опорные сигналы для обозначения твёрдых (молоток) и мягких согласных (подушка) и т.п.

Математика (алгоритм решения задач) информация из Интернет. Данная опорная схема активно используется мной на уроках математики и хорошо себя зарекомендовала.

 

Блок-схема: извлечение: 4. ОТВЕТНадпись: 3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИНадпись: 2. ВОПРОС К ЗАДАЧЕНадпись: 1.	УСЛОВИЕ ЗАДАЧИhttps://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7-pz7a4GPDXRSuFMiaBRNjEGDAY-fXA5xOG8g=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

 

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе

Опорные конспекты и схемы для работы в коррекционном классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020