Учитель должен не просто дать детям задания выучить наизусть, а научить, как это можно сделать, как облегчить этот процесс путем активного повторения, группирования материала, складывания плана, выделения главного, установления логических и образных связей и тому подобное.
Мой опыт применения опорных сигналов, конспектов, схем и т.п.
Что касается лично моего опыта работы с обучающимися с умственной отсталостью, могу сказать, что работа с «опорами» вводилась постепенно, во время заучивания стихотворений применялись жесты и движения, изображавшие то или иное событие, развивающееся в сюжете. С помощью жестов осуществлялось объяснение значений слов (при изучении стихотворения В. Степанова «Заглянула осень в сад» например: «заглянула осень в сад» - слово «заглянула» объяснялось по принципу игры с маленьким ребёнком в прятки за ладонями рук, а затем их раскрытие и выглядывание из-за ладоней, «за окном с утра шуршат жёлтые метели» - во время слова «жёлтые» демонстрировался жёлтого цвета предмет, «под ногами тонкий лёд крошится, ломается» - делали шаги ногами, имитировавшие разламывание льда в лужах, «воробей в саду вздохнёт, а запеть стесняется» - вздыхали и разводили руками с грустным выражением лица и т.п.). следует отметить, что на следующем уроке и спустя достаточно длительное время, ребята с удовольствием рассказывают данное стихотворение с использованием жестикуляции и мимики.
После того, как дети привыкли к небольшой «инсценировке» стихотворений, им разрешалось и приветствовалось изображение героев при прослушивании аудиокниг (Н. Носов «Живая шляпа»), причём, начинала процесс одна девочка, а затем к ней подключались другие дети и, при повторном прослушивании, уже разыгрывался целый спектакль-пантомима. Дети старались передать настроение героев, распределяли роли.
Привыкание к процессу рисования опорных схем было не для всех простым делом. Но в итоге, все ребята активно и с удовольствием пользуются предложенные им схемы, многие создают свои собственные и достаточно эффективно их применяют.
Результатом работы в данном направлении является то, что дети, обучаясь в 4 классе, спокойно воспроизводят и стихотворения, и рассказы, которые изучали во втором, в третьем классе по опорным схемам, которые нужны им для восстановления в памяти того или иного произведения, и делают это с удовольствием, чувствуя себя при этом успешными. 5 ребят из моего класса принимали участие в муниципальном конкурсе для детей с ОВЗ «Стихи о весне», из них: 3 ребёнка имеют дипломы участников конкурса, двое ребят получили грамоты за 2 и 3 места.
Также определённые опорные сигналы и схемы применяются при изучении предметов русский язык и математика. Русский язык:
- твёрдый согласный – «молоток» - подчёркиваем одной чертой, мягкий согласный – «две ручки под щёчку и на голову подушку» - подчёркиваем двумя чертами;
- звонкий согласный – «колокольчик» - язычок бьётся о две стенки – подчёркиваем двумя чертами и т.п.
Математика:
- алгоритм решения задач (картинка была найдена в сети Интернет) – домик: 1 фундамент – краткое условие задачи, 2 стена – постановка вопроса к задаче, 3 верхняя часть стены – решение задачи, 4 крыша – ответ к задаче. Причём, особое внимание уделяется постановке вопроса и ее записи, чтобы при написании ответа ребята могли воспользоваться вопросом.
Применение опорных сигналов и схем позволяет развивать логическое мышление и ребята с удовольствием принимают участие в тестированиях ЦДО «Снейл» по логике, где большую часть задач могут решить с незначительной помощью и предпринимают попытки выстроить объяснение своего выбора ответа.
Считаю данное направление работы перспективным, имеющим хорошие результаты, мотивирующим детей к обучению, способствующим хотя бы минимальному зарождению анализа и критического мышления и однозначно улучшающим и развивающим память.
Некоторые опорные схемы, применявшиеся и применяющиеся на уроках в период обучения со 2 по 4 коррекционный класс |
|
Подарки осени Ходит Осень по полянам.-Что
ты, Осень, принесла нам?
|
https://infourok.ru/user/picina-olga-viktorovna1/material (Обобщающий урок «Время листьям опадать») |
Скучная картина!.. Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца... Чахлая рябина Мокнет под окном, Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла!
А. Плещеев
|
https://infourok.ru/user/picina-olga-viktorovna1/material (Обобщающий урок «Время листьям опадать») |
В октябре
Серый день короче ночи. Холодна в реке вода. Серый дождик землю мочит. Свищет ветер в проводах. Опадают листья в лужи. Хлеб убрали в закрома. До прихода зимней стужи. Утепляются дома.
Г. Ладонщиков
|
https://infourok.ru/user/picina-olga-viktorovna1/material (Г.Ладонщиков «В октябре») |
Лес осенью
Меж редеющих верхушек Треснет мелкий
А. Твардовский |
https://infourok.ru/user/picina-olga-viktorovna1/material (Обобщающий урок «Время листьям опадать») |
Заяц
Я боюсь, я боюсь Волка и кукушку. Я боюсь, я боюсь Жабу и лягушку. Я боюсь, я боюсь Муравья и мушку, И ужа, и ежа, И чижа, и стрижа. Поглядите, как дрожат Ушки на макушке.
Е. Тараховская
|
https://infourok.ru/user/picina-olga-viktorovna1/material (Е.Тараховская «Заяц») |
Пин и Гвин
В Антарктиде среди льдин Жили-были Пин и Гвин. Ни мороза, ни метели Не боятся два дружка. На холодной спят постели, Одеяло из снежка. Рады льдине два пингвина- Два весёлых малыша. И для Пина, и для Гвина Здесь погода хороша!
В. Приходько |
https://infourok.ru/user/picina-olga-viktorovna1/material (В. Приходько «Пин и Гвин») |
|
Схемы, дорисованные детьми.
https://infourok.ru/user/picina-olga-viktorovna1/material (М. Пришвин «Ёж») |
Потешка
Пекла кошка пирожки |
Самостоятельная работа детей по рисованию опорной схемы
|
Где лежало «спасибо» За ночь выросли сугробы Р. Тимершин
|
Схема, самостоятельно придуманная ребёнком (по собственной инициативе) к стихотворению Р. Тимершина «Где лежало спасибо?»
|
Подарок
В
Новый год под яркой елкой С. Суворова |
|
Птичка Вышел я на перемене во двор. Погода чудесная. Ветра нет. Дождя
нет. Снега нет. Только солнышко светит. Вдруг вижу, крадётся куда-то кошка.
Куда, думаю, кошка крадётся? Любопытно мне стало. И я осторожно за кошкой
пошёл. Вдруг кошка — прыг! Гляжу, у неё в зубах птичка. Воробышек. Я хвать
кошку за хвост и держу.
В. Голявкин |
|
Котенок
Я нашла в саду котёнка.
Может быть, его побили, День с утра стоял ненастный, Лужи серые везде… Я взяла его домой, Накормила досыта…
Е. Благинина |
|
Осенние денёчки
Осенние денёчки, В саду большие лужи. Последние листочки Холодный ветер кружит. Вон листочки жёлтые, Вон листочки красные. Соберём в кошёлку Мы листочки разные! Будет в комнате красиво, Скажет мама нам спасибо.
О Высотская
|
|
Детство
Вот моя деревня: Вот свернулись санки, И друзья-мальчишки, Всё лицо и руки И. Суриков |
|
Русский язык
Данные опорные сигналы применяются для обозначения предмета и действия предмета, помогают запоминать способы обозначения предметов и их действий. Также применяются опорные сигналы для обозначения твёрдых (молоток) и мягких согласных (подушка) и т.п. |
|
Математика (алгоритм решения задач) информация из Интернет. Данная опорная схема активно используется мной на уроках математики и хорошо себя зарекомендовала. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.